В прошлых статьях мною были продемонстрированы некоторые секреты содержимого SACD. Кто-то не поверил, что в треках SACD можно вот так спокойно копаться, смотреть частотку и степень сжатия динамического диапазона. Кому-то еще кажется, что этот формат по-прежнему нельзя скопировать? Нам поможет инструмент глобального порабощения мира — Sony Playstation.
Да-да, дорогие мои любители охранения авторского права. Если вы вручаете массам новую игрушку, будьте готовы к тому, что коллективный разум попытается развернуть ее и в другую сторону.
Как известно, с самого начала SACD было бесполезно копировать через компьютерный привод. Уж насчет этого правообладатели постарались едва ли не первым делом. Разве что CD-слой на гибридных дисках, который никому был не нужен. Кто-то пытался оцифровывать сигнал с аналоговых выходов SACD-проигрывателей по аналогии с виниловыми вертушками. Это было не то пальто. И, главное, совершенно не отвечало исходным данным на носителе. Решение пришло из игромира.
Пытливые умы обнаружили, что на одной из версий Sony Playstation 3 можно не только воспроизвести SACD, но и сохранить его полный ISO-образ на внешнем носителе. Электронным гигантом в следующей прошивке эта досадная прореха было успешно заштопана, но джина выпустили из бутылки. Итак, что для этого нужно?
Перво-наперво убедиться, что ваша «плойка» умеет воспроизводить диски SACD. Напомню, что этой возможностью одарены толь- ко серии CECHB*, CECHA*, CECHC* и CECHE*. Остальные могут только воспроизводить DSD- файлы. Второе, для SACD-риппинга прошивка должна быть не выше 3.55. Или, увы, ждите, пока ее сломают добрые люди. Обратный откат на более низкую прошивку невозможен. Так что пока Game Over.
Те, кто остался, гуглят по словам sacd-ripper. pkg, kmeaw или rebug и несложно ставят с помощью флешки кастомные патчи, ключи и собственно риппер. Подобно расписывать дальнейшее конфигурирование Sony Playstation 3 здесь не получится, но кто ищет, тот всегда найдет. В том числе и подробную пошаговую инструкцию — куда и что прописать.
Программа SACD Ripper и утилита SACD Extract может скопировать данные с SACD двумя способами. Первый — это полный iso-образ, который, к слову, потом можно спокойно записать программой ImgBurn на DVD-болванку в форма- те SACD-R. Такие свежеиспеченные диски сумеют прочитать многие SACD-проигрыватели, хотя и не все. Второй способ сохраняет треки по отдельности — в виде файлов DSDIFF или DSF. Программные средства воспроизведения и кон- вертации данных SACD постоянно совершенствуются, так что лучше всего хранить на жестком диске исходный iso-образ. А далее уже экспериментально выбрать наиболее подходящий алгоритм его подготовки для воспроизведения.
Самый простой — делать это на лету. Вопрос — кто будет ловить подачу. Если у вас имеется SACD-плеер, то скормите ему болванку. С ней будет так же просто, как и с обычными официальными изданиями. Вы слушаете плеер через его аналоговые выходы либо отправляете по HDMI цифровой поток на AV-ресивер. Для тех ресиверов, которые не умеют декодировать DSD, на плеере активируется предварительная конвертация в классический PCM.
Аналогично на лету можно воспроизводить образ SACD и с компьютера. Не всеми аудиопрограммами, но, например, Jriver или Foobar с соответствующим плагином умеют. Внешних ЦАПов, которые по USB поддерживают DSD-поток, пока немного. А те, что умеют, пока не работают с многоканальным DSD. Поэтому Foobar умеет преобразовать DSD в 24-битовый PCM, который потом спокойно себе направляется на любой ЦАПик.
Не все считают обработку и воспроизведение такого массива данных идеальными. Не всем нравятся алгоритмы и звучание Foobar. Поэтому цифровые данные SACD можно сконвертировать в PCM (и далее упаковать во FLAC) более солидным специализированным софтом. Например, Weiss Saracon. В настройках желательно установить частоту дискретизации кратную 44,1 кГц компакт-диска — т.е. 88,2 или 176,4 кГц. В принципе, хватит и 88 кГц, поскольку лучшие результаты получаются с включенным ВЧ-фильтром, обрезающим все помехи свыше 30 кГц. Между прочим, задавать эти параметры придется и в Foobar. И даже в нем можно обнаружить известную гибкость настроек — пять способов обработки и фильтрации потока, а также управление уровнем. Выберете наиболее приемлемый вариант на слух. А если очень интересно, то полученный результат конвертации в WAV или FLAC после сохранения можно открыть и попытать в бесплатном аудиоредакторе Audicity. Вот и увидите наглядно, что происходит с частотным диапазоном, насколько сильно компрессировали амплитуду сигнала при мастеринге, много ли оказалось точек клиппинга. Удачных опытов! И имейте в виду, что здесь не пострадает ни один подопытный.