В военно-популярной терминологии существует такое понятие — Game Changing Weapon. Вот, например, в начале века вы разводите лошадок, точите сабельки и планируете логистику подвоза фуража. А потом появляется танк, который отправляет всю кавалерскую науку на пенсию. Проходит время, и в начале следующего века какой-нибудь «джавелин» обнуляет искусство танковой стратегии. Это и есть «оружие, которое меняет правила игры». Вот так и в Hi-Fi-аудио одно время долго строили царство с трехэтажными CD-транспортами, пока его не разбомбили крошечными модулями компьютерного аудио.

До самого первого Audioquest DragonFly портативные комбо на базе ЦАПов/усилителей уже существовали, но идее недоставало изящества. То габариты как у пачки стирального порошка, то внешнее питание подавай — как будто мало на столе проводов от ноутбука, наушников и активной акустики. Audioquest DragonFly выглядел как флешка с выходом на мини-джеке. Асинхронный USB, два клока под частоты, кратные 44,1 и 48 кГц — спасибо, Гордон Ранкин (известный инженер, основатель Wavelenth Audio, который первым явил миру аудио асинхронную USB-передачу) — все по делу и ничего лишнего!

Успех концепции Audioquest взбудоражил массу народу. Многие пользователи пытались приладить своих «стрекоз» через переходники еще и к смартфонам. Получалось — с ограниченным успехом. Дело в том, что напрямую тот же айфон отказывался запустить внешнее устройство из-за фирменных ограничений в энергопотреблении. Поэтому самые упорные шли до конца и включали в схему еще USB-хабы с питанием, чтобы система все-таки заработала. Но, конечно, все это выглядело уже не так аппетитно.


Модель 1.5 Black относится уже к третьему поколению DragonFly, в котором поддерживаются стандарты энергопотребления смартфонов. Теперь через Apple Camera Kit или USB-переходник OTG для Android можно провернуть мощный Hi-Fi-апгрейд своим звонилкам и планшетам. Рассмотрим особенности устройства по порядку.

Хоть и говорят, что DragonFly напоминает флешку, взяв 1.5 Black в руки, понимаешь, что внутри кое-что посерьезнее: вес модуля чуть более 20 грамм. От предыдущей версии 1.2 новинку отличить несложно — по анодированному USB-разъему. С целью уменьшения потребления USB-микроконтроллер заменили с Texas Instruments TAS1020B на Microchip PIC32MX. С той же целью снижено напряжение на выходе с 1,8 до 1,2 Вольт. Как показала дальнейшая практика, для подавляющего большинства наушников этого значения хватает с головой.

Коммутация Audioquest DragonFly предельно лаконична — асинхронный USB-разъем с одной стороны, и 3.5-мм мини-джек с другой

Модель ЦАПа Sabre сменилась с ESS 9023 на ESS 9010. Как и в прошлых моделях, регулировка громкости в Black 1.5 — аналоговая. Самого регулятора на корпусе не предусмотрено — все управляется опосредовано, через ползунок громкости в компьютере или гаджете. В более дорогой версии 1.5 Red регулировка громкости уже цифровая, и другой ЦАП с более высокими характеристиками — ESS 9016, а напряжение 2,1 В на выходе позволяет раскачивать тугие 600-омные наушники.

Устройство по-прежнему имеет потолок 24 бит/96 кГц и соответствующую индикацию на корпусе: 44,1 кГц — зеленая «стрекоза», 48 кГц — синяя, 88,2 кГц — янтарная и 96 кГц — фиолетовая. Тем не менее, приемник позволяет принимать и более высокие частоты дискретизации, которые автоматически будут понижаться до 96 кГц. Кстати, само наличие разноцветной индикации — это не игрушки, а весьма наглядная опция. Дело в том, что в интерфейсе компьютерного аудиоплеера висят, как правило, несколько вариантов вывода сигнала. Штатная саундкарта по умолчанию, например, может потребовать даунсемплинг аудио высокого разрешения до 48 кГц, и эти настройки плеера сохранятся при смене вывода на более прогрессивный приемник. С DragonFly этот процесс всегда под контролем, и вы видите настоящую разрядность сигнала, поступающего на ЦАП. ASIO-драйверов для DragonFly не предусмотрено, но и ставить ничего не нужно, просто включаете устройство в разъем — и все готово. С аудиопрограммами среды Windows он работает по равнозначным протоколам WASAPI или Kernel Stream.

Съемная крышка защищает USB-разъем плюс дополнительную защиту в походных условиях обеспечивает чехол из искусственной кожи

Замер сигналом по уровню 0 дБ на частоте 1 кГц не позволил достичь заявленных производителем 1,2 вольта. Впрочем, для любых наушников, исключая высокоомные модели, получается и так экстремально громко. Главное, что выходное сопротивление аудиовыхода DragonFly остается гораздо ниже отметки 10 Ом. Для гарантии отсутствия перекосов АЧХ и искажений, импедансы выхода и нагрузки должны различаться раз в пять минимум. Производители плееров не указывают этот важный параметр, и его приходится высчитывать самостоятельно, ориентируясь на падение напряжения с нагрузкой и без. Например, в моем рабочем ноутбуке значение импеданса составляет 50 Ом, поэтому при подключении низкоомных арматурных наушников звук искажается, становится грубым. С DragonFly это безобразие исключено.

Малое выходное сопротивление Audioquest DragonFly позволит улучшить совместимость с низкоомными наушниками

Даже неподготовленный слушатель в состоянии оценить разницу между звуком Audioquest и штатным аудиовыхлопом в ноутбуке, и он скажет «ух ты!». Процессоры Sabre верны себе даже в таких крошечных реализациях. Саунд быстр и прозрачен, каждая нота чеканит шаг: ни единого намека на размазанность. Мидбас прыгает как боксер на ринге, а сцена размером с космос. Де-факто, подобный архетип сегодня доминирует в подавляющем количестве реализаций на Sabre (а их очень много). Как к этому почерку отношусь персонально я? Противоречивое чувство.

С одной стороны, такая подача как минимум веско укажет неофиту, что до этого он слушал какое-то барахло. Этот ЦАП определенно захочется всегда иметь под рукой в полевых условиях. Но все-таки не в качестве единственного источника в доме! Одно время CD-проигрыватели пытались подражать звучанию LP-проигрывателей, и рецензенты так или иначе воспевали аллюзии с аналоговым саундом. Но эти времена, похоже, позади. Так что сегодня на акустических фонограммах в исполнении Sabre мне хотелось бы большей живости тембров и слитности подачи.

Audioquest DragonFly в состоянии конкурировать даже с аудиокартами стационарных компьютеров

Совсем-совсем нейтральным источником DragonFly назвать нельзя. Он все-таки навязывает свою повестку дня в самой верхней середине и басах. Звук на слух воспринимается очень чистым и динамичным, но импульс появляется и исчезает мгновенно, не возникает клубка послезвучий, образующих собственно меломанскую ткань. Современным мейнстрим жанрам или какому-то clicks’n’cuts, такие источники как Audioquest DragonFly прочертят ритмическую линию с точностью плоттера. Но каким-нибудь рипам винила, особенно если там проскакивают искажения, придется худо: щелчки и хрипы будут предъявлены в форсированном виде. И если при работе с наушниками эти особенности не так заметны, то при подключении к стационарной аудиосистеме, опытное ухо убедится, что классические большие ЦАПы еще повоюют.

Адаптер Lightning/USB предназначен для переноса фото и видео с цифровой камеры на iPhone и iPad, но в нашем случае он служит мостом для подключения внешнего ЦАПа

Говорят, Гордон Ранкин поначалу хотел использовать преобразователи Wolfson, но потом отказался от них. В принципе, и понятно почему: архитектура Sabre более перспективна по части апгрейда. Начиная с третьего поколения DragonFly, в дальнейшем можно будет обновить прошивку — и там, скорее всего, возможна коррекция звучания, добавятся поддержка DSD, а может быть, и MQA. Пока же, под занавес, еще одно интересное наблюдение.

Про поддержку смартфонов новыми DragonFly вроде бы все уже знают. Но известно ли вам, что теперь даже из допотопной айфоновской «четверки» через 30-пиновый разъем можно выводить честный хайрез аудио? Я на это обратил внимание, когда при прослушивании через app-приложение Onkyo, «стрекоза» поменяла свой цвет на янтарный. 88 кГц дискретизации? Откуда? Оказывается, в софтовом плеере стояла функция апсемплинга, ну и он послушно увеличил базовые 44 кГц вдвое. В принципе, хайрезы в iOS устройствах можно было прослушивать и раньше — как через Onkyo, так и через FLAC плеер. Но радости от этого было немного. Места занимается прилично, а при воспроизведении встроенные аудиокодеки iOS понижали поток до 16/44 методом транкейта. То есть, тупо обрезали все лишнее. В итоге такой хайрез мог прозвучать даже хуже, чем файл 16/44, сделанный по науке с правильным понижением дискретности и включенной опцией дизеринга.

Удивительно, но с помощью адаптера Apple iPad Camera Connection Kit можно выводить на DragonFly даже HD-аудио из старых айфонов

Теперь же неважно, какой разъем вы используете в связке с Audioquest DragonFly — Lightning или 30-пиновый старичок, ограничения Apple уже ничему не навредят. HD-аудио в первозданном виде отправится на внешний ЦАП, и вы сможете оценить прелесть Game Changing Weapon далеко-далеко от дома.

Цена: 9 310 рублей

Паспортные данные

ЦАП: 32 бит, Sabre ESS 9010

Максимальная рабочая частота дискретизации: 24 бит / 96 кГц

Микронтроллер: 32 бит, Microchip PIC32MX

Максимальное напряжение аудиовыхода: 1,2 В

Совместимость: Windows Vista / 7 / 8.1 / 10; Apple OS X; Linux; Apple iOS (5 и выше); Android (4.1 и выше)

Апгрейд: через приложение AudioQuest's Desktop Manager Application (на момент публикации, находится в разработке)

Габариты: 12x19x62 мм

Масса: 22 г