Электростатический излучатель звука существует примерно столько же, сколько и более привычный динамический, однако по-прежнему является экзотикой и имеет не слишком большое количество адептов. И весь вопрос не в том, насколько хороша или плоха технология сама по себе, а скорее в том, как правильно ее «приготовить».
И пока большинство производителей предпочитают не ломать голову над этой проблемой, занимаясь более простыми и предсказуемыми динамическими излучателями, находятся и те, кто работает с электростатической технологией весьма успешно и не видит в этом никаких технологических сложностей. Речь идет, конечно, об инженерах компании MartinLogan, которые не одно десятилетие радуют нас новыми моделями электростатов — и с одним из их творений мы решили познакомиться поближе.
Свои методы
Электростатический излучатель в чистом виде — это тончайшая мембрана, расположенная между двумя металлическими решетками-статорами. При подаче высоковольтного напряжения, модулированного звуковым сигналом, между решеткой и мембраной возникает переменное электростатическое поле и мембрана приходит в движение.
Как показывает практика — делает это она куда точнее, чем диффузоры динамических излучателей, обеспечивая более линейную АЧХ и на один-два порядка меньший уровень искажений. Если не вдаваться в детали, электростатические излучатели выглядят идеальным решением для Hi-Fi.
Но если попытаться применить их для аудиофильских нужд на практике, появится немало технических проблем — тех самых, которые отпугнули от электростатов большинство производителей.
Первая проблема — воспроизведение низких частот. Чем ниже частота, тем больше должен быть рабочий ход диффузора. И если обычный динамик можно легко сделать длинноходным, обеспечив амплитуду диффузора в добрый сантиметр и даже больше, то мембрана электростатов имеет в разы меньшую рабочую амплитуду. Компенсировать отсутствие большого хода увеличением площади можно, но в этом случае даже для воспроизведения верхнего и среднего баса потребуется излучатель чудовищных размеров.
Справедливости ради надо сказать, что электростатический басовый излучатель существует — он реализован в одной из топовых моделей MartinLogan, но это тот самый фантастический High End, который балансирует на грани реального и разумного. А во всех остальных случаях инженеры компании используют куда более разумное и практичное решение — гибридную технологию.
В данной технологии средние и верхние частоты воспроизводит электростатический излучатель, имеющий разумные габариты, а нижние частоты вплоть до нижней середины воспроизводит один или несколько динамических излучателей.
Вторая проблема — направленность излучения. Плоская мембрана электростатического излучателя обеспечивает направленное излучение. Это совсем не заметно и не играет ни какой роли, если речь идет о наушниках, но весьма ощутимо при прослушивании акустической системы, которую придется направлять на слушателя еще более точно и строго, чем при использовании акустики, оснащенной рупорным или обычным купольным твитером.
С этой проблемой инженеры MartinLogan тоже справились, создав технологию CLS (Curvilinear Line Source) — электростатический излучатель, поверхность которого изогнута как секция установленного вертикально цилиндра.
Таким образом, сохранив линейность по вертикали, излучатель CLS дает равномерную отдачу по высоте и не обязывает пользователя манипулировать с высотой посадочного места, а изгиб мембраны дает рассеивание звука на 30° в горизонтальной плоскости, что обеспечивает зону комфортного прослушивания — достаточную широкую, чтобы разместить в ней более одного человека.
Такими методами электростатическая акустика MartinLogan была избавлена от основных проблем технологии, а дальше уже начинаются частности, которые лучше рассмотреть на конкретном примере.
Активные или пассивные?
Самый сложный и запутанный момент при классификации акустики MartinLogan — определить, являются они пассивными или активными. Сама электростатическая технология подразумевают подачу напряжения на статор, которое поступает не от усилителя, а от отдельного блока питания, что в некотором роде роднит эту акустику с традиционной активной. Но факт внешнего питания не отменяет необходимости использовать достаточно мощный усилитель, а значит, активной электростатическая акустика все-таки не является.
Дальше — еще сложнее. Как было упомянуто ранее, практически все электростаты MartinLogan являются гибридными вследствие того, что содержат дополнительную низкочастотную секцию с традиционными динамиками. И в модельном ряду компании есть две серии таких колонок: в старшей серии Masterpiece низкочастотная секция — активная, а в младшей ElectroMotion — пассивная.
Таким образом, во всех случаях СЧ/ВЧ-секция неизменно остается пассивной (но с внешним питанием, создающим электростатический заряд), а НЧ-секция может быть и активной, и пассивной. Попавшая в наш тест модель ESL X принадлежит к серии ElectroMotion, а значит — это полностью пассивная акустика.
Проверка комплектации
Итак, понемногу разбираясь с матчастью, мы наконец добрались до виновника торжества. Модель ESL X — флагман серии ElectroMotion — отличается от своих младших собратьев увеличенным размером электростатической панели и большим диапазоном частот, который она воспроизводит.
В абсолютных цифрах речь идет об электростатическом модуле размером 1 020х220 мм или почти четверть квадратного метра по площади, который работает, начиная с отметки 400 Гц. Особенностью фирменных излучателей является использование сверхтонкой лавсановой пленки и облегченной конструкции металлических решеток-статоров.
Изогнутый профиль излучателя играет положительную роль в плане повышения жесткости конструкции, поэтому проблем с надежностью и нежелательными вибрациями не возникнет. В результате, акустика на вид получилась легкой и изящной, а секция электростатического излучателя под определенным углом зрения выглядит прозрачной.
Диапазон 41–400 Гц воспроизводит пара 203-мм длинноходных динамиков с усиленными бумажными диффузорами. При взгляде строго в профиль можно заметить, что четыре стенки низкочастотной секции не параллельны.
Такая геометрия исключает возможность формирования стоячих волн, а оси излучения динамиков оказываются направленными не только в противоположные стороны, но еще и под разными углами к горизонту. На дне низкочастотной секции расположен порт фазоинвертора большого диаметра. Он работает благодаря высоким опорам-шипам. При необходимости шипы можно превратить в ножки с помощью резиновых защитных колпачков.
Излучатели согласованы посредством кроссовера, изготовленного по методу Vojtko и названному в честь одного из разработчиков компании MartinLogan. Суть метода заключается в рассмотрении всех электрических характеристик излучателей как неотъемлемой составляющей частотного фильтра.
Далее идут вполне традиционные методы — использование высококлассных компонентов фильтра и финальная доводка на слух в помещении аналогичном обычной жилой комнате. Для подключения акустики к усилителю используется две пары клемм, что в данной ситуации оправдано как никогда.
В две стороны
Прежде чем поговорить о звуке детально, имеет смысл обратить внимание на еще одну особенность электростатического излучателя — характер излучения. Поскольку решетки статора, между которыми располагается мембрана, имеют одинаковую перфорацию — это, фактически, дипольный излучатель, создающий впереди и позади себя звуковые волны одинаковой интенсивности.
При этом он не имеет корпуса, а значит, на ребрах излучателя происходит акустическое короткое замыкание, когда излучение от движения мембраны вперед встречается с аналогичным по силе, но противоположным по фазе излучением, возникшим при движении мембраны назад.
Таким образом, акустика излучает направленно вперед и назад, но имеет минимальное излучение в стороны и вверх, что, в свою очередь, минимизирует нежелательные первые отражения от стен и потолка. А отражение звука, исходящего с тыльной стороны акустики, дает те же преимущества, что и у любой другой классической дипольной конструкции — делает звуковую сцену более объемной и глубокой.
Модель ESL X при практически любом расположении способна создать объемную сцену с равномерным заполнением помещения звуком. Что характерно — за исключением небольших зон сбоку от акустики, во всем остальном пространстве звук получается одинаково громкий, четкий и разборчивый.
Но большой ошибкой будет считать, что заполнение помещения звуком — это все, на что способны и для чего предназначены электростаты. Потратив достаточно времени на поиск оптимального расположения акустики, можно добиться голографической, фантастически точной проработки стереокартины, с осязаемыми трехмерными звуковыми образами, имеющими реалистичные размеры и пропорции.
Но передать навык по грамотному размещению акустики представляется достаточно сложным. Учитывая дипольный характер излучения, в формировании звуковой картины активно участвует помещение — особенно, стена, находящаяся позади акустики, что, по сути, делает каждую инсталляцию уникальной.
Из общих наблюдений можно заметить, что, несмотря на изгиб передней панели, акустика все же сохранила ощутимую направленность — и зона, в которой звук будет идеально сфокусирован, вместит максимум двух человек. Чуть в стороне от нее уже заметно падение отдачи по верхним частотам, а звуковая сцена не кажется идеально четкой и голографически точной.
Второе наблюдение, применимое в различных условиях, — дистанция от тыльной стороны акустики до расположенной за ней стены. Оптимальное расположение привязано сразу к двум факторам: размерам помещения и расстоянию от акустики до точки прослушивания. По этой причине поиск оптимального расположения имеет смысл начинать от обратного процесса: поиска точек фокуса при различных вариантах установки.
Набранная таким образом статистика поможет найти оптимальное положение акустики относительно желаемого места прослушивания. Но будьте готовы и к тому, что ожидания не совпадут на 100% с возможностями — и наилучшая точка фокуса все-таки окажется не там, где бы вы хотели ее видеть.
Ну и последний совет — от Капитана Очевидность: акустика ESL X требует достаточно большого помещения для прослушивания. Колонки высотой полтора метра и визуально будут смотреться странно в 10–15-метровой комнате, и со звуком сделать что-то стоящее вряд ли получится.
При этом больших комнат эта модель не боится — от слова совсем. Ощущение избыточного звукового давления появляется гораздо раньше, чем удается выкрутить ручку громкости до предела, а искажения при этом не проявляются даже в намеках.
Больше чем обычно
Качество звучания — это тот критерий, который мы чаще всего привязываем к стоимости. «Играют колонки на свои деньги или нет?» — вот в чем вопрос! И скажем прямо: далеко не каждая High End акустика оправдывает ожидания, имея на то полное право — ведь речь идет о максимальном качестве за любые деньги.
Но в случае с MartinLogan ESL X, стоимость которых сравнима с недорогим легковым автомобилем, именно этот вопрос не возникает в принципе. Степень прозрачности и детализации звука настолько высоки, что любой ценник будет казаться нормальным при условии, что источник и усилитель позволят это услышать. И это очень важный момент при оценке звучания электростатов, поскольку фактический уровень искажений, вносимых акустикой, может оказаться ниже, чем у компонентов — и именно их недостатки будут слышны.
Важно и то, что исключительная детализация сочетается с ровной фазовой и частотной характеристиками, а не акцентами в отдельных областях АЧХ, как это бывает в некоторых студийных мониторах и домашних колонках. И даже сочетание электростатического диполя с диполем динамическим, работающим в том числе и в области нижней середины, ровным счетом никак не повлияло на качество.
Стык полос не заметен — низкочастотная секция неотличима по характеру звучания и не определяется в пространстве как отдельный источник звука. Отчасти этому способствует достаточно большая дистанция прослушивания, однако основной вклад вносит продуманное взаимное расположение излучателей в пространстве и относительно друг друга — ну и, конечно же, фирменный кроссовер.
Акустика также примечательна отличной микродинамикой и цельностью звучания. Наиболее интересен тот факт, что требуя высокого качества от электроники, акустика на удивление лояльно относится к качеству контента. Мастеринг попроще и низкобитрейтное потоковое аудио слушать можно — и оно не вызывает дискомфорта и органического неприятия, как это нередко бывает на системах, обладающих высокой детальностью.
Если отнестись к звучанию максимально строго и требовательно, слабые стороны у MartinLogan ESL X также можно обнаружить. Например, металлические звуки передаются смягченно — даже при прослушивании в точке фокуса. Это можно заметить в сравнении со звучанием ленточных и, скажем, алюминиевых купольных твитеров. От этого звон металла и звучание медных духовых передается несколько смягченно и не так естественно, как, например, звучание голоса или деревянных духовых.
Еще одна особенность: яркие и хлесткие звуки — например, удары по малому барабану — воспроизводятся подчас уж очень деликатно. Иногда даже кажется, что разработчики специально все организовали таким образом, чтобы акустика не доставляла слушателю дискомфорта.
Для прослушивания камерной классики, барочной музыки или спокойного джаза в духе Норы Джонс характер акустики подходит превосходно. Слушал до мелочей знакомый «Сome Away With Me» — саунд настолько текучий и обволакивающий, что буквально осязаем. Схожие ощущения вызывает и аналогичная по характеру электронная музыка — например, Dido или Moby.
Особые впечатления доставила музыка восьмидесятых. Все эти гейтированные барабаны и аналоговые электронные звуки воспроизводятся очень органично. И даже звучание рока, записанного в те годы, воспринимается абсолютно цельным. Надо ли говорить, что альбомы вроде «Brothers in Arms» и «In The Air Tonight» можно слушать бесконечно — и каждый раз пробирает до глубины души.
Современные записи разных жанров впечатляют уже другими свойствами: превосходной детализацией, безграничным ощущением пространства или, напротив, нарочито низкокачественным мастерингом, который в исполнении MartinLogan ESL X ощущается исключительно как красивый художественный прием — нечто цельное и завершенное. И вне зависимости от того, в каком стиле выполнен мастеринг, каждое талантливое и искреннее исполнение берет за душу не хуже, чем пластинки, проверенные десятилетиями.
С репутацией эстетов и неженок эта модель успешно борется, воспроизводя самые энергичные форматы танцевальной музыки и самые тяжелые направления индастриала. Очень интересно было слушать экспериментальную музыку, записанную в высоком качестве — например, альбом «Unicorn» Therr Maitz, в котором легкий инди-рок соседствует с хитрой электроникой и замороченным фри-джазом.
Ни один трек из альбома не стал проблемой для MartinLogan ESL X — и неизменно радовал превосходным звучанием. На такое способна не каждая акустика — даже из высшей лиги.
Выводы
Акустика MartinLogan ESL X обладает эталонным сочетанием высокой детальности и ненавязчивой подачи. С одной стороны, в ее исполнении хорошо слышно как плюсы, так и минусы записей, но с другой стороны — воспринимаются исключительно положительные черты, и даже из самых скромных релизов акустика способна вытащить суть, энергетику и эмоциональный заряд. Неагрессивный характер звучания идеален для длительного прослушивания — как вдумчивого, так и фонового.
Не стоит сбрасывать со счетов и исключительно эффектную внешность акустики. Они способны влюбить в себя одним только дизайном — а тут еще и со звуком все очень интересно. Похоже, это джекпот!
Превосходная детальность и микродинамика, максимально комфортное звучание, эффектный дизайн.
Раскрываются при наличии высококлассных компонентов, сложно найти идеальное место для установки.
420 000 рублей (отделка черная матовая), 470 000 рублей (отделка черный глянец)
Акустическое оформление СЧ/ВЧ: открытое
Акустическое оформление НЧ: фазоинвертор
Количество полос: 2
СЧ/ВЧ излучатель: 1 020х220 мм, электростатический
НЧ динамики: 2 х 203 мм, бумажный конус
Диапазон частот: 41–22 000 Гц
Частота раздела кроссовера: 400 Гц
Чувствительность: 91 дБ
Импеданс: 6 Ом
Рекомендованная мощность усилителя: 20–400 Вт
Габариты: 238х1 503х526 мм
Масса: 23,6 кг