Dolby и кинозвук, как порой кажется, понятия неразрывные. И если что-то хорошее происходит в кинозвуке — значит Dolby выпустила новый кодек. Так произошло и с последней разработкой объектного кодека Dolby Atmos. Решив узнать больше о жизни компании, мы обратились Алексею Угриновичу, генеральному директору представительства Dolby в России и СНГ. Во время беседы к нам присоединился его коллега — директор по кинопроизводству Александр Розанов (далее по тексту А.Р).

— Насколько мне известно, офис Dolby в России и СНГ весной этого года отметил пятилетний юбилей. Отсюда первый вопрос, чем именно занимается локальный офис, зачем вы здесь?

— На самом деле Dolby здесь с 1987 года, появилась еще во времена Советского Союза. Тогда первым крупным партнером стала киностудия «Мосфильм», — они до сих пор наши близкие друзья. Первопроходцем был Владимир Валерьянович Кузнецов, профессор ВГИК. Недавно мы ему вручили специальную награду — «25 лет с Dolby».

Собственный офис открылся пять лет назад, потому что изменилась концепция развития головной компании. Было решено, что Dolby должна стать ближе к рынкам. Раньше партнерам приходилось общаться с лондонским офисом, что было не всегда удобно — языковой барьер. Проще, когда вопросы, включая инженерные, решаются людьми, говорящими на одном языке. Вдобавок потенциал рынка России и СНГ довольно большой. Отмечу, что наш офис — это не только Россия, но и страны входящие в Содружество.

У локального офиса есть две крупные задачи, которые он решает. Первая — коммерческая, это продвижение и поддержка продуктов, внедрение, разработка проектов. А вторая, я бы сказал, экспертная. Dolby — всемирно признанный эксперт в области цифрового звука. Компания входит в большинство профессиональных мировых объединений, сертификационных организаций. В России мы — члены «НАТ» (Национальная ассоциация телерадиовещателей) и «АРПАТ» (Ассоциация разработчиков и производителей аппаратуры телерадиовещания). Мы выступаем экспертами, консультируем. Недавно мы помогали разработать поправки к закону «О Рекламе», связанные с ограничением уровня громкости звука рекламы и анонсов в телевизионных передачах и на радио. Тема актуальная, все знают, что уровень звука программы и рекламных блоков может сильно различаться, вдобавок сами программы могут отличаться по громкости, например новости от кино. Вдобавок громкость самих телеканалов разная. Что приводило к претензиям зрителей: «Я должен постоянно держать пульт в руках и менять громкость». Мы определили «границы», по большей части поделились мировым опытом. 25-го мая этого года поправки к закону вступили в силу.

— Мне кажется, о качестве аудио на телевидении никогда не заботились.

— Да, если в кино о ценности звука говорят часто, то на телевидении на вопрос «А какой у вас звук?», мы получали ответ: «Какой-то звук есть…». Сейчас в России и странах СНГ только идет переход на цифровое телевидение, тогда как в мире во многих местах этот процесс уже завершен. Мы считаем, у современного цифрового телевидения должен быть качественный звук, более того, он может быть многоканальным.

— И даже у телеканалов российских мультиплексов на DVB-T2?

— Первый и второй мультиплексы пока обходятся без HD-каналов. А без приличного качества картинки многоканальный звук теряет смысл. Но, скажем, «Первый канал» в HD-версии вещает в 5.1 Dolby, начиная с Зимних Олимпийских Игр 2014 в Сочи. Парад 70-летия Победы 9-го мая также шел в формате 5.1, и если у вас дома есть домашний кинотеатр, то вы могли его смотреть через цифровое ТВ (кабельное или спутниковое) с окружающим звуком.

В 2014 году Dolby Laboratories, Inc получила премию имени Владимира Зворыкина в номинации «За достижения в области телекоммуникационных технологий»

Вернусь к нашей деятельности. Мы работаем в трех сегментах рынка. Прежде всего, кино. Сами понимаете, это наша давняя история. Dolby — стандарт звука в кино, и по-прежнему большинство фильмов выпускаются со звуком Dolby Digital. Мы предоставляем оборудование для кинотеатров: там устанавливают наши процессоры, цифровые серверы, системы 5.1, 7.1 или Dolby Atmos.

— Вы сказали «наши», значит, Dolby сама производит технику?

— Только профессиональную — для кинотеатров, в магазинах ее не купить. У нас большая линейка продуктов для современных цифровых залов. Центральное место в каталоге — декодеры звука и кинопроцессор. Большинство кинотеатров оснащено ими. Есть еще и цифровые серверы, отвечающие за показ картинки и вывод звука.

— Раз Dolby, как вы сказали ранее, стандарт в мире кино, обязательно ли кинотеатру покупать ваши продукты или есть конкуренты с аналогичными решениями?

— Уникальность нашей компании заключается в том, что мы работаем от большого экрана кинотеатра до монитора планшета или телевизора. В этом сегменте у нас нет конкурентов. Но в каждом отдельном сегменте продуктов у нас есть достаточно большое количество конкурентов. Да, по аудиопроцессорам мы занимаем приблизительно 95% рынка. Так исторически сложилось, что звук для кино — это Dolby. В России, насколько мне известно, других технологий не представлено.

— Получается, во всех кинотеатрах России стоит продукция Dolby?

— Кинотеатр состоит из многих частей: вешалки, буфета, экрана, сидений, проекторов и т.д., к чему мы никакого отношения не имеем. Но за звук отвечаем мы.

— Локальный офис в России занимается только консультациями или ведет операционную деятельность?

— Мы не представительство, мы полноценная российская фирма, дочка нашей материнской компании с полным спектром деятельности. Мы продаем, заключаем любого рода договоры. Конечно, преимущественно мы работаем через дилеров. Потому что, если заказчик хочет построить себе кинотеатр, там будет 500 позиций, и Dolby среди них надо еще отыскать. Дилер или системный интегратор сдают готовый объект, поэтому продавать Dolby отдельным кинотеатрам самостоятельно — бессмысленно. У нас чуть больше десяти партнеров в России, Украине, Белоруссии и Казахстане, где работают сертифицированные специалисты, прошедшие специальную подготовку, в чьей профессиональной компетенции мы уверены.

Алексей Угринович, генеральный директор Dolby в России и СНГ

— Вы сказали, что кино — один из трех сегментов рынка. Какие остальные два?

— Второй сегмент — звук на цифровом телевидении. Как я уже говорил, есть «Первый канал», из спутниковых - «НТВ+» давно начал использовать нашу технологию, и другие ведущие вещатели и операторы.

Наконец, третий — это онлайн. Сюда входят мобильные и интернет-сервисы. Некоторые планшеты, смартфоны оборудованы системами звука Dolby. Новое направление, мы его недавно начали развивать. Когда мы выставляемся на Всемирном мобильном конгрессе (MWC) в Барселоне, к нашему стенду подходят и спрашивают, а что вообще здесь делают Dolby, кино ведь тут не показывают? Мы рассказываем, что предлагаем решения для мобильных устройств. Вот в России мы не так давно вместе с Lenovo анонсировали смартфон A7000, где используется виртуализация от Dolby, а также планшет Lenovo TAB 2 A8. Есть у нас решения и для больших экранов. Например, OKKO сделала многоканальный звук в Smart TV-приложении для большинства марок телевизоров.

— Другими словами, третий сегмент — гаджеты и сервисы?

— И он довольно быстро растет. Еще три года назад он был мало кому интересен, российские зрители практически все получали бесплатно, не было смысла вкладываться в улучшение качества звука. Примерно полтора года назад ситуация коренным образом изменилась, когда сервисы решили монетизировать свой контент. И тогда возникает вопрос, а за что должен платить пользователь? Он, конечно же, хочет качественный контент, премиальный. Вот и мы начали работать с OKKO и другими компаниями.

Увы, в этом году из-за валютных передряг многие компании пересмотрели свои инвестиционные планы. Это не имеет отношение к Dolby, общий инвестиционный климат в России стал сложнее, некоторые проекты отложили. Но мы надеемся, что в ближайшее время у нас появятся новые интересные проекты.

— Расскажите о лицензировании продуктов. Что должны сделать компании, чтобы получить право использовать ваши технологии?

— У нас есть запатентованные технологии, за использование которых нам платят роялти. Производители бытовой электроники делают запрос в компанию Dolby о приобретении, например, нашего основного кодека Dolby Digital Plus. Сначала идет проверка финансовой надежности партнеров, потом технологической возможности. В настоящее время, наверное, в более чем 90% бытовой электроники, если там есть цифровой звук, он будет лицензирован Dolby. По нашей статистике сейчас около 5,5 млрд устройств оснащены чипами Dolby.

Схематическое изображение пленки для кинотеатров. Цифровой сигнал Dolby Digital записан на межперфорационных перемычках

— То есть это не только алгоритм, но и чип?

— Да, физически это чипы, которые декодируют поток. Вполне материальная вещь.

— И такой микропроцессор одинаков для всех?

— Нет, они разные, номенклатура большая, клиент сам выбирает под свои потребности. Понятно, что одно дело чипсет для телевизора, а совсем другое — для мобильного устройства.

— Кто делает эти чипы?

— Наши лицензиаты. То есть у нас есть лицензии и для производителей микропроцессоров. Они нам не платят денег. Мы им даем разрешение на производство чипов, а те их продают производителям бытовой электроники, которые уже платят роялти Dolby. Получение отчетности как от производителей чипов, так и производителей электроники дает нам возможность лучше контролировать процесс.

— Существует контроль качества работы партнеров?

— Все микропроцессоры должны проходить испытания. Требования очень жесткие. Нам присылают прототип, его тестируют в лаборатории, если он соответствует параметрам — выдается разрешение на выпуск этой модификации. Примерно такая же процедура и для компаний, которые выкупают лицензию на кодеки Dolby с использованием готовых чипов.

— Чипы выпускаются с узким функционалом или широким, куда прошивается нужный набор кодеков?

— По большей части с широким, какие-то функции можно активировать, другие, наоборот, отключить. Однако есть и микропроцессоры, сделанные под конкретные задачи.

— Насколько дорогой получается лицензия в пересчете на единицу продукта?

— Это незначительные суммы, поэтому Dolby и получила широкое распространение.

— Много ли внимания в компании уделяют разработке новых продуктов, сколько времени занимает создать новый кодек?

— Компания изначально была инженерной. Если вспомнить историю, то в 1965 году Рэй Долби представил первый продукт — систему шумоподавления для пленок Dolby Noise Reduction. Это была технология, а не конечный продукт. И сегодня Dolby занимается преимущественно разработками. В компании работает около 1800 человек, примерно 30% из них — инженеры, так или иначе задействованные в создании новых продуктов. Поэтому разработка у нас идет постоянно. А релизы новых продуктов выходят по мере их готовности. Вот сейчас будем развивать AC4 в замену прошлого AC3 (собственно, Dolby Digital).

— Давайте поговорим о Dolby Atmos, вашей последней разработке.

— На протяжении долгого времени никаких революционных изменений в кинозвуке не было. Разве что 7.1-канальные системы появились взамен 5.1-канальных. Голливудские студии обращались к нам с вопросом, как можно улучшить звук в кино. Многие наши конкуренты пошли по пути увеличения количества каналов: 11.1, 13.1 и т.п. Но проблем в таких инсталляциях становится не меньше, а больше. Увеличение количества каналов не ведет к улучшению звука, но наоборот, может ухудшить его. Потому что каналы начинают друг на друга влиять еще сильней. Тогда Dolby и разработала принципиально новый подход — объектно-ориентированный трехмерный звук. В такой системе каждый динамик независим и может воспроизводить свою часть фонограммы, добавляются потолочные динамики, чтобы создать трехмерные звуковое пространство, появляются тыловые сабвуферы. Но это если говорить физически. А виртуально, в рамках системы Dolby Atmos можно управлять 128 объектами, которые могут быть воспроизведены через 64 канала (фактически колонки).

Первый фильм с таким сведением «Храбрая сердцем» (Brave) вышел еще в 2012 году. На сегодня есть уже более 350 релизов и порядка 1400 залов. В нашем регионе уже более 70 залов, 5 студий. Вышло 5 локальных фильмов. Среди них — фильм «Призрак» с Федором Бондарчуком в главной роли. И, как говорится, у нас большой портфель предзаказов.

На этой карте в московском офисе Dolby отмечают булавками открывшиеся кинотеатры с технологией Dolby Atmos

В столице есть уникальный кинотеатр «Москва», расположенный в одноименной гостинице. До недавнего времени это был самый крупный европейский проект. В нем 10 залов оборудовано Dolby Atmos системами. Но сейчас испанские коллеги нас обогнали, открыв кинотеатр с 12-ю Dolby Atmos-залами.

— Насколько быстро технологии уходят в бытовой сектор?

— Все наши разработки идут от профессиональной техники к домашней. Но это другой продукт, который мы называем «Dolby Atmos for Home». Он поступил на рынок только в этом году. Компании, ознакомившись с нашими разработками, создали разные решения. Например, помимо систем с потолочными динамиками, делают и более универсальные, где дополнительный громкоговоритель размещен на «голове» колонки и смотрит под углом в потолок. Звук отражается и создает ощущение объема. Есть даже саундбары. Компания Yamaha выпустила замечательный продукт – саундбар Yamaha YSP 5600. Но на данный момент Dolby Atmos for Home — это не массовый продукт, а High-End-решение для топовых домашних кинозалов.

— Но главный вопрос с контентом можно считать решенным и его будет много?

— Мы активно над этим работаем. Глобально Dolby общается с голливудскими студиями, включая, кстати, музыкальных мейджоров — в Германии недавно вышел концерт Metallica на Blu-ray со звуком Dolby Atmos. И еще один музыкальный Dolby-Atmos-проект – Roger Waters «The Wall», вышедший в кинотеатральном формате.

Когда появляется новая технология, неизбежно возникает период, когда она должна «обрасти мясом». Технологически вопрос уже решен, а контент накопится.

— На Blu-ray-диске находятся одновременно дорожки Dolby Atmos и, например, Dolby Digital, чтобы проиграть его на любых проигрывателях?

— Это как в кинотеатре. Если у вас стоит процессор Dolby Atmos, а в фильме этих дорожек нет, он будет прекрасно работать и в формате 5.1 или 7.1. Верно и обратное. Так что если у вас нет «атмоса», зазвучит DD-саундтрек.

— Отсюда следующий вопрос. А что именно записано на Blu-ray диске? Если на нем идет пометка Doby Atmos, то что там? Это реально 128 дорожек со схемой микширования или это все-таки сведенные объекты?

—Конечно, Blu-ray имеет свои ограничения. Объектов и каналов меньше, чем в кино. Но максимальная возможная конфигурация системы для дома может быть 24.1.10. Это значит 24 окружающих динамика, один сабвуфер и 10 потолочных динамиков. Это максимум. А обычно используются системы 5.1.4 или 7.1.4. В них 5.1 или 7.1 на полу и 4 динамика на потолке. Объекты Dolby Atmos зашиты внутри микса 5.1 в форме метаданных. И процессор, поддерживающий этот формат, вычленяет из микса 5.1 объекты, соответствующим образом их располагает. В цифровом кино (DCP) используется дополнительная дорожка.

Схема распределения акустики в зале Dolby Atmos. Подробности о стандарте читайте в материале «Что такое Dolby Atmos, или Многоканальный звук без каналов»


— А получится ли из метаданных 5.1 восстановить сложные объекты Dolby Atmos?

— Но ведь изначально 5.1 получается вообще из двух дорожек. В этом и смысл кодеков Dolby для дисков, всегда есть возможность закладывать сразу несколько форматов.

— Люди хотят оборудовать свой домашний кинотеатр так, чтобы он был не хуже или даже лучше коммерческого. Поэтому я и спрашиваю о том, насколько данные на Blu-ray соответствуют исходникам для цифрового кино.

— Вообще, я лично слушал домашние системы и с потолочными динамиками, и со сделанными на отражение, и саундбары. На мой взгляд, качество очень высокое.

А.Р: Наш процессор настраивается под определенный зал, под любой набор динамиков до 64 штук. По сути, если вы используете AV-ресивер или AV-процессор, то у вас технология схожа с профессиональной. Есть автонастройка по микрофону, которая «запоминает» помещение и конфигурацию динамиков. А в дальнейшем виртуальные объекты Dolby Atmos воспроизводятся согласно этим условиям. Адаптивная система. Еще я хочу сказать, что Dolby Atmos может задавать размер объекта, например, между вертолетом и мухой большая разница. Алгоритм учитывает это и решает, будут ли задействованы колонки 3-4 или 3-7.

— Расскажите, пожалуйста, что означает «объектно-ориентированный трехмерный звук» Dolby Atmos?

А.Р: Объекты — это свободно перемещающиеся в пространстве источники звука. Во время микширования они выглядят как отдельные дорожки в программе Pro Tools. В свою очередь, для Pro Tools есть плагин, который позволяет реализовать перемещение объектов Dolby Atmos и записать эти метаданные.

— Получается, процессор заново сводит «объекты» под каждое помещение?

А.Р: Я бы не говорил «сводит», скорее, алгоритм воспроизведения подстраивает звук под конкретное помещение, под кинозал.

— Какие параметры меняются?

А.Р: Громкость, частотная характеристика, задержка относительно точки прослушивания.

— Но это и есть фактически микс, сведение, как сказал бы любой звукорежиссер. Ведь меняется громкость каждой дорожки по отдельности.

— Я бы все-таки использовал термин декодирование и воспроизведение. Если в зале 64 динамика, раскладываться изначальная схема объектов будет на эти 64 динамика. А если 35 колонок — то на 35. Но само воспроизведение будет таким же, слушатель не должен почувствовать разницу независимо от размеров зала.

А.Р: Возьмем, например, два зала разных размеров: кинотеатр и студию. Пусть это будут параллелепипеды. В студии Dolby Atmos звукорежиссер предполагает, что один объект будет слева сверху, второй справа снизу посередине, третий сзади слева и т.п. Он этими объектами манипулирует. Дальше этот микс, единожды сделанный, попадает в зал большего размера. И вот здесь процессор, который работает на базе того же алгоритма, что и студийный, должен воссоздать звук один в один. Для этого он заранее как бы обучается работать в этом зале, запоминает объем.

В принципе, суть адаптивной технологии в том, что процессор, «изучивший» зал на базе предварительных тестов, знал с какой мощностью и какой частотной характеристикой подавать сигнал на каждую колонку с тем, чтобы в результате воссоздавался точный студийный звук.

Слева — Александр Розанов, справа Алексей Угринович


— И как я говорил ранее, получается, что Dolby Atmos создает некий новый «микс», как вы говорите «обсчитывает» под зал все эти дорожки заново?

А.Р: Думаю, да. По сути, решается задача построить звуковую сцену для конкретного зала.

— Вот здесь у меня и возникает вопрос, что одно дело обрабатывать под зал отдельно 128 объектов, и совсем другой результат можно получить, если на Blu-ray идут не отдельные дорожки, а уже готовые варианты сведения, которые я бы назвал «субмиксы» или «слои». Мне хочется получить ответ, сколько таких слоев на Blu-ray.

— Ограничения у Dolby Atmos для Blu-ray есть, но мы не можем ответить на этот вопрос определенно.

А.Р: Для справки скажу, что из тех фильмов, что уже переводились здесь и кодировались в Dolby Atmos, 128 объектов я нигде не видел. Самое большое количество объектов в сегодняшней практике — 96 («В сердце моря»), в том же «Терминатор 5: Генезис» их порядка 80-ти. В нашем «Призраке» было 86 объектов. В мультфильмах встречалось и всего 12.

— Хорошо, перейдем к кинозалам. Представим, что человек идет в кинотеатр и видит табличку с надписью «Dolby Atmos». Означает ли это, что зал будет оборудован полностью, включая верхние колонки, задние сабвуферы и какой-то минимум колонок?

— Минимума нет, есть решение, которое поставляется только полностью. Нельзя купить процессор и потом докупить и повесить потолочные динамики. Мы, я имею ввиду Dolby, держим все проекты под нашим непосредственным контролем. Все кинозалы утверждаются специалистами Dolby. Партнеры разрабатывают проект и присылают спецификацию. Наши специалисты смотрят, утверждают. Потом, когда зал построен и готов, выезжают на место, замеряют, и, что называется, принимают зал. Например, Александр Розанов выезжает со специальным чемоданом с оборудованием, при помощи которого и проверяет соответствие фактических установок динамиков.

А.Р: Сначала мы проверяем конфигурацию и аппаратуру: каждый громкоговоритель, усилитель, коммутацию. Завершается все автоматической настройкой зала. У нас есть специальная измерительная система из 8 микрофонов. Каждый громкоговоритель выдает свой тестовый сигнал, регистрируются параметры принятого звука и его задержка. Изначально в процессор вносят данные о каналах усиления, их типе и т.п. Далее он сверяет заявленное и полученное. Если вся акустика одобрена, идет процесс группировки в массивы 5.1, 7.1 и 9.1 — отдельные комплексные проверки. И только после всего этого можно нажать кнопку типа «запомнить настройку зала» в процессоре. Далее заполняется протокол настройки, своеобразный технический паспорт зала на 11 страницах.

Другими словами, чтобы присвоить залу статус Dolby Atmos, мы проверяем по тестам все характеристики. После чего к этой настройке привязываются еще и ключи, которые позволяют декодировать поток с зашифрованным контентом. Только тогда дистрибьютор сможет заказать ключи с Atmos-дорожкой для этого зала. Нельзя повесить динамики и сказать, что у нас Dolby Atmos. Это ничего не даст. Потому что контент отпускается только в те залы, где есть эти ключи, а значит пройдены все тесты.

— Вы обязательно бываете в каждом коммерческом кинозале со звуком Dolby Atmos?

А.Р: Да, нельзя открыть зал без нашего участия, нашего измерительного оборудования, нашей экспертизы, и можно сказать, нашей электронной подписи.

— А конфигурация? Например, потолочные динамики — обязательное условие?

А.Р: Усеченного варианта нет. И потолочные динамики и дополнительные сабвуферы обязаны быть. Нам даже программа не даст перейти к следующему шагу, если она где-то чего-то не услышит. Вот, например, не дает у вас 38-й громкоговоритель нужные характеристики и все. Пока не исправим, измерение дальше не пойдет.

— Что чаще бывает, новые залы открываются с Dolby Atmos или текущие меняют?

— В большинстве — новые залы. В год открывается порядка 300 кинозалов. В этом году за первые полгода открыли больше сотни. Это связано со строительством торговых центров. Вот был план открыть в столице 10 мультиплексов, а это 10 многозальных кинотеатров, что даст около 100 залов только в одной Москве.

Старые кинотеатры, бывает, переоборудуют, но новые пока нет. Срок жизни кинозала — примерно 7-8 лет. Когда подходит этот срок, меняют системы на новые, обычно берут самые последние на сегодня технологии.

Что лично меня радует — обширная география. У нас есть проекты от Новосибирска до Калининграда. В Казахстане уже есть 7 залов с Dolby Atmos, первые два зала открылись в Белоруссии, на Украине 4 зала, 2 в Ереване.

А.Р: Добавлю, что недавно были переоборудованы классические однозальные кинотеатры, построенные еще в 70-е годы, в Мурманске («Мурманск») и Одессе («Москва»). Там не «нарезали» мультиплекс, а оставили по одному большому залу вместимостью по 500 мест. И они сделаны теперь с Dolby Atmos звуком. Получились очень хорошие кинозалы.

Dolby Atmos студия компании CineLab Sound Mix (г. Москва). На этом фото хорошо видны ряды не только боковых спикеров, но и потолочных

— Звуковые студии также подтверждают свое право работать с Dolby Atmos дорожками?

— В России у пяти студий есть такое право: Central Partnership Production, CineLab Sound Mix, Central Sound, NevaFilm и MIDI Cinema (Мельница). И порядка двух десятков тех, кто может работать с обычным Dolby.

Им также надо подтвердить инсталляцию зала, но только параметры там еще строже. Тем не менее, в этом году две студии открылись и еще две находятся в работе.

— Кстати, как профессионалы отзываются о Dolby Atmos, нравится ли им новая концепция?

А.Р: Зарубежные профессионалы позитивно настроены, включая тех, кто уже поработал с новым форматом. Для наших режиссеров и продюсеров мы делали презентацию, технология им очень понравилась. Единственное, что технология пришла, когда у многих проекты находились уже на стадии завершения. На показе шли разговоры типа: «Мы могли бы сцену на пароходе по-другому сделать, но это изначально надо было планировать, хотя бы на этапе монтажа».

— Да, когда мы общались с нашим креативным сообществом, многие отметили, что возможности Dolby Atmos настолько велики, что его надо закладывать на этапе написания сценария. Появилось третье измерение в звуке, можно ходить по потолку! Музыка может звучать не с экрана, а из любой точки зала. У режиссеров появился новый выразительный инструмент. Мы три года плотно работаем с нашими кинематографистами, телевидением, им про Dolby Atmos уже ничего рассказывать не надо. Однако кинопроизводство — это производство, а значит время и деньги. Поэтому технология приходит постепенно.

Dolby Atmos студия компании CineLab Sound Mix


— В новые проекты, наверное, закладываются уже?

А.Р: Да, звонят и спрашивают, сколько будет стоить лицензия на Dolby Atmos. Но уже не спрашивают, нужно им это или нет, они знают технологию, и что она дает.

— В любом случае, затраты на Dolby Atmos даже для среднебюджетного кино — это мизер. Кстати, для первых фильмов стоимость лицензии приравнивается стандартной лицензии Dolby Digital для 35мм кинопленки, то есть никакого скачка цены для продакшн компаний не произошло. Кроме того, приобретая лицензию Dolby Atmos, вы получаете право выпустить свой фильм во всех существующих киноформатах Dolby. И не думаю, что в будущем это изменится, технология настолько массовая, что в высокой цене смысла нет.

— Мы все знаем, насколько мейджоры любят перевыпускать в новом качестве одни и те же фильмы. Возможно ли заново свести старые картины, чтобы выпустить Blu-ray с Dolby Atmos?

А.Р: Если есть исходный материал, не принтмастер 5.1, а исходный проект — то вполне. С первыми фильмами в Dolby Atmos так и обстояли дела. Изначально планировался стандартный микс в 5.1, а когда стал внедряться Dolby Atmos, звукорежиссеры уже в готовый микс «подмешивали» звуковые объекты из исходных материалов, повышая статус до Dolby Atmos версии. Первый фильм, который был задуман и полностью сделан в Dolby Atmos — «Обливион» с Томом Крузом. Если вернуться непосредственно к вопросу, сейчас планируется повторный выпуск культового фильма Люка Бессона «Пятый элемент» в формате Dolby Atmos — именно для выпуска на Blu-ray. В кинотеатрах же прошел ранее упомянутый концерт «The Wall» Роджера Уотерса в Dolby Atmos, это как пример. Так что все может быть.

— Помимо кино, где еще будет использоваться Dolby Atmos?

— Сейчас мы развиваем три направления: мобильные устройства, компьютерные игры и телевещание. В третьем случае речь идет о трансляции спортивных мероприятий и концертов. В тестовом режиме мы уже делали несколько продуктов для телевидения. Но нужно понимать, что это статичные объекты. На стадионе никто не будет с микрофоном за мячом бегать.

— В этом году в новостях мы писали о кинотеатрах Dolby Cinema, где, как я понимаю, объединены несколько технологий Dolby.

— Dolby Cinema — это концепция кинотеатра нового поколения. Он включает в себя технологию Dolby Vision — это лазерная проекция повышенной яркости, контрастности и цветопередачи. Эффект потрясающий. Плюс звук Dolby Atmos, объемная картинка Dolby 3D и Dolby Design — особая планировка зала и экрана.

Голландский кинотеатр сети JT Bioscoop, сделанный по концепции Dolby Vision

Я в июле ездил в Голландию и побывал на открытии одного из таких кинотеатров в пригороде Амстердама. Очень впечатлился. Представители европейских киносетей также сказали, что ничего подобного до сих пор не видели. Думаю, все знают, что если сравнить изображение на экране с реальным, то черное окажется серым, а белое — желтым. В кинотеатрах Dolby Cinema черное остается черным, а белое — белым. Во время презентации есть слайд, когда все говорят «Вау!» — полностью черный экран, а внизу написано: «Проектор включен».

— Как этого добиваются от проектора?

— Это наше ноу-хау. Суть в том, что многократно увеличивается яркость, контрастность и цветопередача. Стоит лазерный 6-лучевой проектор. Другие особенности я раскрывать не могу, технология не будет лицензироваться, поставки пойдут исключительно в кинотеатры Dolby Cinema.

— Dolby Vision, как я понимаю, это HDR-изображение?

— Да, один из видов. На выставке NAB Show в Лас-Вегагсе в этом году мы уже представили совместно с американской компанией Vizio серийные телевизоры с разрешением 4К и 2К.

Получилась технология, которая делает картинку телевизоров контрастней и значительно улучшает их цветопередачу. У нас есть презентационный видеоролик, где самолет летает на фоне солнца. И с технологией Dolby Vision получаются настолько яркие цвета… совершенно другой уровень восприятия. После этого обычный экран кажется серым и мутным. Еще в одном ролике машина выезжает из гаража. На обычном телевизоре видно, что машина выезжает из темного гаража. А на Dolby Vision экране вы видите, что находится в этом гараже: полки, колеса. При этом картинка не синтетическая, а очень реалистичная.

В техническом описании Dolby Vision компания пишет, что в природе динамический диапазон яркости гораздо выше, чем способны выдавать современные телевизоры. На картинке видно, что яркость должна быть от 145 нит до 14700, тогда как средний ТВ дает от 0,117 до 100 нит


— И традиционный в этих случаях вопрос — а что с контентом?

— Подписаны контракты с Warner Brothers и Walt Disney на производство видеоконтента для Dolby Vision телевизоров. Скоро появится.

— В России вы предлагаете партнерам построить кинотеатры Dolby Cinema?

— Да, мы сейчас ведем переговоры с крупнейшими нашими киносетями о внедрении этой технологии. Но надо понимать, что эту технологию мы предлагаем не бесплатно. Есть определенные обязательства со стороны наших партнеров, мы их обсуждаем. В связи с кризисной ситуацией, конечно, все идет сложнее, хотя интерес большой. Со временем мы планируем иметь достаточное количество таких кинозалов, чтобы стало рентабельным производить для них специальный контент.

— У Dolby есть «аудиофильский» кодек Dolby TrueHD. Возможно ли появление Dolby Atmos с повышенным качеством звука, и какие сейчас у него спецификации?

— Dolby удалось добиться полностью привязанного к объектам звучания в домашних кинотеатрах, благодаря разработке нового домашнего авторского инструментария и новых методов кодирования, учитывающих пространственную информацию о звуковых объектах. Это позволило провести их эффективное кодирование в Dolby TrueHD и Dolby Digital Plus. Такой метод кодирования позволяет использовать в домашних кинотеатрах все созданные для фильма звуковые объекты.

Телевизоры Vizio R-серии сделаны по технологии Dolby Vision с расширенным динамическим диапазоном. Продаются только в США

— И в заключение, какие технологии от Dolby нас ждут в ближайшем будущем?

— Мы находимся на этапе скачка в качестве изображения и звука в индустрии домашних развлечений. Если в коммерческом кино это уже произошло, то в дома только идет. Причем это будет качественный скачок на всех экранах, которыми мы пользуемся: телевизоры, компьютеры, планшеты и смартфоны.

Одно из направлений — интерактивный звук, когда пользователь сам выбирает параметры того, что он хочет слышать. Например, вы смотрите матч и виртуально «садитесь» на трибуне «Спартака» или «Зенита». Выбираете комментатора от команды или нейтрального. Вы сможете пригласить виртуально друзей, которые будут как бы «сидеть» рядом с вами. То есть позиционирование зрителя в звуковом пространстве станет на стороне слушателя. Не то, чтобы ты просто включил телевизор и смотрел, что там есть. А сам выбирал наиболее комфортные для себя условия. Все это у нас появится с новым кодеком AC4.