Бренд Focal знаком отечественным ценителям Hi-Fi уже давно. Все прекрасно знают, что такое Utopia и помнят, что раньше акустика Focal называлась JMLab. Но всё это относится к прошлому, а в настоящем продукцию Focal в России с весны этого года представляет дистрибьюторская компания «Бонанза», в офисе которой и прошла первая конференция старого знакомого бренда.
Примечательно, что конференция прошла 14 июля, в день взятия Бастилии. Для французов это важный национальный праздник, и тот факт, что иностранные гости приехали в Россию именно в этот день, был призван подчеркнуть особую ценность нашего рынка. Ситуация, на мой взгляд, весьма показательна. Текущее положение дел в российском мире Hi-Fi уже давно не добавляет оптимизма местным дилерам, а французы видят перспективы и, как я считаю, правильно делают.
Дружба навек
Первым выступил генеральный директор компании, Кристоф Сико (Christophe Sicaud), который начал с истории бренда и довольно быстро перешёл к его нынешнему состоянию. Думаю, не все в курсе, что Focal-JMLab — это уже не отдельная компания, а часть холдинга VerVent Audio Group, в который так же входит небезызвестная английская компания Naim.
Объединению двух компаний способствовало, как это ни парадоксально, нежелание вливаться в большие Hi-Fi-холдинги и следовать общепринятым трендам. Ни Focal, ни Naim до последнего момента не собирались объединяться с кем бы то ни было, сохраняя свою целостность и независимость. Однако объединение Focal и Naim все же состоялось, и теперь компании активно поддерживают друг друга в борьбе с многочисленными конкурентами.
Стабильный рост
«Я не знаю, зачем вы фотографируете это», — сказал Кристоф Сико про слайд презентации, который привлёк особое внимание публики, и поспешил перейти к следующему. Речь шла о статистике по годовому обороту компаний, распределённой по направлениям: домашний Hi-Fi, домашнее мультимедиа, автомобильное и профессиональное аудио.
В первую очередь вызывает уважение стабильный рост продаж в целом. Успехи профессионального аудио Focal меня порадовали особенно. Рынок этот достаточно консервативный, но студийные мониторы Focal исключительно хороши. Не зря ими пользуются мои любимые Chemical Brothers и Фарелл Вильямс.
Абсолютные наушники
Когда речь зашла о продукции компании Focal, слово взял директор по маркетингу компании, Николя Дебар (Nicolas Debard). В центре внимания оказались новые наушники, причём Россия стала первой европейской страной, где прошла их презентация. «Мы решили привнести новые технологии в сегмент наушников, — многообещающе начал Николя. — Сначала мы протестировали наушники с излучателями, выполненными по различным технологиям: динамические, электростатические и магнитнопланарные. Оказалось, что все они имеют ограничения по динамическому диапазону».
Спору нет, динамика — это действительно проблема многих моделей. В погоне за разрешением и ровной АЧХ производители сильно демпфируют динамики и делают подвесы максимально упругими, стремясь взять диффузор под полный контроль. Вселенский вопрос «Что делать?» для меня остался открытым, а инженеры Focal нашли на него ответ. Те самые новые технологии, с которых начал Николя, есть не что иное, как новое поколение динамического излучателя. Его принципиальное отличие от всех существующих ныне заключается в том, что диффузор полностью раздемпфирован. Говоря по-простому, позади динамика нет никаких акустических фильтров, ограничивающих прохождение воздуха и свободу перемещения диффузора. По этому принципу работают большие динамики акустических систем.
Правильный динамик
Конструкция динамика наушников, по сути, аналогична конструкции обычного излучателя, скажем, твитера. Отличие состоит в том, что все детали миниатюрные и предельно лёгкие. Массу подвижной системы снизили насколько это возможно. Получилось всего 135-150 мг в зависимости от модели. Звуковую катушку инженеры Focal смогли сделать вообще без каркаса, есть только провод, намотанный в форме цилиндра в один слой и связывающий его клей. Диффузоры из лёгких металлов и имеют М-форму, обеспечивающую большую жесткость и более подходящую для наушников дисперсию. Подвес изготовлен из материала NBR — он предельно лёгкий и тонкий, всего 70 микрон. Благодаря сочетанию жесткого диффузора и гибкого подвеса удалось добиться большого рабочего хода без компрессии и искажений.
На данный момент в линейке Focal представлены две модели наушников, выполненные по данной технологии: сравнительно недорогая Elear с диффузором из алюминиево-магниевого сплава и High End модель Utopia с диффузором из бериллия. Обе, по понятным причинам, открытого типа. Еще одна новая модель, Listen, предназначена для использования с мобильными устройствами. Она имеет закрытый корпус и традиционный излучатель, аналогичный выпущенным ранее моделями серии Spirit.
Для дома, студий и авто
Диапазон продукции Focal достаточно широк. Он включает в себя встраиваемую и свободно стоящую акустику, направление мультимедиа, объединяющее наушники, комплекты акустики 5.1 и появившийся недавно саундбар, а также автомобильное и профессиональное аудио. В каждом из направлений компания развивается планомерно и весьма эффективно. Как сказал Николя Дебар «уже 3500 звукозаписывающих студий США оборудовано исключительно мониторами Focal SM9». Что это, если не успех в отдельно взятой нише?
В направлении автомобильного аудио дела тоже в порядке. Не так давно было подписано соглашение с Пежо, согласно которому комплект акустики Elite будет поставляться как Hi-Fi-опция к новому кроссоверу Пежо 3008. А младшая линейка Integration уже доступна в виде готовых комплектов, с помощью которых можно легко провести апгрейд штатной акустики БМВ, Фолькцваген, Тойота, Рено и Пежо.
В чём сила, брат?
О том, что является самой главной ценностью акустики Focal, Николя Дебар сказал следующее: «Мы разрабатываем излучатели с нуля и сами производим свои динамики. Многие компании используют сторонние производства, но для нас это было бы неудобно и попросту невозможно. Для создания излучателей нашей High-End-продукции нужны технологии и оборудование, которых нет ни у кого».
Хорошим примером такой технологии является бериллиевый твитер. Он уникален во всём. Фольга, из которой формуется его вогнутый диффузор, имеет толщину 25 микрон, что примерно в два раза тоньше человеческого волоса. Такое действительно не закажешь на производстве в Китае.
Не менее уникальна технология изготовления диффузоров W-сэндвич. Сочетая наружные слои из плотного стекловолокна и внутренний слой из легкого пеноматериала Rohacell, инженеры Focal разработали сэндвич, в котором можно получить любые желаемые сочетания жесткости, веса и внутреннего демпфирования. При этом диффузор получается лучше, чем любые другие. Николя привёл отличный тому пример: «Если взять этот диффузор НЧ-излучателя студийного монитора СМ9 и поставить на него гирю весом 16 кг, он не помнётся и не сломается».
По схожей технологии производятся уникальные динамики Flax, внутренним наполнением которых является не искусственная пена, а натуральный французский лён. Диффузор Flax сочетает механические характеристики кевлара с внутренним демпфированием бумажного диффузора.
Начиная с Утопии
Лучшие технологии Focal по традиции реализуются сначала во флагманской модели Utopia. В описании текущей, третьей по счёту модификации, меня удивили две вещи. Во-первых, управляемый изгиб передней панели. Сегменты, из которых состоит акустика, можно складывать или раскладывать в небольших пределах фокусируя тем самым звучание всех излучателей в заданной точке.
Производится эта процедура с помощью кривой ручки наподобие патефонной. Ну а во-вторых, меня крайне впечатлили басовые излучатели. В них вместо привычного постоянного магнита используется электромагнит с медной катушкой весом 7 кг и внешним блоком питания, регулировка которого меняет характер звучания.
Ценители звука и дизайна Utopia вполне могут остановить свой выбор на модели Sopra. Она тоже весьма похожа на модный спорткар и звучит, надо признать, не хуже старшей сестры. Её саунд мне нравится даже больше, поскольку он исключительно живой и подвижный.
Не только дизайн, но и часть технологий Sopra заимствованы у Utopia. Среди прочего — полностью раздемпфированный твитер, тыльная часть которого нагружена на открытый расширяющийся рупор. Чувствуете, откуда у инженеров Focal появилась идея динамиков для наушников?
Вопросы и ответы
В заключение дня на вопросы дилеров и журналистов, посетивших конференцию, ответили генеральный директор Кристоф Сико (Christophe Sicaud), коммерческий директор Арно Анду (Arnaude Hendoux), директор по маркетингу Николя Дебар (Nicolas Debard) и главный менеджер по экспорту Карстен Рот (Carsten Roth).
Среди прочих прозвучал традиционный вопрос: «Кого вы считаете своими конкурентами?». Обычно дипломатичные французы не отвечают на этот вопрос прямо, но в этот раз ответ был на удивление открытый и честный. Кристов Сико ответил практически не задумываясь: «Bowers&Wilkins». Однако на фоне альянса Bowers&Wilkins + Classe связку Focal + Naim месье Сико видит более универсальной с точки зрения звучания и более перспективной с точки зрения бизнеса.
На мой вопрос о перспективах появления портативной электроники, которая логично дополнила бы новое поколение наушников, ответ был, увы, отрицательный. В обозримом будущем мы можем рассчитывать лишь на обновление линейки стационарных усилителей для наушников, выпускаемых под брендом Naim. Что ж, подберём плеер сами из того, что есть.
А по презентации Focal у меня всё. Впрочем, наверное, надо и мне ответить на один вопрос. «Удалось ли послушать новые наушники?». Ответ: да. И не просто послушать, а ещё и протестировать их с различными источниками и усилителями. Тест будет в ближайшем будущем.
UPD: Тест наушников Focal Utopia: самые-самые