Текст создан на основе опубликованного ранее видео для тех, кому читать удобнее и привычнее, чем смотреть
После публикации видео под названием «Парадоксы кроссовера», где я рассказываю о том, как разделительные фильтры разных типов влияют на звук, я получил, среди прочих, комментарии примерно такого содержания: «Если активная акустика с цифровым кроссовером позволяет добиться максимально качественного звука, почему производители так практически не делают?». Я думаю главная проблема в инертности и консервативности мира Hi-Fi в целом. Куда проще производить то, в чём уже преуспел, нежели открывать что-то новое. Поэтому большинство хайфайных активных колонок, по сути, являются теми же самыми пассивными, просто в одну из них встроен обычный стереоусилитель с несколькими входами и, возможно, даже с Bluetooth.
Ассортимент компании YG состоит преимущественно из пассивной акустики, которая вполне востребована, прекрасно выглядит и достойно звучит. Вместо того чтобы встроить в несколько пассивных моделей типовой блок усиления с качественными, но всё же обычными стереофоническими усилителями и продолжить почивать на лаврах, разработчики пошли самым сложным путём, который, по их мнению, должен привести к максимально высокому уровню качества. И это как раз то, о чём я говорил: многополосное усиление и цифровой кроссовер. А теперь внимание: на момент написания обзора YG XX Live является самой дорогой активной акустикой класса Ultra High End и, возможно, самой лучшей активной акустикой из всего, что может приобрести обычный пользователь (если у него найдётся тридцать миллионов, разумеется). Но, давайте обо всём по порядку.
Знакомство
Акустика YG XX Live разрабатывается и производится в США в штате Колорадо. Сам бренд YG существует уже более двадцати лет, он был основан в 2002 году и специализируется на производстве акустических систем высшего класса. Специфика бренда — использование самых передовых научных разработок и типично хайэндный бескомпромиссный подход к вопросам качества звука. Получается, что создатели акустики YG не только аудиофилы, но ещё и продвинутые технари. Важно отметить, что высшим качеством звука они считают не студийную хирургическую точность воспроизведения, а высокую степень музыкальности. Когда акустика звучит реалистично, детализировано и достоверно, но при этом не подчёркивает недостатки записей и не вызывает усталости и дискомфорта даже при длительном прослушивании. Ещё одним признаком качественной акустики они считают её способность хорошо звучать в помещении, не имеющем специальной акустической подготовки. Одним словом, акустику YG создают для того, чтобы прослушивание музыки приносило максимум удовольствия, а процесс использования стереосистемы не создавал проблем. Именно эту концепцию разработчики довели до абсолюта в модели YG XX Live. Имея лишь пару таких колонок и являющийся их неотъемлемой частью контроллер со встроенным Roon-плеером пользователь фактически получает в своё распоряжение готовую стереосистему класса Ultra High End.
Корпуса
Акустику YG довольно сложно спутать с каким-либо другим брендом, благодаря стильным корпусам, изготовленным из алюминия. Над созданием их формы потрудились специалисты из компании Porshe Design, а поверхность чистого, не анодированного алюминия имеет очень сложную и красивую фактуру поверхности, которая эффектно отражает свет и тем самым гармонично вписывает акустику в интерьер. Узкие и стройные корпуса имеют большую глубину, за счёт чего обеспечивается необходимый акустический объём, а изгиб передней панели способствует естественному выравниванию фазовой характеристики и фокусирует излучение всех динамиков в точке прослушивания. Для лучшего контроля излучателей инженеры YG используют закрытые корпуса, а чтобы исключить взаимное влияние разных секций акустики они разделены между собой. Причём в пассивных моделях это разделение буквальное. По линиям, отделяющим одну секцию от другой визуально, напольники разбираются на отдельную полочную акустику и басовую секцию. В активной модели от такого подхода отказались просто потому, что внутренняя коммутация там значительно более сложная. Поэтому вся структура сверху донизу у серии Live вполне цельная.
Любопытным способом производится сборка корпусов. Снаружи можно увидеть винты, которые скрепляют детали между собой. Перед сборкой детали корпуса прижимают друг к другу специальной струбциной и уже в таком состоянии затягивают винты. В результате обеспечивается фактически монолитная и герметичная структура, которая не утратит целостности десятки, если не сотни лет.
Для обеспечения абсолютной акустической инертности стенки акустики YG имеют многослойную структуру с демпфирующими слоями, поглощающими нежелательные вибрации и резонансы. Вес одной колонки 170 килограмм, что в принципе исключает паразитные колебания корпуса, даже при очень интенсивной работе всех излучателей.
Излучатели
Все динамики, устанавливаемые в акустику YG, являются оригинальной разработкой компании. И для их создания использовались самые передовые технологии мультидоменного компьютерного моделирования. Это позволяет ещё на стадии проектирования учесть не только электродинамические характеристики или физические свойства материала диффузора динамика, но даже такие факторы, как рабочие характеристики подключаемых к нему усилителей, акустические свойства комнаты и всевозможные варианты расположения слушателя относительно исследуемого динамика. Использование мощных компьютерных систем даёт возможность проводить тысячи экспериментов в виртуальной среде, что экономит годы, если не десятки лет практических исследований. Именно так и появился на свет уникальный набор излучателей, который используется в акустике YG.
Способ производства диффузоров фирменных средне- и низкочастотных динамиков Billet Core является квинтэссенцией самой идеи High End. Для изготовления конуса используется алюминиевая болванка, из которой методом механической обработки вырезается диффузор толщиной 0,2 миллиметра и весом менее 30 грамм. Таким образом, практически весь материал заготовки превращается в стружку. Производитель, кстати, уточняет, что все отходы от такого нерационального процесса изготовления отправляются во вторичную переработку.
А делается всё это ради того, чтобы сохранить изначальную структуру алюминия. Более дешёвый и простой способ штамповки не даёт необходимого сочетания жёсткости и малого веса. Конус, вырезанный из цельного куска алюминия, получается экстремально лёгким и при этом не деформируется даже при интенсивной работе динамика. Это обеспечивает крайне низкий уровень искажений, отличную макро- и микродинамику, превосходную переходную характеристику.
Диффузоры твитеров это ещё один образчик современного инженерного искусства. Это тканевый купол, армированный сверхлёгким металлокаркасом сложной формы. Именно он образует этот красивый рисунок. Вес металлического каркаса всего три сотых грамма, а пользы он приносит довольно много. Благодаря существенному увеличению жёсткости купола расширяется диаграмма направленности, увеличивается рабочая амплитуда, расширяется частотный диапазон, значительно улучшается импульсная характеристика. В итоге этот твитер способен выдавать безупречное качество звука даже на высокой громкости. И, кстати, акустика YG XX рассчитана на помещения площадью до 200 квадратных метров. Представьте, насколько интенсивно должен работать твитер, чтобы озвучить такое пространство.
Кроссовер и усиление
Всё вышесказанное в равной степени касается и обычной пассивной модели YG XX и её активной версии XX Live. И вот теперь начинается то, что в корне отличает эту модель как от её ближайших родственников, так и от любых других представителей High End индустрии. Речь пойдёт об электронной начинке, которая располагается в основании корпуса.
Начну, пожалуй, с главного: каждый динамик в этой акустике имеет собственный усилительный модуль Hypex мощностью 700 Вт. А поскольку YG XX Live имеет восемь динамиков, суммарная мощность составляет 5,6 кВт. Блоки питания используются импульсные от того же производителя. Там же в основании акустики располагается Четырехполосный DSP-кроссовер и ЦАПы. Любопытно, что микросхемы ЦАП используются не суперсовременные, а довольно олдскульные PCM1796 от BurrBrown. Разработчики YG сочли их наиболее музыкальными, дающими максимально комфортный и естественный звук. Кроме того, в этом чипе есть балансные выходы, возможность работы с внешним процессором и функция отключения встроенного цифрового фильтра. Но самое интересное состоит в том, что встроенный DSP, выполняющий роль разделительного фильтра настраивается индивидуально для каждой пары колонок с помощью суперкомпьютеров, находящихся в специальной лаборатории в Великобритании. Поэтому каждую пару колонок XX Livе после сборки в США везут через океан в Великобританию для того, чтобы настроить звучание с прецизионной точностью. Используя всё те же принципы мультидоменного компьютерного анализа. Вообще, эти суперкомпьютеры изначально использовали в астрофизике и космических исследований. Но сначала оказалось, что расчёт движения планет мало чем отличается от расчёта движения иглы звукоснимателя, а потом в лабораторию подтянулись и другие хайэндщики, среди которых оказались специалисты YG, которые окончательно переориентировали суперкомпьютеры на решение аудиофильских задач. История удивительная, хотя, если подумать, знаем мы одного астрофизика, который тоже посвятил свою жизнь музыке.
Возвращаясь к акустике. В результате прецизионной настройки каждого экземпляра удаётся добиваться идеально ровной фазовой характеристики, искажения находятся на рекордно низком уровне в десятитысячные доли процента, а диапазон воспроизводимых частот простирается от 18 Гц до 40 килогерц. Ну и, конечно, пара колонок получается абсолютно идентичной по рабочим характеристикам, что весьма положительно сказывается на построении стереокартины.
Коммутацию обеспечивает внешний контроллер, имеющий хороший набор цифровых и аналоговых входов, включая вход с фонокорректором и USB для подключения компьютера. А самое главное — в контроллер уже встроен проигрыватель Roon, поэтому подключать внешний источник к этой системе вовсе не обязательно. Она и без того прекрасно справляется с воспроизведением обычных и хайрез файлов с домашнего сервера или аудиофильского стриминга типа Qobuz.
Специфика ЦАПов встроенных в акустику ограничивает максимальное разрешение сигнала на отметках 24бит на 192 кГц для РСМ и DSD64. По USB можно подавать сигнал чуть более высокого качества, но дальше возможностей чипа никак не прыгнешь. Впрочем, в реальных условиях это не создаёт проблем. Файлы более высокого разрешения ещё нужно поискать.
Контроллер подключается к акустике длинными оптическим кабелями с высококачественным стеклянным волокном. Это обеспечивает полную гальваническую развязку системы, а в чисто бытовом плане даёт возможность убрать головное устройство в закрытую тумбу или рэковый шкаф. Таким образом, в комнате будет стоять только пара красивых стильных колонок, а управление Roon-плеером в любом случае осуществляется с планшета или смартфона.
Комната
Прежде чем поговорить о звуке пару слов надо сказать об условиях в которых происходит прослушивание. Поскольку шоурум компании Топ хайэнд в котором я нахожусь располагается в жилом здании основная комната прослушивания имеет основательную звукоизоляцию. Оценить масштаб проведённых работ можно по перепаду высот — пол здесь заметно выше, а потолок ниже чем в остальных помещениях. В стенах без труда разместилась встроенная акустика для домашнего кинотеатра, а в потолке короб с экраном. Входная дверь имеет толщину сантиметров десять и три контура уплотнения.
Для питания компонентов с электрического щитка напрямую заведена отдельная кабельная линия сразу в распределитель питания. Одним словом, делали для себя и ни на чём не экономили. Но при этом надо заметить что комната совершенно не переглушена, тут в принципе нет специальных акустических панелей или звукопоглотителей. Только декоративные деревянные накладки на стенах, шторы, ковёр и диван. Акустика помещения в итоге не звонкая, с мягкими естественными переотражениями. Особенность лишь в том, что посторонний фоновый шум не проникает в комнату извне. А в плане влияния на звук получилось нечто среднее между подготовленным помещением и обычной жилой комнатой. Словно кто-то хотел улучшить звук без ущерба дизайну и бытовым удобствам.
Звучание YG XX Live
Для того чтобы оценить потенциал YG XX 3 Live и влюбиться в эту систему раз и навсегда достаточно включить любую композицию из старых сольников Роджера Вотерса. Я ни на какой системе не слышал такой голографичности звуковой сцены. Все шумы и звуковые эффекты, прописанные в фонограмме, выстроились в объёмную картину, выходящую далеко за пределы комнаты и кудато дальше за горизонт. Звуки окружают буквально со всех сторон, и можно точно сказать где и на каком расстоянии находится шипящий радиоприёмник или лающая собака. Даже кинотеатры с системой Dolby Atmos бывают не столь убедительны, как эта стереосистема.
Второе неоспоримое преимущество этой акустики — колоссальный запас мощности и как будто безграничный динамический диапазон. На том же Вотерсе и симфонической классике разница между тихими и громкими звуками настолько велика, что начинаешь особенно высоко ценить тот факт, что эта комната полностью изолирована от внешнего шума. Ни один мелкий звук не теряется и ничто не мешает наслаждаться мельчайшими оттенками и атмосферой записей.
Голографичность, динамика, плюс широчайший частотный диапазон, доходящий до экстремально низкого баса — это, пожалуй, главные качества YG, благодаря которым и обеспечивается эффект присутствия и полного погружения в музыку. В треке Three Wishes Вотерса, голос джинна прописан с мощным низом, буквально вдавливающим в кресло и сотрясающим всю комнату. Звучало это по-настоящему убедительно и вызывало буквально животный страх. Впечатления совершенно непередаваемые. Даже микрофоны, на которые я делал запись, не выдержали такого напора и ушли в перегрузку.
Что касается прочих характеристик звучания, они в полной мере соответствуют ожиданиям и той идеологии, которую декларирует производитель. Акустика очень детальна, точна, имеет ровный тональный баланс, легко справляется с любыми жанрами. Какую музыку ни включи, моментально погружаешься в материал, всё играет очень выразительно, интересно и увлекательно. Главное — чтобы было исполнено хорошо, от души. При этом записи низкого качества, как и было обещано, не раздражают. Музыка и энергетика музыкантов в старых записях передаются не хуже, чем современных аудиофильских. Одним словом, высокая прозрачность не приводит к отбраковке любимых релизов по критерию качества мастеринга. На YG всё звучит хорошо или просто превосходно.
Занимательная арифметика
После знакомства с активными YG XX Live может возникнуть лишь один вопрос: а можно ли сделать звук ещё лучше. На самом деле можно. Если взять такие же точно пассивные колонки XX 3, полностью заглушить комнату, добавить топовые компоненты. В звуке будет чуть больше нюансов и оттенков, станут чуть богаче тембры, звук можно будет подкрасить по своему вкусу. Но тут уже начинает работать та самая занимательная арифметика о которой я упомянул в самом начале.
Как вы уже догадались, система YG XX Live стоит немало, в абсолютных цифрах — порядка тридцати миллионов. Но если мы соберём систему с такой же акустикой в пассивной версии, добавим к ним многополосное усиление соответствующего класса, предусилитель, ЦАП, сетевой проигрыватель и подходящую для всего этого кабельную обвязку общий ценник легко перевалит за сотню миллионов. А если не провести при этом дополнительную акустическую обработку помещения прирост качества можно и не заметить. Таким образом, получается, что покупая акустику за 30, её владелец экономит кратно больше денег, выигрывает в удобстве и не теряет при этом в вопросе качества звука.
А ещё в линейке активной акустики YG есть младшие модели, которые отличаются от старшей габаритами и площадью помещения которое они способны озвучить, поэтому для небольших комнат, квадратов от 15 до 30 квадратных метров подойдёт младшая активная система, которая стоит почти в четыре раза дешевле старших XX Live. Вот такая получается экономика в мире Ultra High End.
Звучание YG Vantage Live и Grimm Audio LS1
Младшая акустика YG Vantage Live и составившая ей компанию активная ситема Grimm Audio LS1 находимся во второй зоне шоурума. И если помещение в котором установлена старшая модель имело акустическую подготовку, здесь её нет в принципе. Это было сделано абсолютно целенаправленно. Идея была как раз в том, чтобы поместить технику в те условия, в которых её и будут слушать. Тем более что активные колонки со встроенным стримером это по сути своей что-то вроде музыкального центра на максималках — устройство хайэндное по звуку, но утилитарное по своей сути.
Здесь выставлены младшая активная система YG Vantage 3 Live которая базируются на тех же технологиях, что и старшая модель. Отличие лишь в габаритах, количестве динамиков и количестве полос, здесь их всего 3.
Роль референса выполнила ещё одна активная акустика Grimm Audio LS1 уже без встроенного Roon-плеера. Она разрабатывалась в Нидерландах и позиционируется как рабочий инструмент для топовых студий звукозаписи. Но её также рекомендует особенно взыскательным аудиофилам для домашнего использования. Концептуально конструкция акустической части Grimm Audio LS1 имеет немало общего с YG, хоть и выглядит она совершенно иначе. В верхней части у нас двухполосная система на топовых динамиках SEAS Excel, которая также может использоваться самостоятельно как полочник. А в основании, в отдельном корпусе сабвуферная секция с 10-дюймовым динамиком, направленным вверх. Здесь также используется цифровой кроссовер на основе DSP и усилительные модули Hypex индивидуальные для каждого излучателя. Стоимость Grimm Audio LS1 втрое ниже, чем у YG Vantage 3 Live, порядка 2,5 миллиона против 7, но мы имеем дело с системами такого уровня, где кратный прирост стоимости уже не даёт кратного отличия в плане разрешения или иных базовых показателях. И это было хорошо заметно при прослушивании.
Первое, на что обращаешь внимание — это разница в подаче музыкального материала. Гримы чуть больше внимания уделяют деталям. Музыку в их исполнении интересно не только слушать, но также изучать и анализировать. YG, напротив, не располагают к созерцанию музыки со стороны, они вовлекают в эмоции с первых же нот, буквально заставляют переживать всё вместе с исполнителем.
При этом и те и другие колонки жанрово универсальны, прозрачны, хорошо сбалансированы и вполне музыкальны в целом. Обе выстраивают убедительную звуковую голограмму, не столь безупречную, как это было в соседней комнате, но на мой слух абсолютно превосходную с учётом условий, в которых происходит прослушивание. Во время разговора я отчётливо слышал в комнате эхо от собственного голоса, а находясь в точке прослушивания - только музыку и акустические условия никоим образом не мешали получать удовольствие от прослушивания.
Итог
Подведём итог. Активная акустика класса High End и Ultra High End убедительно демонстрирует преимущества современных технологий. Попытки создать подобного рода готовые стерео системы были и раньше, но не на столь высоком уровне. Поэтому у потребителя был выбор – купить готовую систему и мириться с некоторыми компромиссами по звуку, либо начать сложный и дорогостоящий процесс построения системы из отдельных High-End компонентов с огромным бюджетом. Который действительно позволяет добиться исключительного качества. Активные системы Live от YG оказались настолько хороши, что даже опытному аудиофилу будет сложно найти какие-либо минусы в звучании такого «музыкального центра».
Благодаря безупречной фазовой характеристике и рекордно низким искажениям, которые дают цифровой кроссовер с DSP и раздельное усиление полос мы получили акустику, прекрасно звучащую даже в неподготовленных помещениях. А в подготовленном помещении создаётся звуковая голограмма с идеальной прорисовкой пространства. При этом производителям удаётся сохранять в активной акустике те уникальные свойства, которые они изначально закладывали в свои пассивные модели. Активные YG так же, как и пассивные версии, отличаются максимально комфортным и музыкальным звучанием, не вызывающим утомления даже если слушать её часами. Обязательно послушайте акустику YG, впечатления ни с чем не сравнимые и не забываемые. В 2024 году они выставлены в Москве в шоуруме Топ Хайэнд и также планируется демонстрация на выставке Hi-Fi & High End Show 2024 в Москве в отеле Бородино. Отличный шанс наработать качественный слуховой опыт.