Хотим мы того или нет, но продажи перемещаются в Инет. И тенденция однозначна. Да, бутики останутся, однако всё что касается массовых продаж c минимальной наценкой рано или поздно окажется в on-line. Поэтому кто первый освоит адекватную запись звучания АС, тот и сорвёт банк. Тема уже муссировалась здесь в качестве вопроса, осталось подвести итоги, поэкспериментировав с направленными микрофонами.

Итак, попыток аудентично записать звучание АС (и даже усилителей с источниками) уже было предпринято множество, как за рубежом (https://www.youtube.com/channe...), так и у нас, в частности:

Следует отметить, что при записи звучания напольников с расположением микрофонов угадали лучше, поэтому разница в звуке АС просушивается, хотя и с трудом.

Главная ошибка большинства записывающих - использование измерительных микрофонов с круговой направленностью без их "выставления" с учётом особенностей акустических свойств помещения. И у меня первый блин вышел блином, не смотря на большой опыт и хорошее знание теории. Подгуживание не заглушенного помещения - основная проблема практически всех нонешних записей звучания АС. Из-за размазанности на НЧ колонки в записи на слух звучат схоже, единственное что бросается сразу во все уши, какие то гудят сильно, какие то меньше. Казалось бы заглуши помещение, и всё в ажуре! Покупатели получат возможность удаленного ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО отбора АС. Однако, корректировать помещение акустически очень накладно, да и дико несподручно на тех же выставках. А ловушки баса и т.п. "примочки" выручают слабо.

В плане минимизации влияния помещения была наиболее удача запись пары АС ( https://cloud.mail.ru/public/D... ~3 Гб и https://cloud.mail.ru/public/J... ~1.5 Гб).), но воссоздаваемая стерео картина, похоже, искажена (зажата), да и звучание двух АС ( "Valentina 10_2" и "Valentina 15" ) получилось явно довольно схожим - если не прослушать заранее вживую, что для удаленного прослушивания теряет актуальность. На мой слух при прослушивании вслепую одни из данных АС побольше побасовитее, вторые наоборот, причем из-за меньших НЧ, кажется, что немного акцентированы СЧ.

Необходимо учитывать, что система слуха человека (если слушать в 2 уха) "автоматом" минимизирует отражённые звуки до определенного уровня в определённых полосах частот. А микрофон, по сути, всего лишь барабанная перепонка, и никакого устранения эха сам по себе не производит. Поэтому следует либо воплотить подобную обработку сигналов в виде софта (кое-что уже реализовано аппаратно в наушниках с активным шумоподавлением для пилотов), либо подобрать микрофоны с АЧХ, нивелирующей влияние помещения. Первый путь перспективнее, второй - доступнее. Третий путь - пытаться снизить влияние помещения за счет увеличения числа микрофонов и последующей обработки в цифре - на мой взгляд, дорожка скользкая. Адиофильские записи не спроста очень крутые фирмы делали и делают в 2 микрофона, при этом уделяя должное внимание акустической подготовке и выбору помещения. И не надо путать Божий дар с яишницей! Большой симфонический оркестр в 2 микрофона "равномерно" не запишешь, но это совсем иная задача.

На данный момент отработаю 2й вариант;))) Беру достаточно чувствительные направленные микрофоны с ровной АЧХ и выставляю их сначала "на глаз", потом перепроверяю по анализатору. Отмечу особо: в обычном домашнем помещении (типовом по реверберации)!!! Первый "прикид" даёт следующее:

https://disk.yandex.ru/d/bijJw... - "07 - Personal Jesus"(полностью исходник можно найти в сети: VICJ-61696 Karen Souza "Karen Souza Essentials") и https://disk.yandex.ru/d/sZ8XT... - "Девочка летом" (исходные фрагменты см здесь https://stereo.ru/user/V_A_N).

Что-ж, на 2-м фрагменте влияние помещения чувствуется сильнее(((

Добавляю чуток гэйн на предах микрофонов и чуть громкость на усилителе: https://disk.yandex.ru/d/ciWfm... и https://disk.yandex.ru/d/uaat9... — уже лучше! не находите?

Кстати, вот уровни записанных сигналов:

Таким образом, используя грамотно расставленные направленные микрофоны и оптимизируя уровни записи (не загоняя в мизер для запаса по зашкалу) и громкости усиления (не доводя до "гудежа") удалось существенно минимизировать влияние помещения.

Характер звучания АС передан ДОСТАТОЧНО точно, стереокартина тоже.

При этом дорогостоящая дополнительная акустическая подготовка типового помещения не производилась (лишь кинул пару подушек в нужных местах).

PS

те же, но с сабвуфером https://disk.yandex.ru/d/Nb3q5... и https://disk.yandex.ru/d/L1Wvg... - разница четко слышна даже на сверхбюджетной аппаратуре не смотря на меньший уровень записи и наводку от БП саба!

а вот без саба, но с тембром НЧ+4дБ а ВЧ-2дБ https://disk.yandex.ru/d/BfXLi... и https://disk.yandex.ru/d/6HiPb..., тут уловить разницу на слух уже сложнее, но вполне можно