Российский дистрибьютор MMS Cinema специализируется на продуктах для домашних кинозалов и сложных решений AV-интеграции. С некоторых пор именно такая разновидность High End — наиболее востребованный формат, в то время как привычные кинотеатры с AV-ресиверами и расставленной по углам акустикой все меньше устраивают потребителей. Почему так происходит, зачем встраивать акустику в стены, что общего у пульта от телевизора и умного дома и зачем инсталляторы закапывают сабвуферы в саду? На все эти вопросы отвечали выступающие на конференции.
Открыл мероприятие директор по развитию компании MMS Cinema Олег Люгин. Он поделился своим анализом ситуации на рынке, сделанном на базе актуальных статистических данных. Главный вывод по уже почти прошедшему году в целом соответствует ожиданиям и уже сформировавшемуся тренду: физические носители все больше уступают позиции стримингу, чему не смог помешать даже временный всплеск интереса к винилу.
Два других тренда менее очевидны и понятны лишь тем, кто не первый год работает в индустрии. В сегменте домашнего кинотеатра сокращаются продажи AV-ресиверов и одновременно с этим растут продажи активной акустики. Причиной этому является неспособность большинства производителей AV-ресиверов успеть за обновлением форматов многоканального звука. В итоге растут продажи AV-процессоров из небольшого списка производителей, тесно работающих с создателями многоканальных форматов и способных оперативно обновлять свои аппараты. Подъем интереса к активной акустике объясняется большей ее универсальностью и удобством в инсталляции. Не нужно подбирать и согласовывать усилитель с акустикой — апгрейд системы сведется лишь к обновлению или замене AV-процессора.
Дальше на сцену вышел Гербен Ван Дойл (Gerben Van Duyl) из компании Procella Audio. Сначала он напомнил, что его фирма зародилась в лаборатории DTS. Тогда команда специалистов смогла разработать первый кинотеатр с качеством звука 24 бит/96 кГц. Собственно эта команда потом ушла из DTS и создала Procella Audio.
Дойл рассказал собравшимся об основных правилах установки многоканальной акустики разных форматов, включая 3D-звук, и заострил внимание на частых ошибках, которые совершают даже опытные инсталляторы. Например, напомнил, что фронтальную заэкранную акустику нужно ставить не посередине экрана, а на высоте одной трети — это соответствует посадке слушателей и усредненному местоположению рта в сценах с крупным планом.
Несмотря на то, что в каталоге Procella Audio есть корпусная акустика, Дойл советовал встраивать акустику в стены. «Виной тому переходные процессы, возникающие на гранях передней панели», — объяснил он. — Звуковая волна преломляется на гранях, огибает корпус и достигает стены, перед которой установлена колонка. Прямое излучение и отраженный звук накладываются друг на друга, создают пики и провалы АЧХ».
Когда встроить колонки нельзя, следует ставить корпусные модели в ниши акустической оболочки комнаты. Простое решение для заэкранных систем — организация фальшстены. Акустика ставится вровень с ней с минимальным зазором вокруг корпуса. При этом пространство за фальшстеной не требует акустической обработки.
Помимо экскурса в тонкости инсталляторского дела, Гербен Ван Дойл представил новинку — акустику Procella P5. Модель занимает младшую позицию в линейке компании: она заметно компактнее модели Р6, но незначительно уступает ей по мощности и максимальному звуковому давлению.
Об экранах Screen Research рассказывал специалист компании MMS Cinema Александр Багдасаров. Главная тема — фирменные акустически прозрачные полотна ClearPix 2 и ClearPix 4K. Эти экраны изготовлены не путем перфорации, а тканым способом, благодаря чему они не приводят к нелинейному снижению звукового давления. Полотно ClearPix понижает отдачу акустики не на 3-5 дБ, а всего на 0,75 дБ. Причем после прохождения звука сквозь экран АЧХ сигнала не искажается на каком-либо конкретном участке.
Одно из центральных событий конференции — представление нового партнера MMS Cinema — компании URC. О бренде рассказал Кейс Ван Вендел Де Йоде (Cees van Wendel de Joode).
URC — частная компания, принадлежащая одному человеку. Офис находится в США, а производство в Корее. «Компания существует более 25 лет, специализируется на разработке пультов ДУ — это 80% бизнеса компании — и системах управления. За это время URC продала их более 100 млн. штук, — рассказал Кейс. — Конечно, не все произведенные пульты использовались для систем URC. Компания в роли OEM/ODM-производителя сотрудничает с LG, Samsung, Harman, Parasound, Dreamvision и другими компаниям, поэтому если у вас есть современный телевизор, вы уже с большой вероятностью пользователь URC».
На российском рынке бренд URC далеко не новичок, но ранее представляли только устройства серии Complete Control — универсальные пульты управления, программируемые с ПК. Эта линейка существует около 20 лет. Новая серия Total Control, поставками которой займется MMS Cinema, тоже имеет в составе универсальные пульты ДУ, однако управление осуществляется с помощью отдельно стоящих программируемых контроллеров. Еще одно отличие Total Control — бесплатная лицензия на приложения для устройств iOS и Android.
Возможности программирования контроллеров предельно широки. Максимальное количество управляемых зон — 32, при этом, помимо прямого управления основными функциями, жизнь дома можно автоматизировать с помощью таймеров или датчиков освещения, так что даже стереосистема станет утренним будильником. В качестве основного беспроводного протокола URC использует ZigBee, но в перспективе планируется переход на Wi-Fi грядущих стандартов.
Практически все новинки американского производителя Triad Speakers, которые представил Ян Велман (Ian Wellman), можно отнести к нестандартным инсталляционным решениям. Возглавляет список ландшафтная акустика: сателлиты GA4 Sat в исполнении на ножках — их втыкаются в грунт как автономные светильники, и садовый сабвуфер GA10 Sub, который ставится где-то на улице или закапывается в землю (звук выйдет через выведенную на поверхность трубу, слегка похожую на печную).
Есть в каталоге Triad Speakers и акустика для помещений. Модель SA 4/9, например, работает по принципу, схожему с сабвуфером, закопанным в землю. Снаружи в потолке делаются небольшие отверстия, а за ними монтируется массивный блок с несколькими излучателями, звук от которых выводится в помещение через небольшую трубу. Эта система окажется полезной, когда стандартная встройка велика или слишком заметна. Что любопытно: несмотря на всю специфику инсталляции, SA 4/9 обладает ненаправленным звучанием, в силу чего происходит равномерное озвучивание помещения.
Однако если для фоновой озвучки это большой плюс, то для домашнего кинотеатра — жирный минус. Для точного контроля излучения Triad Speakers разработала потолочный сателлит RotaSat, в котором можно поворачивать динамики в сторону точки прослушивания. Адепты Dolby Atmos и других 3D форматов оценят такую новинку по достоинству. А инсталляторам разработчики сделали особенный подарок в виде лазерного прицела, благодаря которому повышается точность ориентации RotaSat.
Помимо презентации новинок Triad Speakers, Ян Велман провел небольшой экскурс по линейке и технологиям компании SurgeX, производящей уникальные в своем роде системы защиты электропитания. В отличие от всех представленных на рынке устройств, SurgeX переводит избыточную энергию не на земляной провод или разрушающийся элемент, а рассеивает ее в специальном модуле, превращая в тепло.
Джулиан Джепсен из KEF привез на конференцию активную сетевую акустику KEF LS50W, причем российская премьера, состоявшаяся на конференции MMS Cinema, прошла за пару дней до официальной европейской премьеры. Но об этой новинке я уже успел подробно рассказать, поэтому уделим внимание другой — встраиваемой акустике Ci5160REF-THX. Ее планируют начать продавать в апреле 2017 года. Это интегрируемый в стену вариант напольной акустики серии Reference. Она имеет аналогичный набор излучателей, а значит, и соответствующий уровень качества звука. Акустика уже получила сертификат THX Ultra2.
Еще одна особенностью модели — алюминиевая фронтальная панель толщиной 10 мм, отсюда высокий уровень жесткости конструкции. Для сравнения: у текущей модели такого же форм-фактора Ci5160RL толщина фронтальной панели всего 5,5 мм.