Не так давно выражение «говорим Audeze — подразумеваем High End» перестало быть аксиомой, ведь под этим же брендом теперь продается не только аудиофильская техника, но и высокотехнологичная геймерская гарнитура. Аудиофилы от этого не потеряли ровным счетом ничего — развитие линейки LCD идет прежним курсом, а новые наушники Mobius призваны привнести высокое качество звучания в совершенно иной сегмент рынка.
Правильный звук и правильный подход
Найти хорошо звучащую игровую гарнитуру — та еще задачка. Почему-то одни производители считают, что геймерам нужна V-образная АЧХ с раздутым басом и звонкими верхними, а другие, наоборот, предлагают открытые модели практически без низких частот, но с отличной проработкой средних и верхних, чтобы было лучше слышно эффекты окружающего звучания. Но существует совсем другое направление развития, в котором движутся самые серьезные компании: интеграция в гарнитуры цифрового аудиопроцессора. Именно этим путем пошли инженеры Audeze.
Вооружившись технологической поддержкой компании Waves и совместив их алгоритмы обработки трехмерного звука с точным звучанием планарно-магнитных излучателей и собственной технологией Cipher, они сделали наушники, которые выглядят привлекательно даже с точки зрения аудиофилии, не говоря уже о чисто потребительском, геймерском или айтишном взгляде на вещи.
Возможно все
К слову, о привлекательности. Прежде чем разобраться с возможностями, которые дает DSP, стоит познакомиться с конструкцией Audeze Mobius в целом, чтобы сразу очертить ее место на рынке и возможную сферу применения. При скромной по меркам бренда стоимости (примерно вдвое меньше, чем у младших моделей серии LCD) новинка имеет функциональность швейцарского ножа: съемный микрофон на гибкой «ножке» для использования в роли гарнитуры, имеется подключение по USB, обычный 3,5-мм разъем и даже Bluetooth. И во всех трех вариантах есть свои важные нюансы.
При работе в качестве компьютерной гарнитуры (через USB) наушники можно настроить с помощью фирменного приложения, доступного пока только ОС Windows. При подключении Mobius кабелем с 3,5-мм разъемами наушники работают не в пассивном, а в активном режиме (ведь «планары» в чистом виде — далеко не самая легкая нагрузка, особенно для обычных смартфонов).
Если же вы выберете Bluetooth-подключение, то в первую очередь стоит обратить внимание на кодеки, поддерживаемые вашим телефоном. Audeze Mobius понимают два качественных формата беспроводной передачи звука: AAC от Apple и LDAC от Sony. С первым ситуация вполне ясная: это довольно качественный протокол, по характеристикам сопоставимый со всем известным aptX, и владельцы яблочных смартфонов могут ликовать по этому поводу безотлагательно.
Ситуацию со вторым кодеком нужно немного прояснить. LDAC обеспечивает передачу музыки «по воздуху» не просто в высоком качестве, а во вполне понятном всем Hi-Res формате 24 бит/96 кГц. В настоящий момент поддержка LDAC включена в ОС Android версии 8.0 и выше, причем на некоммерческой основе. Производителю смартфона достаточно пройти бесплатную сертификацию — и Bluetooth с Hi-Res будет доступен (при поддержке этого протокола в наушниках, естественно). И тут я смею предположить, что армия пользователей, обрадованных данным фактом, вырастет, ведь поддержка LDAC есть даже в смартфонах Xiaomi.
Виртуальный мир
Встроенный звуковой процессор имеет три режима: 3D звук, стерео с возможностью дополнительной обработки и эквализации и режим Hi-Res Audio, при котором никаких обработок не производится. Первый из них является основным при использовании наушников в роли компьютерной гарнитуры.
Применяя в своих наушниках DSP и создавая свой режим трехмерного звучания, разработчики Audeze Mobius пошли дальше, чем другие. С помощью технологии от компании Waves они не просто добавили ряд предустановленных режимов звучания для различных сценариев использования, а создали виртуальную среду, в которой существует пользователь, надевший наушники.
Понять, как это работает, можно при использовании фирменного приложения. Для начала в нем нужно откалибровать звучание и ввести данные о размере головы. Это поможет наушникам правильно воссоздать трехмерное пространство. Еще один необходимый шаг — нажатие кнопки центрирования, расположенной на корпусе наушников, откалибровав тем самым встроенные датчики-гироскопы. Перед этим пользователь должен занять удобное положение, при котором голова располагается ровно, а взгляд направлен в центр экрана.
Сразу после нажатия этой кнопки звуковая картина выравнивается и привязывается к картинке на экране, а пользователь слышит саундтрек игры или фильма так, словно находится в комнате, оборудованной системой многоканального звука — при повороте головы звуковая картина не следует за слушателем, а остается на месте. При просмотре фильмов это увеличивает эффект присутствия и делает звуковую картину более реалистичной, ну а для видеоигр — это уже не просто впечатляющая опция, но еще и вполне серьезный инструмент, позволяющий безошибочно определять направление, откуда приближается противник.
Стереосистема в моей голове
Перечитав предыдущий абзац, я подумал, что сухое фактологическое описание даже на десятую долю не передаст те ощущения, которые переживаешь, впервые столкнувшись с подобным. При тестировании наушников я сидел прямо напротив подключенной стереосистемы, и при активации режима 3D мой разум отказывался верить в то, что я слышу наушники, а не ту самую систему.
Для первого ознакомления я запустил обычную стереофоническую запись, и ощущение, что это вдруг заиграли стоящие передо мной напольники, было реальным и убедительным. Об этом говорил и характер звучания с реверберациями, соответствующими размеру помещения, и изменения звуковой картины, происходящие при повороте головы, которые были в точности такие же, как при прослушивании реальной стереосистемы. Но на самом-то деле все это играло в моей голове! Самое забавное, что сняв и надев наушники, убедившись тем самым, что звук создают именно они, а не напольники, я еще несколько раз ловил себя на желании повторить эксперимент и убедиться, что слушаю наушники без «добавки» в виде работающей на полную громкость стереосистемы.
Использование этой технологии в кино и играх дало еще более убийственный результат. 3D режим «Мебиусов» по качеству передачи объемного звука вполне может конкурировать с современными кинотеатральными системами, работающими в формате 3D-звука, и это действительно потрясающие впечатления. Направление источника звука отслеживалось безошибочно, и можно было с высокой точностью реагировать на происходящее, используя как зрение, так и слух.
Весьма примечателен и тот факт, что предустановленные режимы эквалайзера за исключением ровного, но несколько смягченного Default и бескомпромиссно аналитичного и жесткого Flat, ориентированы не на музыкальные, а на игровые жанры. Не могу сказать однозначно, чем именно (кроме акцентов в СЧ/ВЧ-области) отличаются настройки RPG и Footsteps, но шаги и шорохи однозначно лучше слышны и точнее локализуются именно в том режиме, который предназначен для их наилучшего воспроизведения.
Специальных пресетов для музыки разработчики почему-то решили не делать, но в целом любителей качественного звука не обделили. Режим Hi-Res Audio посвящен именно этой теме, причем в бескомпромиссном варианте. Он отключает дополнительные эффекты, вроде отклика помещения, превращая Audeze Mobius в обычные наушники для прослушивания музыки. И при таком сценарии использования эта модель уже вполне может заинтересовать аудиофилов, ведь играет она весьма интересно.
Наушники Audeze Mobius имеют хороший тональный баланс без выпячивания отдельных участков АЧХ, с умеренным, но предельно четким басом, выразительными и естественными средними и прозрачными, светлыми верхними частотами. Очень точно и объемно наушники выстраивают сцену. Для закрытого акустического оформления звуковая картина достаточно широка. Степень детализации и тембральной точности настолько высокая, что даже рассматривая Audeze Mobius исключительно как модель, предназначенную исключительно для прослушивания музыки, соотношение цена/качество остается привлекательным.
Измерения
Протестированный экземпляр был предсерийным, поэтому будем держать в уме, что производитель может внести изменения в конструкцию и прошивку, которые отразятся на результатах аппаратных тестов. При этом текущие результаты как таковые получились вполне достойными.
Средняя линия АЧХ имеет умеренный уклон в зоне баса и нижней середины, а в области верхней середины стремится к линейной. В отличие от пассивных планарно-магнитных моделей, Audeze Mobius не имеет глубоких провалов в нижней части ВЧ- диапазона.
Искажения укладываются в коридор 0,1-0,5 %, что является хорошим показателем. Локальный подъем в области 400-2500 Гц удивительным образом совпадает с ровным участком АЧХ и, вероятнее всего, эта область подвергается программной эквализации. В то же время стоит отметить, что результаты измерения фазы у данной модели на удивление хороши, что также говорит об обработке звука и де-факто положительно сказывается на звучании.
Выводы
Описание Audeze Mobius на официальном сайте компании говорит о том, что эти наушники призваны менять существующие правила игры, и это тот случай, когда громкие рекламные лозунги вполне соответствуют истине. Звучание в 3D-режиме действительно впечатляет, при этом оно не только эффектное, но и эффективное в игровом применении.
Одновременно с этим наушники в принципе могут похвастать высоким качеством звучания и способностью очень достойно играть музыку, что для игровых гарнитур явление далеко не частое.
Эффективная технология 3D звучания, качественная работа в стереорежиме, низкий уровень искажений
Нет пресетов для прослушивания музыки, нет возможности работы наушников в пассивном режиме
35 000 рублей
Акустическое оформление: закрытое
Диаметр излучателя: 100 мм
Диапазон частот: 10-50000 Гц
Мощность усилителя: 1 Вт
Искажения: менее 0,1%
Подключение: Bluetooth (SBC, AAC, LDAC), USB-C, аналоговый вход 3,5 мм
Время работы аккумулятора: более 10 ч
Масса: 350 г