Вопросы по кассетной деке Technics RS-TR979 • Stereo.ru
Вопрос PetS 16

Вопросы по кассетной деке Technics RS-TR979

Здравствуйте!

Имеется в наличии данная дека — Technics RS-TR979.

Ранее подобной техникой не пользовался. Поскольку инструкции нет, то хотел бы понять принцип работы некоторых функций. А именно:

1) кнопка ATC.

2) кнопка Dolby NR.

3) регулятор Bias Adjust.

Как использовать наилучшим образом при записи эти функции?

Ответы

NikolaNR

Atc автоматическая калибровка ленты,долби -система шумоподавления,bias ручное подмагничивание.Долби лучше не пользоваться вообще,атс -калибровка под разные кассеты перед записью,полезная функция,ручное подмагничивание вообще непонятно зачем на деке без сквозного канала,надо делать пробную запись,чтобы его выставить.

JuNiK @PetS

На вашей деке работает автоопределение типа ленты. Это и хорошо и плохо.

Хорошо - не нужно вчитыватся в величину тока подмагничивания и величины эквализации. Плохо - по тому что ряд производителей лент делали разную экзотику. Кстати АТС как раз может найти нужные параметры записи сам.

Сами же параметры определяются отверстиям в торце кассеты. Выламывамое окно (язычок) для блокирования записи на кассету ( защита от случайного стирания-перезаписи). А вот еще есть окна под ленты типа 2 (хромдиоксид) и 4(металл).


alexgenator

Bias - основа. В основном Вам будут попадаться кассеты с лентой на основе Fe2O3. Это - самый распространённый тип ленты, с такими кассетами умеют работать все без исключения кассетные магнитофоны. Поэтому позже на таких кассетах стали писать normal bias, то есть нормальная основа. Позже появились ленты сделанные на основе диоксида хрома, а ещё позже - металлические. На них пишут Hi bias, улучшенная основа. Разные основы требуют разных частотных настроек усилителя воспроизведения.

Не вдаваясь в технические подробности, частотная характеристика усилителя воспроизведения похожа на частотную характеристику фонокорректора винилового проигрывателя. Для Лент разной основы требуется разная глубина коррекции. Для лент hi bias глубина коррекции - меньше. 70 микросекунд, а не 120. Это благотворно сказывается на соотношении сигнал - шум.

То есть hi bias ленты - дороже, и обеспечивают более высокое качество записи. Подавляющее большинство кассетных магнитофонов автоматически настраивается на тип ленты, для чего в торце кассеты предусмотрены специальные вырезы.

french_alex @alexgenator
normal bias, то есть нормальная основа.

Как-то, имхо, вы прям уж слишком отвлечённо это объяснили ))) если уходить от технической стороны при записи, то можно говорить про Type I Normal, например. Путать понятие Bias с некоей "основой" слишком уж, разве нет?

Если меня моя гуманитарная память не подводит, то речь идёт о "токе подмагничивания". Различают также адаптивное, динамическое и обычное статичное подмагничивание. Например, Dolby HX Pro - одна из широко применявшихся систем динамического подмагничивания. К воспроизведению эти вещи же не имеют особого отношения, наверное?

alexgenator @french_alex

Насчёт bias ошибка вышла, каюсь. Иногда полезно подглядывать в словарик, даже если уверен. Термин bias именно и обозначает «подмагничивание» применительно к рассматриваемому вопросу. Ленты на основе диоксида хрома требуют более высокого тока подмагничивания, чем обычные. Вот и пишут на лентах normal bias и high bias.

Насчёт Dolby HX Pro все же дополню. Да, Dolby HX Pro - это система динамического подмагничивания. Она применяется в кассетной технике нечасто, и если применяется, то чаще в неотключаемом виде. Без специальной кнопки. Всегда работает. О ее наличии можно узнать из технических характеристик.

Существенно чаще в кассетниках применяют системы типа Dolby A, Dolby B, Dolby C, Dolby S и др. Эти системы не имеют отношения к подмагничиванию, а являются системами шумопонижения компандерного типа разной сложности реализации.

Сдаётся мне, что в обсуждаемом аппарате применяется именно система шумопонижения. Сейчас посмотрю manual, чтобы внести ясность и в этот вопрос.

french_alex @alexgenator
Ленты на основе диоксида хрома требуют более высокого тока подмагничивания

Опять же, если мне правильно помнится из детства, там разная частота тока

alexgenator @french_alex

Нет, неправильно помнится :). Генератор стирания-подмагничивания работает на одной фиксированной частоте. В более дешевых аппаратах на 60-70 кГц, в более дорогих - 100-110 кГц. Эта частота не имеет никакого права варьировать. Потому что на выходе усилителя записи ставят контур с высокой добротностью, так называемый заградительный "фильтр-пробка". Этот контур жестко настроен на заводе на частоту генератора стирания. Он не дает очень мощному сигналу с генератора попадать на выход усилителя записи. Вся мощность должна идти только в головку и больше никуда не ответвляться.

Регулируется только величина тока. От нее зависит надежность прописывания ленты и частотная характеристика. Причем оптимальное значение - это компромисс между надежностью записи и отдачей на ВЧ, так как эти требования в разные стороны работают.

Регулируется величина тока грубо, при помощи переключателя типа ленты Fe - Cr - Me.

И регулируется точно при помощи либо автоматической либо ручной калибровки bias. Эта регулировка неглубокая и лишь устраняет технологические разбросы однотипных лент разных производителей.

alexgenator @french_alex

Да, в этом аппарате применены системы шумопонижения компандерного типа Dolby B и Dolby C. Работают именно при записи и воспроизведении. Впрочем, как писали выше, лучше из не использовать вообще. Как показала многолетняя практика, минусов от системы несколько больше, чем плюсов.

alexgenator

13-я и 14-я страницы мануала в вольном изложении. ATC - система автоматической калибровки ленты. Работает так. Записывается тестовый сигнал, затем лента отматывается назад, сигнал воспроизводится, и электроника выставляет оптимальный ток подмагничивания. Ручной регулятор - Bias во время этой процедуры должен находиться в нейтральном положении.

Калибровку лучше делать не в начале кассеты, а отмотать немного. Начало ленты, близкое к раккорду зачастую имеет дефекты.

Если результаты автоматической калибровки не устраивают, ее можно скорректировать ручной регулировкой bias. Сначала провести автоматическую калибровку при нейтральном положении bias. Затем, делая пробные записи в разных положениях bias и прислушиваясь к отдаче на высоких частотах, подобрать оптимальное. Операцию рекомендуют делать в наушниках, чтобы исключить влияние АЧХ акустики и помещения.

Ros @alexgenator
Затем, делая пробные записи в разных положениях bias и прислушиваясь к отдаче на высоких частотах, подобрать оптимальное.

Всё делается куда проще. Обязательно при отключенных ас. На вход деки с сд плеера подаются синусы высоких частот около 15 кгц и выше, при уровне чуть большем, чем -20 дб, задача, регулировкой биаса поставить его в такое положение, чтобы при воспроизведении на частотах выше 15 кгц компенсировать завал в той или иной степени и добиться уровня -20 дб.

Правда не знаю, зачем в одном аппарате и автоматическая калибровка и ручная...

alexgenator @Ros

Я только изложил коротко 14-ю страницу мануала..

А вообще - отличная идея! Если на выходе поставить осциллограф или ноутбук, вопросов вообще нет. Но если смотреть амплитуду на индикаторе магнитофона, мне кажется, частота 15 кГц будет отображаться с небольшой ошибкой. Вашу идею можно развить. Если записать на CD файлик WAV с меняющейся частотой, так это и АЧХ сквозного тракта мерить очень легко. Да, именно так. Не нужен CD-плеер, не нужен осциллограф, ноутбука вполне достаточно.

Вернемся на землю обычного потребителя. Хрен его знает, зачем сделали еще и ручную регулировку. Я такое техническое решение первый раз вижу. Может быть, для "Сам себе звукорежиссер". А может быть, чтобы компенсировать ошибку автоматической калибровки, которая может получиться на плохих лентах типа МК-60.

Вы говорите про уровень -20 dB. А это значит, что мы оба знаем, почему АЧХ магнитофона измеряют именно на этом уровне, а не на уровне 0, что было бы логичнее.

Могу предположить следующее. На самом деле в спектре реального сигнала уровень высоких частот бывает и выше уровня -20 dB. Если лента плохая, то деградация ее АЧХ при увеличении амплитуды сигнала будет происходить достаточно быстро. Что мы и услышим в записи, где ударные выведены на передний план. ВЧ будут ослаблены. Есть возможность в каких то пределах выправить это на слух. Но опять же. Неудобно. Надо иметь хорошую слуховую память, и уметь самого себя не обманывать.

Очень может быть, что ТС будет всегда эту регулировку выводить максимально влево...

Ros @alexgenator

Возможно, на индикаторе техникса этого сегментов недостаточно, чтобы увидеть, минус сколько там децибел. А обычно, довольно точно эти самые индикаторы с большим количеством сегментов с завода настроены и им реально можно верить. Никакие частоты на сд писать не надо, на торрентах тестовые диски с этими частотами лежат, в количестве.

Всегда сам так делаю))

Да, оба знаем)) Уровень высоких частот может и быть выше, но не на частотах выше 12-13 килогерц. Во всяком случае, выше 15 кгц такого абсолютно точно не бывает.

Я не думаю что кассеты типа мк60 вообще имеет смысл туда ставить , тем более писать на них. Как под них не подстраивайся, а результат будет всё равно паршивый, не считая наверное некоторых из них, которые сделаны на основе орво, басф и прочее, но те уже скорее импортные кассеты в корпусе от мк60... Сейчас слишком дёшево стоит бюджетный японский нормал, чтобы писать на мк60.

Но даже на хороших лентах, можно сдорово улучшить результат, добиваясь уровня -20 дб не на 18 а на 20 кгц, главное не переборщить.

Максимально влево... Врятли, могут быть искаженные верха, быстро ему это надоест, если будет пробовать))

PetS @Ros

Ros, можете немного шире пояснить, а то я не совсем понимаю, как это реализовать на практике. Тем более на двухголовой деке.

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.