Фазоинверторы, пассивные радиаторы, закрытые ящики — три этих вида акустического оформления колонок, вместе со всех их достоинствами и недостатками, хорошо известны практически каждому меломану. А вот о четвертом — панелях акустического сопротивления, или ПАС — знают далеко не все. Ничего удивительного, ведь, несмотря на заслуженный возраст (технологии недавно исполнилось 50 лет), колонки с ПАС по-прежнему крайне редки. Сегодня представители редкого вида обитают в линейке акустических систем Wharfedale Jade. Есть повод прислушаться к звучанию этих британских исполнителей
Происхождение видов
Если вынуть подключенный динамик из корпуса, звук, мягко говоря, сильно ослабеет, особенно удивит пропавший бас. Нет, динамик исправен, все дело в эффекте акустического замыкания. Это когда прямая звуковая волна, которую генерирует «поршень»-излучатель, накладывается на обратную звуковую волну от того же излучателя. Сложение сигналов с противоположными знаками (фаза и противофаза) дает ноль. Волны есть, а звука нет. Именно из-за этого неприятного эффекта конструкторам приходится монтировать динамики в корпуса и разрабатывать для них акустическое оформление. С эффектом замыкания борются по-разному. Например, можно запереть «обратную» звуковую волну в наглухо закрытом корпусе и погасить звук поглощающим материалом. Получится хорошо всем знакомый тип акустического оформления «закрытый ящик». Можно развернуть обратную звуковую волну по фазе, чтобы она не ослабляла прямую звуковую волну, а наоборот, усиливала ее. Выйдет фазоинвертор. Близко по результату, но несколько иначе выглядит «пассивный радиатор»... У каждого вида акустического оформления есть не только достоинства, но и заметные недостатки. Те самые недостатки, в борьбе с которыми англичанин Джилберт Бриггс, известный инженер-акустик и основатель не менее известной компании Wharfedale, полвека назад придумал еще один — четвертый тип акустического оформления, названный «панель акустического сопротивления» (ПАС).
Британское сопротивление
Итак, в закрытых колонках прекрасно все, кроме необходимости выбора между скромным басом и нескромными размерами — для корректной работы крупнокалиберного НЧ-излучателя корпусу требуются габариты книжного шкафа. В колонках с фазоинверторами и пассивными излучателями проблема приемлемых габаритов решена: солидный бас извлекается даже из скромных полочников, но за успех приходится расплачиваться рыхлостью и затянутостью НЧ-регистра, то есть в угоду «количеству» — жертвовать точностью, качеством баса. Ничего удивительного, ведь усиление басовой отдачи сопровождается появлением дополнительных резонансов, существенно смазывающих звуковую «картину».
Именно за точность воспроизведения баса начал борьбу Джилберт Бриггс в конце 50-ых. Его идеей было разместить между динамиком и фазоинвертором специальный «звуковой барьер», способный демпфировать резонансы, ускоряющий их затухание и переводящий колебательный процесс в короткий апериодический. Типа: «Волны! Стой! Раз, два!» Этим барьером и стала панель акустического сопротивления (ПАС, «Aperiodic Loading»). В первоначальном виде она представляла собой деревянную панель с многочисленными тонкими прорезями. В дальнейших модификациях к прорезям добавилась плотная ткань или вспененный наполнитель, но суть осталась прежней: на пути обратной звуковой волны к порту фазоинвертора возникает преграда, меняющая характер и длительность резонанса. В настоящее время работы Бриггса успешно продолжил Питер Камю, который собственно и реализовал в колонках Wharfedale Jade идею ПАС на новой технологической основе.
Редкое явление
Своеобразная «полуоткрытая» конструкция ПАС действительно позволяет расширить НЧ-диапазон, заодно очистив его от нежелательных резонансных примесей. Однако полученное качество не дается даром. Здесь разработчиков подстерегает сложность создания ПАС — ее параметры нельзя заранее рассчитать при помощи математического аппарата. Плотность наполнителя, количество и размеры отверстий — все определяется только методом проб и ошибок. Удачные решения не поддаются тиражированию, поэтому для каждых новых колонок конфигурацию ПАС приходится подбирать заново с учетом свойств динамиков и объема корпуса. Эта особенность отпугивает большинство производителей. Это и правда довольно рискованно: тратить время и силы на изготовление, тестирование и отбраковку опытных образцов. Куда проще ограничиться стандартным фазоинвертором, все основные характеристики которого без труда просчитываются с помощью несложных формул. Вот почему акустика с ПАС при всех своих очевидных достоинствах не получила широкого распространения.
Тем не менее время от времени разработчики решаются на смелые эксперименты. Особую активность на этом направлении развивает Wharfedale. Оно и понятно — традиции обязывают.
Будем знакомы
Свежий пример увлечения конструкторов Wharfedale технологией ПАС — топовые колонки из линейки Jade. В новой, слегка отредактированной версии, панели акустического сопротивления представляют собой узкие щелевые порты в основаниях корпусов, прохождение воздуха сквозь которые контролируется при помощи пористой пены.
Эта технология призвана подавить резонансные колебания (длительностью от 25 мс), которые сопровождают звуковой импульс в акустических системах с обычными фазоинверторами. В результате бас очищается от «инородных примесей», получает четкую структуру и высокие скоростные характеристики. Кроме того, особенность примененного решения приносит дополнительные дивиденды: эту акустику можно безбоязненно ставить близко к стенам и даже в углы комнаты — бас не будет гулким! Только ради этого, стоит с вниманием отнестись к Wharfedale Jade.
Кстати говоря, за четкость и структурность баса в Wharfedale Jade отвечает не только акустическое оформление, но и новый конструкционный материал Acufiber в основе диффузоров НЧ-излучателей. Сочетание стекловолокна с карбоном обеспечивает оптимальную связку легкости с жесткостью, благодаря которым басовик без задержек реагирует на быстрые изменения звукового сигнала. Корпуса Wharfedale Jade также выполнены из нового материала: многослойный сэндвич из древесины и специальных композитов сдерживает вибрации, даже на предельных громкостях. Так что эту акустику стоит прослушать не только ради знакомства с акустическим сопротивлением.