Выпускать юбилейные модели по самым разным случаям в компании Ortofon любили и раньше — и, надо заметить, обычно получались весьма интересные вещи. Это категорически не те случаи, когда просто меняется цвет корпуса или на него наносится какая-то кастомизация: в традициях Ortofon создавать что-то новое, отличающееся от всего прочего модельного ряда. Безусловно, это гораздо интереснее, чем одни лишь внешние эффекты.
Никаких причин для сомнений
Обычно юбилейные или именные серии попадали в старшие сегменты модельного ряда — а потому это были головки MC-типа. Понятный подход, но в нашем случае все иначе: за основу для Ortofon 2M Black LVB 250 была взята старшая ММ-головка производителя — Ortofon 2M Black.
Модель совсем не новая и довольно хорошо зарекомендовавшая себя в сегменте недешевых ММ-картриджей. Весьма часто 2M Black используют даже владельцы дорогих систем, где и MC-вариантов в наличии несколько.
Дело в том, что 2M Black хорошо отрабатывает изношенные пластинки и пластинки с поверхностными повреждениями, что вполне закономерно для иглы Nude Shibata на подвижном и податливом иглодержателе. А использование в параллель позволяет и проблемные пластинки послушать, и сберечь куда более дорогие головки.
Кроме того, существует еще одна, особая сфера применения 2M Black — это пластинки с тяжелым роком и металлом. Ведь эти картриджи обладают отменной динамикой, неплохой детальностью и способностью вытащить звук из каши. Послезвучия и воздух все-таки несколько отличаются от MC-головок — но кто бы их выслушивал в таких жанрах! Скорострельность, разборчивость и напор тут куда актуальнее.
И вот такая модель стала основой для новой версии, модификации LVB 250. Разберемся в технических отличиях. Внешне их немного, но тут особенно и не развернешься — устройство ММ-головок куда проще, чем головок МС, и вариантов для полета инженерной фантазии меньше. Поэтому «тело» головки осталось прежним, как у 2M Black и 2M Bronze, которые различаются только сменными вставками.
Кстати, нужно сразу оговориться — владельцам 2M Black и 2M Bronze сменная вставка будет доступна в качестве апгрейда. Прямо сейчас в России именно сменных вставок нет, но они появятся осенью.
Соответственно, все изменения и отличия — в сменной вставке. Первое, что видно и внешне, и по паспортным данным — у головки та же игла Nude Shibata с размерами r/R 6/50 мкм, но закреплена эта игла на боровом иглодержателе. Это существенное отличие.
Много раз сравнивал на практике схожие модели разных производителей, различающиеся иглодержателем, и, если есть выбор, в большинстве случаев я при прочих равных выбрал бы бор или сапфир. Интереснее, чем та же самая заточка, но на алюминии.
Практика с модифицированными и отремонтированными головками (с заменой алюминия на бор) указывает примерно в том же направлении. Такая же игла на боровом иглодержателе, например, используется в конструкции MC-головки Cadenza Black. И только совсем старшие модели получают заточку Nude Ortofon Replicant 100.
С прикладной же точки зрения скажу, что настраивать 2M Black LVB 250 несколько удобнее. Иглодержатель тонкий, он не закрывает алмаз сверху, так что при установке легче точно позиционировать головку. Но есть и наблюдение «в другую сторону»: при точно такой же заточке иглы эта старшая версия более критична к настройкам в принципе. И простая-то 2M Black требует внимания, а эта версия — еще больше.
В плане попадания в геометрию все более-менее одинаково, а вот ту же прижимную силу нужно подгонять точнее, с меньшим шагом — и это слышно. То же самое можно сказать и в плане подгонки тонарма по высоте. Видимо, поведение головок в динамике немножко различается. Но это уже не столько вопрос иглодержателя, сколько следующего пункта доработок конструкции.
Увидеть этот следующий элемент, не разломав головку, не получится, так как речь идет о материале полимерной вставки, демпфирующей иглодержатель. Но ломать мы ничего не будем, тем более что это всего лишь крошечная полимерная деталька, но ее физические свойства крайне важны для конечного результата.
В 2M Black LVB 250 использован необычный полимер MWCNT, что можно расшифровать как «многослойные карбоновые нанотрубки». Не будучи специалистом по полимерам интерпретировать это сложно, однако стоит помнить, что у Ortofon есть свое подразделение, разрабатывающее полимеры, и собственное производство.
В том числе оно снабжает полимерными микродеталями многие сторонние компании, которые даже не относятся к аудиоиндустрии, но нуждаются в точно изготовленных миниатюрных деталях с заданными и контролируемыми физическими свойствами. Я видел это производство в Дании — смотрелось более чем убедительно. Так что причин для сомнений ровным счетом никаких.
Перед прослушиванием осталось лишь рассказать про комплектацию. Здесь все так же, как и у остальных головок Ortofon, не считая самых-самых старших — то есть весьма аскетично. Разве что упаковка, как у головок серии Cadenza, но внутри все то же самое: две пары винтиков, отвертка, щетка для чистки иглы и механические весы. Ничего лишнего.
Хотя весы для настройки я бы рекомендовал использовать электронные — тут точность важнее. И есть еще паспорт головки с характеристиками. Надо сказать, они весьма неплохи, но, так как речь идет об ММ-головке, тут все проще, и подстройкой импеданса заморачиваться не придется.
И никаких вопросов
Еще не начав прослушивание, заметил хороший признак: головка очень тихая в фоновом режиме. Корректор находится в режиме ММ, коэффициент усиления практически на минимуме, звук громкий, но в режиме простоя — тихо.
В какой-то момент у меня было желание протестировать головку только на классической музыке — ее разновидностей в принципе хватило бы целиком и полностью, чтобы составить представление. Но все же пойдем привычным путем. А в конце обязательно дойдем до произведений Людвига ван Бетховена.
Первой послушал пластинку «Live At The Nordsea Jazz Festival» с Оскаром Питерсоном, Джо Пассом и многими другими замечательными музыкантами. Первые впечатления о звуке — он скоростной, в меру острый и открытый на слушателя, при этом присутствуют слитность и пластичность. И уже при первом сравнении эта версия головки показалась мне немного менее яркой, чем классическая 2M Black, а еще — более ровной и точной. Впрочем, это было предсказуемо.
Динамика подчеркнута, но резкости нет, звук светлый, но не очень яркий, в нем присутствует аккуратность. Баса в достатке, но он скорее легкий и быстрый, чем раздутый. Самой раздутости нет вовсе, тут полный контроль, хотя в этой части диапазона фактуры проработаны не слишком заметно: контуры практически безупречно точные, а вот наполнение немного формальное.
Серединка в звуке практически не приподнята, почти все ровно. Но наполненность и насыщенность здесь присутствуют в хорошем количестве. Верха же понравились — нет излишней резкости или яркости, есть динамика, неплохая детальность и аккуратность. И нет явного ощущения спада ближе к верхней части диапазона: насыщенности звуку хватает до верхней границы того, что есть на записи.
В подаче хорошо сочетаются беглость и слитность, звук совершенно не скучный. Хотя, конечно, слышно и принципиальные особенности ММ-головок. Послезвучия чуть отодвинуты на второй план, затухают чуть быстрее и резче, чем хотелось бы.
Тонкой фактурности и воздуха немного меньше, но он есть, и акценты в звуке расставлены иначе. А вот читаемость инструментальных партий не вызвала никаких вопросов. И сцена неплоха — средних размеров, правильная, без перекосов пропорций.
Следующая пластинка — уже совсем другой джаз: Toshinori Kondo, Eraldo Bernocchi, Bill Laswell «Charged». Звук весьма глубок по басу (но тут его много и на самой записи), подача в меру яркая, скорее ритмично-динамичная, чем голографичная в плане пространства, и с чуть меньшим масштабом. Но все это прекрасно дополняется скоростью, да и живая эмоциональность присутствует в полной мере — лишь акценты в звуке расставлены иначе.
Иногда предпочтение в прочтении отдается напористости, а не интимности второстепенных звуков. Эмоционально же головка вполне способна отработать эту запись, не упрощая ее. Вот явного упрощения, наглости или вульгарности в звуке я не заметил — и это при скорее форсированной динамике и некоторой яркости. Если же сравнивать с серийной 2M Black, то юбилейная версия кажется чуть менее экспрессивной, но более точной, более детальной. Казалось-бы, разница в нюансах, но именно эта разница и важна.
Еще один прыжок в сторону по джазовой теме — аналоговое переиздание пластинки Johnny Hartman «I Just Dropped By To Say Hello» на 45 оборотов. Поканальное разделение достаточно странное, но такова уж эта запись. Всю специфику слышно, инструментальные партии и вокал хорошо разделены, звучание наполненное, теплое и объемное.
А в плане поканальной раскладки — в случае с такими пластинками я часто просто включаю моно-режим на предусилителе, и все получается естественнее. Хотя сама по себе запись отыгрывается и полновесно, и неплохо по прозрачности, без упрощения.
Еще одна проблемная пластинка — Brian May «Another World». Тут и цифровая запись, и издание на Picture Disc — в усредненных условиях слушать это не захочется. Но в нашем случае — можно. Диск в паузах шумноват, но головка справляется с ним неплохо — шума меньше, чем обычно.
Суховатую и плосковатую запись вытягивают динамика, прозрачность, и здесь даже чуть быстрее гаснущие послезвучия воспринимаются как прибавка по воздушности и отчетливости звука. Вообще, такие релизы логичнее держать как культурные артефакты, а слушать при этом цифровые издания, но если хочется включить именно пластинку — такой вариант ее воспроизведения выглядит убедительно, насколько это вообще возможно при таком исходнике.
Наконец, переходим к классической музыке и произведениям Людвига ван Бетховена. Сначала послушал пару пластинок из коробки «Complete Piano Trios». Все чистенько, аккуратно, без заметной окраски — разве что есть чуть-чуть теплоты. Вполне честно по тембру и разборчиво. Чуть меньше послезвучий и воздуха, но при этом нет никакой каши — лишь стройность.
Очень даже можно слушать — кривиться поводов не будет. Особенно если уже привык к подаче головки, а под нее подстраиваешься достаточно быстро, потому как хоть разница и слышна, все же она не критична. Здесь нет явных дефектов в звучании — только иначе расставленные приоритеты.
Последняя пластинка — аналоговое переиздание записи Symphonie 6 «Pastorale» Ouvertüre «Egmont» с Карлом Бёмом и Венским Филармоническим. Стройно, красиво, динамично. И без явной окраски.
Ширины и глубины сцены вполне хватает для оркестрового произведения, хотя сама по себе сцена среднего масштаба. Прозрачность и раскладка планов присутствуют. Чуть не хватает воздуха и послезвучий, но при этом стройность и прозрачность неплохо сохраняются даже на сложных фрагментах.
Выводы
Сейчас выпускается не так уж много топовых ММ-головок, и не у всех производителей они понятны и «одинаково полезны». В данном случае вопросов к концепции и реализации нет — все совершенно прозрачно.
Если вы поклонник звука действительно хороших ММ-головок — это весьма сильный вариант. Если захочется, как я писал выше, использовать в системе и МС-, и ММ-головки — Ortofon 2M Black LVB 250 не будет выглядеть провальной в таком сравнении. Просто другой.
Также эту головку можно рассматривать в том случае, когда есть неплохая вертушка и хороший — например, ламповый — ММ-корректор без МС-секции, но нет возможности сразу приобрести и достойный повышающий трансформатор, и МС-головку. С таким звуком вполне можно жить.
Последним пунктом можно еще раз вспомнить про владельцев 2M Black и 2M Bronze, которые вполне довольны своими головками, но хотят еще большего без кардинальных перемен. Хотя в сравнении с 2M Bronze, если совершить такой апгрейд, разница будет очень существенной.
Музыкальный материал
Brian May — Another World — Parlophone/Duck Records 7243 4 94973 1 3 / Stereo, Picture Disc
Johnny Hartman — I Just Dropped By To Say Hello — Impulse! / Original Recordings Group AS-57/ORG027 / Stereo
Ludwig van Beethoven, Beaux Arts Trio, Daniel Guilet, Menahem Pressler, Bernard Greenhouse — Complete Piano Trios / Philips — 6725 035 / Stereo
Ludwig van Beethoven, Wiener Philharmoniker, Karl Böhm — Symphonie 6 "Pastorale" Ouvertüre "Egmont" / Pro-Ject Audio Systems — PR-LP001 / Stereo
Oscar Peterson, Joe Pass, Toots Thielemans, Neils Henning Ostred Pedersen — Live At The Nordsea Jazz Festival, The Hauge, Holland, 1980 — Pablo Records / Polydor Japan 40MJ3054/5 / Stereo
Toshinori Kondo, Eraldo Bernocchi, Bill Laswell — Charged / Apollo / R&S Records — AMB 9955 / Stereo
Головка звукоснимателя: 90 000 рублей
Сменная вставка 2M Black LVB 250: российская цена пока не объявлена
Тип: ММ
Выходное напряжение на 1 кГц, 5см/сек.: 5 мВ
Разбаланс каналов на 1 кГц: <1 дБ
Разделение каналов на 1 кГц: >27 дБ
Разделение каналов на 15 кГц: 15 дБ
Частотный диапазон: 20–20 000 Гц; +2/-1 дБ
Надежность следования иглы в канавке на 315 Гц: 80 мкм
Динамическая податливость: 22 мкм/мН
Тип заточки иглы: Nude Shibata Stylus r/R 6/50 мкм
Иглодержатель: боровый
Прижимная сила: 1,5–1,7 г, рекомендованная 1,6 г
Угол трекинга: 20°
Внутреннее сопротивление: 1,2 кОм
Рекомендованное сопротивление нагрузки: 47 кОм
Рекомендованная емкость: 150–300 пФ
Масса: 7,2 г
Возможные сменные вставки: 2M Black LVB 250, 2M Black, 2M Bronze