Древо Познания, сиречь стройная Российская «аудио смоковница», за последние пару десятков лет, разрослась и раскинула ветви ввысь и вширь. Обзавелась набором «паразитов», которые снуют внутри извилистыми ходами, как жучки древоточцы. И вовсе недостаточно забраться на удобную развилку и «чилить» там, ожидая, когда Древо подрастет и вознесет «пассажира» на недосягаемую высоту. Необходимо самому «унавоживать» его соображениями, прививать ростки свежих идей, обрезать отмирающие и искоренять ложные паразитические, коим несть числа.
Итак, Трусов Александр, в преддверии личного осеннего перформанса в гостинице Бородино, а я это скромно полагаю тектоническим сдвигом, поведал о некоторых своих успешных решениях в схемотехнике, которые натолкнули его на целый букет дальнейших соображений и тонкостей, дающих последовательные улучшения в звучании. А объединяясь в единое целое переворачивают привычные представления по данному вопросу.
Писать буду с его слов, поэтому всех переадресую за уточнениями к первоисточнику. Или, а это будет самое правильное, дождитесь официального анонса и на выставке получите исчерпывающую информацию от самого Трусова Александра.
Поехали… Началось все в апреле, во время первого HiFi & Hi-End Show в СПб. Мы с Александром забурились ко мне домой и попивая чаек побеседовали. Я изложил ему идею статьи, Саша одобрил и мы начали готовить материал.
Первоначально он поведал, что уже давно обратил внимание на корректоры, которые понижают искажения в выходном каскаде, примерно на 20-28 дБ, даже в высоких частотах на уровне 20 kHz, независимо от нагрузки. И при этом сильно уменьшают выходное сопротивление. Всего таких корректоров существует пять разных типов. У них, у всех, есть одна особенность. На высоких частотах, действительно высоких, в районе 7 МГц и выше, начинается болтанка амплитудно-частотной характеристики, даже скорее частотной. Официальная доктрина утверждает, что ежели до 100 кГц все ровно, то дальше не стоит и «заморачиваться». В целом логично, услышать и воспроизвести подобное уже невозможно. А на 10 мГц только «дельфины», да и то не все, воспринимают.
Однако, если все же заняться, выровнять и прибить характеристики так называемыми цепями цобель, это последовательно соединенные конденсатор с резистором, в нужном месте, на нужной частоте, то получаешь совсем другой усилитель.
Очччень приближенно, но в целом, достаточно, чтобы описать сам принцип данного явления.
Дальше, в процессе работы над усовершенствованием корректора был спаян «прототипчик» и допущена ошибка в трассировке, такое бывает… однако при этой ошибке искажения упали до тысячных значений… не до сотых, Хаим, до тысячных…
Естественно начал искать ошибку. Нашел, но для понимания, как все работает, накидал в симуляторе… выяснилось, что получился корректор, который снижает искажения почти на 22дБ на 20кГц, с небольшим нюансом. До 10 мГц частотная характеристика совершенно ровная. После 10 мГц чуть шевелится, но амплитуда незначительная, никаких «картофельных полей».
Долго этот макетик выслушивался, «полировался», перепроверялся под разными измерительными углами. Совпадения случаются редко… одолевали сомнения… позднее, он был принят как рабочий и пошел в серию. Хотя и поныне бывают дополнения и уточнения в схемотехнике оного. Жизнь не стоит на месте.
Еще одним значительным толчком явилась идея с выходными транзисторами. Если говорить упрощенно, то в усилителях, как правило, стоит преддрайверный каскад, который соединяется с усилителем напряжения или источником. Потом идет драйверный каскад, который раскачивает выходные транзисторы. Выходных транзисторов у усилителей с киловаттными мощностями бывает более сорока штук на одно «плечо», канал в смысле. В чем проблема стандартного исполнения. В каждом большом выходном транзисторе, на одном кристалле, много, параллельно соединенных, маленьких транзисторов. При этом очень сильно вырастает и входная и выходная емкости этого конструкта. Чтобы их прокачать нужен мощный драйвер. MSB, к примеру, делает на каждый выходной транзистор отдельный драйвер. В первых Бегемотах воплощено такое же решение и на каждый драйвер стоит отдельный преддрайвер, у которых входная емкость примерно на два порядка ниже, чем у выходных транзисторов. Поэтому в преддрайвере их можно объединять, без ущерба для быстродействия и не опасаясь завала «фронтов».
Однако, крутились в голове некие соображения и варианты… Постепенно выкристаллизовалась несколько иная концепция, на базе дискретной детализации процессов. Был сделан небольшой макет, чтобы выявить основные закономерности, не спалив два мешка «рассыпухи». В конце концов удалось воплотить следующее решение: имеется идея «хитрого» корректора, вместо, параллельно соединенных, больших транзисторов сделано много выходных «каскадиков» с одной парой транзисторов каждый. Они абсолютно индивидуальны. Каждая выходная ячейка, после сборки настраивается по току покоя и по постоянному току на выходе. Потом запаивается в шину, которая соединяет их параллельно, по входу и по выходу. У каждой ячейки Свой! корректор, который работает на одну пару транзисторов. По мощности можно масштабировать, как угодно. Со слов Александра получилось сочетание «безудержной дерзости, ураганной мощи и живой, трепетной деликатности». Особенно это слышно на композициях, на которых, в принципе, вздрагивать нет от чего».
Александр резюмировал и даже подчеркнул: у такой конструкции очень маленькая входная емкость и очень низкие искажения. В классическом Бегемоте 32 транзистора на два канала и суммарная емкость конденсаторов 704 тысячи микрофарад на два канала, а сейчас уже есть живой прототип схемы с 32 транзисторами на каждый канал и одной фарадой, в сумме. Имеется ряд рабочих усовершенствований с целью укоротить путь прохождения сигнала от конденсаторов и фильтров, плюс решен вопрос с многоступенчатой стабилизацией… Пришлось проработать огромное количество мелких, сопутствующих нюансов. Без них никак, поскольку все взаимосвязано, как в живом организме. Но зато, через полгода кропотливых изысканий не остается пробелов и неучтенного взаимовлияния. Включаешь усилитель и … там-там-там-тада-дадам-там-там …
Короче, говорит Саша, у меня есть тестовый CD диск и на нем основной контрольный трек, остальные обычно пролистывались, а тут поставил первый – отлично, второй – супер, третий вообще «музыка сфер»… и так до конца, все 43 трека. Чего, говорит, я их раньше не слушал… это, своего рода, показатель, когда залипаешь даже под нелюбимую музыку. Как то, повествует он, смеркалось и я решил «выйти в народ». Отправился к знакомому, с хорошей системой и правильными ушами, погонять свои вдохновенные технические воплощения у него. Честно, не ждал никаких откровений … да и музыка там … хоть «святых выноси», но слышит отменно …
Подключили, расселись, полились первые аккорды … через пару часов мой приятель разлепил губы и спросил хриплым шепотом: -«Ну как?». А я, признаться, просто выпал куда-то, при том, что такую музыку более 30 секунд не выдерживал, а здесь молча два часа, в подпространстве… он кивает, чувствуется, что не хочет отключать и отдавать усилитель.
Это с год назад было. Потом, под воздействием «червяка», много думалось, хотелось сделать еще лучше, а там, в схеме – только оттолкнись… мысли начинают одолевать … а вот тут, а вот эдак, а если… не все, конечно, правильные, но экспериментальным путем отметаешь «бредовые» и воплощаешь здравые. Кстати, не раз бывало, что идеи, «бредовые» в прошлом, находили свое воплощение в будущем…
Я задал Александру вопрос относительно разных типов усилителей, в особенности заострил внимание на мнении, что «лампа» считается непревзойденной по теплоте и трепетной живости музыкальной передачи. Уточнил, что есть усилители, которые отточены, скажем, с точки зрения незамутненной Аудиофилии, но лишены жизни, обычно это подается как студийный звук. А, допустим, те же ламповые усилители не обладают кристальной аудиофильской чистотой, однако привлекают людей певучей натуральностью. Суть моего вопроса сводилась к тому, что существует ли некий баланс и знает ли он о нем? Можно ли подобное срастить, с учетом психоакустического восприятие и соблюдения всех аудиофильских правильностей?
Александр не стал ругаться на модификации, выпячивая преимущества одной над другой, а дал взвешенное пояснение по их особенностям. Начал издалека. Вспомнил, что лет пять-шесть назад, в его личном рейтинге, был ряд брендов, которые восхищали и к которым стремился подтянуть уровень собственной техники. Предпринимал много усилий, чтобы разобраться в нюансах досконально. С опытом приходило понимание, что кое-что можно улучшить, решить более изящно. В новых моделях проявлялся все более отчетливый тренд к переосмыслению возможностей тракта. Ламповые усилители, транзисторные – все было опробовано. Пресловутая обратная связь, различные классы и так далее. Чем, кстати, глубже вникал, тем менее критичным становился взгляд на отдельные классификационные разделения. Одним словом, любой из типов усилителей можно разработать и собрать так, что вопрос в аспекте «хуже-лучше» отпадет сам собой. Можно сделать ламповик, который будет звучать как транзистор и наоборот, но по сути такой подход не имеет смысла. Более того уводит в область аудио «суеверий», которые плодятся как «сорняки» на производственной ниве.
Относительно обратной связи Саша сказал, что если грамотно собрать два усилителя, с ОООС и без, затем пригласить адептов с обоих сторон то, «клык на мясо», что они не отличат по звуку один от другого. Более того, возможны случаи «курьезной» идентификации. Есть один очень важный аспект с, так называемыми, глубокоосниками. Такой усилитель должен быть максимально быстрым, чтобы успевать корректировать именно ту часть сигнала, которая подается по обратной связи, а не ту, которая идет следом и корректировке подлежит по другим параметрам. Быстрота и точность не терпит стандартного подхода.
Саша озвучил личные практические выводы относительно мнения о снижении искажений. Сейчас, говорит, применение общей обратной связи распространено. Искажения она конечно понижает и сильно, но есть нюанс. Общие измерения показывают, что они падают с 0,3-0,5% до тысячных долей процента. Однако в реальности не столько уменьшаются, сколько перераспределяются. Без общей обратной связи имеются, например, вторая, третья, четвертая гармоники с монотонным спадом. После введения обратной связи понижаются в тысячу раз первые три, но появляется хвост до двадцатой. С маленьким уровнем и хаотичным «частоколом»... Они очень жесткие. Именно длинна «хвоста» и хаотичность гармоник делает подачу звука шершавой, колючей и цыкающей.
В своих усилителях Александр стремится получить две-три гармоники с монотонным спадом. Самая большая вторая, по уровню минус 134 дБ, это десятитысячная доля процента. Третья ниже, в районе минус 150 дБ, на уровне шумов усилителя. Получается спектр, как у хорошего лампового однотактника.
Вернемся, говорит, к лампам: лампы - не панацея, а если совсем упростить, то примерно до одного вольта входного напряжения она во много раз «лучше» транзистора, а после вольта уже наоборот транзистор примерно настолько же «лучше» лампы. Простенькие ламповички, малосоставные и джазовенькие обычно позиционируют как «а-а-а-а, костмассс!!!», а если собрать на лампах полноценный, такой же по энергетике, как транзисторный - стоить он будет… и увеличится в размерах до среднестатистического холодильника. Самое главное преимущество ламп перед транзисторами в том, что у них очень высокое питание. Чем выше напряжение питания, тем линейнее сигнал и чем линейнее питание, тем меньше искажений. Еще ламповые усилители, ввиду отсутствия высокочастотного хвоста и преобладания четных гармоник, более певучие, текучие, слитные. Хотя, повторюсь, не важно по какой идеологии сделан усилитель, на лампах, на транзисторах, гибридный, глубокоосный, с токовой обратной связью или безосный, важно, как реализован физически. И это требует определённых схемотехнических и конструктивных усилий.
В процессе повествования глаза Александра подернулись «философичной» поволокой, чувствую подытоживает. Мы предполагаем, делаем, измеряем… Но ведь многое не измеришь иногда даже непонятно, что именно надо измерить… результаты большинства тестов актуальны только на момент их проведения. Устройства с одинаковыми показателями часто звучат по-разному. А еще существуют психоакустическое восприятие, возможности слуха, мозг, который все обрабатывает…
Что и как, говорит, в тончайших нюансах взаимодействия всех составляющих, отзовется или повлияет на усилительный тракт в целом? Во многом это можно выяснить только эмпирически, поэтому рассуждать, загодя, о характере изменений не имеет смысла. Каждый день, по мелочи, дорабатывается общая идея, но чем больше вникаешь, тем шире поле для дальнейшего совершенствования. Важно вовремя остановиться и собрать все воедино, скажем так, отделить один этап от другого, стяжать «лавры» и двигаться дальше. Иначе можно получить модель усилителя длинною в жизнь…
Затем он встрепенулся и продолжил. Пожалуй, говорит, стоило бы еще коснуться такого понятия как буфер, отдельно. У любого усилителя выходной каскад является, по сути, буфером. Это узел с единичным усилением, он усиливает не напряжение, а ток. Буферы применяются и на входе, и на выходе большинства устройств. В ЦАПах, например, он нужен, чтобы разгрузить узлы перед ним по току, изолировать их от емкостной и индуктивной составляющей нагрузки.
На входе усилителя буфер преследует две цели. Основная - сопрячь низкоомный регулятор громкости, допустим 1 кОм и ниже, с источником. В этом случае перед регулятором громкости ставится буфер с высоким входным сопротивлением. Данная схема, работает на низкоомном регуляторе, не внося искажений.
Затем, любой кабель имеет сопротивление. Чем кабель длиннее, грубо говоря, тем больше сопротивление. Соответственно, с буфером на входе приемного устройства не растут искажения при увеличении входного сопротивления с источника. Если не принять специальных мер, то, например, с ламповым фонокорректором они вырастут именно во входной части усилителя.
В своих изделиях ставлю буфер на входе, после него регулятор громкости, а потом усилитель напряжения. Данный блок, устроен так, что имеет высокое выходное сопротивление. Посему, после него, стоит еще один буфер, согласовывающий его с выходным каскадом. Задача - максимально развязать все узлы, чтобы они работали в идеальных условиях. Конфигурация зависит от конструкции, а не от конкретных деталей. Играют огромную роль физическое расположение узлов и топологии печатных плат.
Также, к очень важным аспектам, Александр отнес корпус. Внутри столько всего плотно скомпановано, в небольшом пространстве, что поневоле приходится учитывать влияние резонансных составляющих на звучание. Корпуса в виде обувных коробок уже надоели. У Бегемота это решалось дополнительными гранями, но мысль требует двигаться, вносить технологические улучшения... Родилось в голове нестандартное решение ребер теплоотвода. Обычно, когда по ним щелкаешь ногтем, они звенят. Это, несомненно, требует доработки. Поэтому придуман, начерчен и даже проработан, в виртуале, корпус с рефлекторами переменной длинны, которые рвут резонансы, позволяя ему быть «глухим» по всей площади. Соответственно усилитель становится менее чувствительным к поверхностям, на которых установлен и не подверженным влиянию отраженных вибраций корпуса на внутренние блоки.
Подобные соображения в конструкции проистекают из того, что 50Гц это естественная среда для прохождения сигнала. Разрывая резонансы на разнонаправленные составляющие, мы снижаем их воздействие. Удается достичь удивительного по масштабу эффекта ясности и глубины.
Затем я спросил Александра по поводу дальнейших видов на Бегемот и как он себе представляет модельный ряд в будущем. Саша сказал, что Biggi (Бегемот) остается в перечне номенклатур, прибавится еще один Бегемот Signature, посложнее и подороже. Юбилейные усилители, в количестве 10 штук обрели своих владельцев и останутся коллекционным явлением. Остаются Atomico и Mondial. Из новых, если приоткрыть планы, видятся младший Cicada и старший, в виде моноблоков с предусилителем. Эти модели находятся в стадии разработки. Про моноблоки рано «хлестаться», все в процессе. Можно чуть больше сказать про идею младшего, Cicada.
Не люблю, говорит, раньше полной готовности излагать, но попробую, Cicada уже на предсерийном этапе. Сразу оговорюсь, не будет упрощений в схемотехнике, никакой оптимизации для снижения стоимости. Это будет интегральный усилитель для небольших домашних систем, с полноценной отдачей и энергетикой. Для удобства и экономии пространства внутрь будет интегрирован ЦАП и, возможно, фонокорректор. Корпус размерами 390х360 мм, может чуть больше, а в высоту 50мм. Играть будет в классе А-В, с тремя парами на вход и одной парой на выход. Мощность 100 Вт на 8 Ом и 200 Вт на 4 Ом. Мысль о фонокорректоре родилась исходя из интереса к винилу, он из моих старых разработок, но собран под углом нынешнего видения. Пока думаю. Возможно буду его опционально ставить в предусилитель для моноблоков. В процессе отладки много чего способно «забрести» в голову, техническая мысль – субстанция непрерывная, мало ли что еще «приснится» …
Относительно цен Александр сказал, что есть уже сформированные на существующие модели, а по новым говорить рановато. Любые доработки требуют расходов. Каждый дополнительный изыск, в изгибах корпуса, стоит весьма ощутимо. Окончательный ценник можно сформировать только после финальной сборки. Конструктивная унификация особо не влияет на себестоимость. Ценообразование процесс «творческий» и конъюнктурный, так сказать. Я, говорит Саша, не помню, чтобы хоть кто-то из Аудиофилов до хрипоты уверял, что с таким звуком усилитель должен стоить на 200 тысяч дороже. Совал измятые бумажки в руки, настаивая на том, что я обязан их принять за свое изделие. Скорее наоборот, даже самые возвышенные и чуткие … и грустно вздохнул, подводя итоги.
Всем Хорошего Звука! Да пребудет с Вами Аудиофильская Эпическая Сила!
Fishmerchant