Новая технология в акустике — многокамерный трансформатор

ТEКСТ: Комментарии (26)
72.55 дБ
Новая технология в акустике — многокамерный трансформатор

Оказывается, ещё не всё в акустике изобретено до нас, осталось место и для свежих идей. Эта статья - о необычном и весьма интересном способе акустического оформления динамиков "Многокамерный акустический трансформатор", предлагаемом лабораторией акустики Dorius.

Добрый день, уважаемые читатели, встречайте новичка на портале Stereo.ru! Меня зовут Владимир Данилов, я руководитель лаборатории акустики и интернет-магазина Dorius Audio. В своей первой заметке я хотел бы рассказать вам о необычной и весьма эффективной технологии акустического оформления под названием «многокамерный акустический трансформатор».

Первые исследования в этом направлении были начаты ещё в 2002-2003 году. Первоначальная идея заключалась в создании короткого обратного рупора, способного эффективно воспроизводить самые низкие частоты за счёт использования особой структуры, замедляющей фазовую скорость акустической волны в канале рупора. Прототипом такого решения послужили антенны поверхностных волн, известные из техники СВЧ. В своём первом варианте замедляющая структура представляла собой ряд поперечных стенок, перегораживающих канал рупора, с отверстиями постепенно увеличивающегося диаметра. Эксперименты подтвердили, что принцип работает, необходимую длину рупора для той же нижней граничной частоты можно существенно сократить. Дальше началась работа по оптимизации разных параметров – равномерности АЧХ и фазы, акустической нагрузки на динамик, ГВЗ, сшивки излучения рупора с собственным излучением динамика, и в итоге получилась многокамерная конструкция в её сегодняшнем виде, которую мы применяем последние десять лет во всех наших АС.

В 2009 году на эту конструкцию был получен патент на изобретение (№ 2377738 RU, МПК H04R 1/02, заявка 23.06.2008, опубл. 27.12.2009).

Акустический трансформатор представляет собой последовательность камер возрастающего объёма, соединённых трубами или щелями возрастающего сечения. Динамик нагружен на первую, самую маленькую камеру, а излучение в пространство осуществляется из последней, самой большой. При определённом сочетании объёмов камер и сечения труб вся конструкция перестаёт быть просто набором резонаторов, а начинает вести себя как длинная линия с переменным волновым сопротивлением, т. е. как обратный рупор. При этом за динамиком в первой камере находится область высокого давления с малым объёмным смещением, а в выходной камере, наоборот, - при низком давлении раскачивается большое объёмное смещение, как при использовании басовой головки на два-три калибра крупнее. Сам динамик, заторможенный первой камерой, практически стоит на месте, обеспечивая рекордно низкий уровень нелинейных и допплеровских искажений.

Многокамерный трансформатор позволяет получить отличный бас, глубокий и чистый, даже от головок малого калибра, начиная от 4 дюймов. Скажу даже более – чем меньше диаметр головки, тем эффективнее работает вся конструкция.

Для иллюстрации на графике приведена АЧХ одного и того же динамика Fostex FE126 в закрытом ящике 8 л и в тестовом многокамерном корпусе общим объёмом 60 л. Прекрасно видна ровная басовая полка от 40 Гц, и это для крохотного лёгкого широкополосника! На провал выше 100 Гц не обращайте внимания, это особенность конкретного тестового ящика.

На практике удалось добиться продления басовой полки на октаву ниже собственной резонансной частоты динамика, достичь отдачи на самых низких частотах до 18-20 дБ выше, чем у того же динамика в закрытом ящике. Поскольку объёмное смещение, т. е. уровень громкости на НЧ, раскачивается акустически при уровне искажений во всей басовой области 0,1 – 1%. Единственной платой за выдающиеся характеристики является требуемый общий объём акустической системы, в разы превосходящий традиционные виды оформления для тех же динамиков.


На фото выше пример — напольная двухполосная АС Dorius Canto, использующая пару мидбасов ScanSpeak размером всего 4”, и реальная АЧХ обоих каналов в нашем шоу-руме, снятая с места прослушивания (видимый спад на ВЧ обусловлен тем, что микрофон направлен в центр между АС). Никаких 12-дюймовых «утюгов», никаких киловаттных усилителей и килограммовых катушек индуктивности – только лёгкие и быстрые головки с прекрасной серединой, плюс точно настроенное оформление.

Продолжение обязательно следует!

ТЕГИ:#Dorius
72.55 дБ +

Комментарии

#

Спасибо, интересно.

Сам принцип напомнил мне церковную акустику или Voxhall, когда из малого верхнего купола звук распространяется по всё более объемным помещениям, и возможно, доходит до инфразвука. Возможно в пещерах, таким же образом образующийся инфразвук, излучаемый на срезе выхода, вызывает чувство опасности и присутствия.

Правильно ли я понял, что динамик тормозиться тыльной стороной в первой камере?

Основной бас исходит от последней камеры, а не от лицевой стороны динамика? Или в каком-то соотношении?

Куда у акустики выходит последняя камера?


- 50 дБ +
#

Да, всё верно. Динамик установлен тыльной стороной в первую камеру. Основной бас в полосе до трёх октав излучается из большой щели в последней камере, стыковка с излучением лицевой стороны динамика обычно происходит в районе 90-120 Гц.

Для корректного сопряжения излучения трансформатора и динамика очень важно выдержать строго рассчитанную длину пути внутри трансформатора от тыла динамика до выходной щели. Обычно требуемая длина пути такова, что выходную щель приходится делать на передней панели, рядом с динамиком. Пример на фото - одна из недавних работ нашего ателье на лёгком широкополоснике Fostex FE206 в многокамерном оформлении:

- 53.01 дБ +
#

Есть пара Fostex FX120 и хотелось сделать акустику по вашей технологии. Можете предложить вариант исполнения кабинета? Буду очень благодарен.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Без проблем, привозите или высылайте мне динамики, я их обмерю, рассчитаю и изготовлю корпуса, точно настроенные именно под эту пару. По вкусу можем подобрать подходящую пищалку или супертвитер. Предварительно под каждый динамик потребуется корпус суммарным чистым объёмом 40-50 литров, пропорции и форму можно варьировать в широких пределах, есть возможность выклеивать гнутые детали под прессом.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Dorius_Audio #

Спасибо за приглашение, но не готов к такому. Хотел построить самостоятельно по чертежам или эскизам, если таковые у вас имеются.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Вадим, прошу понять правильно, это всё-таки коммерческий проект, и я принципиально не раскрываю никому чертежи. Для тех, кто предпочитает собирать акустику сам, я могу предложить только готовые корпуса. Как вариант - под Вашу чистовую отделку, это будет ощутимо дешевле. Но даже и с нашей отделкой - шпонированием, покраской, с гнутыми элементами цена будет абсолютно адекватной.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Dorius_Audio #

Спасибо! Я уже понял.

Хочу пожелать вам успехов и творческих удач!

- 61.46 дБ +
#
- 53.01 дБ +

Ага, там ещё маленькие рупорки. :-))

Сейчас рупора на ленту ставим большие, и сами ленточные головки новой модификации, сделанные Дмитрием Малиновским специально по нашему заказу, вот такие:

- 53.01 дБ +

Я просто видео в прошлом году не писал :))

- 50 дБ +

В прошлом году я их не выставлял, только маленькие Canto. Мы с Эриданом общий стенд устроили. Кстати, только на днях Александр привёз усилитель с цапом после доработки, впечатления просто восторженные. Думаю, даже отдельную статью напишу :-)

- 50 дБ +

Ааа, ну да:)) Уже путаться начинает всё. Хотя казалось бы и года не прошло:))

- 50 дБ +

- 50 дБ +

Усилитель получается играет колоссальное значение для Вашей акустики? Или можно с дешёвым её в пару поставить?

- 50 дБ +

Скажем так - многокамерное оформление работает с динамиком и усилителем, как единое целое, так что параметры усилителя (в основном, выходное сопротивление) обязательно надо учитывать при проектировании. Например, один и тот же динамик с теми же граничными параметрами при работе с ламповым однотактом с Rвых 2-3 Ом требует на 20% большего объёма камер, чем с транзисторным глубокоосником с миллиомами на выходе. С ценой прямой связи, конечно, нет, просто я стараюсь делать качественную акустику, требующую адекватного усиления.

- 50 дБ +

Прошу сильно не пинать, надеюсь не сильно отниму Ваше время. Реально за 100 тыс. сделать акустику с хорошей детализацией для дешёвого усилителя yamaha wxa-50

- 50 дБ +

Да, конечно, можно даже и в меньший бюджет уложиться. Если интересно, моя почта admin@dorius.ru, тел./whatsapp 925 024 18 33

- 50 дБ +
#

Круто! Молодцы! Жанровые предпочтения есть у вашей акустики или всё отыгрывают? Трэш, хэви, электроника им по силе? Я понимаю, что джазец и блюз у многих в приоритете, но именно по универсальности вопросы есть)

- 50 дБ +

Спасибо за тёплые слова! Естественно, жанровые предпочтения остаются - тонкие переливы сопрано и бластбит с "влажными гитарками" требуют абсолютно разных технических решений. Двигаясь к универсальности, обязательно либо что-то теряешь, либо за что-то лишнее переплачиваешь.

Само собой, мы делаем модели и для насыщенных жанров. На фото напольники CX-1 на базе коаксиалов 8" с жёстким подвесом, твёрдым бумажным диффузором, мощнейшим магнитом и титановым драйвером. Многокамерное оформление настроено на максимально быстрый и точный бас, корпус дополнительно усилен:

Или модульная конструкция SoundBrick, набираемая из нужного числа модулей SB-Mini и пассивных басовых звеньев SB-Sub. Изначально задумывалась для домкино, но очень хороша для рока и электроники:


- 53.01 дБ +
#

Спасибо, интересно.

Редакция запрещает публиковать цены?

- 50 дБ +

Я тут новичок, ещё со всеми порядками не освоился. На других площадках бывает довольно жёсткое отношение :-)

Все цены на акустику Dorius можно найти на dorius.ru

- 50 дБ +

Да да, аккуратно надо. А то подумают, что реклама, и всё снесут.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

Не думаю... Ну я бы точно не стал бы ничего сносить. А насчет цен - было бы странно вот только их запрещать, потому что при наличии работающего сайта все найти можно за минуту, достаточно одного названия. Так что какой смысл в данном случае в ограничениях?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Просто предположение.

- 50 дБ +
#

Просто технарское любопытство: вч аналогичным образом пробовали оформлять?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AVR55 #

В модели да, можно разогнать серьёзное давление для концертов и промышленных излучателей. На практике для домашнего аудио, если не хватает отдачи или ширины ДН от головки без оформления, вполне достаточно рупоров или Карлсона.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.