«Байопик» — модное нынче слово, которое пришло на смену простому «биографическому фильму». Этот жанр, конечно, вызывает повышенный интерес, так как совмещает в себе любопытные факты, историю выдающегося героя и, конечно, непосредственную художественную составляющую любого хорошего кино.
Говоря о музыкальных байопиках — создается впечатление, что именно это ответвление особенно полюбилось сценаристам и режиссерам. Их можно понять: как правило, биографии музыкантов сами по себе очень кинематографичны (порой даже имеют схожую структуру). Здесь обычно найдется место и трудному детству, и подорванному здоровью, и несчастной любви, и творческим поискам, и болезненным экзистенциальным стенаниям. Это наводит на мысль: талант, слава, деньги, любимое дело, миллионы поклонников — у всего есть своя цена. Ее платят все, без исключения — кто-то в большей, кто-то в меньшей степени. Посмотрев нашу подборку об известных музыкантах современности можно лишний раз утвердиться в мысли, что путь к сцене с ее горящими софитами, лежит зачастую через терновый лес.
Контроль / Control, 2007
Фильм «Контроль» (Control, 2007) Антона Корбайна повествует о жизни загадочного лидера британской группы Joy Division, Яне Кертисе. Корбайн, известный своими монументальными музыкальными видео для таких команд, как Depeche Mode, Nirvana и U2, спустя почти четверть века после начала своей творческой карьеры, берется за полнометражный фильм, который, стоит отметить, получился довольно противоречивым. В основе сценария байопика — мемуары жены Кертиса Деборы: пара была жената со студенческой скамьи.
В картине затронуты такие актуальные темы, как последствия раннего брака, проблемы со здоровьем (Кертис страдал от эпилептических припадков), измена и уход жены, творческий взлет и общая неготовность к славе.
И даже несмотря на то, что яркая и бурная жизнь главного героя прерывается самоубийством, «Контроль» рекомендован к просмотру как мотивирующее и жизнеутверждающее кино. Такой эффект от просмотра создается благодаря отсутствию явных авторских оценок происходящего на экране: никаких закадровых рассуждений, никаих внутренних монологов. Оценивает здесь зритель. Примечательно и похвально, что все песни в ленте Сэм Райли предпочел исполнить самостоятельно, но, конечно, не без участия оставшихся членов Joy Division (известная сегодня электро-рок группа New Order).
Последние дни / Last Days, 2005
Американский режиссер Гас Ван Сент, создавая фильм о Nirvana, использовал довольно необычное решение. Сент славится сложными, визуальными произведениями, наполненными символами, красками и тайными знаками. Несмотря на то, что все события в фильме создатель характеризуют как «вымышленные», в каждом кадре картины буквально проглядываются прямые отсылки к биографии Курта Кобейна. Главного героя зовут не Курт, а Блейк, но от перемены мест слагаемых сумма не меняется. «Последние дни» (Last Days, 2005) — это поэтичное и немного небрежное кино для поклонников Кобейна и Ван Сента, целью которого, кажется, является не рассказать историю, а погрузить зрителя в те ощущения, которые переживает главный герой в последние дни своей жизни.
На выходе получилось качественное и очень глубокое кино для ценителей. Кстати, изначально главная роль предназначалась для 14-летнего датского подростка, который не говорил по-английски (фильм снят фактически без слов). Но Сент изменил свое решение после знакомства с Майклом Питтом. Возможно, из-за небрежной растрепанной шевелюры, а может и потому, что Питт сам занимается музыкой (играет в рок-группе Pagoda). Любопытно, что в фильме звучат авторские композиции Питта (акустическая «Death to Birth» и электро-гитарная «The Day»).
Эми / Amy, 2015
Британская певица Эми Уайнхаус, подобно Курту Кобейну, ушла из жизни в возрасте 27 лет, оставила след не только в музыкальной индустрии. Документальный фильм «Эми» (Amy, 2015), посвященный ее жизни, стал лучшей документальной картиной Оскара, а также получил ряд других номинаций крупнейших фестивалей и кинопремий мира.
«Эми» — это уникальная подборка материалов: записей из личного архива, воспоминаний близких и друзей певицы, а также неизданных песен Уайнхаус, бережно собранных режиссером Азифом Кападиа в одну плотную, насыщенную киноленту. Правда, стоит отметить, что после выхода картины в прокат отец Эми, Митч Уайнхаус, был не вполне доволен результатом, так как посчитал, что некоторые кадры семейного архива были искажены и представили последние годы жизни его дочери в негативном свете. Он призвал поклонников воспринимать это кино как возможность увидеть уникальные кадры и услышать эксклюзивные треки певицы, без каких-либо личностных оценок личности Эми.
Рей / Ray, 2004
Фильм «Рэй» (Ray, 2004) обещает стать настоящим открытием для любителей соула и ритм-энд-блюза, поклонников творчества Рэя Чарльза, а также для тех, кто никогда не слышал музыки этого «истинно американского» музыканта.
Картина имела оглушительный успех в прокате, и была награждена двумя статуэтками Оскар, в том числе в номинации за лучшую мужскую роль, которую исполнил Джейми Фокс.
За 152 минуты зритель увидит то, что так и не увидел, но пережил Рэй Чарльз. Потеря зрения в возрасте семи лет, ранний уход матери, женщины, дети, наркотики, блестящая карьера и, конечно же, та искренняя, революционная музыка, которую подарил Рэй миру! Для исполнителя главной роли, Джейми Фокса, подготовка к съемкам стала настоящим вызовом — чтобы максимально вжиться в роль актер прошел курс для слепых в институте Брайля. Сам режиссер фильма, американец Тейлор Хэкфорд, вынашивал замысел байопика еще с 1987 года (именно в этом году он приобрел права на экранизацию). В итоге получилась очень эмоциональное кино, которое определенно стоит посмотреть.
Меня там нет / I’m not there, 2007
Весьма своеобразным в этом списке станет его последний фильм «Меня там нет» (I’m not there, 2007). Звездный актерский состав — Кейт Бланшетт, Кристиан Бейл, Хит Леджер, Ричард Гир и другие — мастерски разыгрывают жизнь и окружение Боба Дилана. Фильм состоит из 6 историй, каждая из которых символизирует один из значимых этапов жизни Дилана — настоящего бунтаря своего времени, чья история берет начало с побега из исправительного детского центра.
То, что мы видим на экране — образны и символы (гитара в чехле «Эта штука убивает фашистов») и, что немаловажно, — во всем чувствуется знак качества. На ряд воплощений Дилана был проведен тщательный отбор: на ранней стадии досъемочной подготовки фильма велись переговоры с такими известными лицами, как Колин Фаррелл и Эдриан Броуди. Любопытен и тот факт, что режиссер, Тодд Хейнс, ни разу не встречался и не был знаком с Диланом лично. Впрочем, это никак не повлияло на качество сценария. Компания Вайнштейнов, которая занималась дистрибьюцией картины, уже не в первый раз разрабатывает историю Боба Дилана, поэтому здесь учтены недостатки и приумножены достоинства предыдущей попытки экранизации.