Когда-то, изучая форумы энтузиастов портативного аудио, я неоднократно натыкался на похвальбу разнокалиберным продуктам CEntrance. При довольно кустарной внешности коробочек, цены за них нельзя было назвать бросовыми. Вкупе со странным названием сначала возникали мысли об управляемом хайпе вокруг очередного китайского самопала. Но в действительности все оказалось не совсем так.

Как-то раз бегло отслушанный усилитель для наушников CEntrance Mini-M8 дал понять, что передо мной весьма толковый и честный исполнитель музыки. Выяснилось, что всем этим делом занимается американский радиоинженер, бывший москвич Михаил, а теперь Майкл Гудман. Поработав на Shure, в студиях звукозаписи и других стартапах, связанных с трансляцией звука, в 2000 году Гудман решил сосредоточиться на проекте CEntrance, где он смог бы полностью контролировать весь процесс — от наброска до готового изделия. Сначала это были решения для музыкантов и студий наподобие MicPort Pro. Компактный предусилитель с помощью единственного USB-подключения обеспечивал фантомное питание микрофона, оцифровку сигнала в 24 бит/96 кГц и выход на наушники. А потом пришло время сбора коробочек для хардкорных аудиофанатов. Вот вам и отгадка угловатого внешнего вида — pro-техника она всегда такая.

К сожалению, тогда более детальное изучение устройства Mini-М8 не состоялось, а потом и сама модель была снята с производства. Зато недавно у CEntrance появился другой аппарат, BlueDAC, который все-таки удалось заполучить на тест и замеры. Но вообще имейте в виду, в отсутствие официального представительства BlueDAC можно обнаружить лишь точечно — в специализированных салонах вроде Doctorhead или Player его не найти, хотя разговоры о CEntrance на тамошних форумах ведутся давно.

Спецификации и измерения

Итак, передо мной крошечное устройство величиной с пачку женских сигарет, но с обещанием дать полватта (или в портативных величинах 500 мВт) мощности на выходе. Оговорюсь сразу, этот обзор в отсутствие наушников с балансным разъемом будет неполным, зато я постараюсь компенсировать его обилием информации по BlueDAC в качестве источника звука для стереосистемы.

Дизайн у нового CEntrence, как и прежде с болтиками, так и сейчас — биополимерный корпус, сделанный на 3D-принтере, выглядит полным антиподом гламурного Chord Mojo. Но, пожалуй, в этой эстетике походной «рабочей лошадки» тоже можно найти свой шарм. С Mojo сравнения продолжатся, поскольку оба этих устройства, хоть и с разницей в сотню долларов, но выступают в одной лиге.

Оба усилителя умеют работать автономно, но для подзарядки Mojo использовал дополнительный разъем mini-USB, в отличие от единой линии в BlueDAC. Правда, это только в режиме Bluetooth, а при работе в качестве USB-ЦАПа подзарядка будет невозможна. В качестве цифро-аналогового конвертера работает наш старый знакомый Asahi Kasei AK4490, заявлена поддержка PCM 32 бит / 384 кГц и DSD128. Радует, что такое устройство оснащено двумя клоками на дискретизации, кратные 44,1 и 48 кГц — т.е. не будет никаких внутренних пересчетов в пользу какой-то одной частоты.

Контроль уровня в BlueDAC выполнен по олдскулу, с помощью колесика. И это единственный вариант управления громкостью. Например, в связке с телефоном вы уже не сможете изменять на нем громкость клавишей, вращайте колесо на BlueDAC — и будет вам музыка. Никаких дополнительных регулировок на чипе, что, пожалуй, правильно.

Степень усиления BlueDAC можно выбирать между Lo или Hi. Поскольку джампер утоплен в корпус, то случайное переключение в кармане исключено. Его сложно поддеть даже ногтем — для этого понадобится ручка или, например, щуп вольтметра, которым я и воспользовался.

В первом случае измеренное напряжение составило чуть менее 0,3 В, т.е. (Lo) предназначен для низкоомной нагрузки. Это даже меньше, чем выдает смартфон, так что для 32-омных арматур пришлось выкручивать громкость на максимум. Положение (Hi) дает прирост сигнала в 10 раз — измеренное напряжение на максимуме получилось 2,88 В, что даже чуть выше стандартного уровня стационарных Hi-Fi-источников.

Производитель заявляет выходной импеданс — 0,4 Ом. Попытки самостоятельного замера BlueDAC дали несколько значений, судите сами, какое из них ближе к действительности.

Обычно цифру выходного импеданса мы получаем по формуле падения напряжения под нагрузкой:

R (вых) = [U(xx)/U(r) – 1] х R

В положении джампера (Lo) на 16 Ом оно составило 0,264/ 0,261 В, что выводит прекрасный импеданс 0,21 Ом. При этом в режиме (Hi) падение напряжения на этой же нагрузке оказалось куда серьезней — с 2,88 на 1,843 В, где импеданс получается почти 9 Ом. Хм… Повторные замеры с увеличением нагрузки до 32 и 64 Ом показали более стабильную картину выходного импеданса в размере 1,5 Ом. Что покажут замеры в RMAA?

АЧХ имеет крутой спад на краю диапазона

Если смотреть показатели без эмуляции нагрузки наушников, т.е. BlueDAC в роли стереоисточника, то результаты выглядят вполне прилично. Такие же цифры можно получить и от CD-плеера или более-менее приличной звуковой карты. АЧХ в диапазоне 20 Гц – 20 кГц мягко привалена на 0,5 дБ, а затем резко отсечена. Дальнейшая проверка «квадратной волной» 100 Гц указывает на применение минимально фазового фильтра с несимметричными фронтами колебаний. Судя по всему, речь идет о применении Short Delay Sharp — самого распространенного из пяти вариантов фильтрации, предусмотренной в спецификации AK4490.

Максимальный динамический диапазон 105,6 дБ соответствует разрешению BlueDAC между 17 и 18 бит, так что заявления о 32 битах — это всего лишь указания размера приемной шины, а не реальное разрешение, которое даже в высокоточных источниках, дай бог, чтобы соответствовало хотя бы 20 бит.

Характер гармонических искажений без нагрузки наушниками

Приборы отмечают определенное количество искажений, но на слух такой характер будет звучать приемлемо. На выходе доминируют вторая и третья гармоники, что будет маскировать искажения более высоких порядков, которые как раз слышать неприятно. Но их и не наблюдается, пока мы не включим низкоомную нагрузку наушниками.

Тестирование под эмуляцией наушниками дает ожидаемый подъем искажений с доминированием гармоник нечетного порядка — т.е. почерк звучания будет без ложной теплоты и скорее холодноватым, «транзисторным». Больше всего искажений, понятное дело, наблюдается при 16 Ом — 0,066%. Но не забывайте, что эти цифры в наушниках с аналогичным импедансом получатся при колоссальной громкости, никто так не слушает. Будет меньше громкость, соответственно, и уменьшатся искажения. При эмуляции наушников 64 Ом искажения уже всего в два раза больше, чем штатное значение выхода BlueDAC, измеренное напрямую.

Обратите внимание, как изменился характер гармоник под нагрузкой 64 Ом

Любопытно было сравнить эти данные с выхлопом BlueDAC в режиме Bluetooth. Замечу, что я использовал базовую версию, не aptX, которую, к сожалению, Apple до сих пор не поддерживает. Что показывают графики?

Сравнение характера АЧХ сигнала 16 бит по кабелю и через Bluetooth
Сравнение характера искажений сигнала 16 бит по кабелю и через Bluetooth, в котором уже доминируют искажения высоких порядков

АЧХ на Bluetooth подрубилась где-то в районе 18 кГц, поднялся шум и выросли искажения, но теперь они сместились в сторону более высокого порядка. Когда на слух разница с USB-подключением оказалась примерно как lossless и МР3 высокого битрейта — т.е. с Bluetooth чуть теплее и тупее саунд. Некритично, но лучше без него, тем более, что область применения этой функции осталась неясной. Подключить BlueDac к какой-то старинной системе и стримить на нее с дивана музыку из телефона? Ну, разве что так. Но пора поговорить о звуке BlueDAC более лирично.

Качество звука на наушниках

Начнем с прямого предназначения — наушников. Я по-прежнему сомневаюсь в уместности специальных усилителей для работы с арматурными драйверами, но разве что с замороченными системами на семь драйверов и низкой чувствительностью. Мои Ultimate Ears Triple Fi10 как в кастоме (так и вторая резервная пара в штатном исполнении) отнеслись к CEntrance BlueDac невозмутимо. В смысле, после планшета и телефона на iOS звучание кардинально не изменилось. Другое дело — Audio-Technica ATH-ESW10.

O-o, какие же это капризные наушники, когда им мало тока… Баса нет, все остальное скребет, как шурупы в консервной банке. А вот с BlueDac они вмиг заиграли по-человечески — звук получился классный, с нормальным транзисторным окрасом, слаженной НЧ-основой и широкой сценой. Обычно на этом месте я сравниваю работу Audio-Technica ATH-ESW10 на Sony PCM-D100, посрамившем немало хваленого портатива. С CEntrance на этот раз получился паритет. Мой рекордер звучал более «гладко», но предпочесть ли подобную нежную вуаль на записи — это уже дело вкуса. Слушать четкую нарезку фонограммы на BlueDac было тоже очень интересно, поскольку подача все-таки оставалась меломанской, захватывающей и не переходила в клинический пересчет деталей.

Кроме того, стоит отметить, что на DSD-материале CEntrance удалось даже прозвучать чуть интересней, чем PCM-D100. Возможно, заслугой тому более короткий протокол декодирования DSD на AK4490 по сравнению с чипом AK4480, установленным в моем Sony. Если сравнить схемы этих ЦАПов, то можно увидеть, что у AK4490 цепь обработки DSD идет напрямую, в обход блока дельта-сигма-модулятора. Этот прогресс в устройствах CEntrance можно только приветствовать, поскольку во время беглого прослушивания прошлой модели Mini-M8, при всех ее достоинствах, мною была отмечена досадная особенность. DSD-записи на Mini-М8 звучали неотличимо от обычных хайрезов, что указывало на внутреннюю переконвертацию DSD-потока в PCM.

Качество звука в стереосистеме

С наушниками разобрались, переходим к стационарному использованию. Поскольку CEntrance не предполагает внешнего отдельного питания, то и единственный источник звука (и помех) для него — это USB шина. CEntrance использует USB-приемник XMOS с кастомизированными драйверами, и хотя везде трубят о Native DSD, в ASIO режиме DSD передается исключительно по DoP-протоколу — проверено в JRiver 23.

Звук на колонках поначалу не вызывает нареканий. Нормальный такой современный саунд, и хотя измерения показывают гладкую АЧХ, иногда он напоминает v-галочку на эквалайзере — мощный мидбас и ВЧ, которые могут поразить воображение. Правда, это похоже на почерк многих современных конвертеров с высокой детальностью, которая не компенсирована надлежащим образом — ламповыми гармонизаторами или другими специальными каскадами. В общем, на колонках звучание напомнило Chord Mojo, у которого некоторая вымученность высоких частот оказалась не совсем по душе. Точнее, не кажется универсальным подходом.

На цифровых вылизанных записях классической музыки такое холодноватое отношение будет даже в плюс — все очень четко очерчено и вытюкано. Но подобный подход приветствуется далеко не везде. Например, на изданиях старой музыки, с их акцентом на вокальном диапазоне, может пропасть аура и оказаться преувеличенным значение сибилянтов. Особенно если речь идет о виниловом рипе, будьте уверены, все недостатки вылезут на передний план, а теплота отдалится на задний.

Впрочем, существует способ отлепить вокал от шипучих инструментов — это любой аудиосигнал загонять принудительно в DSD, как это делает JRiver. Можно даже в минимальный DSD64, чтобы не грузить процессор, разница сразу станет слышной. Меняется и характер фильтрации на высоких частотах. Тогда излишняя навязчивость звука уйдет, вернется гармония, правда, уйдет и огромная размашистая сцена, с которой так любят носиться современные ЦАПы. Зато звук станет более похожим на винил.

Вывод

Как и его дорогой конкурент, Chord Mojo, CEntrance BluDAC не стал универсально безукоризненным источником для всех на свете: арматурных драйверов, тяжелых наушников и стереосистемы. Ну и что? Ничего страшного. Его способности по прямому назначению — при минимальных габаритах четко снабжать током и контролировать даже капризные модели наподобие Audio-Technica ATH-ESW10 — заслуживают безусловной похвалы. Кроме того, следует отметить дружелюбие коммутации BluDAC — его без проблем можно подключить по кабелю и без кабеля к любому портативному или стационарному устройству, чтобы обрабатывать форматы самого высокого разрешения.

Достоинства: грамотная начинка, хорошая отдача тока при малых габаритах, уверенная работа со сложными наушниками, поддержка DSD

Недостатки: дизайн дешевле своей цены, невозможность зарядки в режиме USB-ЦАПа

Официальный сайт: CEntrance BlueDAC

Цена: 400$

Паспортные данные

Входы: асинхронный USB 2.0, Bluetooth

Разрешение (USB): 32 бит (также поддерживается 16 и 24 бит)

Частота дискретизации: 44,1; 48; 88,2; 96; 176,2; 192; 352,4; 384 кГц

Поддержка DSD: DSD64 и DSD128

Особенности: два клок-генератора, с точностью 10 ppm и джиттером 1 пс

Совместимость: iPhone, iPad, Android, Mac, Linux, PC (доступен драйвер для Windows).

Поддержка кодеков Bluetooth: SBC, APTX, MP3, AAC, Faststream

Неравномерность АЧХ (20 Гц – 20 кГц): ±0,5 дБ

Отношение сигнал/шум: -113 дБ

THD+N (полная шкала): 0,002%

THD+N (1 кГц): 0,014%

Взаимопроникновение каналов: -111 дБ

Выходной импеданс: 0,4 Ом

Выходная мощность (32 Ом): 500 мВт (общая)

Поддержка наушников: 16-600 Ом

Максимальный выходной уровень (1 кГц): 2,9 В RMS / 11,3 dBu

Переключение усиления: 20 дБ

Аналоговые выходы: позолоченные 2,5 мм (балансный) и 3,5 (небалансный) мини-джеки

Усилитель: AmpExtreme, работа в классе А, биполярный источник питания

Питание: поддержка стандартного питания 5 В через micro-USB тип B

Зарядка: +5В (2,1 А) от внешнего адаптера

Внутренняя батарея: Li-Polymer на ±9В постоянного тока, 20 часов работы (Bluetooth)

Размеры (ДхШхВ): 110 х 57 х 18 мм

Вес: 120 г