У очень громкого и при этом робкого и нежного жанра шугейз причудливая судьба. Возникнув на переломе 80-90-х, саунд My Bloody Valentine стал своего рода гармонией между спектрами постпанка, инди и альтернативного рока. Момент истины длился недолго. В то время вердикты — кого слушать в этом сезоне — выносили несколько британских изданий о музыке, и все вы знаете, каким категоричным тоном это принято делать в островной прессе.
Шугейзеры оказались на стыке эпох совершенно не вовремя. Мода на анонимных интровертов, погруженных в свои звуки, появилась много позже, с развитием электронной сцены. Довольно кроткие в быту музыканты не генерировали никакой «пищи» для журналистов, и те быстро сменили вежливый интерес насмешками над «маменькиными сынками из среднего класса». Завершили акт погребения два новых бульдозера — бритпоп и гранж. На них брякали попроще, умели важно позировать с оттопыренной губой и дать в рыло под фотокамеры — в общем, появились «нормальные клиенты» для селькоров, пишущих байки про рок-н-рольную житуху.
Тем не менее осмеянный и погребенный не умер, а выпустил лапу из могилы в поисках гитарного «хоруса» — в 2000-х в США и Канаде, затем в Европе и далее по планете, но только не у нас!
Через 20 лет My Bloody Valentine, Slowdive и другие ветераны движения собрались заново, их любят и подражают в Японии; масса шугейзеров играют в Латинской Америке, Австралии и даже Китае, но по степени равнодушия к этому стилю аудитория бывшего СССР может сравниться разве что с африканским континентом и ближневосточными странами. И это при том, что другие маргинальные жанры вроде блэк-метала в России имеют преданную аудиторию и отлично себя чувствуют безо всякой поддержки медиа. Но в последние годы ситуация со славянским шугейзом начала медленно выправляться.
Заслуга в этом принадлежит так называемой «оттепельной волне новой русской музыки», совсем непохожей на прежний репертуар корпоратосов нулевых. Не то чтобы это прям тотальная победа, но как минимум в части этой «оттепельной волны» наконец преодолено родовое проклятие аккордами романса, по которым всегда вычислялся наш лабух — причем не важно, насколько был легендарен «стратокастер» в его руках. Цыганским ладом, как водяными знаками, прошит геном любого поп/рок-контента, зачатого на территории от Камчатки до Балкан.
Но вот теперь действительно сформировалось поколение, которое играет, будто бы на свете не существовало саундтреков к «Брату» и унылых графоманов лейбла «Снегири». Вместо них теперь там находится море. Ну да, миллениалы умеют красиво игнорировать святыни, этого у них не отнять!
Русские шугейзеры в нашем списке — первые соотечественники с гитарами, которые звучат не на правах экзотических зверушек в разделе «этника», а практически неотличимо от своих западных коллег, с тем же качеством. Собственно, и обнаружены они были, как правило, в каталогах зарубежных инди-лейблов и подкастов, посвященных шугейзу. Тот самый приятный случай, когда на экспорт идет искусство, а не водка или оружие. Теперь очередь за нашим вялым слушателем; тамошние уже вовсю повышают русским шугейзерам рейтинги на YouTube.
1. Пластика (Ижевск)
В это мало кто может поверить, но в 90-е у нас тоже играли шугейз! Правда, сами музыканты понятия не имели об этом термине и полагали, что сочиняют что-то вроде гитарного эмбиента. Что, собственно, было недалеко от истины. Место возникновения шугейзинга в России не выглядит случайным.
Рок-тусовка Москвы и Ленинграда относилась к себе слишком серьезно, чтобы воспринимать передовые музыкальные веяния, в отличие от провинции, где интерес к новинкам по понятным причинам был обострен. Не забываем, что первые рэп-эксперименты в СССР были проведены в 1984-м году не в столицах, а в городе Куйбышев. Дочку того самого экспериментатора Александра Астрова, Алину, сейчас все (ну ок, далеко не все) знают как Ингу Коупленд из широко известного в узких кругах лондонского дуэта Hype Williams. Но это уже совсем другая история.
Сегодня часть бывшего состава «Пластики», Вячеслав Широких и Александр Зарипов, после долгой паузы затеяли студийный проект COSme, а также выложили на bandcamp старые фонограммы «Пластики» , записанные тогда с одного дубля на кассетный магнитофон Marantz. Слаженность исполнения потрясающая — даже не верится, что это живое выступление, а не результат длительных студийных манипуляций. Аудио подвергалось ремастерингу и пересохранено в формате 24 бит / 48 кГц.
2. Pinkshinyultrablast (СПб)
Группа образовалась где-то в середине нулевых, и все это время музыканты выслушивали от местных экспертов-профессионалов в клубах и студиях, как они не умеют настраивать гитары (ха-ха!). Вообще-то сейчас у Pinkshinyultrablast многолетний контракт с тремя лейблами — в США, Англии и Японии — где они недавно выступили с концертами. А российской дистрибуции за это время так и не отросло.
3. Gnoomes (Пермь)
Еще одна группа с контрактом на британском Rocket Recordings и хорошим фидбеком от тамошних слушателей. На родине ребята немного косили от армии, немного посидели в каталажке и потом в полной изоляции от остального мира записали свой второй, более электронно ориентированный альбом «Tschak!» на телестудии в пермском Доме радио, где еще с 70-х сохранилась вся обстановка и куча синтезаторов.
4. Galway (Москва)
О четырех ребятах: Дима (guitar,vox), Миша (guitar), Антон ( drums, keys) и Саша (bass), известно немного. Свой лейбл Galway так и не нашли, да и группа приостановила свое существование, мутировав в проект Alpina B с одним синглом. Но на bandcamp можно скачать очень неплохую пару альбомов Galway за 2011 и 2012 годы. Файлы выложены в 24 бит / 96 кГц, и, судя по всему, в записи использовались пленочные носители в качестве промежуточного окраса саунда.
5. Your Friends Polymers (Самара)
Команда активна с 2015 года, в ее запасе два EP «Чудеса» и «В чужой стране», которые также пока не обрели лейбл, хотя потенциал очень сильный, а сама группа получила массу позитивных откликов в шугейз-пабликах, а также и ротацию на главном профильном интернет-радио DKFM. На bandcamp можно скачать эти записи бесплатно, а можно занести копеечку (опция name your price).
6. Life on Venus (Москва)
Еще одни любимцы радио DKFM, которые сотрудничают с известным инди-лейблом Shelflife в Портланде (на нем также издаются Pinkshinyultrablast). Тот самый случай, когда в прошлом году автор послушал незнакомое имя и на автомате добавил альбом «Encounters» в коллекцию, вообще не «считав» его российское происхождение.
7. The Mysterious Town of Oak Hill (СПб)
Еще более удаленным от привычного российского контекста выглядит анонимный художественный проект The Mysterious Town of Oak Hill с вымышленными именами брата и сестры Рецки, которые рисуют комиксы и сопровождают их музыкой. Музыка, впрочем, тоже удаляется от шугейза в более абстрактные чиллвейв-коллажи из старых телепередач и VHS. Очень тщательная стилизация под американские weird дела.
8. Ethica (Нижний Новгород)
Команда существует с 2015 года и повторяется та же история. О них пишут рецензии какие-то японские блогеры и фанзины, а свои на концерты не зовут. Очень грустно, звук Ethica выдает вполне профессиональный. Поддержать группу копеечкой можно на bandcamp.
9. Акульи слезы (Уфа)
И под занавес пара шугейз-команд, поющих на русском языке. Да, это всегда риск. Обычно желание дать поэтической копоти в родной речи очень портит картину, но здесь, к счастью, все в жилу — и моднейшая обложка, и монотонный девчачий тембр, да и слов немного, ура! Наконец-то шугейз выходит на отечественном лейбле POW! POP KIDS, в том числе и на кассете, которую можно купить за 6 долларов на bandcamp. Также радует, что по неясной причине цифровые файлы на страничке группы лежат аж в 24 бит / 192 кГц.
10. Деревянные киты (Мурманск)
Завершает обзор еще одна мини-сенсация, Света Матвеева, тоже поющая на русском языке и подписанная петербургским лейблом IONOFF MUSIC. На страничке группы не без кокетства написано, мол, сначала играли шугейз, но «потом что-то пошло не так». Я убежден, что консервативного слушателя эта десятка вовсе не тронет и не разжалобит, но оцените хотя бы робкую мощь этого видео — может быть, наконец, и у вас что-то пойдет не так?