Акустика французской компании Focal-JMLab давно и заметно выделяется на общем фоне своими интересными конструкторскими решениями, запоминающимся дизайном, и, конечно же, звуком. Уж что-что, а собственный звуковой стиль и характер у акустики Focal имеется: сформировался давно, менялся со временем и эволюционировал, но не терялся в угоду каким-то общим тенденциям и предпочтениям.
Надо заметить, что в России, так уж сложилось исторически, акустика — это в первую очередь английский звук, немецкий, американский, а вот французских колонок многие почему-то побаиваются. А зря: Франция дала миру не одного и не двух производителей с разными подходами к звуку, и нередко с теми сочетаниями, которые сложно найти у других производителей.
Три номера
Линейка Sopra у Focal появилась относительно недавно, став второй по старшинству во всем модельном ряду и заполнив вакуум, имевшийся между старшей линейкой Focal Utopia и линейкой Focal Electra. Признания модель Sopra №2 добилась быстро, получив приз EISA 2015-2016 в категории «High-End-акустика». Далее последовали другие награды и призы, но дело не в них, более того, на время теста лучше вообще обо всем этом забыть и подробно разобраться, что же собой представляет эта модель, в чем ее особенности, каковы звуковые и музыкальные качества.
Также не стоит забывать, что Sopra №2 — первая из появившихся, но не единственная модель в линейке. Кроме нее есть Sopra №1 — двухполосные полочники и Sopra №3 — напольники, отличающиеся большим размером низкочастотных динамиков и корпуса. Наконец, в линейке есть и центральный канал, на случай, если кому-то захочется собрать на базе этой акустики многоканальную систему. По рекомендациям разработчиков Focal, если у вас помещение менее 25 квадратных метров, лучше подойдет Sopra №2, если больше — Sopra №3. По выбору усиления и компонентов акустика линейки Sopra не самая страшная нагрузка для усилителя, поэтому вариантов может быть много, в том числе и ламповых.
Оранжевое настроение
Внешность у Focal Sopra №2 примечательная. Обтекаемые формы корпуса, излом передней поверхности, отчасти напоминающий конструкции линейки Utopia, плюс к этому — крайне необычный цвет, отличное исполнение и отделка. Доступны следующие варианты: классический черный или белый лак, черный лак со шпонированными орехом боковыми панелями, а также отделка красным или оранжевым лаком. Наши подопытные — как раз в оранжевом лаке (называется такая отделка Electric Orange). По описанию кажется немного странным, но вживую акустика получилась красивой, и подобный цвет ее совершенно не портит, особенно если представить колонки в подходящем интерьере. Внешность темпераментная, но совершенно не попсовая.
Изготовлены корпуса, несмотря на сложную форму, очень качественно — у компании Focal свое производство (где, кстати, могут покрасить корпус в любой желаемый цвет под заказ). Подгонка деталей идеальная, качество покрытия тоже.
Конструкция акустики достаточно сложная, корпус состоит из нескольких секций. Верхняя часть содержит в себе среднечастотный динамик, в середине располагается полимерный корпус ВЧ-секции с бериллиевым твитером. Низкочастотная секция установлена на массивный стеклянный подиум с выведенным на него под углом фазоинвертором. Основание снабжено регулируемыми опорами, с которыми акустику достаточно удобно перемещать и настраивать по месту. Забегая вперед скажу, что корпус по всем ощущениям очень прилично задемпфирован. При относительно небольших размерах вес каждой колонки — 55 кг.
Бериллий
Все динамики этой модели также собственного производства, вот и получается, что колонки от и до сделаны во Франции. Это дало возможность инженерам реализовать несколько оригинальных идей. Высокочастотный излучатель — традиционно для Focal с вогнутым куполом (такая форма разработчиками используется давно и заслужила хорошую репутацию: ВЧ головки Focal использовали в своей акустике разные производители, например, Wilson Audio) и с бериллиевой диафрагмой.
В конструкции твитера применена интересная система демпфирования — IHL (Infinite Horn Loading). Задняя камера высокочастотника соединена с длинным задемпфированным рупороподобным волноводом, что минимизирует акустическое сопротивление. Твиттер и его волновод расположены в жестком полимерном корпусе-гармошке — именно эта часть задает угол наклона верхнего отдела относительно нижнечастотной секции.
Среднечастотник размером 6,5 дюйма (16,5 см) оснащен фирменным многослойным W-диффузором (с целлюлозным наружным слоем), закрепленным на подвесе необычной формы, которая, по словам разработчиков, минимизирует резонансные эффекты и повышает разборчивость. Назвали такой подвес TMD (Tuned Mass Damper), а принцип примерно следующий — добавленная и распределенная неравномерно, но определенным образом масса гасит возникающие резонансы. Сложные профили подвесов встречаются у разных производителей, но не у всех они получаются одинаково хорошо. Собственно, даже в каталоге Focal не каждая модель оснащена TMD, например, в колонках Electra стоят обычные подвесы.
Пара 7-дюймовых (18 см) низкочастотных динамиков также оснащены фирменными W-диффузорами и хитрой магнитной системой, получившей название NIC (Neutral Inductance Circuit). Это не активное подмагничивание, как у двух старших моделей линейки Utopia, но все равно схема интереснее обычного магнита. Здесь добавлено в конструкцию Фарадеево кольцо, в итоге система обладает большей стабильностью и менее зависима от конкретного положения катушки в процессе ее перемещений, что идет только на пользу звучанию.
Не параллельно
Еще относительно технических особенностей: система коммутации рассчитана только на двухпроводное подключение. Защитные грили у акустики раздельные, один закрывает среднечастотный динамик, другой — басовики. Система крепления магнитная, так что, сняв грили, никакого крепежа не увидите. А вот бериллиевый твитер закрыт несъемной сеточкой, что учитывая хрупкость материала и дороговизну самого твитера, очень кстати.
Что еще стоит отметить, уже переходя к прослушиванию, так это вопрос расстановки акустики. Разные конструкции и модели по-разному реагируют на расстановку, в случае же с Focal Sopra №2, помимо привычных рекомендаций (не ставить акустику по углам и не придвигать близко к стенам, пусть даже фазоинвертор расположен не на задней панели) нужно уделить внимание углу разворота. По всем ощущениям акустика не обладает сверхвыраженной направленностью и не диктует обязательную параллельную установку, наоборот, стоит поэкспериментировать с углом в каждом конкретном помещении.
Звучание
Первый диск в тесте — Isao Suzuki «Blow Up». Качественно переизданная на XRCD запись 1973 года, хорошо записанная изначально, и, несомненно, интересная в музыкальном плане. Звук объемный и воздушный, с высокой детальностью. Масштаб больше, чем следовало ожидать от не самой большой по размерам акустики. Запись хоть и камерная, но звучание партии контрабаса впечатляет. Бас полновесный, с хорошим объемом, фактурой и проработкой. И он не выпадает из общей картины, ни по соразмерности, ни по динамике. Среднечастотный диапазон открытый и детальный, может быть, чуть светлый. Очень неплохо прорабатывается сцена по ширине и по глубине. Звук не «липнет» к колонкам, но и не кажется раздутым. Ощущения объема, пространства и воздуха присутствуют в должной мере.
Подача по характеру и эмоционально-полновесная, и деликатная, и очень точная. Тонкие эмоциональные моменты и переходы отыгрываются с должным вниманием, без упрощения или навязывания какой-то однобокой трактовки. В звуке есть легкая приподнятость, праздничность, открытость и воздушность, но заметной окраски или перекоса тонального баланса нет. Сразу скажу, я боялся возможной яркости или резкости в звуке — в прошлом бериллиевый твиттер некоторых моделей Focal имел подобный характер. Но нет, в минимально акустически обработанном помещении ни резкости, ни чрезмерной яркости я не услышал. Возможно, что-то и проявится, если поместить акустику в «голую бетонную коробку», но только кто, будучи в здравом уме, пойдет на такое. В обычных же условиях я не стану приписывать этой модели ни яркость, ни резкость звучания. Имеющийся характер совершенно не утомляет, наоборот, прослушивание увлекает и затягивает.
Следующий альбом — Nicki Parrott «Fly Me To The Moon». При интересной манере исполнения этому альбому свойственны некоторые особенности характера записи лейбла Venus Records, да и странно, если было бы иначе. В неудачных случаях запись может прозвучать слишком слащаво, приторно и раздуто. В рамках же этого теста — никаких проблем. Достаточные объем и масштаб имеются, и глубина есть, но все пропорционально и точно. Подвижность, воздушность присутствуют в должной мере. Акустика замечательно отыгрывает и запись в целом, и вокальные партии, и, что важно, — вокальные партии точны и детальны, но совершенно пропорциональны, без раздутости. При должной экспрессивности и эмоциональной насыщенности звук не утомляет, а хочется слушать и слушать.
В недавнем разговоре Кристоф Сико (Christophe Sicaud), генеральный директор Focal-JMLab упомянул одну интересную особенность — он напомнил о богатых вокальных традициях Франции в самых разных жанрах и о том, что подчас в первую очередь слушается не музыка, а пение на фоне музыки, именно голосу уделяется особенное внимание. Если исходить из такой установки, можно сделать вывод, что для записей с вокалом испытываемая акустика подходит просто изумительно, и внимание к вокалу, с точки зрения Focal Sopra №2, не раздуть и выпятить вокальную партию, а отыграть ее точно, полновесно, но не вырывая из тела музыки. Качество достаточно редкое и достойное уважения.
Следующий диск — Toshinori Kondo & IMA «Brain War». Резкий, рваный, то яркий, то темный звук — все именно так, как и должно быть в случае с этим альбомом. Нервность, скомканность, сложный эмоциональный настрой — все слышно и ощутимо. На многих системах эта запись звучит со слишком заметной вуалью, и плоской экраноподобной сценой, строящейся из звучания пререобработанных и электронных инструментов. Все особенности тракт воспроизводит достоверно, но надо отдать должное детальности и динамике — нюансов в звуке слышно больше, чем обычно, да и края диапазона как будто чуть расправляются и не ощущаются столь зажатыми. За счет детальности, разборчивости, динамики альбом в целом воспринимается по-другому, менее монотонным и явно более многогранным, что очень хорошо и очень кстати для интересной, но специфически записанной музыки.
Идем дальше. Необычный и не лишенный сложных записей сборник интерпретаций японских музыкантов музыки Нино Рота «Music composed by Nino Rota — 1999». Звук детальный, эмоциональный (но совершенно не расхлябанный), упругий и объемный. Даже на сложных партиях никаких проблем ни с детальностью, ни с динамикой. Нет упрощения, нет скомканности. Переходы от сложных и громких партий к почти тишине, тихие звуки и нюансы — все отрабатывается близко к образцовому. Но это не мониторная подача в привычном смысле: детальность сочетается с эмоциональностью и насыщенностью, и одновременно ненавязчивостью, есть и объем, и пластичность, и подвижность. Звук получается многоплановым, но на передний план не выпирают отдельные его составляющие, нет выраженных акцентов или утомляющей прямолинейности.
Еще одна запись — концертный альбом Pink Floyd «P.U.L.S.E.». Объем зала, звуки и призвуки, да и сама запись звучат подробно и естественно. Даже на небольшой громкости звук не становится плоским, не появляется явного упрощения. В целом, большего и ожидать было бы сложно. Да и звук на средней громкости масштабней, чем получается у акустики схожих габаритов.
Запись Dark Tranquillity «Haven» прозвучала неплохо — детально, масштабно, но не так динамично и резко, как хотелось бы. В таком результате есть несколько составляющих. Во-первых, хороший тракт объективно показывает некоторые недостатки самой записи, а они тут есть. Во-вторых, хоть к акустике и подобраны были для теста более чем достаточные по мощности усилители Audionet, играют они немного мягче и деликатнее, чем усредненные транзисторные усилители схожего класса. Так что этот результат, безусловно, стоит учитывать, но не опираться только на него.
На мой взгляд, хорошие записи классической музыки более показательны. Сначала я послушал фактически образцовую запись произведений Гайдна «Haydn — The Cello Concertos Cm & Dm — M. Rostropovich, Academy of St Martin-in-the-Fields, Iona Brown». Звук цельный и слитный, без разрывов и перекосов, с хорошей детальностью и динамикой. Тембральная достоверность на достойном уровне. Правильная сцена. При желании можно сфокусировать внимание на той или иной партии, но музыка все равно воспринимается цельной. Ее попросту хочется слушать, да и под конец теста никакой усталости от звука я не ощутил.
Последняя запись — сборник произведений Телемана «Georg Philipp Telemann — Viola Concerto in Gm, Don Quichotte, Overture 'Hamburger Ebb und Flutt', Overture in D — Academy of St Martin-in-the-Fields, Neville Marriner». Динамики и детальности для этой записи хватает, сцена строится точно и аккуратно, масштаб вполне естественный. Возможно, на некоторых моментах хотелось бы, чтобы звук был чуть острее, вот и все. Но на заметный недостаток это проявление не тянет и скорее относится к вопросу подбора компонентов тракта и тонкой настройки. В остальном же — найти недостатки сложно.
Выводы
Видно и слышно, что над новинкой разработчики Focal потрудились изрядно. И результат очевидно хорош. С одной стороны — технологии, сложная конструкция, отменный дизайн и исполнение, но все это не имело бы существенного значения без соответствующего звука. Поэтому главное, что с этим все получилось хорошо: колонки играют полновесно, живо, масштабно и ненавязчиво. Если вы решите строить систему на основе Focal Sopra №2, вам придется внимательно подойти к выбору всего остального — усилителей, источников, питания, кабелей, и помещение желательно подготовить. Акустика такого класса требует уважения. Но результат стоит того.
Музыкальный материал
Dark Tranquillity – Haven / Century Media 77297-2
Georg Philipp Telemann – Viola Concerto in Gm, Don Quichotte, Overture 'Hamburger Ebb und Flutt', Overture in D — Academy of St Martin-in-the-Fields, Neville Marriner / Decca 430-265-2
Haydn — The Cello Concertos Cm & Dm — M. Rostropovich, Academy of St Martin-in-the-Fields, Iona Brown / EMI Japan TOCE-13293
Isao Suzuki Trio / Quartet – Blow Up / Three Blind Mice – TBM-XR-0015
Nicki Parrott – Fly Me To The Moon / Venus Records VHCD-1023
Pink Floyd – P.U.L.S.E. / Columbia – C2K 67064
Toshinori Kondo & IMA – Brain War / King Records – KICS 107
Various / Music composed by Nino Rota — 1999 / EMI Japan TOCT-24124
Акустическое оформление: фазоинвертор
Схема: четыре излучателя/три полосы
ВЧ излучатель: 27 мм. вогнутый купольный с бериллиевой диафрагмой
СЧ излучатель: 6,5-дюймовый динамик (16,5 см) с «W»-диффузором и TMD подвесом
НЧ излучатель: два 7-дюймовых динамика с «W»-диффузором и NIC магнитной системой
Частоты раздела кроссовера: 250/2200 Гц
Воспроизводимые частоты (-3 дБ): 34 Гц – 40 кГц
Нижняя граница (-6 дБ): 28 Гц
Импеданс (ном/мин): 8/3,1 Ом
Рекомендуемая мощность усилителя: 40 – 300Вт
Чувствительность: 91 дБ (2,83 В/1 м)
Вес: 55 кг
Размеры (В x Ш x Г): 1190 x 358 x 540 мм