Встреча с Хайнцом Рорером (Heinz Rohrer), председателем совета директоров компании Thorens, состоялась во время осенней конференции MMS — российского дистрибьютора марки. Хайнц живой и очень разговорчивый человек — я только начинал задавать вопрос, как он тут же его подхватывал и выдавал длинное и подробное объяснение. В силу того, что вопросов с моей стороны получилось не так уж и много, я решил сделать это интервью в виде монолога Хайнца, о том, чем сейчас занимается компания и почему проигрыватели Thorens сохраняют традиции качественного винила и по сей день.
Я пришел работать в Thorens 16 лет назад. Фирма тогда переживала глубокий кризис, по сути, была близка к банкротству. Про себя замечу, я не аудиофил, я коммерсант, и во многом мой рассказ будет о Thorens-е, как о бизнесе.
Так вот, 16 лет назад нам пришлось полностью реорганизовать компанию, закрыть старое производство и заняться новой концепцией и новой продукцией. На тот момент 60% оборота приходилось на младший и средний, а 40% — на старший сегменты проигрывателей. Сейчас соотношение поменялось. Если посмотреть на последние два-три года, то на бюджет с ценой около 500 Евро пришлось только 18% продаж, а на аппараты ценой 1500 Евро — около 20%.
Вообще за прошедшие годы очень многое изменилось — изменились технологии, появились новые материалы. Сравнивать современные проигрыватели и те, что выпускались 20-25 лет назад, не совсем корректно. Да и рынок уже не тот. Но при всей его специфике надо заметить, что явный рост производства виниловых пластинок создает и повышенный спрос на проигрыватели.
Кстати, мы тоже иногда выпускаем виниловые пластинки с классической музыкой, и пусть это скорее маркетинг, мы стараемся, чтобы релизы получились отличного качества.
Из прошлого в настоящее
Thorens — компания более чем со 100-летней историей и богатым опытом, а это накладывает определенные обязательства. Даже самые младшие модели это не пластиковые коробочки, как то предлагают сегодня некоторые производители дешевых проигрывателей.
В нынешнем модельном ряду мы стараемся сочетать и новые, и прежние наработки. Например, до сих пор выпускаем бюджетные проигрыватели с механикой-автоматом. Казалось бы, это пережиток прошлого, к тому же их сложно производить из-за большого количества деталей. Но мы решили, что эти модели необходимо сохранить, пусть и сейчас подобные решения есть только у Thorens и Dual. Механизм автоматики в нашем случае пришлось переделать, но принцип и функционал остались схожими с тем, что делали несколько десятилетий назад. Анахронизм, может быть, но на такие аппараты есть спрос.
Другой пример, уже про современные материалы и конструкции: наши проигрыватели TD 2035 и TD 2015 с жесткой конструкцией стола и акриловыми (к тому же в разных цветах) корпусами. Или модели с необычной формой стола TD 209 и 309. Почему бы не использовать инновации, когда их можно применить без вреда? Но в целом, по идеологии, мы скорее консервативная компания, в которой сочетаются инженерный и рационально-коммерческий подход к выпуску каждого нового аппарата.
В нашем каталоге вы увидите очень разные модели проигрывателей, с совсем непохожими друг на друга конструкциями. Но все они — Thorens. Во всех них найдется что-то общее, как из наших традиционных технологий, так и разработок последних лет. Вот посмотрите, в модели TD 309 при всей ее авангардной внешности стоит серьезно переработанная, но все-таки перекликающаяся с прежними, подвеска и виброразвязка элементов конструкции.
Часто в модельном ряду есть пара похожих друг на друга проигрывателей. Это те случаи, когда на базе, как правило, более дорогой модели инженеры разрабатывали модель немного проще, но без ущерба основным принципам и свойствам. Для этого где-то чуть облегчается конструкция, иногда берут другие материалы. В итоге наработки из старшей модели достаются младшей, причем звуковые свойства и пользовательские качества по большей мере сохраняются.
Иногда бывает и так, что мы делаем то, чего раньше никогда не делали. Например, проигрыватели с акриловыми столами, которые я упоминал, или недавно представленный одноопорный тонарм — а это совершенно нетрадиционная для Thorens задумка.
Если обобщить, Thorens — это 75% традиций, а остальное — что-то новое. Опять же, для примера, вспомню «акриловые» столы. Они не просто цветные, а трехслойные — верхний и нижний слои из цветного акрила, а между ними — прозрачный. Внешний эффект сочетается с тем, что резонансные свойства подобного стола отличаются, как если бы его сделали из цельного куска акрила.
Дальше опять традиции. Топовые модели вертушек Thorens имеют классическую, характерную для Thorens конструкцию с использованием подпружиненного субшасси для развязки. Также эволюционирует отношение к тонармам — у младших и средних проигрывателей они исключительно свои собственные, а старшие могут комплектоваться вариантами под заказ.
Не проигрыватели
Отдельно надо сказать об электронике, головках и аксессуарах. У нас были попытки делать собственные High-End-усилители — выпускали как-то моноблоки и пред. Но от этого направления мы отказались, так как оно вышло весьма затратным.
Фонокорректоры — да, их мы делаем. В модельном ряду три аппарата. В том числе со встроенным АЦП, для тех, кто хочет в домашних условиях оцифровать пластинки. Старшая модель фонокорректора TEP 302 при скромной внешности обладает рядом выдающихся свойств и даже при высоком ценнике эта модель себя оправдывает.
Аксессуары — они тоже стали традицией. И если мат Thorens не столь значим, то наши фирменные клэмпы оригинальной конструкции знакомы, наверное, всем виниловодам.
Однако собственных головок у нас нет. Были попытки их делать, но это направление себя не оправдало. Поэтому проигрыватели или уже комплектуются картриджами, заказанными у сторонних производителей по нашим спецификациям, или владелец сам волен выбрать вариант на свой вкус и бюджет. Звукоснимательные головки для Thorens сейчас делает Audio-Technica, а некоторые проигрыватели комплектуются моделями Ortofon.
Производство
Собственного производства у Thorens пока нет, так как это требует больших вложений, особенно для массовых бюджетных моделей. Преимущественно мы работаем в кооперации со сторонней немецкой компанией, которая и делает для нас продукцию. Другими словами, мы самостоятельно разрабатываем все модели, однако производством занимаются подрядчики, у которых есть для этого мощности.
Головной офис Thorens расположен в Базеле (Швейцария). Работает там шесть человек, они делают административную работу. Там же неподалеку расположен экспортный склад, на котором трудится пять человек, но вопросы логистики можно оставить в стороне.
Само же производство разнесено по нескольким предприятиям. Например, одно из производств, расположенное недалеко от Штутгарта, занимается выпуском старших моделей проигрывателей, где требуется, по сути, ручная работа. Другое производство занимается бюджетными моделями. Важно, что все-таки нам удалось сохранить европейское производство, хотя это в нынешние времена непросто. Перенос производства категорически не рассматривается.
Разработка
Разработкой новых моделей заведуют в компании три человека: технарь-механик, электронщик и технический дизайнер. В процессе их совместной работы и создаются новые проигрыватели, тонармы, фонокорректоры и аксессуары. Они определяют технические идеи и реализацию их в материалах, а также внешний вид будущей техники.
Иногда они сами предлагают что-то, порой идеи приходят из головного офиса. Одной схемы здесь, конечно же, быть не может. Случается и противоборство — технарям всегда хочется что-то улучшить, доработать. Но тем, кто обсчитывает производство, приходится с ними спорить, чтобы конечный продукт получил разумную цену.
Прогресс
Еще лет десять назад один из моих коллег сказал, что нам доступны 95% материалов для постройки проигрывателя и вероятность того, что мы найдем что-то новое и будем это использовать, невероятно мала. Почти все, что можно применить в разумной и не очень мере отрасль уже применила.
Я не совсем согласен с этим утверждением. Прогрессу всегда есть место, иногда в неожиданных местах. К тому же, одно дело, когда вы что-то начинаете с нуля, а другое — когда у вашей компании за плечами огромный опыт. Зачем, например, нам отказываться от конструкции подпружиненного субшасси, если это наша фирменная технология, которую мы можем успешно использовать и развивать. Но мы можем добавить некую новизну в модельный ряд, как это произошло со столами из акрила. Тогда нам хотелось быстро выпустить на рынок что-то необычное, яркое и в то же время качественное. Эти модели и стали итогом новых идей.
И конечно большое внимание уделяется тестовым прослушиваниям в процессе разработки новых моделей. Без этого обойтись совершенно невозможно. Технари уделяют огромное внимание слуховым тестам, включая тесты с разными головками звукоснимателей, в разных условиях и с применением аксессуаров. А слушать технику они, конечно, умеют.
Коммерческие расчеты
Со своей, коммерческой точки зрения скажу, что проигрыватель это не только технологии, материалы и сборка, но и коммерческие расчеты. То, что подходит крошечной компании, делающей штучные аппараты, совершенно несопоставимо с серийным промышленным производством. Мы и сейчас теоретически можем создать проигрыватель, подобный самым старшим моделям Thorens прошлых лет. Но он не станет массовым продуктом, его производство просчитывается совершенно иначе.
В массовом сегменте необходимо качество, повторяемость и разумное соотношение цены. Причем качество должно проявляться и в мелочах. Например, возможно вы замечали, что на пассиках Thorens нанесен логотип. Да, это дороже в производстве, но те пассики, которые мы заказываем, гарантированно отработают положенный им срок. Тогда как пассик, сделанный кем-то другим, может и не обладать должным качеством, терять свои свойства, что определенно скажется на работе проигрывателя.
Будучи самостоятельным разработчиком с историей инжиниринга мы не занимаемся копированием. Пусть большинство материалов и технологий известны, мы разрабатываем свои проигрыватели так, как сами их себе представляем.
Например, Thorens сейчас это только пассиковый привод. Почему? Потому что у нас есть богатый опыт в использовании такого типа привода и наоборот, нет наработок в области прямоприводной конструкции. Заимствовать у кого-то мы не хотим, а самим с нуля разработать и выпустить качественный пямоприводный аппарат — дорого и сложно, это годы работы, да и у нас нет инженеров с такой специализацией.
Виниловый бум
Да, сейчас мы наблюдаем виниловый бум. Винил пережил ленты и кассеты, компакт-диск и DVD-аудио. Они приходили и уходили, а винил оставался. Так оно и будет. Компьютер, как источник, прекрасно дополняется винилом, все форматы могут мирно сосуществовать и в этом нет никаких противоречий.
Кстати, молодежь прекрасно принимает винил, сейчас много молодых людей среди новой волны любителей винила. Они легко различают звук сверхбюджетной пластиковой вертушки и дорогого аппарата. Они все прекрасно слышат, быстро во всем разбираются и спокойно пользуются всеми технологиями. Также они легко начинают различать не только качество техники, но и уровень издания современных пластинок.
Не уверен, что винил продолжит такой же рост, но он точно выживет. Даже на выставках, посмотрите, насколько вырос интерес к винилу, какие площади занимают виниловые ярмарки, где продают подержанные пластинки.
Или еще случай из практики: к нам обращаются с вопросами можно ли сделать именной проигрыватель с гравировкой — для себя или в качестве подарка. Многое указывает на живой интерес к винилу и как следствие, к технике для его воспроизведения.
Традиции
Есть разные взгляды на пропорцию традиции/инновации. Например, сейчас многие проигрыватели дополняют встроенным фонокорректором и АЦП с USB-выходом, но это аппараты бюджетного сегмента. У нас также есть недорогой фонокорректор с платой АЦП, и некоторые начальные модели проигрывателей мы выпускаем с фонокорректором. Но то, что подходит для бюджетного сегмента, совершенно не годится для аппаратов старших классов.
Как я уже говорил, мы можем экспериментировать с материалами, конструкциями и технологиями, но все-таки придерживаемся устоев, особенно в отношении вертушек средней и старшей ценовых категорий. При выборе материалов и комплектующих, в том числе моторов и кабелей, мы всегда думаем об их качестве, даже в бюджетных проигрывателях. Конечно, в недорогих моделях невозможно в полной мере использовать конструкцию субшасси, это было бы слишком дорого в производстве. Но в деталях мы стараемся делать выбор в пользу качества.
Концентрация
Мы сосредоточимся на проигрывателях. Пытаться делать усилители мы больше не будем — опыт оказался неудачным с точки зрения продаж, хотя сами усилители получились прекрасными. А проигрыватели — обязательно будут новые модели.
Недавно мы представили линейку Thorens TD 903, TD 905 и TD 907. Это классические в понимании Thorens проигрыватели с системой субшасси, и что важно, есть возможность апгрейда от TD 905 до TD 907. Разработаны два новых тонарма, включая 10-дюймовый Thorens TP 88. Сейчас они находятся на разной стадии готовности к серийному производству. Это вообще не быстрый процесс — разработка тонарма от идеи до серийного экземпляра, лишенного «детских болезней», может занять несколько лет.
Мы делаем проигрыватели в разных сегментах. И везде техника Thorens выглядит самодостаточной и ее нельзя спутать с техникой конкурентов. Мы не планируем раздувать модельный ряд и выпускать по десять новинок каждый год. И нет планов по значительному расширению бюджетного сегмента.
У нас разветвленная сеть дистрибьюторов в разных странах и достаточный объем производства, что в целом обеспечивает неплохой объем продаж. Мы — аналоговая компания и мы сосредоточимся на этом основном направлении. В этом я вижу основу нашего успеха.