В прошлых статьях мною были продемонстрированы некоторые секреты содержимого SACD. Кто-то не поверил, что в треках SACD можно вот так спокойно копаться, смотреть частотку и степень сжатия динамического диапазона. Кому-то еще кажется, что этот формат по-прежнему нельзя скопировать? Нам поможет инструмент глобального порабощения мира — Sony Playstation.
Да-да, дорогие мои любители охранения авторского права. Если вы вручаете массам новую игрушку, будьте готовы к тому, что коллективный разум попытается развернуть ее и в другую сторону.
Как известно, с самого начала SACD было бесполезно копировать через компьютерный привод. Уж насчет этого правообладатели постарались едва ли не первым делом. Разве что CD-слой на гибридных дисках, который никому был не нужен. Кто-то пытался оцифровывать сигнал с аналоговых выходов SACD-проигрывателей по аналогии с виниловыми вертушками. Это было не то пальто. И, главное, совершенно не отвечало исходным данным на носителе. Решение пришло из игромира.
Пытливые умы обнаружили, что на одной из версий Sony Playstation 3 можно не только воспроизвести SACD, но и сохранить его полный ISO-образ на внешнем носителе. Электронным гигантом в следующей прошивке эта досадная прореха было успешно заштопана, но джина выпустили из бутылки. Итак, что для этого нужно?
Перво-наперво убедиться, что ваша «плойка» умеет воспроизводить диски SACD. Напомню, что этой возможностью одарены толь- ко серии CECHB*, CECHA*, CECHC* и CECHE*. Остальные могут только воспроизводить DSD- файлы. Второе, для SACD-риппинга прошивка должна быть не выше 3.55. Или, увы, ждите, пока ее сломают добрые люди. Обратный откат на более низкую прошивку невозможен. Так что пока Game Over.
![](https://img.stereo.ru/YG/f8e4c90034532741616cdb8fee1eec13.jpg)
Те, кто остался, гуглят по словам sacd-ripper. pkg, kmeaw или rebug и несложно ставят с помощью флешки кастомные патчи, ключи и собственно риппер. Подобно расписывать дальнейшее конфигурирование Sony Playstation 3 здесь не получится, но кто ищет, тот всегда найдет. В том числе и подробную пошаговую инструкцию — куда и что прописать.
Программа SACD Ripper и утилита SACD Extract может скопировать данные с SACD двумя способами. Первый — это полный iso-образ, который, к слову, потом можно спокойно записать программой ImgBurn на DVD-болванку в форма- те SACD-R. Такие свежеиспеченные диски сумеют прочитать многие SACD-проигрыватели, хотя и не все. Второй способ сохраняет треки по отдельности — в виде файлов DSDIFF или DSF. Программные средства воспроизведения и кон- вертации данных SACD постоянно совершенствуются, так что лучше всего хранить на жестком диске исходный iso-образ. А далее уже экспериментально выбрать наиболее подходящий алгоритм его подготовки для воспроизведения.
Самый простой — делать это на лету. Вопрос — кто будет ловить подачу. Если у вас имеется SACD-плеер, то скормите ему болванку. С ней будет так же просто, как и с обычными официальными изданиями. Вы слушаете плеер через его аналоговые выходы либо отправляете по HDMI цифровой поток на AV-ресивер. Для тех ресиверов, которые не умеют декодировать DSD, на плеере активируется предварительная конвертация в классический PCM.
Аналогично на лету можно воспроизводить образ SACD и с компьютера. Не всеми аудиопрограммами, но, например, Jriver или Foobar с соответствующим плагином умеют. Внешних ЦАПов, которые по USB поддерживают DSD-поток, пока немного. А те, что умеют, пока не работают с многоканальным DSD. Поэтому Foobar умеет преобразовать DSD в 24-битовый PCM, который потом спокойно себе направляется на любой ЦАПик.
Не все считают обработку и воспроизведение такого массива данных идеальными. Не всем нравятся алгоритмы и звучание Foobar. Поэтому цифровые данные SACD можно сконвертировать в PCM (и далее упаковать во FLAC) более солидным специализированным софтом. Например, Weiss Saracon. В настройках желательно установить частоту дискретизации кратную 44,1 кГц компакт-диска — т.е. 88,2 или 176,4 кГц. В принципе, хватит и 88 кГц, поскольку лучшие результаты получаются с включенным ВЧ-фильтром, обрезающим все помехи свыше 30 кГц. Между прочим, задавать эти параметры придется и в Foobar. И даже в нем можно обнаружить известную гибкость настроек — пять способов обработки и фильтрации потока, а также управление уровнем. Выберете наиболее приемлемый вариант на слух. А если очень интересно, то полученный результат конвертации в WAV или FLAC после сохранения можно открыть и попытать в бесплатном аудиоредакторе Audicity. Вот и увидите наглядно, что происходит с частотным диапазоном, насколько сильно компрессировали амплитуду сигнала при мастеринге, много ли оказалось точек клиппинга. Удачных опытов! И имейте в виду, что здесь не пострадает ни один подопытный.
![](https://img.stereo.ru/YG/f68aab9c773d4c850a257520a07a3601.jpg)