Легендарная фирма Bang & Olufsen представила публике свое новое детище — полностью беспроводной домашний кинотеатр High-End-класса. Новая технология беспроводной передачи звука, новые колонки и заявка на переворот в аудиоиндустрии, не меньше того, что учинили усилительные модули ICEpower 10 лет назад.

Скажем прямо, Bang & Olufsen не часто радует новостями искушенную в аудио публику. Их целевая аудитория — просвещенные буржуа, ценители дизайна и современного искусства, для которых аудиосистема — это прежде всего часть интерьера. Профессиональную прессу Bang & Olufsen зовет в гости по особым случаям, и этот как раз такой.

Здание головного офиса Bang & Olufsen близ городка Штруэр в 1998 году построило датское бюро KHR (на их счету, кроме прочих проектов, метро и аэропорт в Копенгагене), знаменитое своими модернистскими и одновременно очень минималистичными и продуманными сооружениями. Так, одно крыло здания Bang & Olufsen приподнято над землей — под ним проходит старая пастушья тропа, и каждый день работники компании наблюдают у себя во дворе пасущихся овечек.

Датские инженеры всерьез взялись за беспроводные технологии. Однажды они уже совершили переворот, выпустив на рынок усилительные модули ICEpower в классе D, по прошествии всего десятилетия такие усилители стали де-факто стандартом для потребительской электроники, и немало производителей Hi-Fi- и High-End-аппаратуры с удовольствием строят на базе разработок Bang & Olufsen собственную технику. Нечто подобное может случиться и теперь, так что мы отправились в Данию, чтобы познакомиться с новинками лично.

Напольная акустическая система Beolab 18 снабжена парой фирменных усилителей в классе D, полочная колонка Beolab 17 также активная и со сменным грилем, сабвуфер Beolab 19 снабжен двумя диффузорами по 8 дюймов и двумя усилителями мощностью 160 Вт каждый. Корпус представляет собой две цельные половинки, отлитые под давлением в 14 т.

Итак, перед нами новый кинотеатральный комплект из серии Beolab, в котором центральным каналом и головным устройством служит телевизор Bang & Olufsen, и к нему, на этот раз совершенно без проводов, можно подключить акустику с индексом 17 и 18 (полочники и напольники) и сабвуфер Beolab 19. Надо сказать, что эти АС весьма интересны и сами по себе, но прежде всего нас интересуют их беспроводные возможности.

Технология

Для работы по воздуху здесь используется принципиально новый протокол под названием WiSA, разработанный американской фирмой Summit Semiconductor. Устройства, работающие на базе WiSA, способны поддерживать до восьми аудиоканалов и передавать по ним одновременно сигнал разрешением 24 бит/96 кГц и динамическим диапазоном в 140 дБ. То есть это наконец-то тот беспроводной протокол, который обеспечит звук высокого разрешения, да и вообще чисто технически здесь уже нет вопросов к качеству передаваемого сигнала. При этом сама передача ведется в диапазоне 5 кГц, что устраняет проблемы пересечения с Wi-Fi-сетями, более того, трансмиттер и приемник используют непрерывно 24 канала связи и автоматически переходят с одного на другой в зависимости от зафиксированных нарушений в передаче данных.

Таким образом радикально решается проблема потери сигнала, и потенциал устойчивости у такого соединения получается значительно выше, чем у традиционного Wi-Fi. Ошибки в передаче, тем не менее, присутствуют и исправляются путем классической интерполяции, и вот здесь пока еще есть некоторые подводные камни. Скажем, при передаче сигнала 96 кГц/24 бит количество ошибок естественным образом становится значительно больше, чем при размерности сигнала 44,1 кГц/16 бит. Этот фактор, а также тот немаловажный факт, что записи высокого разрешения все еще остаются на рынке большой редкостью, привел разработчиков к выводу, что оптимально будет передавать звук на колонки с разрешением 44,1 кГц/16 бит.

Во время презентации можно было в режиме реального времени проследить за количеством ошибок в передаче данных по новому протоколу WiSA. Точность не падала ниже 99,9%.

Фактически мы имеем полноценный домашний кинотеатр с возможностью подключения дополнительных зон, обещающий неслыханные ранее надежность и качество беспроводного соединения между компонентами. Наглядные опыты подтвердили заявления разработчиков, колонки действительно играют, не теряют сигнал и прекрасно работают даже на расстоянии 30 м друг от друга. Весьма кстати здесь пришлась идеология Bang & Olufsen, состоящая в отказе от усилителей в пользу активных акустических систем, инженерам оставалось только оснастить их беспроводными модулями, и — вуаля! — перед нами инновационный продукт.

«Тонмейстер» Bang & Olufsen Джофф Мартин лично показал европейским журналистам свою новую разработку.

Надо сказать, что вопросов к качеству звука при работе по протоколу WiSA не возникало, более того — отличить звучание колонок, подключенных традиционным способом, и беспроводных я бы не взялся. Теперь остается только следить за развитием событий. Дело в том, что Bang & Olufsen стала одной из первых известных компаний, кто поддержал новый протокол передачи данных на рынке. Теперь, если эта технология найдет широкое распространение в аудиоиндустрии, мы можем получить новый универсальный стандарт беспроводного соединения, и через 10 лет действительно забудем, как соединяли ресивер с колонками медным проводом…

Производство

Самый главный секрет Bang & Olufsen — это собственный завод по обработке алюминия в Дании. Еще в конце 90-х он был полностью укомплектован японскими роботами и сегодня обеспечивает идеальными металлическими деталями не только саму компанию, но и большинство европейских автопроизводителей. Шикарные алюминиевые детали вашего Mercedes S-klass, BMW 7, Audi A8 и даже Aston Martin сделаны именно здесь — это тоже Bang & Olufsen.

Станки, станки, станки...
Алюминиевые трубы-заготовки. Из них получатся элегантные корпуса колонок Beolab 18
Корпус акустической системы Beolab 17 после первой полировки (после второй он станет матовым). Чтобы исключить брак, вызванный попаданием на корпус кожного сала, на заводе работают в белых перчатках.

Медитативное зрелище: японские роботы полируют датские колонки (эксклюзивное видео!):

История

Самое первое изделие Питера Бэнга и Свенда Олуфсена — универсальный блок питания для портативных приемников. Только после успеха этого проекта друзья перешли к изготовлению сначала собственно приемников, а потом и другой аудиотехники.
Bang & Olufsen Beocord 84U — первое устройство для магнитной записи звука. Аппарат был построен в 1947 году и записывал сигнал не на ленту, а на проволоку.
Проигрыватель Beogram 4002 с тангенциальным тонармом (выпуск 1975 года) стал образцом индустриального дизайна своего времени. По сей день эти аппараты можно купить на вторичном рынке, а поскольку оригинальные ГЗС Bang & Olufsen теперь не достать, в Европе открыли частное производство головок специально для винтажных проигрывателей B&O.
Живые легенды: Тюнер Beomaster 5000 и усилитель Beolab 5000 появились на свет в 1967 году и совершили переворот во взглядах на дизайн аудиотехники.
Слева: Bang & Olufsen всегда старались диверсифицировать бизнес. С 1947-го по 54-й годы компания выпускала еще и электробритвы. Справа: отцы основатели фирмы Питер Бэнг и Свенд Олуфсен, и бессменный логотип компании, который ничуть не изменился за все время существования Bang & Olufsen