Доброго времени суток, уважаемые сограждане! Долго ли коротко ли, но созрел к написанию длинного текста на этом популярном ресурсе. Толчком послужили комментарии к местной статье с тестом сетевого плеера Cambridge Audio CXN и усилителя Cambridge Audio CXA80.
Краткая предыстория моего аудиофильского настоящего. Заранее извиняюсь за многословие. Давным-давно, десять лет назад находившись по магазинам электроники и наглядевшись на толстые коробки, которые подключались к большим аудио колонкам, я уговорил жену, что нам тоже такие ну очень нужны. Являюсь меломаном с детства. И никогда не предъявлял никаких особых требований к источнику звука. Чего меня дёрнуло купить себе комплект AV-ресивера и колонок я не знаю. Во многом этому поспособствовало закрытие сети магазинов электроники МИР в городе Самаре. И сопутствующие скидки в 50%. Просто пришли в магазин и тыкнули пальцем в первую попавшуюся самую большую коробку и колонки. Таким образом я стал обладателем ресивера Pioneer VSX-918V (12000 р.) и акустики Celestion S30 (7000 р.). Не буду утомлять вас десятилетней историей пребывания этих компонентов у меня дома. Скажу только, что играли они громко. Фильмы было смотреть с ними классно. Но прослушивание музыки было ничем не примечательное.
В 2010 году я купил для своего не дорогого автомобиля комплект динамиков Hertz состоящий из четырёх колонок. Сейчас уже не помню точно ни модель, ни размеры. Помню цену – 4000 рублей за всё, и то, что пришлось колхозить для них подиумы из фанеры. Так вот, установив колонки самостоятельно в гараже у друга, я погрузился в машину, включил самописный CD диск Apoptygma Berzerk на не дорогой магнитоле Pioneer. И тронулся в путь. Буквально через несколько минут пришлось резко нажать на тормоз. Кто-то или что-то яростно лупило по крыше машины. Каково было моё удивление, когда я понял, что виной всему нефтяная бочка, по которой истошно били в музыкальной композиции, звучащей в тот момент. С тех пор моя жизнь изменилась. Звук в машине был потрясающим. Чтобы я ни включал - оказывался в эпицентре событий. Настолько реалистично всё звучало. Если сравнивать с чем-то современным, то могу провести аналогию с бинауральными записями для наушников. Теперь за рулём я находился в центре музыкальных событий чувствуя каждую ноту, каждый мельчайший звук. Это было не передаваемое чувство. Естественно, в тот день первым делом по приезду домой я включил на своей домашней системе тот же самый диск и не услышал ничего подобного даже близко. Абсолютно ничего. С тех пор моя домашняя система служила только для озвучки фильмов. А я пришёл к выводу, что, наверное, это маленькое пространство автомобиля даёт этот эффект, а в квартире получить такой музыкальный реализм невозможно.
Шли годы. В 2015 году я стал обладателем наушников Sennheiser HD800 (30000 руб.) и ушного усилителя с даком Marantz HD-DAC1 (54000 руб.) (спасибо журналу Стерео и Видео за обзор). Того волшебного музыкального автомобиля у меня уже давно не было, и я целиком и полностью перешёл на прослушивание музыки в наушниках. Не буду описывать тут, как я к ним привыкал. Это тема отдельного разговора. Мы же перенесёмся в год 2019.
В этом году брат жены обратился ко мне с вопросом - что я могу посоветовать для озвучки фильмов в его новом сорокаметровом зале. Я посоветовал свой старенький Pioneer. Решили протестировать его в боевых условиях. В качестве левого и правого канала послужили с90, фронтом и задними каналами были какие-то новенькие монитор аудио. Первые минуты Терминатора 4 показали на что способен мой пионер. Громоподобный звук взлетающих ядерных ракет полностью убедил родственника в правильности моего совета. Так я остался без усилителя для моих Celestion и начал вяло просматривать статьи и форумы на предмет покупки нового интегральника, более всего склоняясь к Hegel h90, но денег на столь дорогостоящую покупку или не было или было жалко.
Но планам моим сбыться не удалось. Большое количество маленьких детей, обитающих со мной в одной квартире, постепенно вытеснило меня из всех жилых помещений на кухню. Я решил устроить уголок меломана там. Напольные колонки при всём желании на кухне не разместишь. А тут подвернулась в Puly.RU презентация новой серии колонок Dali, а потом подвернулось и выгодное предложение на одну из моделей этой серии. В общем, я заказал Dali OBERON 1 (20 000 руб.). Когда колонки приехали в салон, мы с товарищем приехали за ними и за одно попросили подобрать нам какой-нибудь усилитель. Если без подробностей, то слушали Onkyo TX-8270, Cambridge Topaz SR20, Denon PMA-800NE, Marantz PM6006, Yamaha A-S801. Догадайтесь, что понравилось больше всего? Лично я был настроен на Ямаху. Но всех победил Кембридж стоимостью 27 000 рублей. Товарищ со мной был полностью солидарен.
Перепрыгиваем историю о том, как я слушал дали и кембридж на кухне, и переносимся к истории, как я захотел посмотреть Богемскую Рапсодию с хорошим звуком на большом телевизоре в зале. Да-да-да… Полгода, мне было лень подключать новый усилитель к старым колонкам, чтобы послушать как они играют. Никаких чудес я от них не ждал. И только любовь всей моей жизни заставила меня сделать это.
Точно не знаю почему я заплакал. Сам фильм произвёл на меня такой эффект. Или музыка, которую выдавал новый сетап. Для чистоты эксперимента выключаю фильм (естественно после титров) и включаю музыку. Эффект тот же - на некоторых композициях хочется плакать, а на некоторых даже не пытаюсь себя сдерживать и плачу. На столько проникновенно играет. Тембры инструментов натуральнее некуда. Вот она виолончель. Вот скрипка. Ударные стоят посреди комнаты и фигачат самым натуральным образом. Нет даже и намёка на то, что это какая-то запись. Живой концерт — вот тут передо мной. Плюс потрясающая стереопанорама. На некоторых альбомах она во всю ширину комнаты (между колонками около четырёх метров) на некоторых намного уже (в основном современные записи). Баса дохрена - чёткого, упругого, натурального. Середина живее некуда. Высокие без рези в ушах, но звонкие, детальные. Откуда это всё взялось? Получается, что взялось из не дорогого кембриджа. Ну и в качестве источника ROON – Mac Mini – USB – Marantz NA7004 – полуметровый кабель Wireworld до усилителя за 4000 рублей.
Кстати, за последнее время удалось послушать в пульте несколько систем ценой от 100 тысяч до полутора миллионов. Системы ценой до 200 тысяч ну вообще никак не впечатлили, можно даже сказать, что разочаровали. Вместо музыки там какой-то шум. А система за миллион и полтора играли хорошо. Ну плюс минус чуть-чуть от того, что я слышу дома.
Естественно, возвращать усилитель на кухню я не стал. При удобном случае включаю музыку в зале и растворяюсь в ней. Но тем не менее система на кухне нужна, Dali простаивают. Планирую всё-таки вернуть усилитель и сетевой проигрыватель из зала на кухню, и купить что-то новое по дороже. Cambridge Audio теперь у меня ходит в авторитетах, а значит рассматриваю в качестве основного варианта Cambridge Audio CXA80 и Cambridge Audio CXN. Буду брать домой и слушать. Также хочу послушать Arcam. И вот пребывая в приятном предвкушении грядущих приобретений натыкаюсь на уважаемые комментарии уважаемых аудиофилов по поводу кембриджа, Китая, ценообразования, лохов, которые всё это покупают и тому подобное. И появляются сомнения. Кому верить – ушам или комментариям. Но по поводу ценообразования с вами соглашусь. За что платить миллион за колонки, когда колонки за семь тысяч рублей играют примерно также, я не понимаю. Хотя нет, вру. Колонки за 7000 успешно справляются с басом в композиции The People and I Бенджамина Клементайна. А вот Sonus Faber Olympica за миллион хрипели, как не дорезанный хряк. В общем нужен ваш совет. Чего купить-то вместо Cambridge Topaz SR20 к Celestion S30 (пока), а потом возможно к чему-то подороже ценой, но не дороже тысяч 150 за пару. Харбеты там какие-нибудь, например. Буду я плакать от звука харбетов и кембриджа или нет? Или оставить как есть, и просто купить не дорогой универсальный комбайн к Dali на кухню. Но Marantz M-CR 612 я слышал, и он разочаровал меня чуть более чем полностью. Нет теперь доверия к универсальным комбайнам, и даже Naim Unity вызывает опасение. Также жду критику, что не может дешманский китайский кембридж играть так что хочется плакать. Просто ты парень – полудурок и от хайфая тебе нужно держаться подальше. Ну и пока промолчу, что начал собирать коллекцию пластинок, чтобы в дальнейшем приобрести ещё и вертушку. Короче, совсем я какой-то отмороженный. Радоваться этому или нет не знаю. Комментируйте. Пишите, всё что придёт в голову. Буду рад любым комментариям, которые, надеюсь, будут полезны не только мне, но и всем потенциальным меломанам, встающим на путь аудиофилии.