В сочетании с тонармом Magnify, головкой звукоснимателя Talisman V2 Gold и фонокорректором Balance+.
История
Свою первую головку звукоснимателя Питер Зухи, основатель немецкой компании Clearaudio, изготовил в 1978 году. Созданная им компания достаточно успешно пережила общемировой упадок производства техники для воспроизведения винила. В настоящее время компания, так и оставшаяся семейным бизнесом, имеет собственное производство в Германии и выпускает обширную линейку проигрывателей, тонармов, головок звукоснимателя, фонокорректоров, машинок для чистки виниловых пластинок и прочих аксессуаров. Проигрыватели и головки представлены в разных ценовых категориях, от достаточно простых и бюджетных, до очень серьезных аппаратов, в том числе комплектующихся тангенциальными тонармами. Также компания выпускает детали и проигрыватели для сторонних производителей. Если искать отличительные черты техники Clearaudio, то нужно сказать об очень широком применении акрила в конструкции столов, углеволокна в конструкции тонармов. Одновременно дерево применяется как в конструкции верхних моделей проигрывателей, так и в качестве внешних корпусов головок звукоснимателей. Если попробовать найти общий подход к конструированию проигрывателей и тонармов, то в качестве основной конструктивной черты Clearauduo можно отметить стремление максимально полно устранить все возможные резонансные явления, все, что так или иначе может примешиваться к звучанию самого носителя — пластинки.
Конструкция
Проигрыватель Clearaudio Innovation и тонарм Magnify во многом отличаются от предыдущих моделей. Одновременно узлы и конструкции отработаны ранее и узнаваемы. Корпуса как такового у проигрывателя нет, роль основания выполняет многослойная конструкция трехлучевой формы, изготовленная из акрила и алюминия. На стойку основание устанавливается, опираясь на три регулируемых ножки, снабженные фиксирующими контргайками и подставками под шипы. В комплекте есть уровень для регулировки. Устанавливать основание по уровню и с большой точностью нужно до установки диска, что связано с конструкцией подшипника.
На концах двух лучей основания устанавливаются базы для крепления тонармов — всего можно установить две базы для тонармов от 9 до 12 дюймов. С третьей стороны в основание встроены миниатюрный маломощный мотор постоянного тока и система контроля скорости. Есть три скорости вращения, включая 78 оборотов в минуту, и возможность точной подстройки. Для контроля и автоматического поддержания скорости используются оптический инфракрасный датчик и миниатюрный стробоскопический диск на нижней поверхности диска проигрывателя. Мотор при первом рассмотрении вызывает некоторое недоумение — он не просто маленький, а очень маленький для такого аппарата. Силиконовый пассик устанавливается с совсем небольшим натяжением. Но, как показывает практика, мотор вполне уверенно справляется со своей задачей и быстро раскручивает диск. Этот факт объясняется конструкцией подшипника.
А конструкция, надо сказать, весьма и интересная. Диск проигрывателя поддерживается при помощи мощного магнита, и за счет этого у подшипника отсутствует контакт в верхней точке. Ось — трубка, выполненная из керамики, инвертированный стакан имеет бронзовую вставку. Таким образом тяжелый диск, поддерживаемый магнитом, по сути, только центруется за счет оси. Поэтому с вращением очень тяжелого диска справляется столь маломощный мотор, и, опять же по причине такой конструкции, аппарат нужно устанавливать по уровню с высокой точностью. Можно предположить, что мотор не вынесен в отдельный корпус по двум причинам — во-первых, он настолько мал, что в соотношении со всей конструкцией проигрывателя влияние его совершенно незаметно, во-вторых, конструкция подшипника подразумевает точно подобранное и заведомо слабое натяжение пассика.
Основной диск составной — сначала на стакан подшипника устанавливается тяжелый металлический диск, далее — массивный диск из акрила, а сверху вставляется небольшая металлическая вставка со шпинделем для виниловой пластинки. В точности угадать, почему эта вставка выполнена как отдельная деталь, сложно — обычно шпиндель является непосредственным продолжением стакана подшипника, но тут все иначе. Возможно, это сделано по причине необходимости применения разных материалов магнитной подвески или же так реализована дополнительная виброразвязка. На практике такая конструкция делает совершенно бесполезным использование цанговых клэмпов — притянуть пластинку к диску проигрывателя нельзя. Но можно использовать клэмпы обычные, прижимающие пластинку за счет веса.
Тонарм, так же, как и сам проигрыватель, отличается необычной конструкцией. Если применением углеволокна для трубки сейчас сложно кого-то удивить, то поворотный узел необычен — трубка вместе с узлом закреплены на струне. Как именно в деталях реализована эта конструкция, понять сложно, но, вероятно, натянутая струна используется как направляющая, а вращение все же осуществляется за счет подшипников. Тонарм удобен в настройке и использовании, единственный момент — регулировка прижимной силы — сместить грузик с требуемой точностью шага удается не с первого раза. Кабель на выходе несъемный, тут производитель не оставил никаких возможностей для эксперимента, и длина 1 метр может оказаться недостаточной.
Головка Talisman V2 Gold конструктивно далеко не самая простая — намотка катушек золотом, длинный боровый иглодержатель, массивный корпус из черного дерева, острая заточка иглы и расчет на серьезную прижимную силу — задатки неплохие, однако во что они выливаются на практике, покажет прослушивание.
Фонокорректор балансный, двухблочный, в двух одинаковых по размерам корпусах располагаются сам корректор и блок питания. Функционально есть все необходимые настройки, но они реализованы по принципу включениявыключения, а не выбора, например, нужной емкости или импеданса. С практической точки зрения никаких затруднений в использовании в тестируемом тракте нет. Разве что нет селектора входов — два тонарма установить на проигрыватель можно, а вот подключить к корректору — нет. Из дополнительных возможностей нужно отметить наличие встроенного усилителя для наушников и такую интересную опцию, как аккумуляторный блок питания. Если изучить корректор изнутри, то картина получается следующая: неплохие корпуса и экранирование, добротный блок питания, полноценная балансная схемотехника. Элементная база далека от аудиофилии — добротные но ординарные корейские и тайваньские комплектующие. Не совсем понятно, зачем установлены алюминиевые радиаторы — вплотную к микросхемам они не прилегают и соответственно тепла на себя забирают меньше, чем могли бы. При тщательном осмотре обнаруживается одно забавное обстоятельство — на плате корректора скромно, но одновременно гордо красуется надпись, которая по идее должна выглядеть так — «probably the best phono preamp of the world». Вопрос только в том, почему такая короткая фраза содержит две орфографические ошибки — то ли специфика производства, то ли чья-то шутка или недоразумение — можно только догадываться.
Звучание
Сборка и настройка системы, конечно, заняли какое-то время, но нельзя сказать, что это сложно — все подробнейшим образом описано в инструкциях. Для установки стакана подшипника и металлического диска есть специальный фиксирующий зажим, также есть все необходимое для настройки — уровень, шаблон для тонарма, стробоскопический диск, ключи. Приработка головки заняла вполне привычное время, а вот фонокорректор по ощущению должен прирабатываться долго — за несколько десятков часов звук почти стабилизировался, но не до конца.
Прослушивание я начал с относительно несложной пластинки Oscar Peterson Trio + One Clark Terry — звучание очень быстрое, разборчивое, но суховатое. Как бы все есть — небольшой, но исключительно аккуратный и быстрый бас, серединка без провалов или выпячивания, прозрачные и легкие высокие частоты, но все очень педантично, эмоции уходят на второй план. Детальность звука близка к голограмме — есть ощущение, что каждый звук просто повисает в пространстве между колонок. Исключительно чистая и ясная сцена, скорее, камерная по ширине и глубине, но для джазового квартета более чем достаточная. Образы прорисованы очень четко и явно, сцена пусть и небольшая, но многоплановая. А вот эмоциональной вовлеченности особо не чувствуется — да, можно слушать и отмечать, как тот или иной музыкант сыграл свою партию, как все это записано, но вот просто отвлечься и послушать музыку получается не сразу — нужно привыкнуть к подаче. Пластинка достаточно старая и местами потрепанная, но связка головкатонарм отрабатывают дефекты очень хорошо — их практически не слышно.
Следующая пластинка — Isao Suzuki «Blow Up» — записана на высочайшем уровне, да и к трактовке музыкального материала претензий совершенно не возникает. На практике же слышно практически все, что можно услышать: прекрасная проработка образов, точная сцена, высокая детальность. Читаются все звуки и послезвучия. Очень ровная проработка диапазона, хотя в области баса при почти идеальном качестве количества хотелось бы побольше. Также есть странная особенность подачи ударных — удар слышен, слышен материал — барабан или медь, но если с медью все в полном порядке, то вот с барабанами получается странно — основной звук есть, а объем той же бас-бочки ощущается неявно, скорее, угадывается. Общая подача — нейтрально-линейно-прохладная, отстраненная. Эмоциональная составляющая отступает на дальний план по сравнению с большим объемом слышимой информации.
Следующий альбом — Herbie Hancock «Sextant» — не самый простой для воспроизведения, но в данном случае все хорошо. К тональному балансу и детальности претензий нет, разве все та же самая басовая составляющая. В остальном — звук погружает в сложную и многоплановую атмосферу альбома, даже на быстрых фрагментах все читается исключительно детально. Нет никакого намека на окраску звучания или на смазывание, никакой наглости, все предельно точно. Будучи строгим и собранным звук все же не лишен изящества — при всей прохладности подачи это не в коей мере не огрубление. Не совсем уверен, что такой почерк подойдет для панкрока или, например, блюза, но многие жанры только выиграют от такой подачи. В порядке эксперимента послушал проигрыватель в связке с хорошим ламповым фонокорректором и согласующим трансформатором — это в некоторой мере добавило эмоциональности и живости звуку, а детальность и скорость сохранились почти без изменений.
Закончив с джазом, выбрал пластинку Brian Eno «Discreet Music», сразу можно сказать — электронная музыка этому тракту прямо показана: высочайшая четкость, детальность, скорость — все есть. Даже сложные эксперименты слышны во всех подробностях. Правда, если слушать, например, acid-jazz или industrial, то вероятно, басовая составляющая, при всей своей правильности, покажется слишком скромной и консервативной.
Прежде чем перейти к другим жанрам, я попробовал немного поэкспериментировать с трактом — в плане настроек он отзывается даже на совсем небольшое изменение прижимной силы или на использование клэмпа. Маты в данном случае оказались почти бесполезны — перепробовав несколько разных вариантов, я пришел к выводу, что ни пробка, ни металл, ни керамика тут не дают однозначного эффекта — какие-то параметры можно улучшить, но в целом, тракт при этом теряет слитность и выверенность своего почерка. По опыту общения с техникой Clearaudio можно сделать вывод, что лучший результат получается при использовании «родных» компонентов — если головки неплохо приживаются в сторонних трактах, то сторонние головки или тонармы часто раскрываются хуже, чем потенциально это возможно. Следующая пластинка — Pink Floyd «Dark Side Of The Moon» — в моем случае очень приличное старое японское издание, если судить по номерам матриц — первый пресс. Почерк, в целом, тот же, слышно все, что хочется услышать. Очень много воздуха, слышна хорошо знако-
мая атмосфера альбома. По частотам проработка честная и детальная. Воспроизводя основные тона и звуки, тракт не отдает им абсолютного приоритета, послезвучия и тихие звуки слышны явно и в общей картине занимают положенное им место. Стереоэффекты сцены воспроизводятся точно и без потерь. Альбом — Brian May «Back To The Light» записан в том же сти-
ле, в котором писались большинство альбомов Queen — сухо, поджато, уплощенно, с преобладанием высоких частот и одновременно с некоторым их обеднением. Но в случае с этим трактом недостатков почти не слышно. Точнее, как записан альбом, конечно, слышно, и этот почерк неизменен, но ничего лишнего тракт не привносит. Можно сказать, что в случае с этим альбомом между звуком записи и подачей тракта существует явно выраженная синергия. Переходя к музыке классической, выбрал записи произведений Вагнера и Монтеверди. Тут тракту нужно отдать должное — все исключительно быстро, детально и нейтрально. Воспроизведение большого хора — никаких проблем, все слышно, и звук не пытается сваливаться в кучу. Читаемость инструментов оркестра откровенно нравится — слышно все без смазывания или окраса. Хотя если абстрагироваться — Вагнера этот тракт воспроизводит исключительно, а, например, для хорошего исполнения произведений Вивальди или Рахманинова немного не хватает эмоциональности — от подачи музыки хотелось бы чуть больше гибкости.
Выводы
Интересный тракт с высокой синергией и схожим почерком каждого компонента. Способность легко справляться даже со сложной симфонической и хоровой музыкой — неплохое достижение. С трактом не особо получается экспериментировать, чужеродные элементы он воспринимает весьма неохотно. Лучше просто использовать имеющиеся сильные стороны — слышимый звуковой почерк далеко не самый часто встречающийся среди современных проигрывателей винила.
Музыкальный материал
1.Brian Eno — Discreet Music — Obscure EGS 303 / Stereo
2.Brian May — Back To The Light — Parlophone 077778040019 / Stereo
3.Claudio Monteverdi — L'Orfeo — Jurgen Jurgens, Monteverdi-Chor Hamburg — Archiv Production — MAF 8116/8 / Stereo
4.Herbie Hancock — Sextant — CBS/Sony Japan SOPL 190 / Stereo
5.Isao Suzuki — Blow Up - Three Blind Mice TBM-15 / Stereo
6.Oscar Peterson Trio + One Clark Terry — Mercury Records 20030 MCS / Stereo
7.Pink Floyd — Dark Side Of The Moon — Odeon/Harvest/Toshiba Japan EOP-80778 / Stereo
8.Wagner — Die Meistersinger — Herbert Von Karajan, Dresden State Orchestra, Dresden State Opera Chorus, Leipzig Radio Chorus — Angel — SEL-3776 / Stereo
Проигрыватель Clearaudio Innovation:
Привод: пассиковый
Скорости вращения: 33,3, 45 и 78 об/мин., с возможностью подстройки
Мотор: постоянного тока, с внешним блоком питания
Размеры (ШхГхВ): 479 x 485 x 225 мм.
Вес: 23 кг
Тонарм Clearaudio Magnify:
Тип подвеса: поворотный
Эффективная длинна: 222 мм.
Шелл: несъемный
Настройки: прижим, горизонтальный и вертикальный углы, антискейтинг
Выходной разъем: несъемный штатный провод длинной 1 м.
Головка звукоснимателя Clearaudio Talisman V2 Gold:
Тип: МС
Корпус: черное дерево с металлической вставкой
Материал катушки: золото
Выходной сигнал: 0,7 мВ
Выходной импеданс: 30 Ом
Игла: Micro HD
Иглодержатель: бор
Прижимная сила: 2,8 г
Податливость: 15 x 10-6 см/дин
Масса: 10.8 г
Фонокорректор Clearaudio Balance+
Тип: ММ/МС
Усиление: 63 дБ (MC) / 44 дБ (MM)
Входной импеданс: 510 Ом/220 пФ (MC) / 47 кОм/270 пФ (MM)
Погрешность RIAA: ± 0.1 дБ
Соотношение сигнал/шум: > 89 дБ (MM) / > 74 дБ (MC)
Разделение каналов: > 92 дБ (1 kHz)
Питание: внешний блок питания 18 В постоянного тока
Входы / выходы: RCA/XLR
Размеры (ШхГхВ): 182 x 220 x 55 мм
Вес: 1,8 кг фонокорректор, 2,5 кг – блок питания.