Причины изношенности иголки звукоснимателя • Stereo.ru
Вопрос smith 29

Причины изношенности иголки звукоснимателя

Не первый год спорим и ломаем копья по этому вопросу . Общепринятая версия, якобы у кристалла стачиваются бока — устраивает далеко не всех. И объективных данных никто предъявить не может .

Не давно уважаемый Дмитрий Ошеров перевёл статью в которой автор заявляет :

о чем свидетельствуют тысячи картриджей, которые я восстановил за последние 40 с лишним лет: как правило, внешняя (правая) сторона алмаза (правый канал) изношена куда больше, чем внутренняя (левый канал).

Воодушевившись успехом ветки про ВТА я решил дерзнуть разрешить и этот давний спор .

А не мог бы автор предоставить фотки, на которых явственно будет видно, что один бок кристалла сточен больше другого?

Если бы Дмитрий смог сформулировать и отослать автору сей вопрос - было бы очень кстати.

А то некоторые сомневаются, что кристалл алмаза можно сточить и заявляют, что таких фотографий не бывает.

Друзья мои! Кто что думает по этому поводу? Каковы причины и следствия изнашиваемости иголок?

И фоток в подтверждение своих версий не жалейте.

Ответы

Wadim

У меня было всего два случая выхода из строя. На одной просто кристалл взял и отвалился... А на второй нарушился баланс, иголке было примерно 4 года. Причин под микроскопом (50х) не увидел, просто заменил иголку. Почему произошло такое - не понял.

Не думаю, что сам кристалл может именно так (одна сторона) износиться от пластинки, скорее выйдет из строя от грязи или от удара, неправильно использования.

Past

Перемещение тонарма к центру диска происходит засчёт давления правой стороны канавки на правую (внешнюю) поверхность иглы. Естественно, она будет изнашиваться больше.

Rodomir
А то некоторые сомневаются , что кристалл алмаза можно сточить и заявляют , что таких фотографий - не бывает

Ну как бы вечного ничего нет - ветер и вода скалы точат, хотя тоже многие могут усомниться этому!

Конечно прочность алмаза высока и чтобы его сточить надо много времени, но это возможно! Картриджи чаще, конечно, на мой взгляд выходят из строя по другим причинам, но и износ алмаза со счетов сбрасывать нельзя...

Старые картриджи, например, порой отчетливо грешат утратой подвижности кантилевера и катушек. У знакомого винтажная головка Динавектор по моему с сапфировым кантилевером, так она нормально играет только после "прогрева" и "разработки" системы, а если несколько дней полежит, то звук совсем другой - плосковат и сибилянты лезут.

В общем в чем мысль - вечного ничего нет, и алмаз стачивается и остальные подвижные части меняют характеристики, тот же клей рассыхается. Чуда не бывает - космические корабли и те падают, а они в вакууме (пример образный - не надо мне говорить о космическом мусоре и прочих эксплуатационных тонкостях)! )))

Мое мнение - головка из категории устройств, которым время вредит намного больше других.

NewArtVinyl

Износ алмаза не возможен, если только на пластинке нет алмазной пыли. Изнашивается подвес иголки, механические повреждения убивают картридж.

NewArtVinyl @Past

Состав пыли в природе это кварц процентов 70%, далее всякая органическая лабуда. Твёрдость кварца по Моосу 7, твердость алмаза по Моосу 10, т.е. превышает в три раза. Если Вы не работаете на гранильном заводе фирмы Де Бирс, то пыль по составу у Вас кварцевая. Кварц самый распространённый минерал на планете Земля, попросту это песок.


NewArtVinyl @Bbhob

Если у Вас не стоят фильтры на форточках и входной двери то это так. В действительности песок пустыни Сахара долетает запросто и до Московского региона.

smith

ну наконец-то !!!

обратите внимание - какие ровные грани - особенно на контурах заметно

NoamZahid

Хороший токарь знает, что даже мягкие металлы могут изнашивать прочные стали. Алюминий, например, за счет своей пленки оксида - корунда. А состав пыли и даже ее механизм происхождения (в полностью герметичных помещениях) еще та загадка. Бывают еще стеклянные суперпрочные капли Руперта. В смысле, - я верю в износ алмаза.

NewArtVinyl @NoamZahid

Твёрдость алмаза превышает твердость корунда в 2 раза. У алмаза есть одно не хорошее свойство он хрупок. Получается что сточить его не получится , а вот сколоть тонкий кончик иглы о кварцевую грязь, например шибата, запросто. На чистых пластинках жизнь алмаза иглы бесконечна;)

Bbhob @NoamZahid

есть и такой способ обработки алмазов, основан на переносе атомов с алмаза в резец, но это делается при температуре ок 1000гр, чистым железом и при значительном давлении, проникновение резца доли миллиметра в час. То есть с винилами не сравнить.

Gorbatov

Минеральная пыль изнашивает. Увидеть это можно в принципе, но отличия далеко не всегда явно-очевидны. Плюс износ подвижной части, полимеров.

Если в коллекции пластинки в хорошем состоянии и все нормально помыты, и в комнате нет минеральной пыли то иглы служат намного дольше условной 1000 часов.

smith @Gorbatov
Плюс износ подвижной части, полимеров.

думается , что это - основная причина и есть

не понятно только почему производитель так не заявляет

как вы считаете ?

Bbhob

Алмаз шлифуют стальным кругом раскрученным до тысяч оборотов в минуту. Сам круг не способен взять алмаз, просто перегреет и спалит его. Поэтому на него льют смесь масла и алмазного абразива. И так часы на одну грань... каким образом можно шлифануть алмаз виниловым диском и бытовой пылью на скорости 33 оборота — ума не приложу.

osherov138

Конечно, можно попробовать еще раз написать Питеру Ледерманну, но честно сказать - мне уже неудобно) Я и так его засыпал вопросами в последние дни. Может, спустя какое-то время.
Но оснований не доверять ему, в общем-то, нет: он начинал свой бизнес как раз с восстановления чужих картриджей, в том числе B&O, и лишь потом зарегистрировал свои патенты. Сколько игл прошло через его руки - можно только догадываться. Полагаю, можно верить на слово, тем более что все это - микромир, который большинство из нас никогда не увидит своими глазами. А если и увидит - то явно не то, на что НАДО смотреть (как и поведал Питер в своем рассказе про SRA). Я вот теперь гляжу на свои шаблончики из оргстекла (VTA и SRA) - и головой качаю. Выходит, попс это все))
А что касается износа, пыли и очистки - у меня есть еще один любопытный кусок перевода (как вы понимаете, я увлекся и перевел почти все мануалы Ледерманна, что смог найти). И он тоже представляет весьма любопытную точку зрения.
Во всяком случае, знать ее мне кажется полезным. Делюсь:

(Автор - Питер Ледерманн)

ЧИСТКА ИГЛЫ:

Как правильно чистить стилус? Каждый раз использовать специальную жидкость?

НЕТ!!!

Более-менее подходит СУХАЯ мягкая кисточка. Но лучше использовать какой-нибудь Fun Tak (аналог, продаваемый в России – Blu Tak (прим. пер.), это клейкая масса из разряда канцтоваров. Используйте его непосредственно перед каждым прослушиванием (или после него). Сделайте небольшой пьедестал нужной высоты, и поместите на него маленькую лепешку этого материала, чтобы опускать на неё стилус.

Еще один вариант - раздавить маленький шарик (размером в половину десятицентовика) в лепешку, толщиной с пластинку, на визитке. Затем положите визитку на диск проигрывателя или даже прямо на пластинку. Опустите на лепешку иглу вниз-вверх несколько раз. Будьте очень осторожны, чтобы ненароком не сдвинуть карточку или диск проигрывателя, когда стилус опущен на Blu-Tak, поскольку вы рискуете повредить стилус и картридж.

Сделайте так несколько раз, слегка поворачивая Blu Tak, когда стилус поднят, чтобы он опускался каждый раз на новое место.

Если у вас вертушка B&O, сделайте пьедестал нужной высоты, чтобы Blu-Tak находился как раз под стилусом, и слегка надавите на рычаг, чтобы стилус попал в Blu-Tak.

Не используйте чистящие "прозрачные гели", которых полно на рынке. Они имеют тенденцию ПОРТИТЬ кантилеверы.

Используя описанный метод очистки стилуса после каждого прослушивания, Вы устраните необходимость влажной очистки. Но если это все же не устранит искажения из-за уже скопившейся на стилусе грязи, то используйте прилагаемую щетку и немного МЕДИЦИНСКОГО спирта (70% спирт, 30% вода без красителя или ароматизатора), осторожно проводя кисточкой несколько раз сзади вперед, по направлению к себе. Запомните: влажная чистка - только когда сухая не работает.

НЕ ДЕЛАЙТЕ ВЛАЖНУЮ ОЧИСТКУ ЧАСТО: ЭТО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К СЕРЬЕЗНОМУ ПОВРЕЖДЕНИЮ КРЕПЛЕНИЯ СТИЛУСА И ВЫЗВАТЬ ОТРЫВ АЛМАЗА.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ BLU-TAK!

Далее несколько ссылок, которые я нашел, разыскивая этот Blu-Tak.

Почитать про Blu Tak в Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Blu_Tack

Видео процесса: https://www.youtube.com/watch?v=0r7iae2rjWE смотреть с 13:30

Если у вас нет хорошей, ОЧЕНЬ МЯГКОЙ кисти, купите акварельную с несинтетическими волокнами, у которой щетина составляет около 1/8 дюйма в поперечном сечении. Отрежьте щетину с помощью маленьких ножниц, сделав ее около 1/8 дюйма длиной. Сломайте или отрежьте деревянную ручку, чтобы кисть была очень короткой и имела маленькую деревянную ручку. Это позволит свести к минимуму неприятные неожиданности и уменьшить дрожание при использовании.

ЧИСТКА ПЛАСТИНОК:

Не разговаривайте рядом со своими пластинками. Они вас не слышат. Это Вы должны слушать их. Дело вот в чем: когда вы говорите, вы плюетесь. Да-да, даже Вы. Мелкими каплями. Вы их не видите, потому что пластинка покрыта канавками. Когда стилус попадает на высохшую слюну, эта липучка затем собирает всю грязь и пыль в дорожках. Нужно всего несколько оборотов, чтобы это произошло - и мусора на стилусе будет столько, что Вы получите даже не искажения, а полную потерю возможности стилуса отслеживать запись.

Что я предлагаю? Машинка для чистки пластинок - обязательный аксессуар для любого винильщика. Сколько на нее потратить? Сколько сможете; отдача будет во много раз больше.

Хотите по-минимуму? Купите пару SpinClean. Они продаются почти везде. 79,95 долларов за каждый. Почему пару? Используйте один для очистки, а другой только для промывки дистиллированной водой. Водопроводную воду не используйте ни в коем случае.

Хотите что-то быстрее, проще и лучше? Купите мойку VPI. У них много моделей на выбор.

Хорошая мойка для ваших пластинок - это лучшая инвестиция, которую вы можете сделать, чтобы сохранить великолепный звук вашей аналоговой системы.


NewArtVinyl @osherov138

Blu Tak это сырая резина, у художников она называется "снимка" . Идея хорошая , но есть опасность что крохотный кусочек этой резины прилипнет к игле и затем размажется по пластинке.

osherov138

И еще момент, который стоит отметить. Неравномерность износа сторон стилуса упоминалась Питером в свете обсуждения антискейтинга. Но вовсе не как основная причина выхода картриджей из строя. Думаю, износ - это комплексная история, не случайно же производители закладывают его в характеристики. В среднем 1000 часов, как я понял. Но машинку купил давно, и не пожалел ни разу. Хотя знаю ребят, которые и руками отмывают до идеального состояния. Но у меня терпения столько нет))

Bbhob

у меня есть только одно предположение, иглы делают из алмазной крошки, уже содержащей сетку трещин, инородные вкрапления и пузыри. Некоторое испытание они проходят, но конечно не подробное исследование прозрачности, да оно и понятно, крошка - результат дробления трещины обязаны быть. Поэтому прочность иглы увы и ах сильно отличается от алмаза, и игла всетаки легко крошится.

NewArtVinyl @Bbhob

Есть как называемый " черный алмаз- бриллиант" по-сути это алмаз с большим количеством угля . Алмаз и так хрупок, а здесь в кристаллической решетке алмаза большое колличество примесей, что делает кристалл ещё более хрупким. Значит там где алмазы чёрного цвета в кантеливерах они подвержены большему скалыванию.

smith

Беседовал недавно со знакомым огранщиком.
- Какие у тебя самые маленькие брюлики?
- Диаметр 0,9 мм.
- Сколько стоят?
- средних характеристик – 3 доллара.
- Вот гляди – если я возьму этот брюлик и приклею его короной к
контиливеру, а шипом вниз как на альбоме Свит - и буду им винилы крутить – он когда
сотрется?
- Никогда.
- Ну в смысле – никогда?
- Для тебя – в прямом.
- То есть?
- То есть ты лично, сколько бы ты не жил – дай Бог тебе здоровья,
этого не увидишь. В общем – чтобы ты не волновался – гарантия 100 лет.
Будешь брюлик брать?
- Нет. Я не собирался его покупать. Мне просто любопытно – может
он сточиться или нет?
- Не собирался покупать? Ах ты… Нехороший человек… А я уже взял
в кредит яхту… Не может он сточиться.
- А говорят, что кристалл алмаза на игле звукоснимателя стачивается
через каждые 1000 часов.
Огранщик засмеялся гомерическим смехом.
- Ладно, я не сержусь, что ты не купил брюлик. Зато давно я так не
ржал. Кто это так говорит?

- Производители…
- И что именно они говорят?
- Говорят – от того что кристалл трется по канавкам грампластинки, у
него со временем – приблизительно через 1000 часов – стачиваются бока.
Те места, которыми кристалл соприкасается с дорожкой.
- Кристалл алмаза?
- Да, кристалл алмаза.
- Так не бывает. Не знаю, что они имеют в виду. Пусть покажут
иголку, на которой грани рабочей поверхности кристалла истерты – то
есть сглажены. Не сколоты – а сглажены – окатаны как галька. Шип того
чудесного бриллианта, что ты не хочешь покупать, легко можно сколоть.
Но об винил он у тебя не затрется никогда в твоей жизни.
- Не, но вечного ничего не бывает – вода камень точит. Да и потом
пыль попадает кварцевая.
- Вон видишь окно?
- Ну?
- Иди проскреби его ногтями за 1000 часов.
- Не, ну как я?
- Ну как? Тебе на ногти, иногда будет попадать кварцевая пыль и этой
пылью постепенно, капля за каплей – в стекле дырочку и проскребешь.
Вода камень точит. Давай, приступай!
- Пусть кто-нибудь другой…
- Да чего ты? Вполне выполнимая задача – по мнению твоих
производителей. Разбить ты стекло можешь легко рукой. А вот
проскрести в нем дырочку – не выйдет.
- Ну понял, понял я. Может он не стирается, а выкрашивается по
рабочим граням?

- Скалывается алмаз только по определенным осям – по спайности.
- Ну и что это значит?
- Могу тебе дать курс геммологии по драгоценным камням.
- Не, не надо. Я тебе верю – как самому себе.
- Это значит, что только в определенном месте и только под
определенным углом, алмаз может скалываться или выкрашиваться. И
произойдет это, скорее всего, при огранке – а не при эксплуатации. Или
покупай брюлик – или пошел вон отсюда!

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.