Сейчас Deep Purple стало как будто модным ненавидеть. За что? А за все. За вызывающую немодность и неформат. За навязшую в зубах «Smoke on the Water» и бесконечные смены составов — текучка кадров на разорившемся заводе. За севший голос Яна Гиллана. За то, что Гиллан пил. За то, что Гиллан бросил. За то, что среди полконников группы — экс-президент России Дмитрий Медведев. За беспредельную штамповку концертных альбомов (об этом позже). За то, что Гленн Хьюз за пригорошню долларов готов играть с кем угодно, включая губернаторов. За то, что их золотой период продолжался ровно три года, с 1970 по 1973, а легенда живет уже больше сорока лет.
Но: в апреле Deep Purple выпустили новый альбом «Infinite», отправляются в турне и снова будут собирать стадионы. Почему? Потому что у группы почти за полвека сложилась репутация отличного концертного состава: кто бы там ни играл и как бы ни пел Ян Гиллан — на концерте будет бодро и весело. И нельзя забывать, что именно эта группа записала образцовый концертник всех времен и народов — хрестоматийный «Made in Japan» (1972).
К счастью, живой драйв DP увековечен концертной дискографией. Каждый год-два выходит какой-нибудь live — новый или архивный. И теперь, когда Ричи Блекмор давно играет не пойми что и возрождает беспомощную Rainbow, а Джон Лорд умер — эти «джемы», базирующиеся на старых хитах с вкраплением новых песен, приобретают особенную ценность. Итак, пятерка живых альбомов Deep Purple, которые не считаются классическими, но которые можно и нужно слушать.
Phoenix Rising
Одно из недавних архивных изысканий — комплект CD+DVD, вышедший в 2011 году. На DVD — видеоверсия альбома 1977 года «Last Concert in Japan» (одинарный винил выходил на японском Warner и был плоховато сведен), пересведенный со звуком 5.1 и в HD-качестве. Этот концерт, сыгранный 15 декабря в знаменитом спортивном зале «Будокан», действительно последний концерт в Японии состава Mark IV, то есть с Девидом Кавердейлом, Гленом Хьюзом и — что самое интересное — Томми Болином.
Интересно, что выступление зачем-то снималось на кинопленку, чего тогда не делал никто — дорого и не окупалось: рынка домашнего видео почти не существовало, в кино музыку показывали редко. DP снимали концерт, видимо, для какой-то промоушн-схемы, вроде бы включавшей и грядущий сольник Роджера Гловера «The Butterfly Ball and the Grasshopper's Feast», но группа распалась, и материал десятки лет пролежал в архиве.
На CD записи нескольких концертов, 27 февраля 1976 года в Лонг-Бич (Калифорния) и в «Будокане». Музыка — прекрасна. Болин со своей джаз-роковой школой (до того он записывался аж с самим Билли Кобэмом) и Хьюз со своими порочными соул-аренби-наклонностями — они нашли друг друга. При активном содействии Лорда и попустительстве ритм-секции качают местами просто джаз-рок. Как в «Getting Tighter», например. Есть, что особенно интересно, сольная композиция Болина «Homeward Strut».
Live at the Olympia'96
Итак, 1996 год, тур в поддержку нового на тот момент альбома «Purpendicular». Как тогда было принято, в мире до Napster’а: студийный альбом — тур в поддержку. Здесь отыграли ровно половину нового альбома — шесть песен, перемежаемых хитами, а также редко появляющаяся на концертных альбомах «Maybe I'm a Leo». Но иногда даже блоком: «Cascades: I'm Not Your Love», затем — «Sometimes I Feel Like Screaming», на альбоме ровно наоборот. Щемящая пауэр-баллада «Sometimes I Feel Like Screaming» прижилась в сет-листе — до сих пор играют!
Понятно, Стив Морз — новый человек, лучше с ним играть то, что с ним же и записали. В классических хитах он не старается копировать Блэкмора, хотя знаменит как раз тем, что умеет копировать всех великих гитаристов рока.
Кстати, примерно эту же программу Deep Purple играли тогда, в свой первый визит, на стадионе «Динамо». Плюс «Подмосковные вечера» в соло Джона Лорда. Вообще DP здесь изображает из себя группу молодую, бодрую, полную сил и так далее. Нам на «Динамо» тогда понравилось, французам в «Олимпии» — не знаю. Но в любом случае документ интересный, ностальгический!
Total Abandon: Australia’99
Три года спустя группа уже ничего не изображает: Стив Морз давно прижился, а очередной альбом «Abandon» ни у кого восторгов не вызвал. Так что в сет-листе снова классика. Из совсем уже не актуального «Perpendicular» ровно две песни, открывашка «Ted the Mechanic» и та самая «Sometimes I Feel Like Screaming». Из «Abandon» всего ничего: «Almost Human» и довольно своеобразная «Watching the Sky». Группа потом много лет играет ее на концертах, причем традиционно узнает ее малая часть публики, а большая не понимает, что происходит.
А вообще это — один из лучших концертников DP! Энергичный джем, отличная подборка песен, «Smoke on the Water», включающая фрагменты чужих композиций («Wholle Lotta Love» и тому подобное). А взять хотя бы жгучий заход клавиш Лорда в «Lazy»! Гиллан искрометно шутит, вспоминая, что предыдущий раз группа выступала в Австралии в 1984 году «или 48-м»? Как раз когда вышел «Perfect Strangers» — заглавная песня тоже начинается резким заходом «Хаммонда». «Speed King», которая сама есть трибьют рок-н-ролльной классики, превращена в рок-н-ролльный джем, а Гиллан голосит как будто под Элвиса Пресли.
Perfect Strangers. Australia’ 84
Ну раз уж сам Гиллан вспомнил про Австралию, то и нам стоит, тем более, концерт тот на Зеленом континенте получился совсем убойным. Deep Purple здесь прям born again, как птица Феникс.
«Space Truckin’» — джем минут на 15 с неожиданными цитатами вроде «Болеро» Равеля. «Black Night» зарядили в таком темпе, как будто на самолет опаздывают. Так и не сыграли чудесную пауэр-балладу «Wasted Sunsets», но DP живьем ее в те годы и не играли. Впервые лайв она появилась только в сольном туре Яна Гиллана и, кстати, обнаруживается на CD/DVD «Live in Anaheim» (2006). Позже, например, в Москве лет 5 назад — ее «выращивали» из сольной пьесы Стива Морса «Contact Lost».
Deep Purple with Orchestra. Live at Montreux-2011
Deep Purple увековечили городок в швейцарском кантоне Во в песне «Smoke on the Water». Ну а для директора джазового фестиваля в Монтре Клода Нобса (‘Funky Claude’, как поется про него в песне) они всегда желанные гости. В 2011 для «Дипапла» там организовали особое выступление — с симфоническим оркестром, чего с группой, считающейся одним из пионеров симфо-рока, не случалось очень давно.
Скажу честно, когда мне этот альбом выдал на прослушку местный российский издатель, я долго не решался его слушать: а ну как севший голос Гиллана и навязшие в зубах риффы утопят в невнятной оркестровой сахарной вате? Получилось между тем не так уж и плохо. Я бы даже сказал — хорошо! Во-первых оркестр практически везде идет эдаким приятным фоном, кроме, разумеется, чисто оркестровой открывашки «Deep Purple Overture». А например, «Knocking at your Back Door» с настоящим большим оркестром зазвучала совсем мощно — чуть ли не лучше, чем на альбоме «Perfect Strangers»! Ну и музыканты группы явно счастливы зарядиться соревновательным духом. «Concerto для группы с оркестром» (1969), а «concerto» — это состязание в переводе с итальянского, кстати.