Хотя фирма NAD была основана в 1972 г., когда о цифровом звуке никто и не помышлял, ее название оказалось пророческим, поскольку отражало устремленность в будущее, а значит — желание меняться в духе времени. Дело в том, что NAD расшифровывается как New Acoustic Dimension, т.е. «новое акустическое измерение». Поначалу штаб-квартира компании располагалась в британской столице, но в 1999 г. переместилась в Пикеринг, один из ближайших пригородов Торонто — фирма вошла в состав канадской компании Lenbrook Group.

В далеком 72-м суть «нового акустического измерения», предложенного NADом покупателю, состояла в производстве техники с качественным звучанием, продуманным функциональным набором, элегантным, но без вычурности дизайном и разумной ценой. Осуществить столь грандиозный замысел помог легендарный аудиоинженер Бьорн Эрик Эдвардсен (Bjorn Erik Edvardsen). Его нестандартные технические решения легли в основу многих моделей NAD, например, вышедшего в 1978-м «интегральника» NAD 3020, который многие аудиофилы считают олицетворением лучших качеств транзисторного стереоусилителя (к его 35-летию компания начала производство гибридной модели D3020). Эдвардсен стал поистине «лицом компании», поэтому изделия, созданные под его эгидой, получают, образно выражаясь, знак качества — индекс ВЕЕ (например, NAD C355BEE).
Мягкое клиппирование и G-усиление
В основе усилителей фирмы лежат несколько оригинальных технологий. Разговор о них начнем с PowerDrive и Soft Clipping. Первая также может называться Power Envelope или «класс усиления G». Ее суть состоит в использовании дополнительного источника для питания выходного каскада. Источник вступает в работу при достижении усиливаемым сигналом некоторого порогового уровня. Данное решение позволяет повысить КПД схемы, а также коэффициент демпфирования, и в результате уверенно работать с «капризной» акустикой.

Технология Soft Clipping призвана обеспечить реалистичность звуковоспроизведения на высокой громкости. Поскольку амплитуда выходного напряжения ограничена мощностью блока питания, при поступлении на вход сигнала, близкого к максимальному по амплитуде, усилитель не сможет адекватно передать его на высокой громкости: пики сигнала будут обрезаны (отсюда и термин «клиппирование» от английского to clip ─ «срезать», «отстричь»). В таких случаях начинает работать цепь «мягкого клиппирования» (именно так переводится soft clipping): она плавно ограничивает размах входного сигнала (фактически чуть-чуть снижает его динамический диапазон), уменьшая нагрузку на АС и повышая общую естественность звучания. Разумеется, есть у инженеров NAD и другие технологические секреты.
Настоящей выставкой достижений фирмы является флагманская линейка Master Series. В ней имеется все необходимое для создания стереофонической или многоканальной аудиосистемы эксклюзивного класса. О ней и поговорим.
ЦАП-предусилитель М12: источник всего
Те, кто считает оптические диски «прошлым веком», а музыку хранят исключительно на твердотельных носителях (или, наоборот, имеют CD/SACD-транспорт высокого класса), по достоинству оценят ЦАП-предусилитель M12. Он разработан согласно фирменной технологии Direct Digital, впервые примененной в усилителе М2 и получившей высокую оценку экспертов. ЦАП собран на микропроцессоре с высоким быстродействием (рабочая частота — 108 МГц).

Импульсно-кодовая модуляция (РСМ) входного сигнала преобразуется в широтно-импульсную (ШИМ) с частотой дискретизации 844 кГц. Процесс идет в дифференциальном режиме с двойной точностью, поэтому ЦАП обеспечивает предельно низкие показатели по уровню шума и джиттера. 35-битная архитектура позволяет на редкость точно регулировать громкость. Даже 24-битный сигнал можно понизить на 66 дБ без потери разрешения. Выходные аналоговые усилители работают в чистом классе А и обладают ничтожным импедансом, что позволяет им работать «в унисон» с любым усилителем.
Помимо семи входов цифрового аудио, M12 оборудован двумя входами и выходом HDMI, т.е. способен стать сердцем системы Video 2.0, работающей с двухканальным PCM-саундтреком с Blu-ray или DVD. При этом видеосигнал (в т.ч. 3D) беспрепятственно пройдет с HDMI-входа на выход.

Аппарат может работать с источником практически любого сигнала, как цифрового (есть даже порт AES/EBU), так и аналогового (предусмотрены самые разнообразные входы, от балансного до Phono для вертушки винила). Имеется сабвуферный выход с регулируемой частотой среза. Конструкция предусилителя выполнена по модульному принципу, что чрезвычайно важно: при необходимости М12 можно дополнить HDMI-блоком с тремя входами и выходом. Мало того, в ближайших планах компании значится производство модуля DD BluOS, который обеспечит преду доступ к потоковому аудио из локальной сети (NAS-сервера) или всемирной паутины, а также к сервису TuneIn. Управлять устройством можно будет с гаджета iOS/Android. Модуль обеспечит и соединение по WiFi, Ethernet и Bluetooth с поддержкой кодека aptX.
Стереоусилители NAD M2 и М22: сила цифры
Дополнит М12 двухканальный усилитель мощности М22. Он гибридный: цифровая технология усиления nCore (лицензия фирмы Hypex) сочетается с фирменной PowerDrive, в итоге усилитель обеспечивает до 300 Вт динамической мощности на канал при 8-Ом нагрузке. Все каскады соединены по постоянному току (DC coupled), на пути полезного сигнала нет ни одного конденсатора.

Еще одним аппаратом, рассчитанным на работу в стереорежиме, является полный усилитель М2 (2х250 Вт, 8 Ом). Компания, к сожалению, закрывает их производство, но в продаже они еще некоторое время будут. В этой модели применяется технология Direct Digital. Будучи совместной разработкой NAD и британской фирмы Diodes Zetex Semiconductor (используется ее патентованная схема DDFA), модель М2 олицетворяет все преимущества цифровой усилительной технологии. На разработку этой конструкции фирма потратила 10 лет напряженного исследовательского труда и справедливо считает, что M2 способен задать новые стандарты качества в области цифрового усиления.
Многоканальные проекты
В линейке Master Series — мощный арсенал многоканальных аппаратов. Начнем с AV-процессора-предусилителя M17. Он открывает перед любителем домашнего кинотеатра почти неограниченные перспективы — благодаря внушительному списку возможностей и модульной конструкции, которая, как вам уже известно, упрощает модернизацию.

Фирменный DSP-режим EARS позволяет превратить стереосигнал в многоканальный, сохраняя реализм звучания; система автокалибровки Audyssey MultEQ обеспечивает точную настройку всей аудиосистемы с учетом особенностей как АС, так и акустики помещения. Процессор способен работать на 4 зоны и пребывать в составе мультирум-системы под управлением компьютера. Он оснащен даже балансными выходами, и в этом, пожалуй, его главное отличие от младшей модели М15 (усилитель снят с производства).

Идеальным партнером для М17 является оборудованный балансными входами 7-канальный усилитель мощности М27, а для М15 — мощник М25, рассчитанный на работу лишь с несимметричным сигналом. Оба усилителя построены по тем же принципам, что и М22 (технология nCore в сочетании с PowerDrive). На 8-Ом нагрузку М17 развивает 320 Вт/кан., М15 — 220 Вт/кан.
Старые знакомые
Номинально в линейке Master Series присутствуют еще и две снятых с производства модели — цифроаналоговый преобразователь M51 и универсальный цифровой плеер M50 с возможностью риппинга CD и чтения РСМ-файлов разрешением до 24/192.

Оказалось, что ЦАП рациональнее совместить в одном корпусе с предусилителем, поэтому M51 уступил место модели М12, а стремительная замена оптических носителей звука твердотельными свела практически к нулю спрос на M50 — несмотря на высокие характеристики воспроизведения. Жизнь диктует свои законы, и следовать им — залог процветания такого бренда, как NAD.
Комментарии
YG
классный дизайн контрастный, одобряю
был когда-то такой у американской кажется марки очень дорогой, забыл название, может напомнит кто?
YG
вспомнил! spectral audio - тоже красавцы были
vitalii
До этого даже не слышал о таком бренде , и правда дизайн схожий.
Gorbatov
Сходство отдаленное... А по звуковым свойствам Спектрал на пару порядков поинтереснее будет. Вообще, среди не самых известных американских контор интересного по звуку намного больше, чем среди американского мейнстрима, пусть и дорогого.
YG
прямо в двадцать раз интереснее? вполне похож, просто панели наоборот
Gorbatov
Зачем сразу в 20, может быть в 17,65... А вообще при случае рекомендую послушать в хорошей системе. Техника породистая и интересная, хотя и не без особенностей.
YG
два порядка это ровно двадцать
Felix
два порядка - это в 100 раз
Gorbatov
Буквоеды!!!
YG
это если бы Витя сказал "в два порядка", а так на 10 + на 10
Felix
о как :)
vitalii
Не справедливо! Ухожу в оппозицию!
Leo
Господа вам не надоело ? Любит не любит - Ромашька какой то развэли панэмаеш :)
Wadim
Спасибо большое за обзор - очень интересно!
FatBob
Модульно-наборная конфигурация у М12 интересно смотрится.
Gorbatov
Зависит от реализации. У того же Accuphase оно было, но на практике ни модуль ЦАПа, ни модуль фонокорректора на свои деньги не играли. Надо смотреть, сколько что стоит, на какой класс претендует и что получается в результате.
К кинотеатральным решениям в первом приближении вопросов нет, а вот в музыку (особенно в работу с аналоговыми источниками) и класс D в таком сегменте я пока не очень верю. То, что можно позволить спокойно в бюджетном сегменте с ростом цены вызывает сомнения.
BigD
Спасибо, действительно интересный обзор топовой линейки! Но у меня вызывает удивление отказ NAD от дальнейшего производства таких шикарных аппаратов Master серии как, например, M5 cd/sacd. Что так спрос низко упал?