Современная линейка акустики Polk Audio крайне лаконична, и если речь идет о выборе чего-то выпущенного после легендарной серии RTiA, то на чашах весов оказываются две серии: старшая S и младшая T. Старшая модель серии Т — это средних размеров напольник, обладающий скромным ценником и позиционируемый производителем как универсальное решение, подходящее как для музыки, так и для кино.

Обращение к классике

Впервые увидев фото модели Т50 и ознакомившись с ней более подробно во время теста, я не мог избавиться от ощущения, что уже встречал эту модель, и даже не один раз. Поиск известных аналогий увенчался успехом, когда погружение в глубины памяти дошло до моделей девяностых годов.

Именно в то время был популярен такой дизайн и форм-фактор: корпуса квадратного сечения, установленные на подиумы, матовая черная отделка, черные излучатели, незатейливая конструкция с вклеенной задней стенкой.

В девяностых такой подход был вполне уместен даже в старших линейках, ведь дизайн волновал разработчиков куда меньше, чем качество звучания. В наше время Т50 вряд ли могут смешаться с толпой, но наверняка привлекут внимание аудиофилов со стажем.

Осталось сказать о том, что акустика серии Т производится лишь в одном варианте отделки — это виниловая пленка весьма похожая на шпон с черным матовым лаком. Использование полностью черной расцветки остальных элементов, таких как фланцы и диффузоры динамиков, шурупы и крепления гриля делает внешность акустики фактически монохромной: что с грилем, закрывающим весь фасад до пола, что без него.

Два к одному

Акустическое оформление модели Т50 стало для меня еще одним поводом вспомнить о том, как разрабатывали акустику в прошлом веке. То были действительно золотые времена для инженеров, которые стремились превзойти друг друга оригинальностью конструкции. Отголоском той эпохи мне показалось применение в напольниках от Polk Audio закрытого корпуса с пассивными излучателями. В данной ценовой категории встретить что-либо, кроме фазоинверторного корпуса — уже большая удача, а использование пассивных излучателей — и вовсе незаурядное явление.

Единственное, чем можно объяснить тот факт, что инженеры Polk Audio пошли не проторенной дорогой фазоинверторов (в совершенствовании которых они, кстати, немало преуспели) — наличие современного измерительного комплекса и применение методов компьютерного моделирования, существенно упрощающих процесс разработки.

Маркетологи назвали это технологией Dynamic Balance. Суть ее сводится к тому, что инженеры имеют возможность отследить и устранить паразитные резонансы всех излучателей. Что, очевидно, распространяется и на пассивные излучатели. В итоге, с точки зрения электрики Т50 имеет двухполосную конструкцию, но еще два излучателя в корпусе являются пассивными басовыми излучателями, благодаря чему отдача по низким частотам увеличивается кратно.

Диффузоры СЧ/НЧ-динамиков и пассивных излучателей идентичны — они изготавливаются из полимерного композита и устанавливаются на мягком резиновом подвесе. Твитер имеет шелковый купол стандартного калибра 1 дюйм, оформленный в рупор. Корпус изготовлен из МДФ и охарактеризован производителем как антирезонансный. Вес одной колонки в упаковке составляет 9,5 кг. Чистый вес одной колонки не указан, но фактически они оказались легче, чем можно было ожидать при таких габаритах.

На основе баса

Акустика Polk Audio частенько радовала основательным подходом к воспроизведению басовой области, вот и у Т50 пассивные излучатели дают для музыки мощный и основательный басовый фундамент. Это не та степень форсирования баса, при которой басовая линия начинает доминировать и искажает тональный баланс, но то количество низких частот, при котором можно легко озвучить большую комнату, а о необходимости включить в систему сабвуфер мыслей не возникает. Даже в домашнем кинотеатре необходимость в дополнительном НЧ-звене можно поставить под вопрос.

В электронной музыке бас четкий, собранный, даже самые масштабные, растекающиеся по помещению басовые эффекты воспроизводятся без размывания, размазывания во времени. Сочетание упругой плотной бас-бочки и агрессивного слэпа на бас-гитаре ранних Rage Against The Machine тоже не оставляет равнодушным. Такого сфокусированного и при этом тембрально насыщенного воспроизведения НЧ-диапазона в данном ценовом сегменте нужно еще поискать. По глубине баса особых претензий нет.

Если вы любите дабстеп, хип-хоп или планируете использовать Т50 в системе домашнего кинотеатра, убедитесь, что в помещении для прослушивания не будет предметов способных звенеть и резонировать под воздействием низкочастотных волн. T50 вполне способны оживить сервиз в шкафу, а уж подвесной потолок типа Армстронг однозначно пустится в пляс.

Всю же ценность пассивных излучателей можно ощутить на записях японских барабанов. Они в исполнении Т50 были абсолютно гармоничны, полновесны и убедительны.

От середины вверх

Начиная с верхнего баса и до предела слышимости верхних частот, Т50 производят впечатление вполне сбалансированной и ровной по характеру акустики. Подача музыки в хорошем смысле нейтральная и точная — тот самый саунд Polk Audio, который я помню со времен первого знакомства с акустикой этого бренда.

Рупорное оформление твитера дает недвусмысленный намек на то, что акустику лучше направлять на слушателя. И действительно, получить наилучшую локализацию виртуальных источников звука можно только при сравнительно небольшом отклонении от оси излучения, когда из точки прослушивания вы можете разглядеть купол твитера и стенки рупора на всю глубину.

Соблюдая это условие, интересно поэкспериментировать с глубиной и шириной сцены, меняя поворот осей излучения и расположение точки прослушивания. При должном усердии можно выстроить сцену так, что концертная версия «Отеля Калифорния» будет звучать эталонно.

А если аудиофильские задачи в повестку дня не входят и нужно просто озвучить помещение, можно смело ориентировать оси излучения параллельно друг другу. В этом случае не будет столь точной локализации и подробной проработки сцены, но комната равномерно заполнится звуком. Важно, что и тональный баланс от этого не пострадает.

Даже большое отклонение от оси не дает существенного влияния на общую подачу музыки и не меняет общее восприятие. Вокальный диапазон сохраняет интонационную точность. Некоторая разница в оттенках наблюдается только в верхнечастотном диапазоне: на оси звук более светлый, а вне оси скорее нейтральный. В обоих случаях акустика сохраняет жанровую универсальность, комфортную, не раздражающую подачу даже сложной для восприятия музыки, а так же очень достойную для своего класса степень детализации.

В «Let There Be Love» Laura Fygi акустика аккуратно и ненавязчиво, не разрушая общей музыкальной картины, подчеркивает аудиофильские прелести записи, едва заметные шумы, шорохи, вздохи и прочие мелочи. Сибилянты в «In My Secret Life» Katie Melua слух не режут, звучат красиво и пикантно, как им и положено звучать в приличной системе.

Т50 в целом очень красиво обходятся с женским вокалом. Степень выразительности и артикулированости, которую они демонстрируют на такого рода музыкальных композициях, иногда просто завораживает. LP так вообще до мурашек пробирает. Оторваться от прослушивания довольно сложно.

Чем больше я перебирал записей джаза, классики, акустической музыки и рока всевозможных течений и направлений, тем больше мне хотелось отметить тот факт, что Т50 звучат детально.

Но читающие эти строки резонно заметят: «О какой детальности в принципе может идти речь применительно к недорогой акустике?!» Вопрос резонный. И действительно, слушая Т50 нельзя было не заметить того факта, что более дорогие модели того же Polk Audio, равно как и других производителей, способны раскрывать музыку полнее. Однако, именно эта модель, во-первых, не упрощает музыку так очевидно, как это делают другие напольники, конкурирующие с ней по цене, а во-вторых, внося в материал какие-либо упрощения она сохраняет все ключевые моменты и не сваливает в кашу даже записи с очень плотно заполненным СЧ/НЧ-диапазоном.

Например — гитарные партии в первом альбоме Alex Clare не воспринимаются как шум или гул. Хорошо понятен каждый рифф и удар по струнам. А на «Blackstar» Дэвида Боуи Т50 хорошо передали общую мистическую атмосферу композиции, не запутались в ритмических рисунках и хорошо справились с форсированным басом. Иными словами, эти напольники способны донести суть музыки разных жанров, не утратив чего-либо по-настоящему значимого. А это, согласитесь, ценное свойство.

Выводы

Следуя выбранной когда-то давно стратегии, разработчики Polk Audio продолжают создавать акустику с крайне привлекательным сочетанием цены и качества. Колонки получились жанрово универсальные и даже усиленный НЧ-фундамент не мешает им справляться с разной музыкой. Не пытаясь прыгнуть выше головы и удивить будущих покупателей чем-либо не связанным напрямую со звуком, Т50 готовы с чистой совестью отработать каждую вложенную в них копейку. Подход, который, как и характер звучания Polk Audio, подкупает своей честностью и не вызывает каких либо существенных претензий. Но над дизайном я бы все-таки еще поработал.

Привлекательное соотношение цены/качества, сбалансированное и детальное звучание, хорошее рассеивание верхних частот при прослушивании вне точки фокуса, высокая чувствительность

Несовременный дизайн, отсутствует выбор отделок

Polk Audio T50

29 990 рублей

Акустическое оформление: закрытое с пассивными излучателями

ВЧ динамик: 25-мм шелковый купол в рупорном оформлении

СЧ/НЧ динамик: 165-мм конус из композитного материала

Пассивные НЧ излучатели: 2х165 мм конус из композитного материала

Диапазон частот: 38–24000 Гц

Импеданс: 6 Ом

Чувствительность: 90 дБ

Мощность: до 150 Вт

Габариты: 927х235х222 мм