Срез, так сказать, джазовых новинок с поздней осени по нынешнюю весну показывает приятную вещь. А именно: многие играют свое, экспериментируют и заботятся о том, чтобы музыка была listener friendly, что называется. Не то чтобы стараются опопсеть — просто так естественно получается, когда идея хорошая. А идеи в джазе — ок, в «современной импровизационной музыке», оговоримся — берутся из этники, традиции, академической музыки и так далее. К этому все уже привыкли. В нашем обзоре — удачные попытки создать корпус русских джазовых стандартов, постмодернистские игры с еврейским фольклором и биг-бэнд, исполняющий произведение крупной формы.
Mediterranean Deconstruction Ensemble «Day De Senar»
«Ансамбль средиземноморской деконструкции» — так в Москве пишут на афишах название этого ансамбля, лидер которого — ироничный клавишник Григорий Сандомирский. А вокалистка — прекрасная Алина Ростоцкая.
Сандомирский изучал всякие разные еврейские музыкальные традиции; играет и традицию, и свое на основе тех ладов. К счастью, никакой иронии, приколов, эклектики и прочего постмодерна. Этот конкретный альбом, «Day De Senar», собрание сефардских песен и двух композиций Сандомирского — праздник нежных ностальгических чувств и тихой радости. Душещипательные мелодии, увлекательные импровизации и прочувствованная игра всех музыкантов. (Повторюсь в сотый раз, что очень радует, что московские джазмены — или, точнее, музыканты с джазовым образованием — все чаще играют и продвигают свои оригинальные идеи.)
Алина Ростоцкая своим ангельским голосом гипнотизирует — она во всех своих проектах так поступает, тут все ясно. Прекрасен тонкий кларнетист Андрей Бессонов — у него эдакий умеренный авангард типа Давида Кракауэра; прошу прощения за сравнения, они тут не нужны, на самом деле. Саксофонист Анатолий Осипов, также известный по собственному проекту (вообще «Ансамбль» — это супергруппа по сути), легко перемещается от авангарда к традиции и так далее.
Если стилистически определять — то это этно-джаз. Но, проще говоря, это просто классные песни!
Анна Бутурлина «Осторожно <музыка>»
Анна Бутурлина — одна из немногих наших джазовых певиц, известных за пределами нашего гетто благодаря озвучиванию мультяшных персонажей. Анна Бутурлина умеет петь какими угодно голосами, хоть как Билли Холидей на сорокапятке — правда, сам слышал живьем. А свой голос — узнаваемый более чем. Этот альбом, если кратко — попытка создать корпус джазовых песен на русском языке. Эдакий New Standards от Бутурлиной. Исполняется, например, «Я тебя люблю» Морального кодекса, «Большой лошадиный секрет» («…для маленькой такой компании») Татьяны и Сергея Никитиных и «Infant Eyes» Уэйна Шортера — к этой пьесе певица сама сочинила русский текст. По-моему, такого еще не бывало.
Комбо Бутурлиной — лучшие московские джазмены среднего поколения: пианист Алексей Беккер, барабанщик Саша Зингер, контрабасист Макар Новиков, трубач Петр Востоков. Запись сделана еще в 2011 году, но из-за каких-то непонятных терок насчет авторских прав (вот тут ей-богу станешь поборником «копилефта») пролежала на полке посчитайте сколько. Но это единственный шероховатый момент, все остальное — просто прелесть.
Steve Smith & Vital Information NYC Edition «Heart of the City»
Немного про более или менее традиционный, даже, можно сказать, семидесятнический, джаз-рок и фьюжн. Нью-Йоркский проект знаменитого барабанщика Стива Смита (ex-Journey) — это, понятно, горячий семидесятнический фьюжн. Не прямолинейный, интересный — с умом и практически танцевальным вайбом. Альбом прям и открывается по-наглому: фанк-кавером на пьесу «Mr. P.C.» Джона Колтрейна.
Среди музыкантов квинтета — известный по многим проектам пианист/клавишник Марк Соскин. На «дудках» — мощные саксофонисты Энди Фуско и Джордж Брукс, то и дело вступающие в борьбу.
Ну и last, but not least: по-моему, это лучшая обложка джазового альбома последнего времени.
The Oleg Lundstrem Big Band «The Twelve Months. Suite by Boris Frumkin» (2 CD)
Вот это действительно нетривиальный проект — оркестр Олега Лундстрема («легендарный», как принято говорить про таких людей) играет авторское джазовое произведение большой формы — сюиту Бориса Фрумкина «12 месяцев». 12 пьес, месяцы привязаны к джазовой истории.
Пролог — кутерьма, санки всякие; январь тоже бодрый, с морозцем и горячим баритон-саксофоном Романа Секачева (на альбоме Бутурлиной он тоже играет, кстати). Или, например, июль с колтрейновскими мотивами — Джон Колтрейн умер в июле 1967. Напоминает «My Favorite Things» Джона Колтрейна; блистает Олег Грымов на сопрано-саксофоне. Август имеет отношение к покойному шефу оркестра, Олегу Лундстрему: именно в августе ему попала в руки пластинка Дюка Эллингтона, после чего будущий главный советский джазмен и решил организовать джаз-банду.
Ну а признак/призрак прошедших времен в «Августе» — «квакающая» труба с сурдиной. За такие штуки в «совке» джаз и гнобили, собственно. А теперь вот в Доме Музыки записывают эдакий джазовый опус магнум и выпускают на «Мелодии».
Wayne Escoffery «Vortex»
В этот обзор попало несколько российских коллективов, но и американец Уэйн Эскоффери — тоже наш, можно сказать.
Тенор- и сопрано-саксофониста Уэйна Эскоффери начал приглашать в Москву Олег Бутман еще лет десять назад. У Бутмана-младшего и его супруги, пианиста-композитора Натальи Смирновой-Бутман с Уэйном сложился тут вполне хороший коллектив, записавший альбом «Passion» (2009). Москва — это, конечно, прекрасно, но в Штатах у Эскоффери тоже много чего происходит. В общем, все его альбомы, что появляются в iTunes, стоят того, чтобы послушать.
Он — прям современный Уэйн Шортер, особенно когда на сопрано играет. (Олег Бутман говорил автору этих строк, что, собственно, на тезку своего Эскоффери чуть не молится.) Здесь уже сам состав прекрасен: Дейв Кикоски — фортепиано, Угонна Окево на контрабасе и Ральф Питерсон за барабанами. Тоже, кстати, люди все в наших краях известные, как и guest — трубач Джереми Пелт. Название «Водоворот» отсылает к завихрениям жизни, в которой находится место расизму. Это, конечно, важная тема, но обсуждать ее сил уже нет. Просто слушайте музыку и, черт возьми, наслаждайтесь ею!