Объясните молодому и неопытному)

ВОПРОС ОТ: Ответы (13)

Всем доброго времени суток! Читаю вот статьи, форум, и возникло несколько вопросов, на которые ответы я не нахожу. Или я плохо думал, или думал плохо, но... В общем:

1) пишут, что пищалки горят, когда усилитель влетает в клиппинг. Но ведь у реальных музыкальных сигналов преобладает НЧ составляющая. Не всегда, но часто. А если так, по при перегрузке усилителя пердёжь на ударах бочки будет заметен весьма, и как вообще можно так слушать, не прибрав громкость?

2) Часто советуют усилители по 70, 100, 200Вт, мотивируя, что акустика "тугая"... Ясно, что запас должОн быть. Но ёлки-палки, если акустика имеет чутье 88-90 дБ, то уже при 25Вт звуковое давление будет значительным. И где она тугая? Или я был невнимателен, и не то принял за "тугость"?

3) Коэффициент демпфирования. То есть, соотношение сопротивления АС к выходному сопротивлению усилителя. Почему на него делается такой упор? Ясно, что давить противо-ЭДС, которая появляется в процессе работы динамических головок надо, но сможет ли усилитель подавить расколбас подвижной системы у гололовок с мягусенькими подвесом и цш?

Господа эксперты, объясните, пожалуйста. Буду премного благодарен!

50 дБ +

Ответы

#

1 - Да, здесь много и очень часто пишут про "горит при клиппинге дохлого усиления". Это миф, который любят культивировать, не подтвержденный технически . Клиппинг ни как не влияет на выход из строя. "Горит" по причине термического разрушения проводника. Миф легко разрушается - постоянное напряжение в пределах нормы ведь не выводит из строя, а только превышение нормы приводит к выходу из строя. Поэтому не зависит от формы, а зависит только от величины.

2- все относительно. Просто для транзисторного усиления желателен 10 кратный запас по мощности. А лампе - не нужен.

3 - Для современного усиление с грамотно разработанной акустикой Д-Ф давно потерял свою актуальность. У лампового SE он всего несколько единиц, однако это не лишает нас удовольствия наслаждаться ламповым звуком.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Вадим, благодарю!

- 50 дБ +
#

Кратко.

1. Спектр нелинейных искажений при клиппировании усилителя происходит не только на НЧ, а по всем спектру частот. ВЧ головка в АС-самая маломощная, звуковая катушка намотана тонюсеньким проводом и в первую очередь страдает именно она.

2. Запас по выходной мощности-дело хорошее, но у этой медали есть и обратная сторона. Мощные усилители, как правило плохо играют на начальных ваттах, звук "скукоживается", тут во всем должна быть разумная мера. Но когда люди ставят в 80м комнату трехполосные АС с парой басовиков по 20см и пытаются получить от АС звуковое давление, как на концертной площадке от 50Вт усилителя-это уже другая крайность...

Кроме того, многие современные АС, при достаточно высокой (указанной производителем чувствительности) имеют динамики скромных размеров, а измерения чувствительности АС производитель делает с некоторыми "ухищрениями", например, измеряет ее только на одной опорной частоте 1000Гц, а иногда и выше, где может быть установлены "рупорные" ВЧ динамики с большей чувствительностью, чем НЧ и СЧ головки... Так что, точные данные и те параметры, что приводит производитель в документации могут очень сильно отличаться от реальных параметров АС. А если так, то например, если приведены данные 90Дб/Вт/м, а реальная чуйка на НЧ у АС будет 87Дб, то для раскачки этих ас нужен усилитель в полтора раза мощнее...

3. Коэффициент демпфирования, то же вещь весьма эфемерная. Кто-то измеряет его в полной полосе частот, а кто на 1000Гц, где от его высоких параметров для АС будет ни жарко ни холодно...

Самое важное, что любые, даже самые "высокие" параметры АС или усилителя -никогда не "скажут" Вам о характере звучания... Звук надо подбирать ТОЛЬКО ПУТЕМ ЛИЧНОГО ПРОСЛУШИВАНИЯ, потому, в звуке важна согласованность звучания всех компонентов аудио системы... Коэффициент демпфирования у 500Вт усилителя класса Д может быть 1000ед, а у лампового однотактника в 3Вт всего 10ед, но звук у этих усилителей абсолютно разный... Лампу Вы будете слушать с упоением, а от звука цифрового усилителя не получать никаких эмоций...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Alex #
А если так, то например, если приведены данные 90Дб/Вт/м, а реальная чуйка на НЧ у АС будет 87Дб, то для раскачки этих ас нужен усилитель в полтора раза мощнее...

В два))) это напряжение (ну или ток) в полтора раза будет ниже.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Alex #

1. Страдает, но так и непонятно почему. Усилитель то не выдаст больше своего предела. Как тогда горит?

2. Если в АС стоят динамики разной чуйки, то разве они не подстраиваются по уровню в кроссовере? Делители ведь придумали умные люди... Хотя, может, где-то и не ставят их, спорить не буду. Да, и если "усилитель в полтора раза мощнее", то НЧ мы раскачаем до нужного уровня, а с сч уже перебор то будет. Поправьте, подалуйста, могу ошибаться. И снова непонятно. Что 15" лопух, что 16см пукалка, если оба имеют 90дБ чувствительности (к примеру), то разве не будут они играть одинаково громко при равной мощности?

3. Тут понятно. Спасибо!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @VadiUs #
И снова непонятно. Что 15" лопух, что 16см пукалка, если оба имеют 90дБ чувствительности (к примеру), то разве не будут они играть одинаково громко при равной мощности?

При 1кГц, 1Ватт да. А вот на 60Гц (бочка ну например) первый даст 70дБ а второй 85дБ. Подкрутим басов на усилителе или эквалайзере. Первый 75 и упрется, второй 95дб. Добавим громкости первый 75 второй 105. Как-то так.

Учитывая кривые равной громкости у первого мы нижний бас так и не услышим а второй поразит мощью.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

Тогда, конечно, да, так и есть. Просто подумал для частоты в 1кГц, то перепад в 3дБ был бы уж немаленьким весьма.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @VadiUs #
1. Страдает, но так и непонятно почему. Усилитель то не выдаст больше своего предела. Как тогда горит?

Как раз все очень просто, если посмотреть в даташит. Просто не нужно смешивать номинальную мощность вч головки и самой АС. Вот например, Wharfedale Diamond 10.1, заявлена мощность усилителя под них 20-100 Вт, а Wharfedale Diamond 10.7, уже 30-200 Вт. Хотя в них стоит совершенно одинаковая вч головка. Реально, эта вч головку имеет мощность 25 Вт (могу обосновать). А даже простой усилитель(ресивер) запросто выдаст на 6-9 кГц 25-30 Вт. (этого всего-то 12 вольт) и результат - вч сгорает от перегрузки.

PS Вижу тема мифа "клиппинга" не нравится кому-то, сказали бы открыто...

- 50 дБ +
#

1. При недостатке мощности транзисторный усилитель сваливается в специфические искажения в высокочастотном спектре. Реально ВЧ динамик может выдержать около 10Ватт. Соответственно при искажениях значительная часть мощности сместится в ВЧ и попалит динамик.

2. У транзисторников самыми "вкусными" первые 1%-30% мощности. Исходя из этого. Но 100ват мне также не кажутся необходимыми. Слушаем то мы реально 0.05-5Ватт. Вот только если добавить басов на усилителе то понадобится в разы большая мощность.

3. Якобы это должно помочь взять под контроль НЧ в фазинверторном оформлении. Для этого и мощность. Наверно так.

- 56.99 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

1. Во-о-о-о-о-о-от, уже понятно. Хотя, проверю опытным путём. Есть тут пара ненужных пищалок, на шашлык пойдёт ;)

2. Ну да. Особенно относится с чотким пацанчегам, чьтоб качяло.

3. Фи на эти ваши ФИ. :D Щутка.

Спасибо!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @VadiUs #

У меня ЗЯ.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

Абсолютно верно! Про специфические искажения усилителя в ВЧ спектре.

- 50 дБ +
#

Все все верно говорят. Надо еще помнить, что мощность это напряжение помноженное на ток. Так вот когда мы превысим возможности усилителя открутив ручку громкости дальше, чем допустимо изходя из т.х и попытаемся получить на выходе к примеру не расчетные 10 Вт, а 20, то и получим клипинг. Смещение спектра от нч к вч и перегруз на них с искажениям, т.е напряжение которое вч не переварят и могут выйти из строя от перегрева, как верно Вадим подметил.

- 50 дБ +