Тест напольной акустики DALI Oberon 5: туман рассеялся

ТEКСТ: Комментарии (23)
76.23 дБ
Тест напольной акустики DALI Oberon 5: туман рассеялся

Распрощавшись с серией Zensor, выпускавшейся в течение семи лет, DALI объявила ей замену. Это линейка Oberon. Если бы в новых колонках использовались какие-то решения из их предшественников, то, скорее всего, название семейства фирма менять не стала бы, добавив к нему какой-нибудь индекс — как это не раз происходило, например, с Ikon. Но поскольку в данном случае акустика разработана с нуля, то и название дано новое. В Oberon нашлось место для большинства свежих технологий компании, поэтому неудивительно, что и стоят они немного дороже, чем Zensor. Посмотрим, соответствует ли прирост в качестве звучания этой разнице.

Пятая модель — вторая по старшинству в серии Oberon и позиционируется как компактные напольники. Они действительно небольшие, но в основном это касается их роста, поскольку площадь, занимаемую Oberon 5, определяет цоколь. Она ближе к обычным напольникам. Зато сам цоколь представляет собой алюминиевую раму, и с ним колонки как бы парят над полом. А небольшой зазор между грилями и передней панелью АС усиливает этот эффект легкости.

Чтобы защитные решетки не прилегали к передней панели, пришлось отказаться от магнитного крепления

За высокие частоты отвечает динамик с ультралегкой диафрагмой относительно большого диаметра (29 мм). В других моделях серии установлен такой же — потенциально это должно улучшить интеграцию при работе в многоканальной системе. В Oberon 5 он работает от 2400 Гц. СЧ/НЧ-динамики с диффузорами из бумажной массы, армированной древесными волокнами, выглядят как давно знакомые. Но на самом деле они полностью новые, начиная с диффузоров и заканчивая магнитной системой c применением SMC. В настоящий момент это самые доступные напольники, в которых используется данная технология. Она улучшает однородность магнитного поля в рабочей зоне звуковой катушки, а благодаря уменьшению влияния вихревых токов и гистерезиса существенно снижает искажения, особенно уровень третьей гармоники. Катушка этих динамиков четырехслойная, выполнена омедненным алюминиевым проводом.

Тканевый купол ВЧ-динамика в Oberon примерно вдвое легче аналогичных диффузоров твитеров, имеющихся на рынке (если отталкиваться от среднего значения)

Слушал я эти АС с Naim Uniti Star, вначале в роли источника-усилителя, а затем работу оконечника я передал усилителю Densen B120, оставив Star функции источника и предусилителя. Акустические кабели в моем распоряжении были из разных ценовых категорий: Atlas Hyper 3.5 и Atlas Mavros.

Разработчики выбрали резиновый подвес, чтобы обеспечить большую гибкость. Демпфирование у него невысокое, так что все движения диффузора контролирует система магнит/катушка

Как и многие другие модели DALI, Oberon 5 лучше ставить параллельно друг другу, без разворота на слушателя. В этом положении они сразу же, без дополнительных манипуляций, рисуют широкую сцену с устойчивым центром и достаточной для большинства жанров фокусировкой. Дисперсия ВЧ-динамиков такова, что и на оси излучения высокие частоты не становятся преобладающими. Их ровно столько, чтобы обеспечить ясность без напряжения, не вызывая утомления при длительном прослушивании.

Внести ясность

СЧ/НЧ-динамикам приходится трудиться в довольно широком диапазоне, так что технология SMC здесь оказалась очень кстати. В сравнении с «обычными» АС прозрачность средних частот вызывает ассоциации с работой фильтра Dehaze (убирающего дымку) в Фотошопе. Поначалу эта отчетливость кажется немного искусственной, но лишь поначалу, поскольку к ней очень быстро привыкаешь и возвращаться к старому желания не возникает.

Такие диффузоры уже стали визитной карточкой акустики DALI. Но технологии и материалы совершенствуются, а с ними и динамики

Поднеся руку к широкому выходу порта фазоинвертора, расположенного на задней стенке, я ощутил, как много воздуха колеблется при его работе. Каких-либо призвуков при этом не возникло, думаю, благодаря аэродинамическим очертаниям его раструба. Глубина баса примерно соответствует тому, что можно ожидать от АС такого размера. Он хорошо очерчен, достаточно разборчив тонально, а главное — не вызывает желания что-то менять: передвигать колонки, вставлять заглушки и т. д. Ни на одной из предложенных записей он не доминировал, но и нехватки каких-либо нот не ощущалось.

Широкая диаграмма направленности твитеров в сочетании с их низким расположением относительно сидящего слушателя дает один необычный эффект. При изменении точки восприятия по высоте АЧХ практически неизменна, что хорошо. Но вот сцена становится глубже и даже почти охватывает слушателя, когда он находится на оси ВЧ-динамиков, то есть примерно полулежа. Возникает естественное желание повторить эту картину, сидя на стуле или в кресле. Но попытка направить АС немного вверх ни к чему хорошему не привела: сцена действительно стала четче, но появилась неравномерность спектра в области нижней середины. Стало понятно, что в формирование сцены Oberon 5 существенную роль вносят отражения от пола. Для их уменьшения обычного ковролина оказалось недостаточно.

Интересно, что в таблице технических характеристик указана и рекомендованная поверхность, на которую следует устанавливать данные АС: это пол

Ясность и детальность этих DALI побуждают к прослушиванию старых неярких записей. Действительно, рип 24/96 с винила Uriah Heep «Sweet Freedom» звучит неброско — в этой записи нет элементов, излишне привлекающих внимание. Это тембровое равноправие позволило полностью забыть о звуке и переключить восприятие на музыку. С другой стороны, нельзя сказать, что современные или резкие фонограммы играли слишком ярко или утомительно — Oberon 5 удается сохранить определенную деликатность, ничем при этом не жертвуя.

Готовность к сотрудничеству

Колонки нетребовательны к усилителю, но если предложить им более мощного и умелого партнера, они отыграют с ним на высоком уровне. Densen B120 добавил напора в нарочито грязной «The Nile Song» группы Pink Floyd и придал гладкость и лоск альбому Fish «Internal Exile», которых не было в варианте, предложенном Naim. Запись перестала напоминать о раннем Genesis и обрела вполне современное прочтение. Голос солиста зазвучал одновременно вкрадчиво и полновесно — стало интересно слушать и текст, и мелодию. Тот же эффект наблюдался и в воспроизведении вокала Дугласа Перри в треке «Open The Kingdom» Филипа Гласса.

Звукопоглощающий материал внутри корпуса есть на всех стенках, кроме передней. Сделано это для точности работы тылового фазоинвертора

В целом с Densen у Oberon 5 середина стала выразительнее, а верха — чуть аккуратнее. Но переключившись обратно, вовсе не чувствуешь себя обделенным. А в защиту Naim можно сказать, что в конце увертюры к опере «Вильгельм Телль» в исполнении Мюнхенского филармонического оркестра под управлением С. Челибидаке ударные прозвучали более хлестко именно с Uniti Star. Впрочем, оркестр в целом у Densen получился практически эталонным.

С кабелями ситуация аналогичная: Atlas Mavros добавил нюансов и деталей, улучшил микродинамику DALI. Но в другие колонки, как это порой случалось с некоторыми АС, он их не превратил. А с Hyper 3.5 стало понятно, что без всей этой интересной, но дополнительной информации вполне можно обойтись. Сбалансированность и цельность — вот что действительно важно, а ее Oberon 5 способны обеспечить, не прибегая к запрещенным приемам.

Цоколь в виде жесткой и легкой алюминиевой рамы приподнимает колонки над полом и участвует в формировании звучания

Жанровых ограничений у этих АС практически нет. Можно их при желании упрекнуть в некоторой схематичности при подаче сложных классических произведений. Но акустика, превосходящая DALI глубиной сцены, прозрачностью и нюансировкой, будет стоить заметно дороже. А если нужно передать задор и драйв, у Oberon 5 не возникнет с этим затруднений — и энергию рока, и джазовый свинг они донесут в полной мере, но без преувеличений.

Выводы

Колонки получились сбалансированные и совсем не капризные — как к партнерам, так и к размещению (с небольшой оговоркой насчет положения слушателя по высоте). Они подойдут большинству меломанов, ценящих ясность, эмоциональную подачу и ровный частотный баланс. Благодаря технологии SMC они могут поставить новую планку по детальности и прозрачности в своем классе. А низкие искажения позволяют слушать музыку в исполнении Oberon 5 довольно долго и громко без утомления.

Вариантов отделки (если сравнивать с Zensor) стало больше. Их теперь четыре: черный, белый, светлый орех и темный дуб

Достоинства: отчетливое и ровное звучание, точная и устойчивая стереосцена, нетребовательны к подбору системы и размещению

Недостатки: стереосцена зависит от высоты точки прослушивания

Официальный сайт: DALI Oberon 5

Цена: 60 400 рублей

Паспортные данные

Акустическое оформление: фазоинверторное

Количество полос: 2

ВЧ-динамик: 1x29 мм, тканевый купол

СЧ/НЧ-динамики: 2x133 мм, армированная древесными волокнами бумага

Частота кроссовера: 2400 Гц

Диапазон частот: 39-26 000 Гц

Чувствительность: 88 дБ

Импеданс: 6 Ом

Рекомендуемая мощность усилителя: 30-150 Вт

Двухкабельное подключение: нет

Габариты (с цоколем): 830x162x283 мм

Масса: 10,8 кг

ТЕГИ:#DALI
76.23 дБ +

Комментарии

#

Я слушал-удачная серия и нравится мне больше,чем Цензор. У кого есть деньги,то конечно лучше серии с гибридным твиттером..

- 50 дБ +
#

Внешне выглядит как удешевленный Цензор

- 40.97 дБ +
⇡ в ответ @dead_rat #

Только стоит Оберон дороже. 5-ка стоит дороже цензора 7-ки.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Android #

Так илеально же, себестоимость вниз, цена вверх. Бизнес процветает.

Я не первый день работаю на большую корпорацию, насмотрелся.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @dead_rat #

вы неправы. Цезоры с хромированными элементами выглядит грубее и дешевле. Здесь дизайн найс с серыми грилями.

- 57.78 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Да. И дизайн более аккуратный и симпатичный, и звук интереснее чем у Zensor. Внимательнее всего я слушал именно пятерки - они цельными получились. Со своим характером, с почерком, не безликие и DALI в этом всем узнается. Но звук цельный, его не перекашивает, ничего не торчит в стороны и не выпадает. Zensor, на мой слух опять же, были более крикливыми и со слега разлаженной серединкой.

- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Ну дизайн Оберон я бы сказал на любителя.....Варианты расцветки пленки интереснее.

Мне лично больше нравится классический вид грилей без скругленных углов.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @dead_rat #

Себестоимость давно вниз не идет ни у кого. Инфляция. Дорожают и материалы и работы. Если говорить про Oberon и примененные там технологии, то себестоимость однозначно выше, чем у Zensor.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Android #

Это только сейчас, т.к. идет распродажа Zensor

- 50 дБ +
#

Судя по обзору, прекрасные колонки...

Недостатки: стереосцена зависит от высоты точки прослушивания
...Но вот сцена становится глубже и даже почти охватывает слушателя, когда он находится на оси ВЧ-динамиков, то есть примерно полулежа...

... только вот слушать их надо полулежа...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @artemf #

Или использовать подставки.))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @artemf #

Полулежа не надо - среднее кресло для отдыха вполне подойдет, не очень высокий диван тоже.

На самом деле по высоте нужно прилаживаться к любой акустике и на практике, когда лучшим вариантом оказывается высокий стул, найти что нибудь удобное и одновременно подходящее для комфортного длительного прослушивания, становится той еще задачей.

- 50 дБ +
#

Жаль нет сравнения со старыми Zensor 5

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Funk280 #

Если вам интересно мое мнение,то они лучше Цензор 5.А по высоте,то лучше их приподнять,чтобы твиттеры были примерно на уровне ушей.. Но это аксиома для всех колонок..За крайне редким исключением,типа Омни,а что еще лучше-контрапертура..

- 60 дБ +
⇡ в ответ @george #

В чем проявляется разность в звучании?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Andrey80 #

Сами послушайте и сравните-Уши у нас разные.. Более всего разница будет заметна на с/ч и н/ч.. Есть смысл попробовать их с кабелями от Чернов,тут по бюджету..

- 50 дБ +
⇡ в ответ @george #

Было бы где,наверно можно бы сравнить ради интереса. В нашей"деревне"с салонами совсем туго,потому приходится доверять "чужим" ушам....

- 50 дБ +
#

Тогда довертесь моему слуху,что Цензор хуже..

- 50 дБ +
⇡ в ответ @george #

Вопрос только на сколько,чтобы за Оберон заплатить почти в 2 раза больше,чем за цензор.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Andrey80 #

Это извечный вопрос :)

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Andrey80 #

Не стоит покупать оба!

Меганачальное изделие.

- 40 дБ +
⇡ в ответ @Kolyvan #

Уже куплены цензоры 3. И я скажу,что меня лично они радуют.Так что все субъективно.

В любом случае с чего то начинать нужно. Да и не у всех есть возможность "прыгнуть" сразу в "премиум" класс.

- 56.02 дБ +
#

Многие сравнивают Zensor 5 и Oberon 5. Так вот, как обладатель первых, а теперь и вторых (а в промежутке и Dynaudio Excite) скажу, что явно бросается в уши разница в качестве баса. У Oberon он очерчен много лучше! Также Oberon'ы на слух явно тяготеют к более ровной АЧХ, в них все еще есть фирменное звучание Dali, но явного выпячивания звука меньше, они не утомляют.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.