Откроем секрет: в качестве DVD-приложения к июньскому номеру журнала Stereo&Video мы рассчитывали дать совсем другой фильм. Изменить планы заставил случайно раскрытый томик Артура Конан Дойла — вспомнилось, что в нынешнем году отмечаются три круглых даты: 155-летие со дня рождения знаменитого писателя; 75-летие премьеры «Приключений Шерлока Холмса», лучшей, по мнению многих, ленты в 14-серийной киноэпопее с участием Бэзила Рэтбоуна и Найджела Брюса — а еще… Но не будем опережать события. Детективный жанр требует сюрприза в финале, не так ли?

Нет в кино и на телевидении героя популярней, чем лондонский сыщик-консультант с Пекарской улицы (так дословно переводится Baker Street). Он и его неизменный спутник добрый доктор Ватсон появлялись на белом и голубом экране более трехсот раз; впервые — около ста лет назад, еще при жизни Конан Дойла. Литературный отец высоко оценил кинематографический дебют «сыновей», однако дальнейшая судьба экранных Ватсона и Холмса подтвердила поговорку «нет пророка в своем отечестве».

Роль героини в «Приключениях Шерлока Холмса» играет Ида Люпино. Впоследствии она стала в Голливуде одной из первых женщин-режиссеров, сняла в числе прочих отличную картину «Двоеженец» (The Bigamist, 1953)

В тридцатые годы англичане, в том числе и на студии «Гейнсборо», где работал Альфред Хичкок (см. первое DVD-приложение к нашему журналу — №3, 2014) сняли по «шерлокиане» около десятка фильмов. В роли Холмса были опробованы полдюжины талантливых исполнителей, но эталонный образ не сложился. Гораздо больше преуспели на этом поприще голливудские актеры Бэзил Рэтбоун и Найджел Брюс, англичане по крови, но не по рождению (Рэтбоун появился на свет в Южной Африке, Брюс — в Мексике).

Говорят, Дэррил Занук, один из руководителей кинокомпании 20th Century Fox, столкнулся с Рэтбоуном на вечеринке, и его осенило, что Бэзил как нельзя лучше подходит на роль Холмса. Существует и другой вариант: будто бы Рэтбоуна — уже в паре с Брюсом — сосватал Зануку некий продюсер. Счастливое стечение обстоятельств? Не только. К тому времени Филипп Сен-Джон Бэзил Рэтбоун (1892–1967) сыграл множество разноплановых киноролей — от Тибальда из «Ромео и Джульетты» до Гая Гисборна в «Приключениях Робин Гуда». Чашу весов в его пользу склонило и то, что он уже перевоплощался в сыщика («Дело об убийстве епископа», 1930). Но главное, конечно, в другом — Рэтбоун был изумительно похож на портрет Холмса, созданный Донан Дойлом. С Найджелом Брюсом дело обстояло и проще, и… сложнее. Почти все вещи о Холмсе написаны от лица Ватсона, человека слишком скромного, чтобы упоминать о собственной внешности. Облик доктору придумал, c благословения автора, Сидни Пейджет, художник журнала Strand, на страницах которого дебютировали почти все произведения о Холмсе. Эти иллюстрации считаются каноническими. Брюса роднят с ними разве что усы — «пейджетовский» Ватсон стройнее и моложе. (Виталия Соломина можно считать попаданием в яблочко, и у вас есть шанс в этом убедиться. Откройте папку BONUS на прилагаемом DVD. В ней вы найдете файлы PDF и Epub c рассказом «Беспроигрышное пари» Вячеслава Саввова, написанным к 125-летию Конан Дойла и снабженным иллюстрациями Сидни Пейджета).

Найджел Брюс (справа) на три года моложе Бэзила Рэтбоуна, но выглядит старше.

Найджел Брюс (1895–1953) — трудно поверить, что он на три года моложе Рэтбоуна — появился на экране в английском фильме 1929 г., потом перебрался в Голливуд и, прежде чем перевоплотиться в Ватсона, участвовал в нескольких заметных кинопроектах.

Справедливости ради отметим, что знатоки «шерлокианы» отнеслись к его трактовке образа Ватсона неоднозначно. Мастер буффонады, он сделал из «доброго доктора» комический персонаж, резко противопоставив его Холмсу, которого Рэтбоун играл без тени юмора.

Уильям Джиллетт, исполнитель роли Шерлока Холмса в пьесе собственного сочинения.

Однако если подойти непредвзято, Брюс оказался на высоте — благодаря в первую очередь богатому сценическому опыту. Понимаешь, что он вполне мог сыграть Ватсона точно по рецептам Конан-Дойла. Впрочем, каков он, «настоящий» Ватсон? Ведь и Дойл зачастую с беднягой не церемонился, потому к Ватсону прочно пристала личина ненаблюдательного наблюдателя. В сценах без Холмса он действует неглупо, но, стоит Великому Сыщику появиться, как интеллект Ватсона падает ниже точки замерзания. Холмс как будто гипнотизирует своего спутника, почти лишая его рассудка. Временами у зрителя возникает и вовсе жуткая мысль — уж не захватывает ли он мозг Ватсона, чтобы поднять уровень своего интеллекта? К счастью, гипотеза не подтверждается — Ватсон обычно не упускает шанс восторжествовать над своим заносчивым другом — хотя бы в мелочах (см. блистательную концовку прилагаемой к журналу картины).

Для дебюта выбрали «Собаку Баскервиллей», а по ее, так сказать, горячим следам в том же, 1939 г. вышел фильм, «Приключения Шерлока Холмса», прилагаемый к этому журналу. Основа сценария — оригинальный замысел, точнее, пьеса «Шерлок Холмс» (1899) американца Уильяма Джиллетта, с успехом шедшая на подмостках, причем автор исполнял в ней главную роль. Справедливости ради заметим, что сюжет изменен до полной неузнаваемости, на экран перекочевали только Бассик, подручный Мориарти, да Билли, мальчик-слуга (в труппе Джиллетта его одно время играл — кто бы вы думали? Юный Чарли Чаплин!).

Давний противник Холмса профессор Мориарти решил опорочить Великого Сыщика — совершить некое «преступление века» так, чтобы раскрыть его было не под силу даже Холмсу. Он разработал многоходовой план, такой неуклюжий и громоздкий, что за Холмса, догадавшегося обо всем лишь в последнюю секунду, становится неловко. В оправдание героя заметим, что из сценария были выброшены значительные куски, придававшие замыслу хотя бы видимость правдоподобия.

Плакаты к американской и испанской премьерам «Приключений Шерлока Холмса». В испанском прокате фильм назывался «Шерлок Холмс против Мориарти».

Это вызвало недовольство наследников писателя, а именно с их разрешения и была осуществлена постановка (см. начальные титры). Кроме того, в том же 1939 г. фильм «Унесенные ветром» вознес 20th Century Fox к вершинам славы и вскружил голову Дэррилу Зануку. Было решено, что компании не пристало заниматься таким низким жанром, как «шерлокиана». Менее щепетильной оказалась студия Universal. Три года спустя она возобновила сериал, и в течение четырех лет выпустила дюжину фильмов, которые до сих пор смотрятся с удовольствием.

Р.S. А где третья круглая дата, обещанная ранее, спросит внимательный читатель. Отвечаем: дотошные исследователи творчества Конан Дойла обратили внимание, что в рассказе «Его прощальный поклон» Холмсу — шестьдесят, а действие происходит в августе 1914 г. Значит, великий сыщик родился в 1854 г., т.е. ровно 160 лет назад.

Внимание, спойлер! Читать только после просмотра!

В окончательном варианте сценария отсутствует, помимо прочего, финальная сцена в полицейском участке, объясняющая поведение Матео и Джерролда Хантера. Приведем ее суть:

Энн Брендон: Мистер Холмс, почему Матео хотел убить и моего брата и меня?

Холмс: Он утверждает, что ваш отец много лет назад убил его отца, чтобы захватить копи и разбогатеть. Матео — индеец, а у них в обычае кровная месть. Вот почему вас преследовала та жуткая мелодия — похоронная песнь племени, к которому принадлежит Матео; непременная часть ритуала, предшествующего убийству из мести.

Энн: Какой ужас! Неужели к этому причастен Джерролд Хантер?

Холмс: Конечно, нет. Но будучи поверенным в делах вашей семьи, он знал, что в результате давних махинаций вашего отца под угрозой смерти можете оказаться вы и ваш брат. Он во что бы то ни стало хотел скрыть правду, чтобы вам не было совестно за родителя.