Современные AV-ресиверы и AV-процессоры постоянно совершенствуются. Ознакомившись с моделями далеко не самых топовых серий, невольно задумываешься, так ли они далеки от процессоров профессионального уровня и, может быть, для создания кинозала уже достаточно среднебюджетного устройства с Audyssey и Dirac? Но стоит копнуть тему чуть глубже и становится ясно, что статус-кво по большому счету не изменился. Прогресс есть, но и разрыв в плане возможностей и качества между массовыми и профессиональными моделями по-прежнему сохраняется. А профессионалы тем временем делают свои процессоры более доступными.

Железный вопрос

AV-ресиверы и AV-процессоры условно делятся на две группы, которые бесполезно сравнивать между собой по цене, качеству и технологиям. В первую входят устройства, производимые для массового рынка. Все они, включая топовые модели, базируются на готовых чипсетах, в которых изначально заложены декодеры многоканального звука, количество каналов и возможные их конфигурации. Так появляются 7- 9- и 11-канальные ресиверы и процессоры с полной или выборочной поддержкой форматов кинотеатрального 3D-звука.

Дизайн Altitude 16 чуть проще, чем у старшей модели, но узнаваемый французский шарм сохранился в полной мере

В пределах возможностей чипа производители могут делать все что угодно, но если потребуется использовать процессор в роли активного кроссовера для биампинга тыловых каналов или поставить пять фронтальных заэкранных колонок вместо обычных трех, готовые чипы оказываются не способны обработать подобные конфигурации. Тем не менее в пределах стандартных схем типа 5.1.4 или 7.1.2 это вполне эффективное и рабочее решение, к тому же требующее от создателей AV-ресиверов и AV-процессоров минимум усилий при разработке цифровой части устройств. Основную часть кода прошивки, равно как и его обновления, они получают в готовом виде от производителей чипов.

Совсем иначе дела обстоят в профессиональном сегменте и сформированном на его основе сегменте High-End-процессоров для домашних кинозалов. В основе их аппаратной части, отвечающей за декодирование многоканальных форматов, лежит решение на базе узкоспециализированных DSP-процессоров (как это реализовано у Datasat и Storm Audio), либо полноценный компьютер на базе Intel Core i7 (так сделано в моделях Dolby и Trinnov). В обоих случаях функциональность системы в большей степени зависит от программного обеспечения.

Однако в случае с DSP-процессорами ограничивающим фактором может стать мощность этих самых процессоров, а также долгое время обновлений библиотек, которые пишут сторонние программисты. Тогда как у Trinnov используется операционная система на базе Linux, а программисты — свои. Получается, что новые кодеки и прочие апгрейды делаются быстро. Впрочем, сегодня речь пойдет не об апгрейде, а скорее об упрощении известной модели AV-процессора Trinnov Altitude.

Не более 16

Процессор Trinnov Altitude32 хорош, наверное, всем, кроме цены. Даже его стандартную 16-канальную конфигурацию может позволить себе совсем не каждый. Но, стоит заметить, что он был разработан давно, имеет разновидности на 8, 16, 24, 32, 40 и даже 48 каналов, которые нужны далеко не всем, как и возможность подключения к профессиональным серверам для кинопроката, поддержка специализированных интерфейсов, протоколов и декодеров, рассчитанных на использование в домашних кинозалах с неограниченным бюджетом.

Trinnov — одна из немногих компаний, кто не использует для своих процессоров специализированные аппаратные платформы
В основе лежит мощный компьютер, а для обеспечения высокого качества звучания интерфейсы видео, аудио и управления реализованы в виде отдельных плат
Главное отличие Altitude 16 от старшей версии процессора — неизменное количество выходов

Так на свет появилась новая и, по меркам Trinnov, даже вполне бюджетная модель процессора Altitude16. Этот процессор компактнее в размерах, он имеет 16 звуковых каналов без возможности аппаратного апгрейда дополнительными выходами. Сохранена возможность выбора любой конфигурации декодирования Dolby Atmos в пределах 16 каналов — до 9.1.4, 9.1.6, 11.1.4. Из существенных отличий стоит отметить, что обработка сигнала в нем ведется в разрешении 24 бит/96 кГц, в то время как у старшего Altitude процессинг происходит в формате 24 бит/192 кГц. Впрочем, и того и другого с лихвой хватает для ныне существующих кинотеатральных форматов.

Фирменный четырехкапсульный микрофон Trinnov — высокоточный инструмент, которым еще надо научиться пользоваться

Небольшие отличия коснулись и фасада. Дизайн по-прежнему шикарный, но младший процессор доступен только в черном цвете. Чуть проще организовано управление на передней панели, нет удобных кнопок для прямого выбора входов. Но самое главное, что произошло с процессорами Trinnov в целом и Altitude 16 в частности — появление простого и понятного пошагового руководства для калибровки системы.

От профессионалов — любителям

Процессоры Trinnov Altitude всегда отличались не только исключительной функциональностью, но и исключительной сложностью меню, справиться с которым под силу не каждому инсталлятору. В новой прошивке эту проблему постарались решить максимально простым и наглядным способом. На мой взгляд, подход вполне оправдал себя. Интерфейс из предыдущих версий прошивки не изменился и по-прежнему доступен для профессиональной настройки. При этом появился алгоритм, способный провести по настройкам процессора буквально пошагово. Для неопытных пользователей это идеальное подспорье, ведь при таком количестве возможных вариантов настройки последовательность действий совсем не очевидна. Кроме того, процедура настройки некоторых параметров имеет несколько уровней сложности, поэтому если нет желания на первом этапе «лезть в дебри», можно ограничиться необходимым минимумом действий.

Новая прошивка более дружественна к пользователю благодаря встроенному гиду по настройке
Для начала нужно выбрать конфигурацию кинозала
В одном кинозале можно совместить несколько наборов акустики, соответствующие разным форматам 3D-звука
Трехмерный проект можно рассмотреть со всех сторон, чтобы убедиться, что конфигурация указана верно

Начинается настройка с конфигурирования системы. Процессор должен знать, сколько колонок в кинозале, как они расположены и какие из них для каких форматов звуковых дорожек будут использоваться. В процессе можно группировать от 2-х до 4-х каналов процессора в один канал окружающего звука, для использования би-, три- или квадроампинга. Учитывая, что сейчас речь идет о 16-канальном процессоре, особенно разгуляться не получится, но осталось небольшое поле для маневра, ведь максимальные конфигурации Auro 3D и DTS-X включают в себя 13.1 и 11.1 соответственно, а значит, пара-другая каналов остается свободной.

Управление басом — мощнейший инструмент, позволяющий перераспределять НЧ-сигнал на усмотрение инсталлятора
Для каждого фильтра можно устанавливать свой алгоритм работы и крутизну среза

Одной из специфических особенностей, доступной при предварительной конфигурации системы, является бас-менеджмент, который в реализации Trinnov превосходит самые смелые ожидания. Помимо традиционного указания уровня громкости, фазы и частоты раздела, имеется продвинутая функция выбора типа частотного фильтра и крутизны среза. Но ключевое отличие от конкурентов — возможность произвольно выбирать, какой именно НЧ-сигнал в какой из сабвуферов будет направлен. Можно подать сигнал LFE на один более мощный сабвуфер, а один или несколько сабвуферов меньшего калибра нагрузить НЧ-составляющей от сателлитов. Список сателлитов при этом может быть произвольный, что важно при одновременном использовании разных моделей акустики.

Система способна запомнить до 29 настроек. Внутри каждой можно прописать несколько сценариев работы кинозала в зависимости от типа входящего сигнала

Все это изначально прописывается в системе в пределах одного пресета. А таких пресетов разрешено создавать до 29 штук, что дает возможность не просто экспериментировать, но и без особенных стеснений сохранять и сравнивать результаты.

Важность вектора

Когда каналы выбраны, роли всех колонок расписаны, а нижние частоты распределены, можно переходить к измерениям. Технология измерения акустики помещения в 3D-формате — это то, что делает Trinnov уникальной компанией. Помимо громкости, частотной и фазовой характеристик оригинальный метод измерения позволяет определять еще и вектор, что и переносит всю процедуру калибровки в 3D. А что может быть более адекватным для работы с современными форматами 3D-звука, в требования которых входят строгие критерии установки колонок именно в трехмерном пространстве?

Когда предварительные настройки проведены, можно подключать микрофон и проводить замеры

Несмотря на технологическое совершенство фирменного метода измерений, сама процедура является далеко не самой простой и быстрой. Во-первых, нужно правильно установить микрофон. Он должен располагаться в точности там, где будут находиться уши слушателя, и его нужно точно ориентировать в пространстве по специальной метке. Во-вторых, в зависимости от размеров зоны, в которой нужно обеспечить комфортное прослушивание, необходимо будет сделать не менее трех измерений, а максимальное их количество можно приравнять к количеству посадочных мест в домашнем кинозале.

Постпродакшн

По результатам замеров необходимо закончить настройку. В список минимальных манипуляций входит распределение приоритетов для различных точек измерений. Имея, скажем, восемь посадочных мест (и сделав, соответственно, восемь измерений), можно создать несколько режимов работы, с одинаковой степенью сфокусированности звуковой картины в каждой точке для группового просмотра, и отдельный режим с идеальной фокусировкой в одной точке для индивидуального просмотра фильмов или прослушивания музыки.

Графики «до и после» позволяют оценить кривизну изначальной АЧХ
А вот так выглядит фазовая характеристика
Самый важный и информативный график — групповые задержки в помещении. Здесь мы видим, как долго частоты будут «гулять» в помещении
Обратите внимание, как изменилась импульсная характеристика после оптимизации (средний график)
Чтобы выровнять отклик оптимизатору пришлось изрядно повозиться (нижний график)

Еще одна простая и понятная широкому кругу пользователей настройка — целевая кривая. В этом разделе меню можно задать желаемую форму АЧХ для всей системы или каждой колонке в отдельности. Тем самым достигается нужный характер звучания. Но это также является одним из удобных инструментов профессиональной настройки.

В интерфейсе настройки можно оценить углы между колонками в плоскости и углы возвышения...
....и подправить результирующую АЧХ

Регулировки, позволяющие доводить звучания до совершенства, доступны всем, но понятны они будут узкому кругу специалистов, обладающих хорошими познаниям в сфере акустики помещений. Именно они оценят возможность индивидуальной настройки фазовой и частотной характеристики каждого канала, способности системы различать первые и последующие отражения. Без умения читать полученные результаты измерений и понимания, как ведет себя звуковая волна, вмешательства в тонкие настройки скорее навредят.

Правильная целевая кривая — прямая! Но иногда хочется «поиграть в Бога» и чуть подправить реальность
Предположим, что мы решили дополнительно подправить пару пиков-провалов АЧХ и «поддать баса»...
...так изменятся групповые задержки...
...а на фазовой характеристике мы получим уже весьма серьезную кривизну

Все могут короли

Для понимания, насколько важен профессионализм инсталлятора, приведу несколько простых фактов, которые далеко не всем кажутся очевидными. Факт первый: любая система автоматической калибровки, в том числе и Trinnov, работает только с прямым излучением акустики. Это значит, что если вы решите организовать место прослушивания у стены, никакой, даже самый лучший процессор не сможет откалибровать звук. Факт второй: даже самая лучшая система автокалибровки не способна устранить абсолютно все имеющиеся проблемы акустики помещения.

Интерфейс позволяет мониторить работу всех каналов в режиме реального времени
Для каждого входа можно задать индивидуальные параметры
Ручное управление тактовым генератором? Есть и такая возможность

Например, локальные провалы АЧХ не всегда получается компенсировать эффективно, без создания большего количества искажений в соседних зонах. Поэтому опытные инсталляторы могут вмешаться в результаты автокалибровки, скорректировав настройки в проблемной зоне. Факт третий: профессиональная калибровка процессора Trinnov в помещении, имеющем акустическую подготовку, обычно длится несколько часов, а иногда и более одного дня. Это значит, нажатие одной кнопки «откалибровать» ни при каких условиях не даст такого же результата.

Убедиться в том, что оптимизация прошла успешно (или не успешно), можно, нажав всего одну кнопку

Результаты профессионального подхода вполне можно оценить в шоуруме компании ММС, где процессор работает в кинозале с хорошей акустической подготовкой. Говорить что-либо о характере звучания такой системы невозможно ввиду того, что смена настроек может полностью изменить все.

Выводы

Профессиональный подход при создании кинозала позволяет добиться максимального качества звучания и к тому же подстроить итоговый характер системы под вкусы и потребности пользователя, создав несколько различных пресетов. Этот простой факт делает Trinnov довольно специализированным, нишевым продуктом даже на фоне AV-ресиверов и AV-процессоров, производимых для массового рынка.

Изначально сложный интерфейс Trinnov с годами становится все более дружелюбным

Однако учитывая то, что разработчики Trinnov постарались сделать свои процессоры более доступными как в техническом, так и в финансовом плане, расклад сил на рынке может измениться. Нетрудно представить себе ситуации, когда Trinnov Altitude 16 будет рассматриваться для покупки не только профессионалами, но и энтузиастами, а типичные места установки будут все более неожиданными и разнообразными. Конечно, «в народ» технология еще не вышла, но лед тронулся, господа!

Trinnov Altitude 16

890 000 рублей

Количество каналов: 16

Декодеры объемного звука: Dolby Atmos, DTS-X, Auro 3D и др.

Входы: 7х HDMI (версий 2.0 и 1.4А), 2х коаксиальных, 2х оптических, аналоговый стерео XLR, аналоговый стерео RCA

Выходы: 2х HDMI (версий 2.0 и 1.4А), коаксиальный, оптический, 16х аналоговых стерео XLR

Интерфейсы управления: RS232, LAN, 12В триггеры (1х вход, 4х выхода)