Перевод УМ в монофонический (мостовой) режим, какие плюсы и минусы? И вообще, как это работает?)) • Stereo.ru
Вопрос sema 43 129

Перевод УМ в монофонический (мостовой) режим, какие плюсы и минусы? И вообще, как это работает?))

Во-первых, поздравляю всех с наступившим Новым годом, и очень надеюсь, что он сложится у всех чуть лучше, чем ожидания от него 😁

Процесс создания системы на базе миди компонентов Атолл, кажется, пошел. Почти двухнедельное отчаяние (просто уже успел продать свой транспорт, и стал даже смотреть на варианты покупки другого бренда, что рушило нарисованную в голове концепцию), что сюда Атоллы в серую больше не возят (якобы не интересно) и СД не найти, сменилось радостным ожиданием доставки Atoll MD100 без предоплаты😁.

Поэтому стал изучать вопрос по их УМ Atoll MA100 и возможному выбору акустики к нему. А там пишется, что «При желании Atoll MA100 можно перевести в монофонический (мостовой) режим, и тогда показатель его выходной мощности пропорционально увеличится». Вначале не понял, что значит «пропорционально». Но на странице производителя нашел такие данные:

Я тут не очень увидел пропорциональность, но математика и физика не мое)))

Также там представлена вот такая схема:

Схема с сайта производителя

Однако в сети информация какая-то мудреная, пишут про перегрев возможный, искажения.

Отсюда вопрос к знатокам физики процесса: какие плюсы и минусы, чего ждать от такой схемы, стоит ли делать (хотя сам производитель это предлагает), если, к примеру, присматривать «тугие» АС? В качестве преда будет использоваться HD100. И да, я по прежнему слушаю в наушниках, но стал посматривать снова «налево» 🤣🤣🤣, однако не торопясь и без суеты)

Спасибо)

Ответы

adigital

Мостовой режим усилителя мощности (монофонический режим) — это способ конфигурации стереоусилителя, при котором два канала объединяются для увеличения мощности одного канала.

Такой подход позволяет использовать оба канала усилителя для управления одной нагрузкой, например, одним громкоговорителем. Это достигается за счет инверсии фазы одного из каналов, так что сигнал усиливается разными каналами с противоположными полярностями, создавая более высокий выходной ток и напряжение.

Как это работает

Один канал усиливает оригинальный сигнал.

Другой канал усиливает инвертированную копию того же сигнала.

Выходная нагрузка (например, динамик) подключается между положительными клеммами обоих каналов.

Это удваивает выходное напряжение, что в идеале увеличивает мощность нагрузки в четыре раза (при условии, что источник питания и другие компоненты способны выдерживать такую нагрузку).

Плюсы мостового режима

Увеличение мощности: Мощность на динамик значительно выше.

Повышение динамического диапазона: С более высокой мощностью динамические пики в музыкальном сигнале могут воспроизводиться с меньшими искажениями и большим ударным эффектом.

Минусы мостового режима

Увеличение нагрузки на усилитель: Каждый канал видит половину сопротивления нагрузки. Например, если нагрузка 4 Ом, каждый канал работает с нагрузкой 2 Ом, что требует от усилителя большей мощности и способно вызвать перегрев.

Демпфирующий фактор также уменьшается, так как выходной импеданс усилителя увеличивается из-за удвоения пути сигнала через два канала.

Результат: Снижение демпфирующего фактора означает меньше контроля над движением басового динамика. Это может привести к менее четкому и размывшемуся басу.

Гармонические искажения (THD) и интермодуляционные искажения (IMD) могут увеличиваться в мостовом режиме.

Причины

Увеличенная нагрузка: Каждый канал усилителя испытывает большую нагрузку (как будто сопротивление динамика снизилось вдвое). Это приводит к более высокому току и нагреву транзисторов.

Различия между каналами: Даже в качественных усилителях существуют небольшие различия между характеристиками двух каналов, что может приводить к увеличению искажений при совместной работе.

artemf @adigital

А усилитель в мостовом режиме это то же самое, что дифференциальный усилитель? Вроде по описанию одно и то же, но нигде параллелей я не нашел.

adigital @artemf

Если имеется ввиду балансный усилитель, то несмотря на схожесть работы с противоположными фазами, мостовой и балансный усилители различаются по своей структуре, назначению и типу обработки сигналов.

Мостовой усилитель и балансный усилитель используют противоположные фазы, но с разными целями:

Мостовой — для увеличения мощности.

Балансный — для качественного усиления балансного сигнала и подавления шумов.

Мостовой усилитель

- Обычный (монофонический) сигнал подаётся на один усилитель.

- Второй усилитель усиливает инвертированный сигнал.

- Нагрузка (динамик) подключается между выходами обоих усилителей.

Это позволяет удвоить выходное напряжение, а значит, и мощность на нагрузке.

Балансный усилитель

- Два входных сигнала (балансный сигнал) поступают на два независимых усилителя.

- Балансный сигнал состоит из двух сигналов с противоположными фазами.

- Усилитель усиливает каждую фазу отдельно, а выход — это разность этих сигналов.

- Балансное подключение помогает подавлять шумы и улучшает качество сигнала.

Почему это не одно и то же

Балансный усилитель нужен для обработки балансных сигналов — он подавляет общий шум и усиливает разность фаз.

Мостовой усилитель предназначен для увеличения выходной мощности, а не для подавления шумов.

Балансный усилитель для одного канала усиливает две фазы сигнала, а мостовой усилитель обрабатывает один сигнал, распределяя его на два выхода.

Ключевая разница

Мостовой усилитель усиливает сигнал, создавая разность напряжений на выходах двух усилителей. Каждый усилитель контролируется отдельной обратной связью.

Балансный усилитель усиливает разность между двумя входными сигналами, используя общую обратную связь для контроля симметрии и подавления шумов.

Обратная связь

Мостовой усилитель

- Независимая обратная связь для каждого усилителя.

- Каждый усилитель имеет свой контур отрицательной обратной связи для стабилизации усиления, линейности и снижения искажений.

- Контуры обратной связи не пересекаются между двумя усилителями.

Балансный усилитель

- Применяется общий контур обратной связи, зависящий от разности сигналов на входах.

- Такая обратная связь снижает уровень шумов, одинаковых для обеих фаз, улучшая подавление синфазных сигналов (CMRR).

- Обратная связь поддерживает симметрию и минимизирует перекосы между усилительными каскадами, улучшая линейность и точность воспроизведения сигнала.

artemf @adigital

Вы это из ChatGPT вставляете? Помечали бы, что это ответ от ИИ. Так как ИИ часто прав по фактам, но не по сути.

Судя по ответу, мостовой усилитель идентичен балансному, если к нему подключить небалансный сигнал.

sky_star @artemf

а меня вот это вот резануло

Мостовой — для увеличения мощности.

Балансный — для качественного усиления балансного сигнала и подавления шумов.

типа V образная 6/8 как - это грузовики ,

а типа рядная 4 ка - это гонка пушка

выходит мостовое - это просто мостовое тчк

artemf @artemf

Тут Пол МакГован из PS Audio отвечает на похожий вопрос, по его словам да, стерео-усилитель в мостовом режиме это тот же балансный моноблок, но нужно учесть падение импеданса в этом режиме, т.е. как уже было сказано, если акустика 4 Ом, усилитель в мостовом режиме увидит ее как 2 Ом и он должен справляться с 2 Омной нагрузкой. Вроде Пол подразумевает, что могут быть еще какие-то схематические отличия, но это основное.

Igor_Golochshapov

В общем верно с небольшим уточнением. Каждый канал видит половину сопротивления нагрузки. Например, если нагрузка 4 Ом, каждый канал работает с нагрузкой 2 Ом Это немного не так работает. Ниже же по сути правильно написано: Каждый канал усилителя испытывает большую нагрузку (как будто сопротивление динамика снизилось вдвое).

Возможно "увидеть" иную нагрузку с помощью трансформатора. Та же высоковольтная ЛЭП в пример или, ламповый трансформаторный каскад. В обычном же бестрансформаторном усилителе нагрузка для выходных транзисторов видится одна и, она постоянна. Стоит для начала просто задаться вопросом: а откуда, собственно, натуральным образом (физически) возьмётся вдвое меньшее сопротивление? Колонка-то в виде нагрузки, как была одна со своими параметрами, так таковой (одной) и осталась.

Дело в том, что четырёхкратное (формально) увеличение мощности в мостовом режиме происхождением своим обязано не уменьшению знаменателя в формуле закона Ома, а вдвое увеличившемуся числителю. То есть, напряжению. Если в обычном режиме усилитель подключает нагрузку до каждого из полярностей питания относительно нуля. То в мостовом режиме качание нагрузки происходит с удвоенной амплитудой - от минуса источника питания до плюса.

P.S. Плюс за пост однозначно. Хорошо развёрнуто.

sky_star

Доброго Вам часа )

Режим испрашиваемый Вами работает в общих чертах одинаково ,

обратимся к скупым фактам

это выдержка из мануала к моему комплекту

Тут наглядно показано как реализован BTL режим .

Там же в сервис мануале указано следующее

Speaker Impedance

RCA Stereo: 4 Ω - 16 Ω

XLR MONO: BTL 6 Ω - 16 Ω

Производитель остерегает от использования этого режима с акустикой низкого сопротивления .

Сама же схема классическая

Я пробовал сей режим ,

но мне пришлось использовать трансформаторы RCA --> XLR

что бы получить настоящий XLR ( без перемычек , резисторов смс и регистрации )

именно настоящий , пусть и с потерей 3dB на усилении , мощность реально стала

другой , особых искажений я не услышал , но они точно станут на сколько то больше

( но думаю что это доли % , не целые % точно ) ,

в остальном я думаю что это кинолюбителям будет прям супер супер ,

там это на фронтах сработает как надо , там и звуковая дорожка оптимально будет

нагружать мощник .

Пы СЫ Таки Bi-amp для меня глянулся куда более интереснее .

Amando @sema

Можно привязать к проводу другой провод и протянуть за ниточку.

Разврат конечно )

sky_star @sema

Доброго Вам .

Времянку для получить свое мнение можно и с наружи положить ,

пару дней - неделю , можно выжить )

frad3

Ничего хорошего от мостовой схемы ждать не стоит.

Такое ощущение, что вся затея не для того что бы получился хороший звук, а поклонение некой компании во что бы не стало собрать все что у нее есть. 🤷

fima1856 @frad3

Один мой друг собрал свою систему по такой схеме и говорит, что сейчас у него звук просто порясающий. Так что это не реклама, а действительно работающая схема.

sema @frad3

Меня точно сложно заподозрить в поклонении одному бренду, достаточно посмотреть мой профиль. Более того, звук Атолла на примере HD100 мне понравился, есть блог. А вот фоник их в свое время не зашел. Если звук мне в итоге не зайдет, спокойно избавлюсь. Просто я люблю, чтоб в системе была некая концепция.

Минус, не мой, я принципиально не минусую, сейчас поправлю.

Кстати, почему не стоит ждать ничего хорошего?

fima1856 @sema

Дмитрий, есть шанс, что со временем вы захотите поменять Атолл на другой бренд, или это на данном этапе мало вероятно? Как мне один друг сказал, когда есть деньги, то зуд аудиофилии цветёт бурным цветом, а когда их нет, то спит себе по тихоньку.

frad3 @sema

Кстати, почему не стоит ждать ничего хорошего?

Минусы мостового режима

Увеличение нагрузки ...

И далее по тексту.

Оно вам надо?

Какая мощность вам нужна? 50/100 Вт на 8/4 Ом закрывает все потребности домашнего аудио. Имхо.

Научитесь в домашних условиях измерять мощность усилителя и вы удивитесь, что средняя мощность на которой вы слушаете 5-10 Вт.

sema @frad3

Да я с этим даже не спорю, и в целом согласен. Вопрос в конкретной схеме. И конкретном применении УМ, которое описывает сам производитель. Наше увлечение оно не совсем о разумности))) ибо каждый любит не только свои искажения, а и свои коробочки, их цвет и даже запах. Иначе бы всё вернулось к блютус колонкам) А так и Вы используете, если я правильно понял, УМ Брагина со 100 вт на 4 Ом (вроде), а не на «достаточные» 10))) Поэтому и вопросом больше о минусах схемы и таком использовании. Поскольку мощей больше, выглядит красивше, но так ли бесплатен сыр в мышеловке?

Кстати, Ваш набор техники очень интересен. Написали бы в блог, очень интересно!

Kalaran @sema

Лучше бы подкопили на что-нибудь классом повыше, что не захочется менять в ближайшей перспективе.

sema @Kalaran

Да были у меня и классом выше, и классом ниже) для меня вообще сейчас именно усилитель и акустика не в приоритете, ибо слушаю наушники. Это скорее «чтоб было». И это увлечение, хобби. Хочется вот такой собрать сетап, посмотреть, послушать. А если говорить о классе выше, то тут скорее КДП надо менять, чтоб этот самый класс услышать.

А дольше всего у меня прослужили компоненты Kenwood, на тот момент в цене около 250 долларов

fima1856

Дмитрий, добрый день. Вы аудиофил в самом хорошем понимании этого слова. У вас постоянно в голове рождаются новые идеи, как улучшить и изменить ваш сетап, чтобы получать как можно больше радости от прослушивания музыки. Дай бог, чтобы на всё хватило денег и терпения ваших близких. Мы все только радуемся за вас!!!

sema @fima1856

Спасибо. Не знаю, за что минус Вам. Вы знаете, я скорее уже в когорте меломанов больше))) наверное))) а удовольствие у нас дорогое, да)

fima1856 @sema

Дмитрий, я назвал вас аудиофилом, потому что вы всё время ищите свой звук. Сначала вы хотели отказаться от акустики и перейти только на наушники, теперь решили вернуться к АС, параллельно с наушниками. Т.е вы в постоянном поиске. А это просто чудесно. Не всякий меломан, готов на такие эксперементы. Хвала вам Дмитрий и уважение! В последнее время, я заметил, кто то сильно полюбил меня и щедро сыпет минусы. Я на него не в обиде. Дела житейские!

Igal75

Здравствуйте! Не так давно мой друг описал свои впечатления от использования двух luxman m700u в качестве моноблоков . От себя я могу добавить , что лично я бы пошёл на этот вариант если бы не был ограничен пространством и в каком то смысле финансами . Я не знаю как будет с Atoll , в нашем варианте я услышал тотальный контроль над акустикой - музыка лилась с необычайной лёгкостью , весь диапазон улучился! Басс просто офигительный. Лёгкость и сила !

Из минусов : эти две бандуры занимают прилично места и неплохо кушают электричество 😄

https://stereo.ru/p/gd61n-odin-luxman-m700u-horosho-a-dva-vse-taki-luchshe

Ahil71 @Igal75

Игорь, в нашем случае лаксманы имеют приличный запас прочности для работы в мостовом режиме, они без проблем справляются с 1-омной нагрузкой, выдавая просто бешенную пиковую мощность, в случае с Атоллами характеристики более чем скромные и похоже 4 Ома максимальная нагрузка.

Я бы на месте автора досконально изучил этот вопрос, постарался бы найти кого то с практическим опытом и возможно игра не будет стоить свеч…

danilo-77 @Ahil71

приличный запас прочности для работы в мостовом режиме, они без проблем справляются с 1-омной нагрузкой

Это далеко не так. Именно в мостовом режиме, Luxman не справится с такой нагрузкой, даже их топовые модели будут задыхаться. Мощность возрастает за счёт увеличения напряжения ( а это не есть хорошо ).

У вас получилось только лишь потому, что твоя акустика очень неприхотливая и импеданс у твоей акустики не падает очень низко.

danilo-77 @danilo-77

Если кто-то здесь, до сих пор так и не понял, что такое мостовой режим, перечитайте первое сообщение от господина Андрея, очень хорошо написано.

Wadim

Пробовал атолл мощник сотый se в мостовой режиме и даже были мысли ставить два в систему моно. В итоге, понял что мне не нужна эта избыточная (для меня) мощность, получил не то, что ожидал и отказался от этой идеи.

sema @Wadim

Спасибо)

Вообще вопрос возник, когда стал смотреть акустику к МА100, и ладно если оставлю идею взять все французское, там у основных вариантов чувствительность хорошая. А если нет? И тут обратил внимание на сноску на мостовой режим , что позволит использовать уже бОльший спектр АС.

IvanPetrov33 @sema

По-моему вы вошли не в ту дверь. 😀

Продав все, у вас появилась уникальная возможность купить систему в сборе. Я бы шел по салонам и слушал готовые сборки. Что зацепит, то и брать, включая все провода как у дилера.

sema @IvanPetrov33

Вы знаете, именно эта дверь и заинтересовала, удачно купив их усилитель для наушников возникла мысль и, главное, желание снова строить систему с АС.

И думаю, что она не последняя, хотя кто знает

Ps. А то, что всегда цепляло вполне в цене всей системы с АС, но за компонент 🤣🤣🤣

danilo-77 @sema

MA100

Номинальное сопротивление

4 Ом

Минимальное сопротивление

2,8 Ом при 3,4 кГц

Можно попробовать в мостовом режиме, но это на грани. Тем более, если это такой дохленький усилитель как Atoll . ( простите )

Если есть два таких усилителя, будет лучше если вы их подключите в режиме Bi-amp.

sema @danilo-77

Увы, биамп до ремонта не светит, кабели проведены. Хотя 🤔🤔🤔 главное за шкаф завести

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.