Надо заметить, что в России, так уж сложилось исторически, акустика — это в первую очередь английский звук, немецкий, американский, а вот французских колонок многие почему-то побаиваются. А зря: Франция дала миру не одного и не двух производителей с разными подходами к звуку, и нередко с теми сочетаниями, которые сложно найти у других производителей.
Три номера
Линейка Sopra у Focal появилась относительно недавно, став второй по старшинству во всем модельном ряду и заполнив вакуум, имевшийся между старшей линейкой Focal Utopia и линейкой Focal Electra. Признания модель Sopra №2 добилась быстро, получив приз EISA 2015-2016 в категории «High-End-акустика». Далее последовали другие награды и призы, но дело не в них, более того, на время теста лучше вообще обо всем этом забыть и подробно разобраться, что же собой представляет эта модель, в чем ее особенности, каковы звуковые и музыкальные качества.

Также не стоит забывать, что Sopra №2 — первая из появившихся, но не единственная модель в линейке. Кроме нее есть Sopra №1 — двухполосные полочники и Sopra №3 — напольники, отличающиеся большим размером низкочастотных динамиков и корпуса. Наконец, в линейке есть и центральный канал, на случай, если кому-то захочется собрать на базе этой акустики многоканальную систему. По рекомендациям разработчиков Focal, если у вас помещение менее 25 квадратных метров, лучше подойдет Sopra №2, если больше — Sopra №3. По выбору усиления и компонентов акустика линейки Sopra не самая страшная нагрузка для усилителя, поэтому вариантов может быть много, в том числе и ламповых.
Оранжевое настроение
Внешность у Focal Sopra №2 примечательная. Обтекаемые формы корпуса, излом передней поверхности, отчасти напоминающий конструкции линейки Utopia, плюс к этому — крайне необычный цвет, отличное исполнение и отделка. Доступны следующие варианты: классический черный или белый лак, черный лак со шпонированными орехом боковыми панелями, а также отделка красным или оранжевым лаком. Наши подопытные — как раз в оранжевом лаке (называется такая отделка Electric Orange). По описанию кажется немного странным, но вживую акустика получилась красивой, и подобный цвет ее совершенно не портит, особенно если представить колонки в подходящем интерьере. Внешность темпераментная, но совершенно не попсовая.

Изготовлены корпуса, несмотря на сложную форму, очень качественно — у компании Focal свое производство (где, кстати, могут покрасить корпус в любой желаемый цвет под заказ). Подгонка деталей идеальная, качество покрытия тоже.
Конструкция акустики достаточно сложная, корпус состоит из нескольких секций. Верхняя часть содержит в себе среднечастотный динамик, в середине располагается полимерный корпус ВЧ-секции с бериллиевым твитером. Низкочастотная секция установлена на массивный стеклянный подиум с выведенным на него под углом фазоинвертором. Основание снабжено регулируемыми опорами, с которыми акустику достаточно удобно перемещать и настраивать по месту. Забегая вперед скажу, что корпус по всем ощущениям очень прилично задемпфирован. При относительно небольших размерах вес каждой колонки — 55 кг.
Бериллий
Все динамики этой модели также собственного производства, вот и получается, что колонки от и до сделаны во Франции. Это дало возможность инженерам реализовать несколько оригинальных идей. Высокочастотный излучатель — традиционно для Focal с вогнутым куполом (такая форма разработчиками используется давно и заслужила хорошую репутацию: ВЧ головки Focal использовали в своей акустике разные производители, например, Wilson Audio) и с бериллиевой диафрагмой.

В конструкции твитера применена интересная система демпфирования — IHL (Infinite Horn Loading). Задняя камера высокочастотника соединена с длинным задемпфированным рупороподобным волноводом, что минимизирует акустическое сопротивление. Твиттер и его волновод расположены в жестком полимерном корпусе-гармошке — именно эта часть задает угол наклона верхнего отдела относительно нижнечастотной секции.
Среднечастотник размером 6,5 дюйма (16,5 см) оснащен фирменным многослойным W-диффузором (с целлюлозным наружным слоем), закрепленным на подвесе необычной формы, которая, по словам разработчиков, минимизирует резонансные эффекты и повышает разборчивость. Назвали такой подвес TMD (Tuned Mass Damper), а принцип примерно следующий — добавленная и распределенная неравномерно, но определенным образом масса гасит возникающие резонансы. Сложные профили подвесов встречаются у разных производителей, но не у всех они получаются одинаково хорошо. Собственно, даже в каталоге Focal не каждая модель оснащена TMD, например, в колонках Electra стоят обычные подвесы.

Пара 7-дюймовых (18 см) низкочастотных динамиков также оснащены фирменными W-диффузорами и хитрой магнитной системой, получившей название NIC (Neutral Inductance Circuit). Это не активное подмагничивание, как у двух старших моделей линейки Utopia, но все равно схема интереснее обычного магнита. Здесь добавлено в конструкцию Фарадеево кольцо, в итоге система обладает большей стабильностью и менее зависима от конкретного положения катушки в процессе ее перемещений, что идет только на пользу звучанию.
Не параллельно
Еще относительно технических особенностей: система коммутации рассчитана только на двухпроводное подключение. Защитные грили у акустики раздельные, один закрывает среднечастотный динамик, другой — басовики. Система крепления магнитная, так что, сняв грили, никакого крепежа не увидите. А вот бериллиевый твитер закрыт несъемной сеточкой, что учитывая хрупкость материала и дороговизну самого твитера, очень кстати.

Что еще стоит отметить, уже переходя к прослушиванию, так это вопрос расстановки акустики. Разные конструкции и модели по-разному реагируют на расстановку, в случае же с Focal Sopra №2, помимо привычных рекомендаций (не ставить акустику по углам и не придвигать близко к стенам, пусть даже фазоинвертор расположен не на задней панели) нужно уделить внимание углу разворота. По всем ощущениям акустика не обладает сверхвыраженной направленностью и не диктует обязательную параллельную установку, наоборот, стоит поэкспериментировать с углом в каждом конкретном помещении.
Звучание
Первый диск в тесте — Isao Suzuki «Blow Up». Качественно переизданная на XRCD запись 1973 года, хорошо записанная изначально, и, несомненно, интересная в музыкальном плане. Звук объемный и воздушный, с высокой детальностью. Масштаб больше, чем следовало ожидать от не самой большой по размерам акустики. Запись хоть и камерная, но звучание партии контрабаса впечатляет. Бас полновесный, с хорошим объемом, фактурой и проработкой. И он не выпадает из общей картины, ни по соразмерности, ни по динамике. Среднечастотный диапазон открытый и детальный, может быть, чуть светлый. Очень неплохо прорабатывается сцена по ширине и по глубине. Звук не «липнет» к колонкам, но и не кажется раздутым. Ощущения объема, пространства и воздуха присутствуют в должной мере.

Подача по характеру и эмоционально-полновесная, и деликатная, и очень точная. Тонкие эмоциональные моменты и переходы отыгрываются с должным вниманием, без упрощения или навязывания какой-то однобокой трактовки. В звуке есть легкая приподнятость, праздничность, открытость и воздушность, но заметной окраски или перекоса тонального баланса нет. Сразу скажу, я боялся возможной яркости или резкости в звуке — в прошлом бериллиевый твиттер некоторых моделей Focal имел подобный характер. Но нет, в минимально акустически обработанном помещении ни резкости, ни чрезмерной яркости я не услышал. Возможно, что-то и проявится, если поместить акустику в «голую бетонную коробку», но только кто, будучи в здравом уме, пойдет на такое. В обычных же условиях я не стану приписывать этой модели ни яркость, ни резкость звучания. Имеющийся характер совершенно не утомляет, наоборот, прослушивание увлекает и затягивает.
Следующий альбом — Nicki Parrott «Fly Me To The Moon». При интересной манере исполнения этому альбому свойственны некоторые особенности характера записи лейбла Venus Records, да и странно, если было бы иначе. В неудачных случаях запись может прозвучать слишком слащаво, приторно и раздуто. В рамках же этого теста — никаких проблем. Достаточные объем и масштаб имеются, и глубина есть, но все пропорционально и точно. Подвижность, воздушность присутствуют в должной мере. Акустика замечательно отыгрывает и запись в целом, и вокальные партии, и, что важно, — вокальные партии точны и детальны, но совершенно пропорциональны, без раздутости. При должной экспрессивности и эмоциональной насыщенности звук не утомляет, а хочется слушать и слушать.

В недавнем разговоре Кристоф Сико (Christophe Sicaud), генеральный директор Focal-JMLab упомянул одну интересную особенность — он напомнил о богатых вокальных традициях Франции в самых разных жанрах и о том, что подчас в первую очередь слушается не музыка, а пение на фоне музыки, именно голосу уделяется особенное внимание. Если исходить из такой установки, можно сделать вывод, что для записей с вокалом испытываемая акустика подходит просто изумительно, и внимание к вокалу, с точки зрения Focal Sopra №2, не раздуть и выпятить вокальную партию, а отыграть ее точно, полновесно, но не вырывая из тела музыки. Качество достаточно редкое и достойное уважения.
Следующий диск — Toshinori Kondo & IMA «Brain War». Резкий, рваный, то яркий, то темный звук — все именно так, как и должно быть в случае с этим альбомом. Нервность, скомканность, сложный эмоциональный настрой — все слышно и ощутимо. На многих системах эта запись звучит со слишком заметной вуалью, и плоской экраноподобной сценой, строящейся из звучания пререобработанных и электронных инструментов. Все особенности тракт воспроизводит достоверно, но надо отдать должное детальности и динамике — нюансов в звуке слышно больше, чем обычно, да и края диапазона как будто чуть расправляются и не ощущаются столь зажатыми. За счет детальности, разборчивости, динамики альбом в целом воспринимается по-другому, менее монотонным и явно более многогранным, что очень хорошо и очень кстати для интересной, но специфически записанной музыки.

Идем дальше. Необычный и не лишенный сложных записей сборник интерпретаций японских музыкантов музыки Нино Рота «Music composed by Nino Rota — 1999». Звук детальный, эмоциональный (но совершенно не расхлябанный), упругий и объемный. Даже на сложных партиях никаких проблем ни с детальностью, ни с динамикой. Нет упрощения, нет скомканности. Переходы от сложных и громких партий к почти тишине, тихие звуки и нюансы — все отрабатывается близко к образцовому. Но это не мониторная подача в привычном смысле: детальность сочетается с эмоциональностью и насыщенностью, и одновременно ненавязчивостью, есть и объем, и пластичность, и подвижность. Звук получается многоплановым, но на передний план не выпирают отдельные его составляющие, нет выраженных акцентов или утомляющей прямолинейности.
Еще одна запись — концертный альбом Pink Floyd «P.U.L.S.E.». Объем зала, звуки и призвуки, да и сама запись звучат подробно и естественно. Даже на небольшой громкости звук не становится плоским, не появляется явного упрощения. В целом, большего и ожидать было бы сложно. Да и звук на средней громкости масштабней, чем получается у акустики схожих габаритов.
Запись Dark Tranquillity «Haven» прозвучала неплохо — детально, масштабно, но не так динамично и резко, как хотелось бы. В таком результате есть несколько составляющих. Во-первых, хороший тракт объективно показывает некоторые недостатки самой записи, а они тут есть. Во-вторых, хоть к акустике и подобраны были для теста более чем достаточные по мощности усилители Audionet, играют они немного мягче и деликатнее, чем усредненные транзисторные усилители схожего класса. Так что этот результат, безусловно, стоит учитывать, но не опираться только на него.
На мой взгляд, хорошие записи классической музыки более показательны. Сначала я послушал фактически образцовую запись произведений Гайдна «Haydn — The Cello Concertos Cm & Dm — M. Rostropovich, Academy of St Martin-in-the-Fields, Iona Brown». Звук цельный и слитный, без разрывов и перекосов, с хорошей детальностью и динамикой. Тембральная достоверность на достойном уровне. Правильная сцена. При желании можно сфокусировать внимание на той или иной партии, но музыка все равно воспринимается цельной. Ее попросту хочется слушать, да и под конец теста никакой усталости от звука я не ощутил.

Последняя запись — сборник произведений Телемана «Georg Philipp Telemann — Viola Concerto in Gm, Don Quichotte, Overture 'Hamburger Ebb und Flutt', Overture in D — Academy of St Martin-in-the-Fields, Neville Marriner». Динамики и детальности для этой записи хватает, сцена строится точно и аккуратно, масштаб вполне естественный. Возможно, на некоторых моментах хотелось бы, чтобы звук был чуть острее, вот и все. Но на заметный недостаток это проявление не тянет и скорее относится к вопросу подбора компонентов тракта и тонкой настройки. В остальном же — найти недостатки сложно.
Выводы
Видно и слышно, что над новинкой разработчики Focal потрудились изрядно. И результат очевидно хорош. С одной стороны — технологии, сложная конструкция, отменный дизайн и исполнение, но все это не имело бы существенного значения без соответствующего звука. Поэтому главное, что с этим все получилось хорошо: колонки играют полновесно, живо, масштабно и ненавязчиво. Если вы решите строить систему на основе Focal Sopra №2, вам придется внимательно подойти к выбору всего остального — усилителей, источников, питания, кабелей, и помещение желательно подготовить. Акустика такого класса требует уважения. Но результат стоит того.
Паспортные данные
Акустическое оформление: фазоинвертор
Схема: четыре излучателя/три полосы
ВЧ излучатель: 27 мм. вогнутый купольный с бериллиевой диафрагмой
СЧ излучатель: 6,5-дюймовый динамик (16,5 см) с «W»-диффузором и TMD подвесом
НЧ излучатель: два 7-дюймовых динамика с «W»-диффузором и NIC магнитной системой
Частоты раздела кроссовера: 250/2200 Гц
Воспроизводимые частоты (-3 дБ): 34 Гц – 40 кГц
Нижняя граница (-6 дБ): 28 Гц
Импеданс (ном/мин): 8/3,1 Ом
Рекомендуемая мощность усилителя: 40 – 300Вт
Чувствительность: 91 дБ (2,83 В/1 м)
Вес: 55 кг
Размеры (В x Ш x Г): 1190 x 358 x 540 мм
Музыкальный материал
Dark Tranquillity – Haven / Century Media 77297-2
Georg Philipp Telemann – Viola Concerto in Gm, Don Quichotte, Overture 'Hamburger Ebb und Flutt', Overture in D — Academy of St Martin-in-the-Fields, Neville Marriner / Decca 430-265-2
Haydn — The Cello Concertos Cm & Dm — M. Rostropovich, Academy of St Martin-in-the-Fields, Iona Brown / EMI Japan TOCE-13293
Isao Suzuki Trio / Quartet – Blow Up / Three Blind Mice – TBM-XR-0015
Nicki Parrott – Fly Me To The Moon / Venus Records VHCD-1023
Pink Floyd – P.U.L.S.E. / Columbia – C2K 67064
Toshinori Kondo & IMA – Brain War / King Records – KICS 107
Various / Music composed by Nino Rota — 1999 / EMI Japan TOCT-24124
Тестовая система
Проигрыватель: Audionet ART G3
Предусилитель/цифровой плеер: Audionet DNP
Усилители мощности: Audionet AMP
Кабели: Inakustik Referenz NF-1603 и Reference LS-2404
Комментарии
FatBob
Подборка тестовых записей заслуживает хорошего вечера и пары пары приличных магнумов из Бордо. Разве только Dark Tranquillity я б заменил на что то совсем инфернальное... Раз Франция - пусть хоть бы Anorexia Nervosa / September будет. И дальше, после накала страстей, под барокко можно и Шабли откупорить, переходя от музыки к тишине.
IvanTerekhov
Интересный тест. Спасибо. Виктор, на фото видно звукопоглащающий чёрный материал на стене и в углах - это готовая продукция или "самодельная", если готовая то каким образом она крепится к поверхности (клей?) и где к этому можно "прицениться"?
Stereovox
Это панели для акустической обработки помещения Vicoustic Multifuser DC2 из пенопласта. Есть такие же панели, но из дерева - Vicoustic Multifuser Wood. Первые можно "садить" на клей, у вторых крепление показано здесь.
Orbital
Пенопласт - более, чем странный материал для таких элементов. Его волновое сопротивление крайне мало... Отражать звук он будет крайне плохо. Скорее будет поглощать. А для полгощения рисунок и сложная форма не нужны - они нужны как раз для отражения.
IvanTerekhov
спасио за совет. буду изучать тему.
BigD
Спасибо за материал, Виктор! Но у меня сложилось впечатление, что колонки жанровые
Gorbatov
Даже студийные мониторы не одинаково звучат, если так судить то все в какой то мере жанровое. А так - весьма универсальная акустика со своим отчетливым характером.
Expo
Все как по нотам... дорогая акустика, дорогое звукопоглащение...рассеивание итп.
Gorbatov
По помещению ничего дорогого нет, немного среднебюджетного материала чтобы как то приспособить "бетонную коробку" для прослушивания.
mexkb
Диффузоры Шрёдера или другие аналогичные конструкции при желании можно легко "запилить" самому, будет примерно в 10 раз дешевле "готовой покупнины" (все равно ее без расчета 90% вешает, хотя акустическая коррекция должна быть в нужных местах и работать по нужному диапаозону - глушить сплошняком всю стену - непонятно больше вреда или пользы) и ничем не уступит, кроме эстетики внешнего вида. Нужно только немного времени и желания.
Bbhob
ага, главное, чтобы после такого неэстетичного запила гости не дергались и не пытались спиной к стенке поскорей от вас уползти)))
mexkb
Да ладно уж, не все так плохо :)))
AlDol
Виктор, мне интересно сравнить звучание Focal Sopra 2 и Focal Electra 926. Динамики те же (кроме высокочастотников). Насколько оно отличается?
Gorbatov
Все динамики существенно отличаются, как и вся конструкция в целом. И как звук тоже разный.
Bbhob
Это скорее особенность последовательных фильтров, они самобалансируются на УНЧ
Акустическая линза ващета, типа сильно важная вещь в конструкции ВЧ динамика.
naumov
Я бы сказал "вынужденная акустическая линза". Спрашивал на фабрике у инженеров про эту решетку на твитере - почему она не съёмная, например. Ответ был в духе "надоело твитеры менять", т.е. часто повреждают их. Форму и размер ячеек сетки они подстраивали уже по принципу "не навреди". Вогнутый купол как раз тем и хорош что без акустической линзы хорошую дисперсию даёт.
Bbhob
Лукавят. Съемной делать нельзя, параметры поедут здорово, от импеданса до направленности. Были случаи, когда выпиливание такой сетки любителями незамутненного звука приводило к существенным потерям в ВЧ диапазоне.
А про задний рупор не общались?
Wadim
Да нет там никакой линзы - просто решетка, на профиль и толщину внимательно помотрите (такая же как и сзади). А сзади тоже, не рупор, а незамкнутая задняя камера. Хотя были версии и замкнутой камеры.
Bbhob
В релизе пишут что Horn, и выглядит как рупор
Wadim
Все верно, только смысл в другом:
образуется полость, заполненная демпфирующим материалом, которая соединяется при помощи рупора с ВЧ динамиком
Bbhob
Там сзади дырка и через нее динамик видно.
Wadim
Куда же они дели обещанный "демпфирующий материал" :)
Bbhob
Утрирую, но connected to the exterior of the enclosure by a horn.
Я не уних одних такую штуку видал.
Bbhob
Задняя часть корпуса твитера у Focal Sopra №2 снабжена защитной сеткой, закрывающей конструкцию демпфирующего волновода
Господиисусе! Хорошо хоть не: инвестирующее отверстие снабжено презервационной авоськой, стагнирующей меридиан резонатора... Там обратный рупор и линза. То есть направленность такой системы суперкардиоида. Должен был быть какой-то особый объём от этого, но обработкой стены помещения все это благополучно заглушили.
Abyss
Только если я ничего не путаю, запись Isao Suzuki 1973 года не переиздавалась на XRCD. На нем издавалась специально записанная в 2003 году программа «Blow Up 2» - в ней вещи другие совсем.
Gorbatov
Путаете, издавался этот альбом на XRCD:
ArchiCat
Спасибо за статью!