Итак, продолжаем исследование аппаратуры Schiit, начатое со сверхминиатюроного ЦАПа/усилителя Fulla. Его обзор собрал немалое количество комментариев. Обсуждали не только продукты компании, но культурологические корни названия молодой американской компании. Я же на этот раз постараюсь максимально сконцентрировать внимание именно на исполнительских способностях испытуемых. К счастью, рассказать здесь есть о чём.
Но без иронии все равно не обойтись — всё-таки Schiit есть Schiit. Название материала, например, навеяно первой строчкой из официального описания ЦАПа Modi 2 Uber, звучащей так: «Дорогая, я уменьшил Bifrost». Bifrost — следующий по старшинству мультибитный ЦАП с гораздо более внушительными размерами и ценником.
И совсем немного скандинавской мифологии: Моди и Магни — сыновья Тора и братья, а соответственно, и непосредственной близости друг от друга им не избежать.
Могучие малыши
Две почти одинаковые по размерам коробочки отштампованы из довольно жесткого стального листа и декорированы накладками из грубо шлифованного алюминия, которые выступают в роли верхних крышек и фронтальных панелей. Крылатый металл — привилегия аппаратов с маркировкой Uber (в немецком — превосходная степень или верхнее положение чего-либо).
Помимо отделки, от базовой модели Modi 2 Uber отличается присутствием оптического и коаксиального входов SPDIF и внешнего источника питания, позволяющего избежать всех прелестей получения электричества от компьютера. Magni 2 Uber (в отличие от ординарного собрата) вооружен регулируемым выходом на оконечный усилитель и подобранными парами транзисторов в усилительном тракте. Питание у него — внешнее, а внутри, судя по весу адаптера, находится мощный трансформатор.
Modi 2 Uber построен на 32-битном двухканальном ЦАПе AK4490 производства Asahi Kasei Microdevices. Этот чип интересен наличием цифровых фильтров пяти различных типов с возможностью их полного выключения, а также поддержкой цифровых потоков с частотами дискретизации вплоть до 768 кГц на PCM и DSD до 11,2 MHz. Сам же аппарат принимает треки до 24 бит/192 кГц по любому из трех входов, причем 24-битные потоки на частотах 176 и 192 кГц воспроизводятся без передискретизации. Но имейте в виду — далеко не каждый источник способен выдать по оптике сигнал с такими характеристиками.
Что касается DSD — нативное воспроизведение однобитовых потоков аппараты Schiit традиционно не поддерживают, поскольку главный разработчик их цифровых подсистем Майк Моффат считает одновременную реализацию PCM и DSD компромиссом, вредным для звука.
Порт USB явно реализован на любимом Майком низкоджиттерном контроллере C-Media CM6631A, за аналоговое суммирование и активную фильтрацию отвечают прецизионный операционник Analog Devices AD8616, а также цепи тонкопленочных резисторов и пленочных конденсаторов повышенной точности.
Важный момент: если вы подключили Modi 2 по USB к Windows-компьютеру (независимо от новизны операционки), вполне возможно, что они не найдут общего языка без посторонней помощи. «Опомнись, Microsoft: протокол USB Audio Class 2 был разработан лет десять назад», — взывают разработчики Schiit у себя на сайте и там же раздают необходимые для решения данной проблемы драйверы. Кстати, Android-девайсы этот протокол вполне поддерживают, хотя я не смог найти официальной информации о том, с какой версии ОС начинается эта дружба. Так или иначе, мой смартфон Sony Xperia Z5 Compact с установленным приложением USB Audio Player Pro увидел ЦАП на ура. К iPhone парочка тоже подключается без проблем, но при условии, что на нём установлен iOS восьмой или седьмой версии (переходник Lightning/USB, конечно, тоже потребуется).
Разработчики честно предупреждают о неполной совместимости Modi 2 с хромбуками на процессорах AMD, но мне кажется, обладателей подобных машинок вряд ли заботят проблемы выбора внешнего ЦАПа.
С подключением усилителя Magni 2 Uber всё куда проще. Помимо линейного входа и четвертьдюймового разъема для наушников, аппаратик оснащен регулируемым выходом для подключения к внешнему усилителю мощности. В этом, кстати, заключается немаловажное отличие модификации Uber. К тому же эта версия вооружена более внушительным блоком питания (ёмкость конденсаторов в сглаживающем фильтре увеличена с 4000 до 6000 мкФ) и улучшенным практически по всем параметрам усилительным трактом.
По сути Magni 2 Uber — транзисторный усилитель класса АB с обратной связью по постоянному току. Избавленный от разделительных конденсаторов на пути прохождения сигнала, собран он исключительно на дискретных элементах.
Власть над импедансом
Тестирование я начал с уже описанного подключения к смартфону. Согласно обстоятельствам были подобраны и наушники — арматурные Shure 425 (22 Ом/109 дБ). По телефонным понятиям звуковой тракт у Sony Xperia Z5 Compact считается одним из лучших, но шитовый апгрейд расставил всё на свои места: проще перечислить моменты, в которых не чувствовалось бы серьёзного прогресса в звучании, чем наоборот. Пожалуй, наиболее драматично динамика улучшилась на треках в разрешении 24/96 и выше. Басы обрели настоящую энергетику, собранность, а струнные зазвучали куда детальнее и разборчивее. Не могу сказать, что сам по себе телефон играл совсем уж плоско и зажато, но с подключением к Modi звуковое пространство раздвинулось многократно. Жаль только, в кармане такой комплект не потаскаешь!
Следующий тест — подключение нашей парочки к ноутбуку. Между собой блоки были соединены 5-сантиметровыми интерконнекторами QED Qontour Reference, а c MacBook Pro их связывал полуметровый QED Reference USB. Усилитель Magni 2 способен работать с наушниками едва ли не любого импеданса: по официальным данным на 16-омной нагрузке он выдает 2,1 Вт на канал. С увеличением сопротивления до 600 Ом они постепенно превращаются в 0,16 Вт х 2. Чтобы разнообразить впечатления, в тестовую конфигурацию были включены относительно недорогие низкоомные Sony MDR-7509 (24 Ом) и более серьёзные высокоомные Sennheiser HD 800 (300 Ом).
В качестве точки отсчета для сравнительного анализа использовался Teac UD-503 —стационарный ЦАП, значительно превосходящий пару Schiit по суммарной стоимости. Построен он, кстати, всё на тех же преобразователях AK4490.
Сначала ставлю классику — «Пер Гюнт» Эдварда Грига в исполнении Берлинского филармонического, и изданном, как нетрудно догадаться, Deutsche Grammophon. Формат 44,1/16, но запись сделана с отличным динамическим диапазоном — как теперь пишут нечасто. Первое ощущение — нашей паре удивительным образом удалось передать объем огромного зала: акцентировать внимание на его дыхании у немецких звукорежиссеров вообще-то непринято. К слову, NuForce Icon DAC, в прошлом тесте Schiit переигравший миниатюрную Full’у, в этом плане от связки Modi+Magni заметно отстает.
Первое робкое вступление струнных было отыграно тонко, с изяществом, при этом достаточно тугие (в смысле импеданса) Sennheiser HD 800 даже при обращении с настолько зыбкими музыкальными материями чувствовали себя абсолютно уверенно, громкость снизилась совсем немного. Зная, что их разрешение явно побольше, чем у MDR-7509, наушники Sony дальше я решил просто не использовать. Благодарить за такую универсальность мы должны, конечно же, крайне низкий выходной импеданс — менее 0,2 Ом. Правда, тумблер регулировки усиления на задней панели Magni я всё же перекинул в верхнее положение — по ощущениям на высокоомной нагрузке это добавляет немного уверенности звуку.
Помимо нежных и трепетных интерлюдий, «Пер Гюнт» богат на мощные динамические контрасты, которые иногда сопровождаются поистине вулканическими выбросами звуковой энергии. Но и здесь наши испытуемые оказались на высоте. Резкие атаки оркестра практически не сглаживались, медь грохотала яростно, отчетливо. Так же резво и остро, кстати, чуть позже рубил Rammstein. Даже глубокие басы оставались полностью управляемыми, правда, чтобы как следует убедиться в этом, пришлось воспользоваться регулируемым выходом на внешний усилитель и соответствующим сетапом.
Как же повел себя в данной ситуации Teac UD-503? Сразу оговорюсь, что, судя по паспортным данным, мощность усилителя для наушников у него в три раза меньше. Но никаких явных проблем с Sennheiser HD 800 аппарат не испытывал. Кстати, он способен работать с наушниками и по балансному включению, но это уже совсем другая история.
И хотя по характеру исполнения грамотно записанной классики обе системы достаточно близки (как-никак ЦАП один и тот же), Teac отличился тем, что даже на гребне волны мощного фортиссимо умудрялся сохранять тонкий динамический рельеф и аналитично подавать звучание всех инструментальных групп большого оркестра. Особенность эта довольно типична именно для японской аппаратуры. Переход на треки высокого разрешения диспозицию принципиально не изменил, продемонстрировав такой же драйвовый, но более живой и прозрачный саунд с лучшей детализацией на сложной полифонии.
В других жанрах расстановка сил оказалась очень похожей. Японский ЦАП, троекратно превосходящий по цене наш комплект, оставался немного впереди по разборчивости сложных инструментальных моментов, особенно на пиковых уровнях, иногда оставляя ощущение чуть более раскрытых вокальных тембров. В остальном — примерный паритет.
Magni 2 Uber явно очень пригодился усиленный блок питания — динамики усилителю не занимать, причём скорость атак, как и управляемость басов, сохраняются даже на самых забойных «металлических» треках.
Иными словами, если не пытать систему Рахманиновым и Карлом Орфом и не слишком увлекаться оперными вокалистками от 80 килограмм и выше, то поводов даже для мелких придирок к связке Modi 2 и Magni 2 в модификации Uber практически не останется. При этом их ни в коем случае нельзя обвинить в примитивизме: столь милый сердцу типичного аудиофила камерный джаз вроде «A Vision in Blakelight» Джона Зорна они отыгрывают с очень достойной тональной точностью и внимательностью к деталям. А уж на фанатов более жестких и энергичных жанров обрушат такой драйв, что только наушники придерживай.
И знаете что, музыкальный характер этой парочки абсолютно чётко обозначен прямо у них на корпусах. Там написано «Made in USA».
Соотношение музыкальных возможностей и цены, небедная коммутация, уверенная работа на высокоомной нагрузке, энергетика звука.
Два отдельных блока, конечно, дают свободу в конфигурации системы, но ценой снижения компактности и наличия двух увесистых блоков питания.
Modi 2 Uber – 17 490 рублей, Magni 2 Uber – 17 490 рублей.
Schiit Modi 2 Uber
Воспроизводимые частоты: 20 Гц – 20 кГц (±0,1 дБ)
Макс. вых. мощность: 1,5 Вт (VRMS)
Коммутация: входы USB, SPDIF (Toslink/RCA); аналоговый выход 2 x RCA
КНИ <0,002% (20 Гц – 20 кГц, 1,5 Вт VRMS)
Интермодуляционные искажения: < 0,003% (CCIF, 1,5 Вт VRMS)
Сигнал/шум: >104 дБ (невзвешенное, 1,5 Вт VRMS)
Взаимопроникновение: < -80 дБ (20 Гц – 20 кГц)
Габариты (мм): 127 х 89 х 32
Масса: 0,45 кг
Schiit Magni 2 Uber
Воспроизводимые частоты: 20 Гц – 20 кГц (-0,1 дБ); 2 Гц – 200 кГц (-3 дБ)
Макс. мощность (16/32/50/300/600 Ом): 2,1/1,5/1,2/0,32/0,16 Вт х 2 (RMS)
Коммутация: RCA Stereo In/Out; 6,35mm jack Phone out
КНИ <0,002% (20 Гц – 20 кГц, 1 В RMS)
Интермодуляционные искажения: < 0,003% (CCIF)
Сигнал/шум: >104 дБ (невзвешенное, 1 В RMS)
Взаимопроникновение: < -70 дБ (20 Гц – 20 кГц)
Потребляемая мощность: 5 Вт
Габариты (мм): 126 х 88 х 33
Масса: 0,45 кг