Купить большой телевизор — мечта многих людей во всех странах. Причем мечтают они не просто о крупном, а именно большом, а в идеале — огромном телевизоре. Потому что большой экран завораживает, он делает просмотр любого видео более эмоциональным. Проблема в том, что действительно большие телевизоры как были, так и остаются запредельно дорогими. И есть все основания считать, что таковыми они останутся еще долго.

Когда 11 лет назад появился первый телевизор с диагональю больше 100 дюймов, многим казалось, что через пару-тройку лет огромные телевизоры будут продаваться в каждом магазине, а их стоимость упадет до вполне вменяемых величин. Да и основания для этого вроде бы были — та 103-дюймовая модель была плазменной, то есть толстой, тяжелой и не самой прогрессивной, а уже тогда стало ясно, что будущее за ЖК и OLED-панелями.

В итоге технологии шагнули далеко вперед, плазма окончательно исчезла с рынка, 55-дюймовые телевизоры ныне продаются даже в «Ашане», а 100-дюймовые модели как были редкостью, так и остались. Более того, их стоимость до сих пор измеряются миллионами.

Консоль (проектор) устанавливается на расстоянии 28,7 см от стены

Большинству это не по карману, поэтому производители предлагают альтернативные решения. Например, компания Hisense весьма успешно продает устройства, точнее системы, объединенные названием Laser TV. Они выпускаются уже несколько лет, претерпели за это время немалые изменения, и теперь в линейке фирмы сразу три модели. Данная, с индексом, 100L5G — самая младшая и доступная.

Что такое Laser TV

Она представляет собой комплект из ультракороткофокусного (UST) проектора с лазерным источником света и особого экрана с диагональю 100 дюймов (2,5 м). Но в самой компании определения «проектор» стараются избегать, потому что по возможностям, удобству и качеству изображения Hisense Laser TV ближе к телевизорам, чем большинство короткофокусных проекторов.

Проектор снабжен датчиком движения, выключающим лазер при попадании посторонних предметов в луч. Это сделано для защиты зрения

Во-первых, у него есть главная отличительная черта всех телевизоров — ТВ-тюнер с возможностью приема аналоговых и цифровых каналов по стандартам DVB-T2 и DVB-S2, то есть и спутниковые трансляции он тоже принимает, ресивер для этого ему не нужен.

У него есть и полноценная операционная система, позволяющая устанавливать приложения для потоковых видеосервисов, часть которых, вроде Netflix, уже зашита в прошивке.

Система необычная, VIDAA U4.0, но в ее фирменном магазине приложений есть и все российские сервисы вроде IVI и Okko, а осенью появится и «Кинопоиск», портировать который оказалось чуть более сложной задачей, потому что он появился намного позже и разрабатывался не для всех процессоров, использующихся в видеоустройствах.

Естественно, в такой системе имеется и свой встроенный видеоплеер, воспроизводящий файлы вплоть до ремуксов 4K UHD Blu-ray-дисков с Dolby Vision и соответствующим дискам битрейтом. «Не видит» он только части и полные образы в виде BDMV и ISO-файлов, но эта особенность присуща всем медиаплеерам, встроенным в телевизоры. И как все они, здесь плеер работает по сети только с DLNA-серверами, а через USB без ограничений с любыми дисками и флэшками.

Соответственно, под все это у Laser TV 100L5G на задней панели консоли (проектора) есть необходимые разъемы в виде двух антенных входов, RJ-45, двух USB 2.0 и россыпи аналоговых входов и выходов. Дополняет все это Wi-Fi и Bluetooth 4.2. Короче, все как у типичного «умного» телевизора.

Что у данной модели лучше, чем у телевизора, так это аудиосистема. Она состоит всего из двух динамиков и стереоусилителя с мощностью 2х15 Вт, но динамики в ней направлены вперед, то есть на слушателей и снабжены корпусами с акустическим оформлением, которое в абсолютном большинстве не встретишь, поэтому и звучит она несравнимо лучше. Дополняет картину поддержка большинства аудиоформатов, включая Dolby Atmos и DTS, чем могут похвастать далеко не все «обычные» телевизоры. 

Все дело в экране

Впрочем, в Hisense не хотят асоциировать Laser TV с проектором скорее по другой причине, а именно из-за получающегося изображения. В целом его природа остается неизменной — зритель всегда смотрит на отраженный свет, что для нас всех более естественно.

Но производители короткофокусных проекторов продают свои модели, упирая на то, что им для получения изображения нужна лишь большая белая стена, и при этом во всех рекламных материалах демонстрируют сочную и невероятно контрастную картинку. К реальности это, понятно, не имеет никакого отношения: на деле картинка получается бледной, а на потолке возникает отсвет — отражение луча проектора от стены. Причем эти явления неизбежно возникают и если использовать обычный белый экран.

Несмотря на небольшой заявленный угол обзора, смотреть кино можно и сидя чуть сбоку

Собственно поэтому Hisense предложили потребителям комплект, в который входит специальный экран, по-другому отражающий свет проектора и тем самым кардинально меняющий качество получаемого изображения. Поначалу, то есть в первых моделях Laser TV, они использовали самое кардинальное решение — темно-серые экраны Onix от Screen Innovations, в сочетании с которыми получалось максимально контрастное изображением с глубоким черным цветом.

Но у таких экранов есть два существенных недостатка: очень высокая стоимость и невозможность складывания — они поставлялись в огромных коробках, как большие телевизоры. Поэтому в компании нашли решение получше, благо технологии не стоят на месте — это ALR-экран (Ambient Light Rejection).

Он складывается, поставляется в компактной коробке, его легко собрать и по эффективности он оказался близок к жестким черным экранам. Полотно у него тоже серое на вид , но не в этом залог его эффективности.

Поверхность полотна не гладкая, а с мельчайшей гребенкой, плоскости которой имеют неравные углы наклона, просчитанные таким образом, чтобы падающий снизу под довольно острым углом луч проектора переправлялся на зрителей, а падающий сверху свет от комнаты рассеивался и частично поглощался.

ALR -экраны рассчитывают на определенный угол проекции

Собственно поэтому полотно и кажется темным: если его перевернуть, поверхность экрана на вид станет светлой, а сам экран не будет «работать» — изображение станет блеклым. В общем, за счет этой особенности изображение и получается ярким и одновременно контрастным даже при свете в помещении. А если этот свет еще и немного приглушать, то вообще отличным по этим показателям. 

Примечательно, что контрастным и ярким изображение воспринимается и если смотреть на него сбоку под углом 45-50 градусов. Правда, при этом рядом не должно быть открытого окна или горящей лампы, ведь от боковой засветки экран защищен меньше, что логично, иначе бы изображение воспринималось ярким и контрастным только с определенной точки, а по центру неизбежно получалась бы пятно пересвета.

В общем, именно благодаря экрану Hisense L5G с его световым потоком в 2 700 лм удается получить 100-дюймовую сочную картинку. При этом потребляет эта модель всего 350 Вт, что 2-3 раза меньше, чем 100-дюймовые телевизоры. Для этого создатели применили высокоэффективный синий лазер в качестве источника света.

Следствием этого стала довольно высокая цветовая температура в обычном и даже теплом режиме настройки. То есть ради высокой энергоэффективности, без которой ни в Европе, ни в Америке видеотехнику уже не продашь, Hisense поступили так же, как и производители телевизоров, у которых температура в «обычном» режиме превышает 11 000К, а в теплом больше 7 000К.

Так что в состоянии «из коробки» они в плане цветопередаче похожи. Но, в отличие от телевизоров сходного ценового диапазона, Hisense L5G снабжен набором регулировок изображения как у дорогих проекторов.

Например, в нем регулируется гамма по каждой цветовой составляющей, разделены регулировка цветового охвата и цветового баланса, что дает потенциальную возможность привести температуру по всему диапазону к искомым 6 500К, хотя на мой взгляд лучше остановиться на некоем компромиссе, чтобы не убить насыщенность — это аппарат тоже позволяет сделать.

Сложнее, пользуясь измерениями, настроить правильность отображения градаций — искусственный интеллект вмешивается на каждом этапе, стараясь сделать картинку «красивее», поэтому компромисс и здесь предпочтительнее правильных графиков.

Компромиссно имеет смысл поступать и при выборе режима обработки движений MEMC. Многим не нравится алгоритмы улучшения движений со вставкой дополнительных кадров, но если здесь выбрать вариант без него, смазывание и прерывистость при панорамировании будут нарочитыми. Поэтому вариант с минимальной обработкой, когда плавности в движениях чуть больше привычного уровня, выглядит оптимальным. Его можно использовать везде: и на кино, и при просмотре футбола, если, конечно, не хочется подчеркнуто «телевизионной» картинки.

Ребристая поверхность экрана различима невооруженным глазом. И четко видно, что экран редуцирует только верхнее освещение в комнате

Отдельно хочется сказать про установочные настройки. Из-за сверхкороткого проекционного расстояния (28,7 см от стены) луч падает на экран под очень острым углом, поэтому даже незначительное отклонение проектора от нормального положения относительно экрана вызывает весьма заметные трапецеидальные искажения картинки. В настройках есть функция их исправления с помощью смартфона, который может использоваться как визор, но работает оно с погрешностью, что естественно — не все будут устанавливать смартфон на штатив.

Есть и ручная регулировка по четырем точкам с выведением таблицы на экран. Однако стоит помнить, что все эти регулировки неизбежно вносят искажения и артефакты в изображение на любом видео, поэтому лучше при установке потратить немного времени на точное позиционирование, сдвигая проектор буквально по миллиметру, а электронную регулировку производить по минимуму.

Измерения

Все замеры проводились около полудня в помещении с белыми стенами и потолком и частичном затемнении с помощью рольставен. То есть условия были далеки от идеальных.

Официальные данные о максимальном цветовом охвате у данной модели разнятся в зависимости от страны: например, в США заявляют о поддержке 83% площади стандарта DCI-P3. В реальности охват по площади близок заявленному в описании, то есть к Rec.709. Но из-за применения высокоэффективного синего лазера с длиной волны ближе к ультрафиолету охват развернут со смещением в синюю область.

Причем развернут так, чтобы удаление крайних точек соответствовало нормальным значениям и изображение воспринималось относительно естественным. Соответственно, это можно исправить, благо настройки для этого есть в изобилии.

Баланс цветов при этом ожидаемо смещен с превалированием синей составляющей и непостоянен по яркостному диапазону, что означает - простым изменением уровней его не исправить, нужна более сложная и тщательная регулировка гаммы каждого цвета. Так он выглядит при выборе настройки цветовой температуры «Теплый1».

Реальная температура при этом колеблется в диапазоне 7200-7800К.

Контрастность, замеренная с потоке на шахматном поле (ANSI), составила 148:1, что можно признать не самым плохим результатом для ультракороткофокусного проектора, оптика которого заведомо проигрывает системам обычных проекторов. На экране же визуально контраст не воспринимается как «меньший в 2 раза» относительно лучших образцов из-за нелинейного поглощения и отражение от сложной поверхности полотна.

Выводы

В то время как другие производители предлагают просто проектор в качестве альтернативы большому телевизору, Hisense предложила готовый комплект со все функциями телевизора и изображением, кардинально отличающимся по качеству от конкурентов за счет специального экрана.

По сути сам проектор выступает неплохим саундбаром. Сабвуфер в комплекте идет только с дорогими моделями

Компактность, удобство установки, возможность просмотра в освещенном помещении, наличие ТВ-тюнера, работа с потоковыми видеосервисами

излишне яркая цветопередача

https://ru.hisense.com/tvs/HisenseL5G100/

250 000 руб.

Технология проекции: один 0,47-дюймовый DMD-чип Texas Instruments

Физическое разрешение матрицы: 1920х1080

Выходное разрешение: 3840x2160

Источник света: лазерно-фосфорный, ресурс до 25000 ч

Диагональ изображения: 100 дюймов

Световой поток (максимальный): 2700 ANSI-лм

Контрастность: 2 000:1

Угол обзора: 36°±4°

Поддержка HDR: Dolby Vision, HDR10, HLG

ТВ-тюнер: PAL, SECAM, DVB-T/T2/C/S/S2

Подключение: 4 x HDMI v2.0, LAN 100/10, 2 x USB 2.0, Wi-Fi 802.11ас, Bluetooth v4.2, Toslink

Звук: 2 x 15 Вт

Декодирование аудио: Dolby Digital, Dolby Digital Plus, Dolby Atmos, DTS, DTS MA

Входы/выходы: HDMI v2.0 (4), HDMI v1.4, Trigger (мини-джек, 12 В пост. тока), Com-порт (RS-232C, D-sub 9-контактный)

Операционная система: VIDAA U4.0

Энергопотребление: 350 Вт

Габаритные размеры (ШxВxГ): 547x346x158 мм

Масса: 10,3 кг

Публикация на правах рекламы