В мире, где одна технология стремится сменить другую, а срок службы вещей постоянно уменьшается, мы неизменно склонны воспринимать понятия надежности и времени как изначальных антагонистов друг к другу. Вместе с тем, сегодня мне бы хотелось познакомить наших читателей с человеком, осмелившимся бросить вызов этим взглядам, — владельцем и генеральным директором датской компании Densen Томасом Силессеном (Thomas Sillesen), предложившем пожизненную гарантию на все производимые компоненты.

— Томас, познакомьте читателей Stereo.ru с философией Densen. Чем отличается ваша продукция от других производителей?

— Прежде всего, Densen — это проект, который берет начало где-то в глубине моей души. К счастью, я могу позволить себе заниматься тем, что доставляет мне радость и удовлетворение. Именно поэтому я всегда относился к Densen как способу поделиться своими чувствами с другими людьми. Конечно же, в первую очередь это обусловлено моей страстью к бескомпромиссному воспроизведению музыки, без которой мне сложно представить своей жизни. Не случайно разработка каждого нашего продукта занимает длительное время и создается по принципу глубокой личной симпатии. Скажу проще: если я не удовлетворен качеством или звучанием нового продута на 110% , он никогда не поступит в производство.

Вероятно, это покажется странным, но разрабатывая новые продукты, мы в последнюю очередь думаем о рынке. Конъюнктура весьма изменчива, мы же хотим, чтобы наши клиенты пользовались компонентами Densen и спустя несколько десятилетий после покупки, поэтому стараемся всячески воздерживаться от любых решений, эффект от которых можно рассматривать исключительно в краткосрочной перспективе. Как только мы понимаем, что новое изделие получается по-настоящему удачным и ориентированным на долгосрочную эксплуатацию, мы готовы предложить его рынку. За это нас любят клиенты, но порой осуждают дистрибьюторы.


— Еще до того как услышать компоненты от Densen, люди обращают внимание на их необычный и узнаваемый дизайн. Расскажите о нем чуть более подробно. Что подтолкнуло вас к выбору именно такого стилистического решения?

— Мы придерживаемся мнения, что хороший дизайн прежде всего должен быть предельно функционален. Это скандинавский подход, получивший широкое распространение в Западной Европе, начиная с середины пятидесятых годов двадцатого века. Мы стараемся обойтись минимумом визуальных элементов, поскольку главной функцией наших устройств является полное погружение в музыку.

По этой самой причине в облике компонентов Densen нет ни одной лишней детали, например, винтов, которые лично я просто ненавижу. Мы делаем все, чтобы убрать их с поверхности наших вещей. Простите за резкость слов, но на сегодняшний день High End — это единственная отрасль, где люди позволяют себе продавать дорогой продукт, который выглядит так, будто он собран в гараже.

Неслучайно на общем фоне наши устройства не только звучат, но и выглядят как эталон и олицетворение качества. Во многом этот эффект подчеркивает наш любимый материал — экструдированный алюминий, который мы используем для производства корпусов. Этот металл не только обладает отличной теплопроводностью и отражает премиальную направленность нашей продукции, но и просто исключительно приятен на ощупь.


— Вы предлагаете пожизненную гарантию на свои изделия. Почему возникла такая идея?

— Пожизненная гарантия на наши продукты была у нас всегда, хотя в течение первых восьми лет мы, честно говоря, ее особо не афишировали, пока мой бывший коллега Мортен Нильсен (Morten Nielsen), ныне директор по продажам в Dynaudio, не предложил мне заявить об этом во всеуслышание. Поначалу я выступал категорически против этого, но в конце концов, после трех лет моего ворчания, ему удалось меня уговорить, и мы сделали пожизненную гарантию одним из важнейших элементов продвижения нашей продукции на рынке.

Обеспечить пожизненный срок службы устройства — это не какая-то невыполнимая сверхзадача, как это пытаются представить многие другие производители, а всего лишь вопрос желания и управленческого решения — установить цель и добиться ее выполнения. Для нас это означает, что мы просто должны быть гораздо более внимательными на этапе проектирования, подбора элементной базы и сборки, а сама продукция должна быть куда более высокого качества, нежели у других компаний, представленных на рынке.


— В каких странах производятся и собираются компоненты Densen?

— Все, из чего состоят наши компоненты, мы производим исключительно в Дании, в том числе печатные платы и корпуса, а самое главное — все инженерные работы. Так что Densen — это по-настоящему стопроцентный датский продукт.


— Вы продаете достаточно много компонентов во всем мире. Какие страны лидируют по продажам и насколько велика конкуренция на этих рынках?

— В настоящее время это, безусловно, Китай, хотя многие страны также в этом вполне преуспели. Что касается конкурентов, я не думаю, что они у нас есть, поскольку мы стремимся предложить рынку нечто совершенно особенное — свое уникальное звучание, качество, видение схемотехники. Во всяком случае то, что делаем мы, другие даже не пытаются повторять.


— Бытует популярная точка зрения, что техника высокого класса не может воспроизводить записи низкого качества. С другой стороны, компоненты Densen наглядно демонстрируют обратное, отлично воспроизводя не только аудиофильские записи, но и, мягко говоря, более чем посредственные фонограммы. В чем секрет?

— Не погружаясь в технологические тонкости, могу сказать, что за всю свою жизнь я был более чем на тысячи концертах, и главное, что я понял — то, что великие музыканты великолепно выступают даже в самых паршивых местах. Разумеется, по-настоящему музыкальная Hi-Fi система передаст слушателю всю палитру этих эмоций даже при самой плохой записи.



— В России мы привыкли говорить об «английском», «японском», «американском» звуке. Как бы вы могли в этом контексте описать звучание компонентов, в частности, усилителей Densen?

— Безусловно, такой взгляд на звук имеет право на существование. Сколько людей — столько и мнений. Еще не так давно разница между «английским» и «американским» звуком в значительной степени напоминала войну, но думаю, есть истина и в том и в другом представлении. Мы в Дании смотрим на все это со стороны, что, конечно же, дает нам некоторые преимущества в беспристрастной оценке тенденций развития аудиоиндустрии и выработке своего собственного подхода к звучанию наших компонентов. Не случайно каждый продукт Densen заимствует лучшее из английской, американской и японской школы звука, но, разумеется, с нашей датской душой.


— На Ваш взгляд, усилители Densen универсальны или имеют какие-то жанровые предпочтения?

— Честно говоря, я понятия не имею, какую музыку предпочитает Densen. Кроме того, я свято верю в то, что настоящие музыканты в первую очередь играют своей душой, своим сердцем. Именно этот живой музыкальный нерв мы в Densen и пытаемся ухватить, чтобы донести его до слушателя. Следуя этой логике, я могу утверждать, что усилители Densen определенно универсальны.


— В сознании многих меломанов имя Densen прочно ассоциируется с фирменной технологией нулевой обратной связи. Расскажите о ней. Действительно ли она так положительно влияет на звучание и если это так, то почему другие производители также не используют ее в своих изделиях?

— Попробую объяснить это доступным языком. Обычно схема стереофонического усилителя содержит в себе контур обратной связи, корректирующий сигналы на входе и выходе таким образом, чтобы обеспечить высокое качество выходного сигнала. Да, на бумаге это выглядит замечательно, но не стоит забывать, что для прохождения сигнала через усилитель требуется определенное время, поэтому сравнивается уже отнюдь не первоначальный сигнал, а сигнал, несущий в себе временные искажения.

При обычном подходе к проектированию и традиционных методах измерения искажений мы этого не увидим, но поверьте, это очень хорошо слышно. В отсутствие контура обратной связи наши инженеры спроектировали принципиально иную схему, что в конечном итоге привело к появлению усилителя с близким к нулю количеством временных искажений.

Нулевая обратная связь не только значительным образом уменьшает искажения, но и делает звучание куда более детальным, комфортным для прослушивания, даже на невысокой громкости. В некотором смысле звучание такого усилителя можно сравнить с изображением, при просмотре которого не приходится напрягать зрение и вглядываться в детали. Например, если вы смотрите на свежую зелень, она должна быть не более или менее зеленой, а именно такой, какой является в действительности.

Это похоже на мистику, но наши клиенты, как правило, сталкиваются с преимуществами обратной связи при весьма странных обстоятельствах. Например, пьют на кухне чай и вдруг замирают от того, что в комнате прослушивания происходит нечто по-настоящему волшебное!

Почему другие производители не делают то же самое? Прежде всего, потому что мы предлагаем рынку пакет взаимосвязанных фирменных технологий, содержащих ряд инноваций, которые попросту невозможно повторить, не зная всех тонкостей и нюансов технологических решений и процессов. Разработать нечто подобное не просто дорого, но и очень сложно. Во всяком случае, у нас ушло на это много лет.


— Означает ли это, что звук компонентов Densen узнаваем?

— О, да, безусловно! Даже сейчас, бродя по коридорам этой замечательной московской выставки, я легко могу остановиться и зайти в комнату, если вдруг услышу, что кто-то использует усилитель Densen. Поверьте, это удивительное чувство. Уверен, других владельцев Densen посещают те же самые ощущения.


— На протяжении последнего времени мы видим, как производители усилителей объединяют свои силы с производителями акустических систем. Планируете ли вы сделать то же самое?

— Этого никогда не будет. На мой взгляд, сотрудничество с каким-либо брендом, производящим колонки, — это прежде всего серьезный репутационный урон для производителя усилителей, поскольку косвенно указывает на то, что выпускаемые им продукты отнюдь не универсальны.


— Что вы показали на московской выставке Hi-Fi & High End Show 2017?

— У нас состоялась премьера — усилитель CAST AMP. В соответствии с нашей новой концепцией мы решили отказаться от встраиваемых модулей Wi-Fi в пользу внешнего модуля Chromecast Audio от Google. Поскольку его поддержка осуществляется столь крупной компанией, своевременное обновление программного обеспечения, полагаем, не станет проблемой.

CAST AMP — удивительное устройство. Он может показаться маленьким снаружи, но только посмотрите, что у него внутри! В его основе лежит моноблок B-390 стоимостью 40 000 евро, изготовленный еще в 2002 году! И, наконец, внутри него превосходный ЦАП, который в сочетании с усилением класса А дает по-настоящему впечатляющий эффект.

Мы анонсировали CAST AMP около месяца назад, но именно на этой выставке решили первый раз представить его на обозрение широкой публике.


— Как скоро усилитель появятся в наших Hi-Fi салонах?

— Полагаю, уже к середине мая он будет в российской рознице.


— Чем обусловлено сравнительно позднее появление на рынке первого стримера от Densen?

— Мы никогда не гнались за ветреной модой, отбирали только лучшие и максимально отработанные решения, достойные нашего бренда. Сейчас мы нашли способ сделать все правильно. Приоткрою тайну — в ближайшие пять месяцев мы покажем шесть новых продуктов, тоже использующих потоковую передачу данных.

Повторюсь, что мы намеренно не интегрируем сетевой модуль в корпус, чтобы придать большую гибкость, поскольку любые «современные» решения остаются таковыми очень короткое время. И если компонент Densen будет работать и оставаться актуальным спустя много лет, то его сетевой модуль может устареть через несколько месяцев. К тому же дополнительный источник электромагнитного излучения сказывается на работе устройства в целом.

Стоит сказать, технологии как у модуля Chromecast Audio дешевы только для крупных компаний типа Google. Если же подобный чип покупает небольшой производитель, цена значительно возрастает и становится не такой выгодной.

Наконец, это позволяет каждому заниматься именно тем, в чем он преуспел. Нет смысла конкурировать с бизнесом по разработке новых чипов и программного обеспечения, в который Google инвестирует миллиарды долларов.


— Расскажите о вашем видении ближайшего будущего в развитии аудиоиндустрии?

— Я думаю, есть тенденция к тому, чтобы вернуться к основам, к простым и лаконичным решениям. Люди постепенно начинают уставать от обрушившегося на них вала технологий, понимая всю его относительную бессмысленность.

Потоковая передача данных зачастую приводит к тому, что компании начинают производить более высокотехнологичный продукт, а не пытаются улучшить качество звука. К тому же, чем сложнее продукт, тем сильнее он зависит от конъюнктуры, а значит, быстрее теряет свою ценность, потому что появляются продукты, где инноваций еще больше… и так до бесконечности. И покупатели начинают догадываться, что качественный звук не имеет ничего общего с интерфейсом и его «наворотами».


— Имеются ли у Densen планы выпустить линейку цифровых усилителей?

— Таких планов у нас нет, хотя мы внимательно следим за этими технологиями. Если цифровые усилители со временем начнут звучать сопоставимо с нашими аналоговыми, то будем развивать и это направление. Поймите меня правильно, но для нас в Densen разговор об усилителях — это прежде всего разговор об эмоциях и в последнюю очередь о технологиях. Если мы почувствуем, что цифровые усилители способны обеспечить надлежащее качество звука, нет никаких сомнений в том, что мы будем использовать эти технологии в наших компонентах.



— Что вы думаете о массовом увлечении пластинками — «виниловом буме»? Есть ли у него какие-либо перспективы или это все-таки краткосрочная мода?

— Всякий раз, когда кто-то покупает музыку, независимо от формата, это очень хорошо, поскольку музыка — душа нашей индустрии. Винил мне очень дорог, ведь самое главное его преимущество заключается в том, что он «заставляет» прослушивать всю сторону пластинки, не переключая треки, как это делает большинство из нас, держа в руках пульт дистанционного управления. На мой взгляд, это является огромным плюсом.


— Какую музыку вы используете для тестирования ваших компонентов? Может быть, у вас есть список эталонных тестовых записей?

— Моя музыкальная коллекция очень разнообразна — от классики до джаза, от тяжелого рока до поп-музыки, от фолка и транса до экспериментальной музыки, которой и название-то придумать сложно. Все это я слушаю, и мне это нравится. Бывает, что какую-то музыку слушаешь под настроение.

Вместе с тем, у меня нет какого-то особого списка записей, которые я использую для тестирования. Скорее я буду слушать записи разного качества, сосредоточив все свое внимание на возникающем эмоциональном отклике.


— Какие колонки вы используете в процессе тестирования?

— У нас большой парк акустических систем, которые мы используем в процессе разработки новых продуктов, и мы должны быть уверены в том, что они не компенсируют недостатки конкретных колонок. Для нас очень важно, чтобы компоненты Densen отлично звучали с любой акустической системой.


— Расскажите, пожалуйста, о вашей домашней аудиосистеме.

— У меня стоят колонки собственного изготовления, которые я разработал много лет назад и с годами только улучшаю. Также мой домашний тракт включает моноблоки B-390, над которыми я работаю уже пятнадцать лет, предварительный усилитель B-275, проигрыватель компакт-дисков Densen B-475, тюнер B-800MkIII, прототип стримера для воспроизведения потокового аудио и некоторые другие прототипы Densen, которые были разработаны на протяжении последних нескольких лет.


— Какой звук вы предпочитаете цифровой или аналоговый?

— Аналог. Хотя, должен признать, я с удивлением обнаружил, что наше решение на Chromecast звучит лучше, чем CD!