Предмет нашего обзора — проигрыватель от швейцарской компании Thorens, наверное, старейшего и наиболее именитого из европейских производителей виниловых проигрывателей.
За прошедшие несколько десятилетий компания пережила упадок, характерный в недалеком прошлом для всей виниловой отрасли, и последовавший за этим подъем. Модельный ряд пополнился новыми проигрывателями, и теми, в которых заметна преемственность технологий прежних лет, и совершенно новыми, не имеющими явных аналогов в прошлом. Модель TD 2015 — облегченная версия TD 2035. Разница в толщине и, соответственно, весе акрилового стола и диска, в остальном же конструктивно эти проигрыватели одинаковы. Оба пришли на смену ранее выпускавшимся моделям TD 2010 и TD 2030. Разница между старой и новой линейкой конструктивная — другие узлы, комплектация другими тонармами, и внешняя — новая явно претендует на место в нише дизайнерских аппаратов (изогнутые линии акрилового корпуса, а также выбор цвета). Наша же задача — выяснить, на что способен проигрыватель в плане звучания.
Стол проигрывателя изготовлен из акриловой плиты толщиной 25 мм. Цвет плиты может быть и привычным прозрачным, и черным, белым и даже синим, желтым или красным. Не знаю, зачем нужен, например, синий стол, но такова современная тенденция. На практике нередко именно такие цветные аппараты находят свое место в системах, если задача состоит не только в том, чтобы построить звук, но при этом еще и совместить систему с дизайном интерьера. Почему бы и нет? Главное, чтобы дизайнерские решения не ухудшали звучание. Конструктивно этот аппарат во многом противоположен, например, бывшему не так давно у нас на тестировании Thorens TD 309. Там конструкция изобиловала всевозможными подпружиненными развязками и различными демпфирующими материалами, а у TD 2015 все с точностью до наоборот — конструкция абсолютно жесткая. Акриловый стол устанавливается на стойку, опирается на три массивные металлические регулируемые ножки с шипами на концах и штатными проставками под них. Все совершенно жесткое и лишенное пружинящих элементов. Мотор переменного тока полностью отделен от стола и собран в отдельном тяжелом металлическом корпусе, который только вставляется в отверстие стола, но за счет зазора с самим столом никак не соприкасается. Мотор тихий, нельзя сказать, что очень мощный, но для раскручивания диска его вполне хватает. Корпус мотора имеет, судя по всему, внутреннюю виброразвязывающую засыпку. Питание и управление расположены порознь — блок управления с выключателем и переключением скоростей вынесен в самостоятельный небольшой корпус, а блок питания — отдельно.
Вращение мотора передается при помощи тонкого пассика непосредственно на алюминиевый диск без использования субдиска. Диск жестко связан со шкивом неинвертированного подшипника. Нижняя поверхность диска покрыта виброгасящим материалом, внешне похожим на сильно спрессованную целлулоидную массу, что-то наподобие очень плотного картона. Мне встречались маты для проигрывателей из внешне похожего материала, и, насколько я помню, работали они очень хорошо. Подшипник традиционно для проигрывателей Thorens не очень массивный и без опорного шарика — просто шкив и бронзовый стакан, установленный в металлическом корпусе и жестко прикрепленный к столу. Этот узел ничего экстраординарного собой не представляет, но и нареканий по его изготовлению никаких нет. Тонарм, установленный на проигрывателе, — TP 92. Нетяжелый, статически сбалансированный, изготовленный большей частью из алюминия. Хотя в прошлом обзоре у нас был именно такой тонарм, разобрать его нужно еще раз и во всех подробностях. С одной стороны, что хорошо, у тонарма есть все необходимые настройки. Горизонтальный и вертикальный углы, заход, магнитный антискейтинг и, разумеется, прижим. Но вот реализовано это все неоднозначно. Для начала, чтобы установить головку, нужно снять с трубки крепежную площадку. Шеллом в классическом смысле это назвать сложно, скорее именно крепежная площадка. Сняли, а при установке головки обнаруживаются некоторые ограничения — шляпки винтов не должны выходить за поверхность установочных отверстий, иначе площадку не закрепить правильно обратно к трубке.
Мелочь, но иногда может оказаться неудобно — титановые винтики с головкой под шестигранный ключ, которые я обычно использую, помещаться там отказались. Пришлось поставить обычные алюминиевые винты. Следующий момент — разъемы для подключения головки. Они даже не позолоченные, просто серый металл и не самая аккуратная пайка. К тому же на нашей головке они болтались настолько сильно, что пришлось их поджимать, иначе контакт просто пропадал в процессе прослушивания, да и разъемы слетали при малейшем прикосновении. Настройки захода, азимута и прижима — тут все без проблем, по обычному шаблону, и даже при помощи механических, идущих в комплекте весов можно настроиться вполне точно. Чтобы настроить азимут, нужно ослабить крепление всей трубки тонарма. Фиксирующий винт расположен сверху поворотного узла, а это намного удобнее многих других реализаций — поймать нужное значение и зафиксировать его совсем несложно. Проверка на тестовом диске и при помощи электронных весов показала, что все вполне точно и работоспособно. А вот по настройке VTA и креплению тонарма к столу замечания есть. Тонарм крепится гайкой и сверху и снизу имеет пластмассовые центрующие шайбы. Если ослабить крепление, получается горизонтальный люфт примерно 2 мм. Немного, но в идеале люфта быть не должно. Сам процесс настройки затруднителен: подлезть рукой к креплению, ослабить, потом подтянуть гайкой сверху неудобно и точное значение выставить сложно. Для головки Sumiko Blackbird хода регулировки еле хватило — она по высоте больше среднестатистической. Проигрыватель TD 2015, как и старшая модель TD 2035, может поставляться c тонармом ЕЗ 92, вообще без тонарма, или же с SME M2-9 или 309, что при всей продуманной конструкции стола мне видится намного более предпочтительным.
Осталось сказать несколько слов о головке в нашем тесте. Sumiko Blackbird — MC с высоким выходом, практически лишенная корпуса, с длинным боровым иглодержателем и эллиптической иглой. Бескорпусных головок сейчас выпускается немало, но у этой есть один определенный плюс — разводка сделана так, что головку можно смело брать в руки. Повредить тонкие проводки даже при большом желании никак не получится, потому что их просто нет, — провода катушки изнутри подпаяны к толстым выводным медным жилкам и снаружи ничего не торчит. Решение исключительно разумное. Головка далеко не самая дорогая, но характеризующаяся точной, пусть и несколько прохладной аналитичной подачей. Для этого проигрывателя и тонарма эта головка, думаю, окажется вполне подходящим вариантом.
Звучание
После прогрева и первых прослушанных дисков я решил для начала поэкспериментировать с матами и прижимами (штатный фетровый мат, надо сказать, неплох). Точнее, сам мат вполне обычный, но конструктивно он оказался вполне подходящим к проигрывателю. Если мат убрать, то звук становится чуть басовитее, с более яркими и чистыми верхними частотами, но теряется некая цельность, стройность и слитность звучания — диапазон распадается на несколько частей. Это можно несколько скорректировать, используя легкий клэмп (не тяжелее, чем 200— 250 г), или можно использовать клэмп цанговый. Тяжелые же прижимы этому аппарату не подходят и существенно давят динамику звучания. Намного лучше получается с композитным матом Thorens на основе пробки — более естественно, глубоко и одновременно сбалансированно. Также неплохо показал себя тонкий карбоновый мат. Звучание стало чуть суше, но качественно звук стал более собранным и лучше структурированным, аналитичным. Таким образом, можно сказать, что аппарат чутко реагирует на тонкую доводку простыми и доступными способами. Да, если заменить проставки под ножки-шипы на более массивные бронзовые, это тоже слышно. Правда, такие проставки диссонируют с внешним видом проигрывателя, и их размеры нужно подбирать так, чтобы мотор не оказался слишком низко. Для основного прослушивания я вернул штатные компоненты, оставив только пробковый мат, с ним звук понравился все же больше, чем со штатным. Жаль, что не получилось поэкспериментировать с кабелями, — выходной провод у тонарма несъемный, но, несмотря на невзрачный вид, кабель, судя по всему, неплохой. Попробовав МС-головку с низким выходом, я пришел к выводу что она сама по себе звучит чуть более зажато, чем могла бы. Поэтому для тонарма TP 92 предпочтительными видятся или ММ-головки средне-верхнего уровня, или головки МС но с высоким выходом.
Прослушивание начал с пластинки Wes Montgomery «A Day In The Life». Звук глубокий, с не очень широкой, прозрачной и многоплановой сценой. Объем звучания впечатляет, по этому показателю проигрыватель звучит лучше, нежели я ожидал. По крайней мере для этой записи результат получается очень хорошим. В плане тонального баланса все тоже неплохо. Бас небольшой, точный. Серединка кажется чуть более теплой и слитной — неожиданный результат для подобной конструкции проигрывателя и использованных в нем материалов, да и для установленной головки. Верхние частоты получаются аккуратными, с хорошей скоростью и приличным уровнем детальности. Общий почерк звучания скорее камерный, аккуратный, с неким ощущением домашнего уюта и любимого аудиофильского кресла. Вот чего-чего, а такой подачи от акрилово-алюминиевого аппарата я не рассчитывал услышать.
Следующая пластинка — The Oscar Peterson Trio «Night Train». Звук получается объемный, реалистичный, с очень хорошей пространственной проработкой. На малосоставной записи можно четко различить все инструменты, и они слышны не только как объем в пространстве стереозаписи, но и как соразмерные, пропорциональные образы. Воздуха много, впрочем, ровно столько, сколько хочется услышать, нет искусственной, неестественной разреженности пространства. По частотам — бас и основа, несомненно, присутствуют. Середина же на этой записи слышна как относительно нейтральная и уже без какой-либо заметной теплоты. За счет неплохой слитности по всему диапазону и ровной его подаче нет претензий к детальности, с ней все в порядке. Динамика не самая высокая из всех ранее слышанных, но и сказать, что звук медленный, нельзя. Скорее, получается всего в меру, хотя сложноописываемое ощущение камерности звучания присутствует. Возможно, дело в ширине сцены — ее нельзя назвать узкой, но пропорционально глубина ощущается намного более заметно, чем ширина.
Следующая запись — The Dave Brubeck Quartet «Time Out». По подаче объема и пространства результат примерно тот же. На более сложных и динамичных фрагментах ощущается незначительная нехватка баса и преобладание средне-верхнего диапазона. В результате возникает ощущение осветления звука, но в плане подачи объема, как записи так и каждого инструмента в отдельности, по количеству воздуха и пространства никаких явных замечаний. Тут можно сказать, что баланс в пространственной подаче очень хорош — звук больше приближен к живому, телесному и естественному, а не просто к идее голографической детальности сцены.
Заканчивая с джазовыми записями, поставил пластинку Herbie Mann «Hold On, I'm Comin'». Все-таки концертные записи более критичны по подаче пространства звука, чем записи студийные. Разочарования не случилось — объем, пространство и атмосфера зала чувствуются отлично. Если закрыть глаза и отвлечься от анализа звука, то просто хочется слушать и слушать. В эмоциональном плане тоже все хорошо — зажатости или отстраненности звучания нет. Скорость хорошая, вполне достаточная для этой записи. Разве что хочется чуть-чуть больше баса количественно, без потери его качественной составляющей.
Следующая пластинка — Queen «The Game». Чувствуется прежний почерк в подаче объема. Отлично прорабатываются вокальные партии — естественно, тембрально выверенно. И главное, голос звучит практически так, как по некоторому внутреннему чувству и опыту он должен звучать. Я люблю брать для тестового прослушивания многие пластинки Queen, так как записаны они весьма и весьма специфически, и далеко не каждый тракт может все это воспроизвести, хотя бы не ухудшая общую картину. В данном случае тест пройден — звук, конечно, не лишен своеобразного узнаваемого почерка, но и нет уплощения, отстраненности и холодной колючей сухости.
На записи Pink Floyd «The Wall» картина получается неплохая, но нехватка количества баса и нижней середины заметна более явно. Вопрос именно в количестве, так как качество баса хорошее. Здесь было бы уместно попробовать поставить более басовитую, но не менее детальную и прозрачную по подаче головку.
Закончив с рок-музыкой, я перешел к музыке классической и, учитывая услышанный ранее почерк тракта, сразу взял достаточно сложные симфонические произведения, а не записи малосоставной классики. К записи Schumann — Concerto in A minor for Cello and Orchestra претензий минимум, немного не хватает основательности за счет смещения баланса в средне-верхнюю область. Но, во-первых, это было прогнозируемо по предыдущим записям, а во-вторых, проигрывателей, действительно полномасштабно играющих симфоническую музыку, вообще очень немного, это действительно сложная задача. Из плюсов же — тембральная достоверность, хорошая разборчивость и отсутствие тенденции сваливать звучание в кашу. Тестируемый аппарат справился с записью, и каши не получилось. Детальность и динамика в целом на высоте и уж точно лучше ожидаемого. Звучание Первой симфонии Сибелиуса порадовало хорошей способностью тракта передавать совершенно разные эмоциональные состояния, тонкие интонации, тихие звуки и послезвучия.
Выводы
Что сказать — интересный аппарат. Во многом не похожий по звучанию на своих акрилово-алюминиевых собратьев. Живой, эмоциональный, дружелюбный и способный очень неплохо играть музыку совершенно разных жанров. Вызвавший немало нареканий по конструкции, тонарм на деле оказался вполне работоспособным, хотя, конечно, было бы интересно протестировать проигрыватель с SME. А в остальном — просто добротный проигрыватель и по-своему красивый, хотя для поддержания этой красоты владельцу придется запастись арсеналом средств для борьбы с пылью и отпечатками пальцев. Крышка, конечно, выручает, но целиком и полностью проблем пыли она не решит.
Музыкальный материал:
01. Helsinki Radio Symphony Orchestra, Okko Kamu — Sibelius — Symphony No.1 — Deutche Grammophon — MGW 5252/Stereo
02. Herbie Mann — Hold On, I'm Comin' — Atlantic SD 1632/Stereo
03. Pink Floyd — The Wall — CBS/ Sony Japan 40AP 1750-1/Stereo
04. Queen — The Game — Electra — 5E-513/Stereo
05. Rostropovich, L. Bernstein, Orchestre National De France — Schumann — Concerto in A minor for Cello and Orchestra, Op. 129 — EMI/HMV ASD 3334/Stereo
06. The Dave Brubeck Quartet — Time Out — Columbia CS 8192/ Stereo
07. The Oscar Peterson Trio — Night Train — Verve V 8538/Stereo
08. Wes Montgomery — A Day In The Life — A&M Records SP 3001/ Stereo
Проигрыватель Thorens TD 2015
Привод: пассиковый
Скорость вращения: 33,3 и 45 об/мин
Мотор:синхронный, переменного тока
Диск: алюминиевый, весом 3,7 кг
Габариты: 420x330x140 мм
Вес: 11 кг
Тонарм Тhorens TP 92
Тип подвеса: карданный
Материал: алюминий
Шелл: несменный
Эффективная длина: 232,8 мм
Эффективная масса: 11 г
Выходной разъем: RCA
Головка звукоснимателя: Sumiko Blackbird
Тип: МС
Частотный диапазон: 10 Гц — 50 кГц
Выходное напряжение: 2,5 мВ
Разделение между каналами >35 дБ
Податливость: 12x10-6 см/дин
Форма иглы: эллиптическая
Сопротивление: 47 кОм
Рекомендованная прижимная сила: 1,8—2,0 г
Вес: 9,6 г