Теплое ламповое барокко: новые классические записи

ТEКСТ: Комментарии (28)
76.99 дБ
Теплое ламповое барокко: новые классические записи

Грог — европейский зимний напиток. Горячий и бодрящий. А еще он рифмуется с барокко. Барочная музыка тоже может быть зимней — энергичной, драйвовой или, напротив, умиротворенной и уютной. Финал осени порадовал барочными открытиями. Забытые барочные композиторы, любимчики Людовика XIV, а также вездесущий Бах в интересных переложениях.

Kati Debretzeni (violin), The English Baroque Soloists, Sir John Eliot Gardiner. «JS Bach: Violin Concertos»

Сэр Джон Элиот Гардинер — отец британской аутентики. Недавно он выступил в Московском «Зарядье» — и это стало настоящим событием, вехой. А как еще? Смелый дирижер-новатор, в свое время он поразил мир своими прочтениями барочной музыки. Да и теперь не сбавляет оборотов. Написал объемное исследование творчества Баха «Музыка в небесном граде» (недавно вышло на русском, но таким мизерным тиражом, что даже в Москве далеко не везде купишь).

Какого только Баха Гардинер не играл! Теперь вот — фортепианные концерты и концерты для скрипки. Солист — скрипачка уроженка Румынии Кати Дебрецени, тоже важный человек в этой тусовке. Классный сочный звук, драйв — искры летят. Сплошная эмоция!

Скрипичные концерты Баха — обязаловка для скрипачей, и Дебрецени играла их сотни раз с разными составами. Но утверждает, что даже сейчас нашла в них нечто новое. Не только скрипичные произведения, но и интересные переложения «крупных хитов» Баха. Например, знаменитый Второй фортепианный концерт ре-минор, духоподъемную тему из интро которого знают все. Здесь этот концерт в переложении для скрипки. Как и Первый концерт ми мажор. Дебрецени сама их выбрала, обосновав тем, что темы появляются в кантатах Баха, а English Baroque Soloists специализировались в том числе на баховских кантатах.

Как можно играть на скрипке то, что должно было играться на клавесине?.. Вот так вот можно. И очень здорово!

Apple.Music, Яндекс.Музыка, Deezer

Alexandre Tharaud «Versailles»

Замечательный тонкий французский пианист Александр Таро известен своими интерпретациями французских модернистов — Равеля и так далее. Играл он и XX век, включая Гершвина. Несколько лет назад Таро записал все фортепианные произведения Эрика Сати. Теперь взялся за несколько более отдаленный по времени репертуар.

В альбом «Версаль» вошли пьесы, написанные композиторами, творившими при дворе королей Людовика Четырнадцатого, Людовика Пятнадцатого и Людовика Шестнадцатого. Это, во-первых, знаменитые Жан-Батист Люлли, Жан-Филипп Рамо и Марк-Антуан Шарпантье. В их компании — менее известные (а то и вовсе архивные) Жак Дюфли, Жан-Анри Дангельберт, Клод Бальбастр, Жозеф-Никола-Панкрас Руайе и еще несколько. Нет, решительно: барокко — музыка бесконечная!

Пьесы все как на подбор —хитовые, яркие и разнообразные. Тот же Дюфли, живший в XVIII веке, у Таро звучит как романтик... или предтеча романтики! А Руайе — ну просто как будто начало XX века — некто между Дебюсси и Рахманиновым. Что тут внес Таро от себя — не знаю, но получилось в любом случае здорово, эдакий «перевод» с языка клавесина на язык рояля.

Apple.Music, Яндекс.Музыка, Deezer

Vilde Frang & Mikhail Lifits «Paganini & Schubert: Works for Violin & Piano»

Вот здесь я предвзят: люблю Вильде Франг! Посчастливилось видеть ее на одном фестивале еще до ее звездного часа. Хотя было ясно: звезда родилась.

33-летняя уроженка Норвегии традиционно, что называется, жжет. Что бы она ни играла — блестящая техника и шторм чувств. Так и здесь — благо, музыка Паганини и Шуберта этому способствует. Драйвовый Паганини у нее звучит чуть более романтично, а романтичный самоуглубленный Шуберт — чуть более виртуозно.

«В скрипичных произведениях Шуберта много виртуозности, просто она тонкая, не явная... А Паганини очень лиричен, искренен и чист», — комментирует Франг свой концептуальный выбор произведений композиторов-скрипачей (Шуберт, к слову, слушал Паганини живьем в 1828 году: «Как будто пел ангел», — писал он). И не о технике речь. Техника у нее, понятно, крутая, но и душа, похоже, совсем особенная.

Apple.Music, Яндекс.Музыка, Deezer

Christina Pluhar «Rossi: La lyra d'Orfeo & Arpa Davidica»

Вот это прямо-таки суперальбом с супермузыкантами. Элитарный проект звезд аутентичного исполнения барокко. Кристина Плюхар, исполнительница на гитаре и теорбе, со своим ансамблем L’Arpeggiata взялась познакомить мир с кантатами итальянского композитора XVII века Луиджи Росси. Кантат он написал за жизнь более трехсот штук, и на этом альбоме 21 из них записана вообще впервые.

Произведения и сами по себе довольно симпатичные, и исполнены с огоньком, что называется. Плюс еще звездные солисты, обладатели самых крутых голосов в мире на данный момент: контртеноры Филипп Жарусски, Якуб Орлински и Валер Сабадус. Плюс сопрано Вероник Женс («Begl'occhi che dite» с ней — это отдельное удовольствие) и Селин Шенс, и меццо Джузеппина Бриделли.

Apple.Music, Яндекс.Музыка, Deezer

76.99 дБ +

Комментарии

#

Александр, давно вас не было! А ведь много чего вышло и на джазовом фронте :)) LRK и Маша Арт например :))

- 59.03 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

LRK мне принесли наконец-то )) Спасибо, рад встрече с вами! :)

- 60 дБ +
⇡ в ответ @sasha_belyaev #

Мне очень понравилось :))

- 50 дБ +
#

Браво за статью!!!

Спасибо за подборку. Сколько интересного...

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Tess #

от чего сам фанатею -- то и рекомендую, без обмана))

- 63.01 дБ +
#

Франг понравилась.

Спасибо!

- 60 дБ +
⇡ в ответ @dvorbor #

И вправду "шторм чувств". Присоединяюсь.

- 59.03 дБ +
#
Да, вот бы побывать в Зарядье хотя бы один разочек. Наверно надо будет задаться целью.
- 60 дБ +
⇡ в ответ @Djaz3 #

Два раза собирался и всё что-то рушило планы. Видимо бог и вправду троицу любит.

- 59.03 дБ +
#
В третий получится :) Зал действительно удивительный Игорь вам проще вы местный.
- 60 дБ +
#
К Bluesevich. Игорь Анатольевич , а у LRK Trio просто где-то новый концерт намечается или они новый альбом сваяли? Что-то посмотрел в других местах, пишут что-то про ВДНХ , про нов альбом ни полслова . А у вас какая информация? Ну прошлый японский у них вообще классный, мне понравился . Очень.
- 60 дБ +
⇡ в ответ @Djaz3 #

Masha Art & LRK Trio - 2019 - Anesthesia {Losen Records - LOS 217-2}

Вот такой нашёл :)) Мне понравился очень. Ну а новый он или не очень новый, я не знаю. Пока он только на Дизере вроде.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Игорь Анатольевич, добрый день!

хочу добавить, и на известном ресурсе тоже. Пока не оценил. За наводку - благодарю.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gray #

Добрый день, Сергей. Оттуда и улов :))

- 50 дБ +
#
К Bluesevich. Угу , спасибо.
- 50 дБ +
⇡ в ответ @Djaz3 #

Вы нажимайте "ответить" (внизу справа) и тогда не нужно будет обращение писать :))

- 50 дБ +
#
К Bluesevich. Главно штука, оно вишь ведь как обернулось-то, я то тычу пальцем-то по стеклу планшета в кнопку ответить и в результате просто возвращается к началу статьи, прямо в верхушку статьи. Шут его знает, у меня видать планшет-то совсем кривой стал. Не корректно работает планшет, что-то обновлять надо, а я-то в этом деле нуль без палочки :(.
- 50 дБ +
⇡ в ответ @Djaz3 #

Бывает. Мой тоже белиберду стал выдавать. Ну уж пять лет ему, стока не живут :))

- 50 дБ +
#

Всё очень здорово. Вообще, вы молодец, спасибо :)

- 60 дБ +
#

спасибо

- 60 дБ +
#

Спасибо, как всегда интересно. Два пункта из четырех пока не знакомы, записал.

Кстати, кто интересуется темой барокко - от себя могу порекомендовать в соцсетях поискать блоги Baroque4you - в ФБ точно есть, в ВК вроде тоже, просто я этой соцсетью не пользуюсь. А так - весьма интересный блог, периодически подкидывают очень неожиданные исполнения - можно найти новое и интересное.

- 63.01 дБ +
#

Эх, любите вы классику и джаз. Нет бы рассказать про скандинавских металистов, или про польских сатанистов. А что у нас в Прибалтике с митолом?

Обозного на вас нет))

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Maxo #

Ну не моё )) Кстати, когда мы работали с Антоном Обозным в журнале PLAY, он меня как-то подбил написать ему про несколько металлических и проговых альбомов. Да... я послушал-написал, но понял, что не моё! :)

- 60 дБ +
⇡ в ответ @sasha_belyaev #

Писать или восхищаться?

- 50 дБ +
#

Алесандр Беляев, это не тот, который в Play писал рецензии?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Maxo #

я, я ))

- 60 дБ +
#

совсем не большой отчёт о подборке:

Ссылки на apple music у меня не работают, только для инфо. Но к музыке:


В XXI веке барочная аутентичная манера исполнения старинной музыки прочно застолбила свои позиции. Это стало мейнстримом. Нарицательным примером служит Christina Pluhar. И даже, когда на современных инструментах, построенных по барочным лекалам, плоским фанерным звуком музыканты манерно музицируют «Крац-крац, мяу-мяу», мне , как слушателю невольно навязывают: «ну, это, мол, тренд, культура, и вообще аутентично, значит круто». Пример: альбом Kati Derbetzeni.

У меня на слуху есть барочный клавесин XVIII века, и небольшая усталость от подражания клавесину на концертных роялях у современых пианистов , они стесняются брать педаль, играют стаккато, не пользуются динамикой crescendo diminuendo и т.д.

И тут появляется он....

каким же сюрпризом оказался «Versalles» от Alex Tharaud!!!

Свежий глоток современного прочтения барочной музыки, как части сквозного развития исполнительского искусства от того времени до сегодня, там звучит и Шопен, и Рахманинов, и Ян Тирзен. В момент музыка перестаёт «жить» экспонатом за стеклом, а врывается наполненной жизнью современника и ведёт диалог без условностей «тогда педаль не изобрели» «диминуэндо не придумали». Без претензии на последнюю инстанцию, просто музыка, просто для вас, просто без музея.

А что, ТАК можно было?!?

- 50 дБ +
#

спасибо за подборку, еще бы Tidal ссылки подцепили. вот на первый альбом:
https://tidal.com/browse/album...


- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.