Финской компании Penaudio уже немало лет и разных моделей в ее истории было предостаточно. Но выпустив эту акустику, Penaudio сделала действительно нечто новое — этому не было аналогов в прошлом ни по масштабу, ни по использованным технологиям и решениям.

Разрабатывалась эта модель долго и затратно - несколько лет, и приличное количество ресурсов, как людских, так и денежных на пробы, эксперименты и доводку до желаемого результата. Хотели сделать что-то, что сами могли бы счесть неким личным эталоном. Получилось интересно. Да и по звуку, пожалуй, преемственность есть, но в то же время звучание другое, взрослее что-ли. Но об этом позже — сначала внешний осмотр и изучение конструкции.

Penaudio Karelia — действительно крупная акустика: высота у нее — 1,8 метра, и это не декоративные габариты, а вполне технологически обоснованные. Уже отталкиваясь от этого можно ожидать и соответствующего масштаба звука, и прорисовку крупных реалистичных образов.

Корпус изготовлен из вполне привычных для производителя материалов — MDF, отделка «торцевым спилом фанеры» и шпоном карельской березы по бокам. Красиво, легко, лаконично. Немного утяжеляет общую стройность центральная часть, покрытая черным рояльным лаком, но я еще расскажу, почему она именно такая. Впрочем, такой дизайн не ощущается однозначно негармоничным — тут выручают пропорции, ощущение от конструкции в целом, без привязки к деталям. Плюс общее восприятие «стабилизируют» нижние площадки-подиумы, также оформленные черным лаком.

Penaudio Karelia в первой тестовой системе

Акустика трехполосная, в конструкции использовано семь динамиков в компоновке d'Appolito. Все излучатели — от SEAS, что весьма предсказуемо для Penaudio: это любимый бренд динамиков Сами Пенттила, основателя, идеолога и главного разработчика Penaudio. И вполне логично, что для флагманской акустики взяты динамики из старших линеек. Точнее, даже не просто из старших линеек, а заказные, сделанные именно под проект Penaudio Karelia — но на базе топовых моделей.

Твитер SEAC имеет 26-мм купол, изготовленный из искусственного алмаза. Магнитная система собрана из шести неодимовых магнитов, а катушка намотана на титановом каркасе. Охлаждение воздушное, без применения жидкости. Плюс сложная система демпфирования, передний фланец из кориана — сложный и дорогой твитер, одним словом. Верхняя частота среза фильтра — 4 500 Гц.

Среднечастотников два, тоже SEAS с диффузорами из плетено-армированного, проклеенного материала CURV компании DuPont диаметром 176 мм. Титановая основа катушки, фирменные SEAS-овские центральные «пули» — совершенно точно узнаваемые. Да, и после изучения этой секции акустики, в которой смонтированы твитер и среднечастотники, становится понятно, почему она сделана в черном лаке: по бокам от среднечастотников и частью по боковым стенкам стенок-то как раз и нет, только натянутая ткань — получается такая полуоткрытая конструкция. 

Penaudio Karelia во второй тестовой системе

Низкочастотных излучателей четыре, и они тоже производства SEAS, с диффузорами из магниево-алюминиевого сплава и с диаметром 269 мм. Здесь же тоже есть фирменные медные «пули». Нижняя частота раздела фильтра — 200 Гц. В самом фильтре (порядок производитель не указывает) заявлены пленочные конденсаторы MKP Mundorf MCap EVO SilverGold.Oil, катушки Mundorf Hepta Strand и резисторы Mundorf MResist Supreme. Подключение акустики к усилителю — при помощи двух клемм, би-вайринг или би-ампинг не предусмотрены.

И есть здесь так же необычное в построении корпусов — и верхняя и нижняя низкочастотные секции по задней стенке только закрыты натянутой акустической тканью, тоже полуоткрытая конструкция, только реализованная иначе. Вот чего-чего а открытых или полуоткрытых схем корпуса, насколько я помню, у Penaudio никогда не было. Интересно.

В целом — модель с явной претензией, некая заявка производителя — «в этом сегменте мы тоже можем играть». 

С прослушиванием получилось несколько нешаблонно. Сначала эта акустика (которую по понятным причинам так просто с места на место не переместишь) стояла в салоне Аудиомании на Мичуринском. И стояла, на первый взгляд, как-то не очень удачно: колонки подобной конструкции загонять в углы с разворотом и достаточно близко к стене, да еще и в помещении неправильной формы — странное решение. Плюс система — усилитель Plinius, усилитель Octave, работающий только секцией преда (и все это в небалансной коммутации) и старший CD-проигрыватель Roksan в качестве источника — когда я все это увидел, то подумал, что тест придется переделывать в другом месте в другое время.

Слишком уж много того, что казалось неподходящим, не стыкующимся. И техника и расстановка и помещение. Но включив систему и прогнав часть тестового материала, я решил, что как минимум первая часть прослушивания будет здесь и в таком виде. Потому что недостатков в системе в целом оказалось на порядок меньше ожидаемого. Наоборот, скорее появился интерес «помучать» акустику в сложных условиях и посмотреть, что же получится.

Второе прослушивание было уже в другом зале — в большой «прослушке» Аудиомании на Барабанном, и с куда более гармонично собранным усилением в виде юбилейного комплекта предусилителя и моноблоков Octave (которым будет отведен отдельный тест). Да, так было лучше, спокойнее, в первую очередь за счет расстановки акустики. Но свои суммарные впечатления от прослушивания я свел воедино из обоих прослушиваний.

И сразу можно сделать ряд оговорок. Хотя к расстановке акустика критична, но не так сильно, как я предполагал. И по ощущениям даже в не самом большом помещении она сможет работать — только в углы или близко к задней стене я бы ее придвигать не советовал. Схема расстановки — предположу, что параллельная, лично мне так понравилось больше. Ну и расстояние между колонками просится хотя бы метра в три. Мощное усиление — да, крайне желательно. В обоих случаях усилители были весьма впечатляющие по способностям, но эти способности совершенно не казались избыточными.

Первым поставил диск Sarah Vaughan And Her Trio «Sarah Vaughan At Mister Kelly's». В первом приближении — не острый, хотя светлый звук, подчеркнуто открытый и воздушный. Есть неплохая наполненность. Хочется сказать, что звук мягкий — но нет, он именно открытый и не зажатый. Хороший правдоподобный масштаб, неплохая моно-сцена с раскладкой по глубине. Слышно, что акустика весьма требовательна к расстановке, а та расстановка, которой можно было располагать в случае первого прослушивания, не является идеальной. Параллельная установка с большим пространством вокруг акустики дала и лучшую эшелонизацию, и более выразительный масштаб. 

На примере этой моно-записи не стоит оценивать бас, хотя то, что есть вполне реалистично, с хорошей наполненностью и естественностью. Серединка не скучная, открытая и подробная. Верха — сколько их есть на записи, столько точно отыгрывается и с хорошим качеством, естественно, детально, не резко.

А еще с начала прослушивания слышно, в том числе и по артефактам записи, что звук хоть и с высокой детальностью, но при этом совершенно не утомительный и с явным эффектом погружения в прослушивание. Переключать диски не очень то и хочется, а вот слушать — да, это интересно и как-то очень естественно-уютно получается. При этом акустика не сглаживает, не упрощает, но и не выпячивает. Расстановка приоритетов в подаче именно такова, какая она нужна для того, чтобы слушать музыку, а не звуки.

Вторая запись — альбом Colin Vallon Trio «Rruga». Весьма хорошо, отчетливо слышна атмосфера записи, весь этот ECM-овский стиль, с некоей медитативной погруженностью. Все это присутствует, объем рисуется хороший. Звук сам по себе категорически не холодный и не строгий, скорее естественный и с эффектом погружения. Часть этой «не-остроты» вносит остальная система (в обоих случаях системы были из тех, которые не располагают к хирургическому обращению со звуком), и тут угадывается, что акустика может играть острее и жестче. Но нужно ли это?

Здесь виден твитер и закрытое тканью полуоткрытое исполнение среднечастотной секции

В данном конкретном случае мне, пожалуй, нравится то, что получается. При не остром, ненавязчивом звучании деталей слышно много, динамика тоже не страдает, нет ощущения подмешивания бравурных маршей в любую музыку. А чуть смягченным звук получается по всему диапазону, от верха до низа. Сшивка полос воспринимается вполне естественной и цельной, хотя, учитывая конструкцию, суммарный результат может существенно зависеть от расстановки и помещения.

В нашем же случае даже при неидеальных условиях первого прослушивания получились и хороший объем, и достаточно неплохо читаемая схема сцены. Пусть и не такая глубокая, как могла бы быть в других условиях. При втором прослушивании объем и сцена уже вполне соответствовали масштабу акустики и в целом картинка получилась более реалистичная. 

Еще одна запись - René Aubry «Mémoires Du Futur». При хорошей детальности есть хороший объем баса и воздуха, подача чуть смягченная, обволакивающая, и это заметно было и при первом и при втором прослушивании. Даже с поправкой на использование не очень стыкующихся предусилителя (части интегрированного Octave) и небалансной коммутации Plinius (а они этого не любят) в первом случае уже был слышен весьма внушительный уровень звука в целом. Контроль акустики более чем полноценный, есть и динамика, и детальность, и вполне проработанный бас.

Но в остальном мне больше понравилась та атмосфера звука, которая получилась в целом — объем и ненавязчивое, но явное погружение в прослушивание. И при этом достаточно точная и многогранная эмоциональная передача знакомых записей. Эффект погружения и масштаб при втором прослушивании были еще более выраженными, но, опять же, музыка осталась музыкой, не распалась на составляющие.

У Penaudio бывает разный звук, хотя по большей части он имеет последовательность и преемственность. Здесь же все несколько по-другому. Не другой стиль, не перевернутый с ног на голову, и вроде бы узнаваемость есть — но все иначе. Глубже, эмоциональнее, остроту атаки сменяет просто очень деликатная детальность.

Жесткости или строгости нет, есть приглашение и погружение. И все в целом — это интересно слушать. А эффект погружения возникает не за счет яркости или чего-то подобного, а за счет притягивающего к себе внимания к нюансам и деталям без потери общего восприятия целостных музыкальных произведений.

Этот эффект погружения в нюансы без потери общей канвы и направления так же хорошо заметен на саундтреке Angelo Badalamenti «Evilenko». Здесь и в музыке есть мастерски написанное погружение, а в сочетании с акустикой и с системой (особенно при втором прослушивании) ощущения впечатляющие — музыка даже в режиме тестового прослушивания, когда стараешься сосредоточиться на разборе качеств, вызывает явный эмоциональный ответ.

Именно сосредоточиться было сложно, потому что музыка вызывала эмоции, они перетекали в размышления на самые разные темы и все как-то совсем уходило далеко за пределы рамок теста. Кроме того, очень понравилось сочетание высокой детальности и очень аккуратного обращения с музыкальным материалом. Вроде бы звук не мониторный, но сказать, что что-то переигрывает, перекрашивает — а вот тоже не получаются такие оценки.

Диск DJ Krush «寂 — Jaku» отыграл в полную силу даже в первом случае. Отличный объем, детальный, фактурный звук, категорически не кажущийся зажатым. Баса много, с контролем никаких проблем. Масштаб соразмерен, да и в принципе не только масштаб баса, а масштаб в целом впечатляет. И каждая часть частотного диапазона ощущается полновесной, нет чувства перекошенности или неестественных приоритетов.

Penaudio Karelia - здесь видно, что НЧ секции не имеют задней стенки, а просто закрыты акустической тканью

И так же здесь понравилась сшивка полос — все весьма естественно, без шероховатостей. При втором прослушивании с усилением Octave и более корректной расстановкой было очень хорошо слышно то, что запись не просто насыщенна звуками, но и то, как грамотно и точно это все собрано в единое целое.

Динамика естественная, нет ни медлительности, ни спешки. Быстрые фрагменты отрабатываются хорошо. Если представить, что за счет системы и источников можно еще прибавить по всем качествам — это более чем интересным кажется. Впрочем, ничуть не менее интересно то, как акустика играет тихие звуки, воздух, затухание на минималистичных фрагментах — это отдельное ценное и не так уж часто встречающееся качество. А здесь все это живет вместе с открытым, естественным звуком.

Следующим поставил диск S.Taneev «At the Reading of a Psalm. Cantata No. 2 op. 36». Объем зала и оркестра весьма хороши, даже при неидеальной расстановке в первом случае. Динамики хватает. Да и детальности тоже. Одновременно и огрехи записи слышны, и ее особенности, но слушать музыку и ее исполнение можно вполне комфортно.

Неплохо получаются хоровые партии. Есть достаточно точное ощущение прослушивания где-то в середине партера. Масштаб складывается, детальности хватает, Чуть площе, чем хотелось бы, сцена, но при имеющейся расстановке это лучше, чем я ожидал. При правильной расстановке подача хора раскрывается лучше, слышно что сама запись неидеальна, но при этом подача естественная, детальная, и просто интересно слушать.

Реквием Верди акустика отыграла хорошо даже на относительно небольшой громкости. Внимание к деталям и умение передавать оттенки слышно сразу с нарастающего по громкости, но все же тихого вступления. И инструменты, и голоса на своих местах, звук достаточно естественный, детальный, с хорошими послезвучиями.

Вот разве что в данном случае все чуть мягче, чем хотелось бы — но это я точно сначала спишу на некоторые компоненты системы. И при всем этом эффект присутствия выражен явно сильнее среднестатистического, как и процесс погружения в музыку, в само произведение и в то, как оно исполнено. Некое ощущение визуального присутствия дает далеко не каждая акустика, да и далеко не каждая система в целом.

Всплески и затухания очень неплохо прорабатываются. К сцене есть некоторые вопросы, уже сложившиеся ранее, но тут точно есть над чем работать в плане расстановки, помещения и системы — потенциал же в целом угадывается более чем достойный. Однако я бы еще очень постарался при изменениях не потерять эту замечательную открытость, детальность и эффект погружения в музыку. Во второй системе большинство нюансов ушли, пространство звука получилось более правильным, мягкости было чуть меньше, но все равно звук получился динамичным, но не острым, с явным эффектом увлекательности, погружения.

Выводы

Penaudio Karelia акустика совершенно особенная. Для производителя это явно нечто новое и по масштабу и по конструкции. Но перечислять дорогие компоненты дело неблагодарное — сами по себе они не сыграют. Здесь же получилась акустика с изящным характером, музыкальная, всежанровая, в том числе и способная в хорошей системе играть классическую музыку. Размеры здесь не просто размеры, это уже на практике выливается в масштаб звуковой картинки, недоступный среднестатистическим напольникам. И масштаб это получается красивым и реалистичным. Без въедливости, но с детальностью, без излишней аудиофилии, с упором на цельность музыки.

Музыкальный материал

Angelo Badalamenti – Evilenko / Minus Habens Records – MHSC004 / CD Stereo

Colin Vallon Trio – Rruga / ECM Records ECM 2185 B0015433-02 / CD Stereo

DJ Krush – 寂 - Jaku- / Columbia – COL 517578 2 / CD Stereo

Muse – Black Holes & Revelations / Warner Bros. Records – 25646 3509-2 / CD Stereo

René Aubry – Mémoires Du Futur / Hopi Mesa – 3113162 / CD Stereo

S.Taneev - At the Reading of a Psalm. Cantata No. 2 op. 36 / Мелодия MEL CD 10 01807 / CD Stereo

Sarah Vaughan And Her Trio – Sarah Vaughan At Mister Kelly's / Verve Records 02517396944 / CD Mono

Verdi - Requiem, Cherubini - Requiem In C Minor - Renata Scotto, Agnes Baltsa, Veriano Luchetti, Evgeny Nesterenko, Ambrosian Chorus, Philharmonia Orchestra, Riccardo Muti / EMI Classics – 5 86239 2 / CD Stereo

Penaudio Karelia

8 737 500 руб.

Количество полос: 3

Количество динамиков: 7

Твитер: SEAS c 26 мм куполом из искусственного алмаза, системой из 6-ти неодимовых магнитов, и вентилируемой звуковой катушкой с основой из титана

СЧ динамики: SEAS, 2 х 176 мм с диффузором из материала CURV компании DuPont и титановой основой катушки

НЧ динамики: SEAS, 4 х 269 мм с диффузором из магниево-алюминиевого сплава

Частотный диапазон: 25 Гц – 65 кГц (± 3 дБ)

Чувствительность: 87 дБ (2,83 В/1 м)

Частоты раздела кроссовера: 200 Гц, 4500 Гц

Размеры: (ШхВхГ) 330x1800x440 мм

Вес: 80 кг.