Данная фонограмма относится к самому началу эпохи цифровой звукозаписи. 10 октября 1981 года Бостонский Симфонический оркестр под управлением Сейдзи Одзавы исполнил классический набор Вивальди под запись аудирекордера компании Soundstream. К его особенностям можно отнести бестрансформаторную схему аналоговых цепей, позволявшую отображать сигнал прямо от 0 герц. И это был далеко не первый опыт применения. Возможности цифровой записи устройствами Soundstream задолго до CD, в 70-х оценили издатели виниловых пластинок — Telarc и многие другие лейблы занимающиеся классической музыкой. И первый релиз этого издания состоялся именно в 1982 году на пластинке.
Рекордер Soundstream выполнял оцифровку в 16 бит, но частота дискретизации составляла нестандартные по нынешним временам 50 кГц — и это стало еще одной особенностью, предполагающую разночтения в коммерческих изданиях.

На компакт-диске «4 сезона» вышли только в 1983-м, силами завода Matsushita в Японии. В аннотации указано, что фонограмма не подвергалась никаким процедурам редактирования. Диск получился довольно тихим, самые громкие пики едва переваливают за –10 дБ. И все-таки для CD пришлось пересчитать частоту семплирования с помощью конвертера Studer SFC-16. Явилось ли это причиной довольно стерильного статичного звука? Возможно.
DR Peak RMS Duration Track
------------------------------
DR14 -9.63 dB -27.68 dB 3:24 01-La Primavera (Spring), Op. 8, No. 1 / RV 269, Concerto No. 1 in E Major: Allegro
DR12 -20.22 dB -37.03 dB 2:38 02-La Primavera (Spring), Op. 8, No. 1 / RV 269, Concerto No. 1 in E Major: Largo
DR13 -10.64 dB -29.30 dB 4:12 03-La Primavera (Spring), Op. 8, No. 1 / RV 269, Concerto No. 1 in E Major: Allegro
DR13 -9.14 dB -29.78 dB 5:20 04-L'Estate (Summer), Op. 8, No. 2 / RV 315, Concerto No. 2 in G Minor: Allegro non molto
DR15 -11.76 dB -34.91 dB 2:38 05-L'Estate (Summer), Op. 8, No. 2 / RV 315, Concerto No. 2 in G Minor: Adagio
DR12 -8.81 dB -24.67 dB 2:45 06-L'Estate (Summer), Op. 8, No. 2 / RV 315, Concerto No. 2 in G Minor: Presto
DR13 -9.46 dB -26.85 dB 4:46 07-L'Atumno (Autumn), Op. 8, No. 3 / RV 293, Concerto No. 3 in F Major: Allegro
DR10 -25.75 dB -38.75 dB 2:37 08-L'Atumno (Autumn), Op. 8, No. 3 / RV 293, Concerto No. 3 in F Major: Adagio molto
DR14 -8.46 dB -25.72 dB 3:22 09-L'Atumno (Autumn), Op. 8, No. 3 / RV 293, Concerto No. 3 in F Major: Allegro
DR13 -9.11 dB -28.11 dB 3:16 10-L'Inverno (Winter), Op. 8, No. 4 / RV 297, Concerto No. 4 in F Minor: Allegro non molto
DR12 -18.39 dB -35.16 dB 2:27 11-L'Inverno (Winter), Op. 8, No. 4 / RV 297, Concerto No. 4 in F Minor: Largo
DR12 -6.88 dB -26.51 dB 2:54 12-L'Inverno (Winter), Op. 8, No. 4 / RV 297, Concerto No. 4 in F Minor: Allegro
Спустя 20 лет Telarc перевыпустил это издание уже на SACD, в буклете которого нажаловался на превратности конвертирования былых лет и заверив слушателя, что теперь будет все в порядке. Порядок обеспечивал ресемплер dCS 972 — остальные нюансы перевода в DSD-поток опять остались за кулисами (custom software).
DR Peak RMS Duration Track
------------------------------
DR14 -8.52 dB -26.60 dB 3:23 01-La primavera (Spring) - I. Allegro
DR12 -18.95 dB -36.70 dB 2:39 02-La primavera (Spring) - II. Largo
DR13 -9.98 dB -28.60 dB 4:12 03-La primavera (Spring) - III. Allegro
DR13 -8.50 dB -28.50 dB 5:20 04-L'estate (Summer) - I. Allegro non molto
DR15 -9.59 dB -32.81 dB 2:37 05-L'estate (Summer) - II. Adagio
DR13 -6.91 dB -23.82 dB 2:45 06-L'estate (Summer) - III. Presto
DR13 -8.82 dB -26.20 dB 4:46 07-L'autunno (Autumn) - I. Allegro
DR10 -23.89 dB -38.36 dB 2:37 08-L'autunno (Autumn) - II. Adagio molto
DR14 -7.53 dB -24.81 dB 3:22 09-L'autunno (Autumn) - III. Allegro
DR13 -8.42 dB -27.56 dB 3:16 10-L'inverno (Winter) - I. Allegro non molto
DR12 -17.15 dB -34.32 dB 2:26 11-L'inverno (Winter) - II. Largo
DR12 -6.28 dB -25.84 dB 2:56 12-L'inverno (Winter) - III. Allegro
В буклете SACD также были обещаны частоты вплоть до 25 кГц (согласно половины от 50 кГц дискретизации). В реальности же мы можем видеть по спектрограмме, как они отсекаются на 24 кГц, что дает основания предполагать либо ВЧ-фильтр в цепи, либо того хуже — DAT-исходник, у которого частота дискретизации как раз 48 кГц. К тому же, в спецификациях dCS 972 ничего не указано о совместимости устройства с потоком 50 кГц.
Звучит данный SACD чуть-чуть по-другому — не так пресно, но только чуть-чуть. Все довольно узнаваемо и напоминает другую подобную запись на том же оборудовании. Не удалось раздобыть еще одно издание, в котором заявлены 32 бит — ого! Аналого-цифровые устройства с подобными характеристиками пока неведомы. Скорее всего, речь идет о разрядности аудиософта, в котором производится мастеринг — бывают оболочки и на 64 бит, между прочим, ну и что? Изначально подслеповатой фонограмме это ничем не поможет.
В целом, к исполнению Бостонского оркестра нет вопросов, но слишком уж рассчитывать на магию первых цифровых рекордеров тоже не стоит, даже если они использовали цепи без трансформаторов.
Комментарии
Gorbatov
Исполнение никакое... Тоска берет. Хуже у Seiji Ozawa получился пожалуй, что только Малер. А это - ну только что из за технократического интереса копать, что впрочем, и было проделано с успехом в статье.
И про теплое винтажное - это для красного словца и холивара? Перебор уже... Какое теплое-винтажное в записях классической музыки 60, 70х годов??? Возьмите Archiv, послушайте многомикрофонные записи хоров Монтеверди - где там теплота?? Decca, Vox, Columbia - опять нету... Ладно, может в джазе - ага, у Руди на BlueNote прям теплоты ешь не хочу.
Теплоту, для ностальгирующих по плохим лампам и полусдохшим радиолам делает сейчас Tacet, да только слушать это удовольствия никакого...
YG
мне именно эта интерпретация вивальди по душе. Если не ошибаюсь, она же была и в фильме Bullet
YG
вот кто минусует интересно, признаетесь?
Gorbatov
Не я точно. Чехарда с регистром смущает, но я и систему рейтингов недолюбливаю...
YG
может запись и виновата.
"чужое" исполнение режет ухо в первую очередь "чужим" темпом
Stereovox
Имел возможность сравнить оба диска SACD и UHD CD в живую. Не знаю, как они выглядели бы с позиции сухих цифр, у меня на такие измерения нет ни способности, ни технической возможности, как у Ярослава. Но при прямом сравнении на слух я всё же отдал предпочтение диску UHD CD, который в отличие от смягчённых и широких мазков на SACD давал более чёткое, тембрально отточенное и воздушное звучание, которое я так люблю, и намного более заметную динамику. Допускаю, что сама запись была изначально не идеальна, но как говорится, чем богаты...
YG
а вы можете его скопировать и выложить на облако? я бы посмотрел
Stereovox
Ярослав, я настолько далёк от всего этого, что мне легче выслать вам этот диск по почте, чем скопировать его. Возможности компьютерной техники остаются для меня пока что неизведанными. Я всё больше по-старинке: поставил диск на "вертушку" и прослушал. А скачивать или закачивать я просто не умею.