- А чегой то мы дурную девчонку не крутим как лохи с не выбритыми висками и не выкрашенным в огневой триколлор ирокезом? А ну, где моя любимая дурная девчонка Нина Хаген - а ну пойдем с мной! Будем на ВинилДжеме крутиться.
Больше всего, на ВинилДжеме меня лично, заинтересовал стенд КлирАудио, а точнее, их начальный тангенс. Самый дешевый в линейке тангенсциональных тонармов. Наконец то появилась возможность внимательно, в течении нескольких дней, послушать тангенс. И сделать соответствующие выводы. Те тангенсциональные тонармы, которые доводилось мне слушать раньше, стоили как правило – дороже лимона. Причем на мнооого дороже. И по этой причине – интереса у меня не вызывали. Не возбуждали во мне аппетит. Не по Сеньке шапка. А тут, все же 170 К – не так уж и много… Может, вместо очередной иголки лучше тангенс прикупить? Если он того стоит?!!
И, начиная с заезда на ВинилДжем, внимательно его отслеживал и отслушивал. Персонал КлирАудио очень грамотно ответил на все мои вопросы – что, кстати, не так уж и часто встречается на Хай-Энд выставках. Так что – самым внимательным образом промониторил ситуацию на предмет приобретения тангенса.
Начнем с достоинств. Ну, во-первых – он не габаритный. Не в том смысле, что он совсем маленький, а в том – что он никуда не торчит. Ни вперед, ни назад. Длинные тонармы – всегда проблема. Особенно, если их несколько. Они торчат во все стороны и их чертовски сложно – не зацепить и не повредить. А так как, истинные Аудиофилы ни короткие тонармы, ни их единственное число не используют, то Вы все прекрасно понимаете - о чем я говорю.
Вторым неоспоримым и главным преимуществом тангенса является простота настройки. Я бы даже сказал – отсутствие ритуала процедуры настройки тонарма как таковой. Разница приблизительно такая же как в Службах у Католиков и Протестантов. Они вроде как одно дело делают – но уж очень разными способами. Одни на латыни, а другие рэпом.
Давайте углубимся в процесс, занырнем по глубже. Что это за преимущество такое? – спросите Вы.
- Подумаешь, дело какое – тонарм настроить. Чего тут хитрого? Ты про звук говори – а уж тонарм то мы как-нибудь да настроим.
- Ох, друзья мои, не настроите! Или настроите – как-нибудь… Так что, про звук Вам еще рано. Давайте сначала про настройки.
Очень трудно встретить виниловую систему подобранную и настроенную так, чтобы там нечего было поправить или поменять. Несколько лет назад Власт-Кол выдвинул гипотезу – якобы в Москве не наберется сотни правильно подобранных и настроенных виниловых трактов. Мы тогда ужаснулись – неужели так мало? Но с годами, я все больше и больше убеждаюсь, что скорее всего – так оно и есть. И основная причина этому – не правильно настроенные тонармы. Ну сколько Вам можно говорить? Иголка должна входить в канавку звуковой дорожки в определенном месте плюс-минус 0,1 мм и под определенном углом плюс-минус 0,1 градуса*. Не считая VTA, но в тангенсе он тоже есть.
Вот почему-то – что часы у Вас должны ходить плюс-минус 0,1 секунды – Вы следите. А если что не так – бежите в сервис.
- А ну давайте чините мои дорогие часы! Вы охренели что ли? Я мешок денег за них отдал – а они время не держат! Это хронометр – или я не так Вас понял?!! Или это побрякушка перед девками щеголять?!! Чтобы завтра все работало!!!
А прикупив – за соизмеримый мешок денег новую МС, Вы ее прикручиваете плюс 3 мм и минус 10 градусов. А то что на выходе играет хуже, чем СиДи - Вас нисколько не смущает. Вы должны умирать от счастья! Это должны быть лучшие мгновения Вашей жизни! Иголка за 300 К должна играть в 10 раз лучше, чем СиДи. А у Вас играет хуже – и Вы не паритесь…
Так что, думается мне, вполне правдоподобная картина вырисовывается :
Чувак много лет, промыкавшись с различными тонармами, приобретает этот тангенс. Устанавливает, прикручивает головку, опускает иглу… И слышит чарующие звуки, пробирающие его до самых фибр души. Всхлипывает разок, другой и вдруг взахлеб заливается слезами счастья, восторга и эйфории.
- Вот оно!!! Вот оно!!! Вот – то, чего я всю жизнь искал и к чему стремился!!! Вот он – мой Виниловый Рай!!! А я знал… Я верил!!!
Ну вот – воскликните Вы:
- Наконец то достоверная информация! Ага!!! Проговорился!!! Значит КлирАудио по звуку хорош, а?! Так? Признавайся, вредитель!!!
- Нет не так. По звуку – ничего особенного.
- А как же тогда оргазм того Чувака?
- Оргазм настоящий. Но не из-за прелестей КлирАудио. Тонарм безусловно хорош, но не настолько. Просто тот Чувак никогда не слышал правильно спозиционированных иголок. Он их все время прикручивал как-нибудь не так. То плюс 3 мм, то минус 10 градусов.
Не могу сказать, что настроить тонарм так уж легко. Но и сверхсложного в этом тоже ничего не вижу. Да, иголку надо спозиционировать во всех трех плоскостях. Но у тонарма есть для этого все необходимые настройки и регулировки. Во всяком случае – должны быть. Почему-то, на ровном месте начинаются какие-то проблемы… По большей части – выдуманные. Вы начинаете биться в истерике на форумах.
- Почему оно так?!! Глянул в микроскоп – там кристалл криво стоит!!! Как мне настроить VTA?!
- Ставь трубку тонарма параллельно пластинки.
- Нет! Тогда игла еще кривее встанет.
- Да и хрен с ней! Тебе какое дело? Производитель решил выпендриться. Взял и под хитрым углом посадил кристалл. Но обтачивали его все равно под 20 градусов. Как они его там установили – не наше дело. Нам надо трубку тонарма поставить параллельно грампластинки – желательно, по шаблону. Не грампластинки делают под иголки, а иголки под грампластинки. Производитель затачивает VTA не так, как ему захочется, а под углом в 20 градусов. Именно под таким углом заходит в матрицу грампластинки резец при нарезании звуковой дорожки. И двух мнений тут быть не может. Поэтому, сильно пристально разглядывать под микроскопом иглу в данном случае – не надо. Достаточно выполнить стандартные предписания. Тем более, что у Чувака с виниловым трактом полным-полно других проблем.
Да, чтобы правильно настроить тонарм, нужно понимать его и я бы даже сказал – любить! Как ни странно… Иногда в Виниле происходят странные вещи…
Как-то заходит Валери ко мне. Жалуюсь, что-то мотор как-то нервно… Он его немного подвигал, покрутил вокруг своей оси, шнур поправил и оставил приблизительно там же где он и стоял. Успокоился движок. Не понял – а чего он сделал то? Не ближе не дальше не отодвинул мотор, а плита под вертаком у меня – из толстого акрила – ровная абсолютно. Говорит, почувствовал руку конструктора… Вот так вот! А Вы говорите…
Так что – с тонармом как с Родиной! Его надо любить! А иначе – он Вам не сыграет… Ну и конечно же, нужно понимать, что такое тонарм, каковы его задачи и как он работает. Если никто не возражает – предлагаю занырнуть еще поглубже. Повторим – не грампластинки для тонармов, а тонармы для грампластинок. Нарезается матрица резцом, установленным, как мы уже знаем, под углом 20 градусов на - Внимание! Тангенсциональном тонарме. Все! Скажете Вы.
- Вопрос закрыт!!! Дальше эту ахинею можно не слушать! Все предельно ясно – раз нарезают тангенсом – значит он и есть самый лучший! Что – не так?!!
- Нет.
- Б…ь! Ну что опять не так?
- Да то, что тангенс то на резаке – принудительный. А Ваш тангенс – что будет толкать и куда? Стандарта то – по ширине дорожек нет. Кто реже режет, кто чаще – от времени зависит. Сбеговая дорожка может быть 5 см, а может 1 см. Как это регламентировать? Какую звукорежиссер скорость на приводе резака выставил, такая ширина дорожек и получится. Ну и как Ваш прекрасный тангенс узнает чаще дорожки нарезаны, или реже? Ставить какие-то датчики, корректирующие скорость передвижения тонарма? Японцы так и делают. Ну японцы вообще роботами фанатеют. Они даже притяжением Земли не пользуются. Магнитами тонармы уравновешивают. Причем автоматически! Прикрутил новую башку и установил на дисплее значение прижимной силы. Он сам ее обнулил и сам выставил указанную прижимную силу – магнитами. В Космосе может работать.
Но мы то с Вами не в Космосе, а Слава Богу на Родной Земле. Поэтому и появилась конструкция поворотных тонармов. Его по дорожкам грампластинки толкает центробежная сила. Причем толкает так – что аж притормаживать приходится – антискейтингом. Вне зависимости – реже или чаще нарезаны дорожки на грампластинке.
Другими словами, задача тонарма спозиционировать иголку звукоснимателя во всех трех плоскостях именно так, как стоял резец. Плюс-минус 0,1 мм и плюс-минус 0,1 градуса.
Вот тогда Виниловый Рай и наступит. На любом тонарме. Иголка за мешок денег заиграет так, что Вы обрыдаетесь! Вот это и есть Хай-Энд! Вот оно поэтому столько и стоит! А игла за 300 К у Вас играет хуже, чем СиДи – и Вас это устраивает. Странные Вы люди! Если Роликс опаздывает на 10 минут в день – то зачем он нужен? Перед девками красоваться?!!
Возвращаемся к поворотным тонармам. Какой главный критерий у тонарма? Цифры 9, 10, 12,5, 14 – ничего Вам не говорят? Правильно! Размер имеет значение. Раз уж не получается завести иглу под 90 градусов, как в тангенсе – будем к прямому углу стремиться, причем – до бесконечности! Все жду, когда у NewArtVinyl 16-дюймовый тонарм закажут. Алчу его заслушать…
Еще раз хочу подчеркнуть – основная характеристика тонарма – это длина. Все остальное – несущественно и малозначительно… Честно сказать – я вообще не понимаю, зачем делают короткие тонармы по 200-300 К. Да за эти бабки можно себе такой длинный тонарм заиметь – хоть 16-дюймовый. Или тангенс.
А вот теперь – к звуку. Очень субъективно и не на что не претендуя. Мне так показалось, что данная модель тангенсционального тонарма легко переиграет любой короткий тонарм, но не переиграет длинный. Хотя бы даже 12-дюймовый Джелко при правильной настройке – его обойдет. А уж «Черный Аист» NewArtVinyl – тем более. Отменяем покупку тангенса. Лучше для иглотеки еще МС-шку пригляжу. На Сейз у меня давно стоит. На топовую…
На этом ВинилДжеме довелось стоять рядом с Инфорком. Вот за что люблю, ценю и уважаю Дядю Володю – так за его безупречный внешний вид. Всегда черный смокинг, белоснежная сорочка и ослепительная бабочка. Джентльмен с ливерпульским акцентом. А красноречив – как черт. И не менее артистичен. И что особенно приятно, свои лекции Дядя Володя подкреплял ценными виниловыми призами. Респект и уважуха. Играли Инфорком весьма и весьма достойно. Честно сказать я даже удивился – не ожидал. Подошел, внимательно разглядел АС. Хороши – в своем сегменте. Особенно, на его стенде меня заинтересовал так называемый «фильтр щелчков» прайсом в 200 К. По моей просьбе Дядя Володя любезно поведал об этом чуде технике и даже предлагал продемонстрировать его. Но после фразы «сначала устройство оцифровывает звук» я потерял интерес.
Хотя сам компонент нахожу забавным и безусловно востребованным – в своем сегменте. Откуда – Вы спросите у меня - такая уверенность? Проиллюстрирую примером. Почти все люди, не слышавшие раньше винил, первое время сильно раздражаются и нервничают от механических потрескиваний. Основная масса быстрее или медленнее привыкает и успокаивается. Но некоторые затрудняются избавиться от раздражения.
- Ну не могу я слушать винил из-за этих гадских щелчков. Они меня просто бесят!
- Купи у Дяди Володи приспособу – забудешь про щелчки! Насовсем!!!
По словам дяди Володи, после того как сигнал оцифрован, устройство разделяет его на полезный и паразитный. Далее есть 10 градаций убирания паразитных щелчков. Первая – разницы почти не слышно, вторая – еле слышно, третья – уже все слышат разницу между обработанным и необработанным сигналом – ну и так далее, вплоть до 10.
Ну вроде как, через эту приспособу они и крутились и, вроде как, мне все понравилось. Вот такое резюме. Отдельной респект Дяде Володе за отборнейший контент. Вот такие пластиночки я бы и на стенде NewArtVinyl крутанул бы с удовольствием.
Пошел полюбопытствовал что нового у Торренс. Выпустили вертак за 300 К на субшасси и с 9-дюймовым тонармом своим. Наконец то выяснил, что это за кольцо на трубке тонарма у них. Ничего. Просто демпфер. Опять же – к вопросу о компетенции персонала. Несколько лет, бродя по Хай-Энд выставкам пытался выяснить – что это за кольцо? Почему-то мне казалось, что, перемещая его по трубке тонарма можно, при необходимости, изменить эффективную массу тонарма. Никто из персонала ничего вразумительного мне ответить не смог. Пришлось экспериментировать самому. Нет. Таким образом, изменить эффективную массу тонарму нельзя. Во всяком случае – существенно. А на ВинилДжеме мне это и подтвердили. Кольцо на трубке тонарма – просто демпфер.
Интересный стенд Аудиотехники. Они не играли – за то демонстрировали огромные иголкоимитаторы с образцами заточек. Пообщались на предмет покупки контиливеров. Семимильными шагами завоевываем рынок ремонта фонокартриджей. Некоторые очевидцы утверждают, что после ремонта NewArtVinyl, их КлирАудио заиграл не то, что не хуже, чем до катастрофы, а в его звучании появились некоторые, не слышанные ранее серебряные нотки. Так что – по ремонту иголок – милости просим к NewArtVinyl. А также – реставрация и мойка грампластинок. А то вон, мучаются люди – не знают где пластинки помыть, а уж тем более перескок исправить.
Гонг АВ не первый год радует посетителей ВинилДжема своим роскошным вертаком, умопомрачительными длиннющими тонармами, потрясающими иголками и самыми здоровыми на ВинилДжеме АС. Кстати, насколько я понял на ВинилДжеме, кроме NewArtVinyl только у Гонг АВ стояли 2 длинных тонарма. Респект и уважуха. Вот пацаны Аудиофилы – понятие имеют. А также и Меломаны. Контент у них – всегда отборный.
Приоткрою кулуарную завесу ВинилДжема. Обычно Власт-Кол моду на исполнителей задает. Это с его легкой руки стали на выставках крутить Высоцкого и Депеш Мод. А тут он сам у Гонг АВ Нину Хаген подслушал и изумился.
- А чегой то мы дурную девчонку не крутим как лохи с не выбритыми висками и не выкрашенным в огневой триколлор ирокезом? А ну, где моя любимая дурная девчонка Нина Хаген - а ну пойдем с мной! Будем на ВинилДжеме крутиться.
В этот раз, Гонг АВ лично меня порадовал залихватским регги с умопомрачительным басом. Парни опустили иголку и весь 15-минутный сет не поднимали ее – наслаждались регги. Мне понравилось. Отогрелся душой.
Ну а вообще же контент мероприятия оставляет желать много и много лучшего. Некоторые стенды повторялись, причем явно злоупотребляли повторениями. Что странно. Ведь насколько я понял, Нота предоставляла грампластинки для демонстрации. Чего одно и тоже то крутить?
Хотел Кронус послушать повнимательней - АС в их системе мне уж очень понравились. А он говорит – мне и заводить то нечего. У Вас лучший на ВинилДжеме контент – тащи свои легендарные 45-пятки – сейчас крутанем! Но к сожалению, так и не добрался больше до их зала. В другой раз крутанем.
А то что контент у NewArtVinyl самый лучший – это да. У Влас-Кол только 5 К прессов. Да и у остальных членов СтереоМанКлуба уже не по одной тысячи пластинок собралось.
Однако за контентом надо тщательно следить – всем на вид. А то как-то не солидно. На стенде вертак за лям, тонарм за пол ляма, иголка за четверть ляма – а послушать 10 пластинок по 500 руб. Тщательнее надо! Тщательнее!
И небольшая ремарка к началу эпизода о неумении или нежелании правильно настроить тонарм. Вот по этой же причине Аудиофилы отпадают от Винилового Рая в чудесную страну Магнитной ленты. Дорогой виниловый тракт покупать не надо, фонокорректоры под иголки подбирать не надо, тонармы настраивать, а тем более любить – тоже не надо. Поставил бобину, нажал на кнопочку – наслаждайся!
Хотите знать у кого на ВинилДжеме был самый лучший звук? Правильно – у Казанцева с магнитными лентами на 38 скорости. Я теперь лютый фанат «Бряц». Они мои новые кумиры. Апокалиптика – кыш, кыш… Резолдини – респект и уважуха. Это был анонс. К стенду Завалинки Рекорд мы вернемся чуть позже. Я давно обещал Казанцеву отдельное интервью. На этом прервемся… Продолжение следует.
*Вообще-то градусы делятся на минуты и секунды - но не будем умничать.