Так уж повелось, что многоканальный домашний кинотеатр — это не только пять колонок и больше, но и 20 и больше метров кабелей. К тому же, если у недорогого коробочного комплекта проблема в том, что акустические провода чаще всего плохие и короткие, то в серьезном ДК приходится заранее проектировать коммутацию и закладывать кабели в стены. Добавим сюда еще HDMI, который чем длиннее, тем дороже, причем зависимость — чуть ли не экспоненциальная. Облегчить жить призваны беспроводные технологии, и, кажется, на горизонте появилась одна, претендующая на особое к себе внимание.

Задержка

Потоковое аудио уже давно научились передавать по Bluetooth и Wi-Fi, но остаются определенные шероховатости. В частности, у этих стандартов передачи данных не очень-то высокая помехозащищенность, а дальность и емкость текущих вариантов Bluetooth так и вовсе мало подходят для многоканального звука.

Но главное — задержка, которую демонстрируют устройства на базе этих технологий, так называемая «latency» — время запаздывания между входным и выходным сигналом (звуком). Если воспроизводить одну только музыку, об этом параметре можно и не вспоминать. С видео же — другое дело. Latency — враг lip sync (дословно — синхронизация губ), точного соответствия звука происходящему на экране. Другими словами, представьте, что вы смотрите кино, в котором на экране, как положено, что-то взрывается, вздымая столб дыма и огня, герои картинно разлетаются под воздействием взрывной волны… и только в этот момент слышен мощный звук взрыва. Это никуда не годится. Справедливости ради, отметим определенные успехи в борьбе с latency, например, у технологии Bluetooth-аудио.

Кто стоит за WiSA

Изыскания и попытки создать стандарт для качественной передачи звука в ДК идут уже давно. Судя по последним новостям, можно говорить, что в лидеры выбилась платформа WiSA Ready, которую активно продвигает компания Summit Wireless Technologies, Inc и одноименная ассоциация WiSA (Wireless Speaker and Audio Association). Штаб-квартира Summit Wireless, ранее называвшаяся Summit Semiconductor, Inc., расположена в Сан-Хосе (штат Калифорния), отделы продаж — в Тайване, Китае, Японии и Корее.

Если посчитать логотипы на сайте, то к WiSA присоединились уже под тридцать заявленных членов. В 2019 году на рынке появится до 60 миллионов продуктов с поддержкой WiSA Ready. Прямо сейчас WiSA уже есть в отдельных моделях телевизоров LG Electronics (при этом настройка параметров «защита» в ПО телевизора, поддерживающего эту технологию), приставок Xbox и активных колонок девяти производителей акустических систем премиум-класса, в частности, продемонстрированной там же акустикой Klipsch Reference. Разворачивается работа по сертификации WiSA Ready все новых устройств.

Минус ресивер

«WiSA быстро становится новым стандартом де-факто в беспроводном захватывающем звуке», — написано в пресс-релизе ассоциации. Сейчас сложно сказать, насколько быстро, но как факт, на место нового стандарта эта технология претендует и вполне может оказаться успешной. Ведь она предлагает заменить комплект домашнего кинотеатра в формате «Телевизор/проектор + AV-ресивер + набор акустики» на компактное сочетание типа «Телевизор/проектор + набор активной акустики». В результате пользователь избавится от громоздкого AV-ресивера и бухты акустических кабелей.

Все колонки, как и сабвуфер, конечно же, активные, сигнал они получают от небольшого центрального блока WiSA по беспроводной связи (а выше мы писали, что уже существуют и варианты, встроенные непосредственно в телевизор), акустике потребуется только питание. Но воткнуть вилку в ближайшую розетку для многих проще, чем тянуть акустический кабель через всю комнату к расположенному где-то у фронтальной стены AV-ресиверу.

Кроме того, не домашним кинотеатром единым — в интервью Sound&Vision президент WiSA Association Тони Остром (Tony Ostrom) отметил, что хотя «большинство систем WiSA, созданных на сегодняшний день, были решениями 5.1 и 7.1, одно из преимуществ этой технологии — ее масштабируемость. В свете этого мы добавим уровень сертификации для разработки недорогих систем 2.0 и 2.1».

Как работает WiSA

Продукты с логотипом WiSA Ready в сочетании с USB-донглом WiSA и сертифицированными спикерами WiSA по современным меркам обеспечивают вполне качественное (на презентации, проходившей в рамках CES, его назвали «максимально возможным») беспроводное звучание для фильмов, музыки, игр (киберспорта) и других вариантов современного аудио.

Summit Wireless Technologies не публикует подробных данных о том, что конкретно представляет собой технология WiSA, но некоторая информация все же есть. Еще пять лет назад WiSA Association опубликовала данные о возможностях технологии. В частности, в документе говорилось о беспроводной передаче 24-битного несжатого аудио разрешением до 96 бит/сек и быстром обнаружении и восстановлении ошибок, по алгоритмам, близким к применяемым в технологии воспроизведения CD и обеспечивающим непрерывный звук. Известно, что в системе WiSA реализована передача некомпрессированного аудио на частоте 5.2–5.8 ГГц. Также компания пишет, что передавать можно будет до 8 каналов несжатого 24-битного звука, включая иммерсивные форматы типа Dolby Atmos и DTS X. Самое важное, что задержка — та самая «latency» — всего 5,2 мс, к тому же она не меняется в зависимости от загрузки сети (это в 10-20 раз лучше, чем у Bluetooth и Wi-Fi). Более того, тот же Тони Остром отмечает, что задержка может быть снижена до 2,6 мс, а синхронизация между всеми колонками идет с отклонением не более двух микросекунд.

Вдобавок алгоритмы ADAPT (патент Summit Wireless Technologies), по данным специалистов WiSA, неким образом предотвращают помехи, устанавливают приоритет трафика и тем самым удваивают пропускную способность беспроводной сети. Это справедливо, в том числе и для полного набора спикеров 7.1, и для конфигурации Atmos до 5.1.2.

Кроме того, WiSA-совместимый вариант передачи аудиопотока полностью отвечает требованиям DFS, что обеспечивает ему повышенную помехозащищенность.

Возможные проблемы и их преодоление

Справедливости ради стоит отметить, что поскольку передача сигнала в устройствах данного класса ведется в гигагерцовом диапазоне, при размещении спикеров с приемниками WiSA (впрочем, как и продуктов беспроводного Hi-Res-аудио других производителей), возможно, придется обратить внимание на их окружение. В интерьере нежелательны массивные предметы (к людям и креслам это, пожалуй, не относится, речь идет о металле и железобетоне), перегораживающие прямую видимость между ресивером и трансмиттером (передатчиком и приемником) системы. Такое «затенение» может вызвать проблемы, связанные с понижением уровня приема радиосигнала.

Впрочем, эта проблема в подавляющем большинстве комнат с домашними кинотеатрами не может возникнуть априори. Кроме того, специалисты WiSA Association уже заявляли о том, что компоненты системы были протестированы на предмет обеспечения чистой связи в пределах 30x30 футов (10x10 м), даже при наличии помех.

Альтернативы WiSA

Многие крупные бренды создают свои экосистемы, так или иначе поддерживающие многоканальный звук. Из знакомых нашим читателям это Sonos, HEOS, MusicCast. И здесь, конечно, главная проблема — это проприетарные форматы, и если вы купили Sonos, вам сложно будет добавить туда же, например, HEOS. Есть и открытые платформы от компьютерных корпораций — Google Chromecast и Apple Airplay 2, тоже научившиеся мультируму, но пока не работающие полноценно в многоканальном режиме (и не факт, что их будут этому «учить»).

Технология WiSA в этом окружении производит впечатление более специализированного и фундаментального подхода. Кроме того, в выборе оборудования будущего беспроводного домашнего кинотеатра WiSA так или иначе оставляет право выбора за потребителем. Единственное условие — наличие сертифицированной совместимости.