Возвращаясь от абстракций и теорий к практике, в этом материале я хочу кратко рассмотреть некоторые прикладные аспекты виниловодства, а именно — сколько же нужно в идеале тонармов, головок и как лучше все это собрать и скоммутировать.
Начнем с тонармов и головок. Вопрос «сколько?» сразу же перетекает в вопрос «зачем?». А ответ на «зачем» у каждого свой. Можно подбирать головки исходя из типов записей и пластинок: моно или стерео, раннее стерео или поздние монопереиздания. Все эти пластинки требуют в идеале разных подходов. Монопресс 1958 года, стереопресс 1980-го и переиздание в моно 1973 года — все эти пластинки нуждаются в разном обращении.
Следующий принципиальный вариант — разные головки для разных жанров. Вполне устоялись убеждения, что классику рока лучше слушать на головках ММили MI-типа, а для джаза или симфонической музыки более подходят МС-головки. Я, конечно, готов оспорить этот принцип, поскольку сам не раз убеждался на практике, что хорошие МСголовки в правильно построенном тракте совершенно универсальны, но сейчас для этого нет времени, и мы оставим этот подход как вполне имеющий право на существование. Тем более стоит оговориться — на основе МС-головок можно построить и универсальный, и действительно очень хороший звук, но цена реализации будет заметно выше. И если нет задачи слушать симфоническую музыку, а хочется слушать рок, то вариант с ММ окажется предпочтительнее исходя из стоимости системы в целом. Еще, думаю, необходимо вспомнить более редкий, но встречающийся вариант — наличие отчетливых вкусовых предпочтений по поводу нескольких разных головок. Бывает что без явного логического обоснования человек хочет иметь возможность послушать три разных варианта воспроизведения. Кому-то это покажется странным, но такой подход весьма распространен среди искушенных аудиофилов.
Таким образом, возможные варианты с головками обрисованы. Сколько же нужно тонармов? В идеале — столько же, сколько головок. Если не искать компромиссных вариантов, то каждую головку лучше поставить на свой тонарм, наиболее для нее подходящий, отстроить и не трогать до тех пор, пока не износится игла. Это единственный способ соблюсти необходимую точность настроек, а все варианты со съемными шеллами и перенастройками не более чем компромисс. Конечно, можно отталкиваться в процессе сборки тракта не только от головок, но и от тонармов, но это величины взаимозависимые, и далеко не все сочетания, даже совпадающие по техническим характеристикам, будут сочетаниями идеальными по звуку.
Следующий важный момент при использовании нескольких головок и тонармов — это коммутация. Казалось бы, головка звукоснимателя — отличный балансный источник, но на практике скоммутировать систему с несколькими тонармами очень сложно. Полноценных балансных корректоров, работающих и с ММ-, и с МС-головками и имеющих несколько входов, я почти не могу вспомнить, а то, что вспоминается, или очень редкие, или очень дорогие варианты. Та же проблема существует с балансными фонокабелями и с согласующими трансформаторами — их почти нет, и с этим ничего не поделать, такова реальность. Но и небалансный корректор с несколькими равноценными входами — редкость. Проще найти МС-трансформатор с селектором входов. Конечно, любой селектор в теории, да и на практике, положительно на звук не влияет, но что остается? Конечно, можно использовать для каждой головки отдельный фонокорректор, и в этом есть своя логика, но стоимость такого проекта оказывается совсем негуманной. Использовать просто селектор входов? Их тоже мало, из того, что я могу вспомнить, действительно качественные селекторы делает Luxman и еще пара совсем маленьких компаний. Поэтому в этом вопросе идеального решения нет, всегда нужно искать чтото свое. И для тех, кто хочет использовать не один, а два и более тонармов, производители техники предлагают неприлично мало готовых решений.