Многоканальная система: альтернативный взгляд на музыку [перевод]

ТEКСТ: Комментарии (29)
75.05 дБ
Многоканальная система: альтернативный взгляд на музыку [перевод]

Время не было благосклонно к многоканальным музыкальным системам класса High End. В наши дни единицы вкладываются в серьезные системы объемного звука. Компаний, профессионально занимающихся многоканальными музыкальными записями, тоже осталось совсем немного. Некогда многообещающие форматы DVD-A и SACD почти забыты: диски DVD-A фактически умерли, а компания Sony, которая изначально продвигала SACD, больше этим не занимается. Что касается стриминга, то здесь все сосредоточено на MQA и Hi-Res, но не на многоканальной музыке.

Если объемная музыка сегодня и существует, то это в основном SACD от аудиофильских американских компаний вроде Reference Recordings. В Европе тоже есть лейблы, которые поддерживают SACD-формат, от которого отказалась Sony. Кстати, недавно эти компании начали экспериментировать с новыми методами многоканальной записи. Если говорить о Blu-ray и PCM, то более-менее активную деятельность ведет лишь американская фирма AIX Records.

Сложившееся положение дел привело к тому, что системы окружающего звука — это в большинстве случаев системы для видеоконтента. В этом смысле уже появилось новое альтернативное течение, поддерживаемое видеофилами-хайэндщиками. Серьезный видеофил в наше время озаботился высотными каналами (в дополнение к центру, сабвуферу, фронтальным, тыловым и боковым каналам). Я имею в виду 9.1- и 11.1-канальные системы.

И не только любители кино собирают отдельные специализированные ДК-системы — некоторые аудиофилы тоже обладают такими «дополнительными» AV-сетапами. Однако редко встречаются те, кто слушают на них музыку. Еще меньше тех, кто не жалеет денег на аудиокомпоненты для своих ДК. И почти никто не тратит на многоканальное звуковое оборудование столько, сколько тратит на стерео.

Аудиофилы используют свои «дополнительные системы» для музыки только потому, что они когда-то давно вложились в SACD и DVD-A. Существуют ли люди, которые озаботились созданием окружающих систем с премиальными компонентами исключительно для стримингового/цифрового контента? Конечно, и такие бывают (к слову, на сайте nativedsd.com доступно много объемной музыки в Hi-Res).

В этой статье речь пойдет о том, что стать одним из аудиофилов-многоканальщиков было бы весьма интересно, но только при условии, что у вас уже есть хорошая AV-система с окружающим звуком. Такая система позволит получить приемлемое для экспериментов качество.

Итак, за основу «дополнительной системы» для музыки возьмем имеющийся многоканальный сетап, а в качестве источника будем использовать старые SACD из коллекции. В худшем случае эти эксперименты дадут новые знания, в лучшем — вы получите понимание базовых принципов, что может пригодиться, когда стриминг и High End вспомнят о многоканальной музыке.

Фонограммы фильмов

Хочу сразу определиться: речь не идет об окружающем звуке и музыкальных композициях в фонограммах кинофильмов. Эффекты и музыкальное сопровождение — это хорошо, но только для кино, а не для настоящих музыкальных сеансов. Всем нравятся хорошие звуковые эффекты и песни в блокбастерах.

Кому не понравится, как взрываются снаряды пришельцев, захватывающих в очередной раз Белый дом или Лос-Анджелес. Но не нужно воспринимать фоновую музыку как «настоящую музыку», которую мы слушаем. Эти саундтреки создавались специально для сопровождения диалогов, эффектов и картинки на экране.

Если выключить телевизор (или проектор) и остаться наедине с саундтреком, погрузившись в него, то можно заметить, что музыка звучит отчасти размыто. Правдоподобная передача музыкального материала отсутствует. В общем и целом, звуки из колонок не пытаются воссоздать реалистичную музыкальную сцену. Звуковые эффекты звучат куда собраннее, чем такая музыка. Иногда музыкальные композиции не разбиты по каналам — отовсюду идет одинаковый звук. Короче говоря, это не многоканальная музыка.

Бывают исключения. К примеру, саундтреком фильма «Гладиатор» можно наслаждаться как настоящей музыкой. Тем не менее, чем больше фонограмм к фильмам слушаешь, тем больше понимаешь, что записаны они по разным стандартам. Нам остается лишь гадать с настройкой систем под этот контент. Более того, микширование и производственные методы везде разные. А звуковые форматы (Dolby, DTS и т.д.) вносят свои коррективы за счет различных кодеков.

Конечно, существуют специальные тесты и диски для настройки аудиосистем. Можно выбрать один конкретный шаблон, но общего стандарта для всех саундтреков нет: непонятно сколько именно должно быть баса или как правильно настроить фронтальные и боковые каналы. Все было бы иначе, если бы каждый диск, стрим или загруженный файл сопровождался рекомендациями по расстановке и настройке колонок. И было бы хорошо, если бы создатели саундтреков больше думали о домашних системах, а не только о кинотеатрах. Впрочем, не надейтесь.

Настоящая объемная музыка

Многоканальные музыкальные записи — это совершенно другой разговор. Вот здесь есть смысл поработать над системой, чтобы услышать нечто большее, чем просто стерео, чтобы выйти за рамки. Стереофония может быть хорошей, стереофоническая звуковая сцена может быть отлично переданной, однако все же стоит услышать, что дает добавление центрального канала и боковых.

Чтобы получить полное представление о совершенном музыкальном звуке, нужно побывать на живом выступлении, а также попробовать записи не только в стерео, но и в других альтернативных форматах. Возможно, объемная музыка не покажется вам чем-то более совершенным, но зато вы научитесь выявлять слабые и сильные стороны любых аудиосистем, включая самые лучшие стереофонические сетапы.

Что касается носителей с многоканальными записями, то выбор хоть и органичен, но он есть. Аудиофилы постарше наверняка припрятали несколько записей. Некоторые концерты, особенно поздние SACD-издания с классикой, отличаются очень натуралистичной звуковой сценой, создающей иллюзию концертного зала.

Если вы из тех, у кого еще остались диски DVD-A и соответствующее оборудование, то рекомендую переслушать их, обратив внимание именно на те записи, где передается естественная звуковая сцена, а не иммерсивная. Некоторые лейблы (например, Tacet) хорошо постарались в свое время — их релизы обладают многоканальным звуком, качественно передающим то, что можно услышать на концерте.

Не рекомендую останавливаться на объемной DTS-музыке, появившейся примерно в одно время с DVD-A и SACD. Слишком большое количество таких релизов было посвящено неоднозначной музыке с плохо переданной сценой. Многие записи звучали сжато и не создавали эффекта живого выступления. Если кому-то попадались хорошие DTS — пожалуйста, поделитесь в комментариях.

Самый простой и лучший вариант (если система обладает соответствующими возможностями) — это SACD. Такие диски все еще встречаются. Бывают новые релизы, бывают большие скидки, б/у-предложения, а у многих, как уже сказано, SACD есть в коллекциях.

Лейблы Bis, Channel Classics, Et’Cetera, Harmonia Mundi, Pentatone, Reference Recordings, RCA, 2L раньше выпускали просто замечательные многоканальные SACD. Диски этих компаний обладают богатым концертным звучанием. Если говорить о SACD с роком, поп-музыкой, джазом и кантри, то хорошие вещи иногда встречаются, но гораздо реже. Объемные альбомы с классической музыкой, как правило, записаны лучше.

Среди прочего, довольно большой интерес представляют SACD-релизы серии RCA Living Stereo с трехканальными записями. На дисках этой серии можно найти потрясающие концерты вроде «Шехерезады» в исполнении Чикагского симфонического оркестра под управлением дирижера Фрица Райнера (RCA8276-66377-2).

Такие записи особенно интересны по той причине, что стереофония изначально развивалась как формат для трех акустических систем. Трехканальная музыка прошлых лет по сей день важна для постижения объемного аудио. Кроме того, это тот случай, когда для музыки необходим центральный канал вашей системы.

Однако только полноценные 5/5.1-канальные SACD могут дать представление о по-настоящему открытом звуке и другом ощущении звуковой сцены. В большинстве случаев многоканальная запись материала обладает более теплым и натуральным звучанием, чем ее стереофонический аналог.

Полноформатными объемными SACD занимается компания Reference Recordings, которая уже много лет выпускает шедевральные стереозаписи. Компания начала работать с объемной музыкой на SACD и PCM-музыкой в стерео в 2010 году. Если у вас имеются SACD от Reference Recordings, то вам повезло — вы обладаете действительно хорошими и реалистичными музыкальными записями с натуральной передачей помещения (концертного зала).

В качестве примера возьмем Симфонию № 3 Сен-Санса в исполнении Симфонического оркестра Канзас-Сити под управлением дирижера Майкла Стерна (Reference Recordings RR-136). Этот релиз является одной из тех 5.1-канальных записей, показывающих, насколько открыто может звучать сложная оркестровая музыка в объемном формате. Это пример того, насколько эффективна система окружающего звука для больших динамических перепадов.

Также стоит обратить внимание на сюиты Штрауса из опер «Кавалер розы» и «Электра» в исполнении Питтсбургского симфонического оркестра под управлением Манфреда Хонекка (Reference Recordings FR-722). Эта запись менее требовательна к системе и более проста, но она также хорошо продемонстрирует суть объемной музыки.

В любом случае, покупая диск от Reference Recordings, вы можете не сомневаться в качестве многоканального звучания и в качестве самого музыкального материала. Это касается и практически всех европейских лейблов, занимающихся SACD-дисками. По крайней мере, так обстоят дела с классической музыкой. Европейские издательства немного иначе подходят к вопросу многоканальной музыки. Все эти независимые лейблы основаны аудиофилами, вкладывающими много труда и любви в бизнес. В то время как большие компании гонятся за деньгами.

Если рассматривать PCM и другие многоканальные музыкальные форматы, то здесь многие заслуги принадлежат американской фирме AIX. Многоканальная музыка этого лейбла в большинстве случаев подается в иммерсивном формате, но почти все записи выполнены реалистично, а некоторые из них предлагаются не только в иммерсивном варианте (звук на сцене), но и в режиме имитации натурального звукового поля концертного зала.

Предлагаемая фирмой AIX музыка подойдет для проигрывания на AV-ресиверах, плеерах и предусилителях, которые не могут работать с SACD. Кстати, у AIX достаточно хороший каталог с разными жанрами. Также компания предлагает несколько хороших демо-дисков, которые имеет смысл попробовать. На таких дисках типа DVD-A вы найдете треки, сравнивающее объемное звучание MLP, Dolby и DTS, а также качество 24 бит/96 кГц и 24 бит/192 кГц.

Еще можно отметить сборник Ultra HD-Audio 2017 со звуком Dolby 5.1 в двух вариантах (сцена и зал) и стандартным стерео 24 бит/96 кГц. Если прослушать все треки, то выйдет около 3 часов музыки.

Для любителей электронной музыки у AIX есть релиз под названием «JTK» (AIX 85060) — иммерсивная запись в нескольких форматах, включая Dolby True HD 5.1. Среди моего «избранного» выделю релиз «Mozart» на Blu-ray: кларнет, валторна и струнный квартет. Эта запись также предлагается в разных вариантах, включая стерео, многоканальные сцену и зал. Кроме того, на диске есть видео с выступлением — оно превращает запись в живой концерт.

Вообще, есть много достойных музыкальных дисков типа Blu-ray, с которыми справится любая система, поддерживающая обычные Blu-ray. Поищите в Интернете. Скорее всего, получится найти что-то по вкусу. Лейбл AIX предлагает различные Blu-ray-релизы с джазом, классикой и поп-музыкой. Купить такой диск можно на сайте компании (все записано в высоком качестве). У лейбла Tacet тоже есть диски Blu-ray с музыкой. К примеру, концерт пианиста Маркуса Ширмера (Markus Schirmer), где он исполняет произведения Равеля и Мусоргского, или хоровые сочинения Мендельсона «Complete Songs for Mixed Choir» в исполнении Саксонского вокального ансамбля.

Нужно отметить, что многие Blu-ray-релизы, изданные другими лейблами (не AIX), достать весьма сложно. И к тому же некоторые записи не превосходят по качеству SACD и даже CD. Часто встречаются Blu-ray-диски по сильно завышенным ценам — по сути, они интересны только коллекционерам. В этом плане с SACD и PCM все куда проще, а по качеству они зачастую не уступают.

Что касается стриминга, то я к стыду своему ничего не могу об этом сказать. Весь потоковый контент я слушаю в стерео, но попытки перестроить систему для многоканального контента были. И мои знакомые, которые также задавались этим вопросом, сталкивались с техническими проблемами.

Настройка системы

Слушать музыку без аппаратуры не получится. И чем лучше компоненты вашей «дополнительной системы» — тем лучше звук. Я лично сталкивался с неплохими ресиверами. Особенно мне понравились Marantz, которые, будучи правильно настроенными, дают хороший окружающий звук.

Многое зависит также от DVD-плеера. У меня есть Blu-ray-проигрыватель Oppo UPD 205. Он может проигрывать любой объемный звук на дисках. При относительно невысокой цене этот аппарат станет хорошим решением для видео и многоканальной музыки. Возможно, у кого-то есть старый плеер, который плохо подходит для современных форматов аудио, но замечательно справляется с объемным звуком на SACD, DVD-A, а также подойдет для DTS-записей и PCM от AIX.

По правде говоря, даже самая совершенная AV-система не избавит от некоторых проблем, возникающих при проигрывании многоканальной музыки. Вам не понадобятся десятки SACD-дисков и других записей с окружающим звуком, чтобы понять, что единого стандарта нет: как настроить сабвуфер (и стоит ли его использовать), как настроить уровни боковых колонок, как расположить боковые колонки, где установить акустику центрального канала, как найти точку для прослушивания музыки?

Всецело полагаться в этих вопросах на специальные настроечные диски, инструкции и автоматические алгоритмы не стоит. В мире нет стандартов для многоканальной музыки. Каждая компания и каждый производитель обладает своим видением.

С другой стороны, для объемной музыки работают те же методы настройки, что и для любой AV-системы. Нужно поэкспериментировать с уровнями каналов, с расстановкой колонок и с коррекцией звучания. Это поможет. Я хочу заметить, что все многоканальные музыкальные записи (из тех, что мне встречались) всегда рассчитаны на форматы 3.0, 5.0 или 5.1.

Через 7.1-канальные сетапы записи звучат тоже неплохо, но так не было задумано. Было бы неплохо отключать дополнительные каналы. К счастью, практически все AV-системы позволяют сделать это, оставив только 5.1 и подстроив громкость колонок на свой слух.

Большинство объемных записей звучат лучше через правильно расставленные полнодиапазонные колонки, а не встроенные в стены или потолок динамики. Хотя, если речь идет об иммерсивных композициях, то это не так уж важно. Это правило, скорее, действует, когда вы слушаете записи с эффектом реалистичного концертного зала.

Что касается низких частот, то для их правильного воспроизведения тоже нужны полнодиапазонные колонки. Если за бас отвечает сабвуфер, то его нужно настроить на самые низкие частоты, насколько это позволяют другие задействованные в системе колонки.

Еще раз: не рассчитывайте найти единый стандарт. Слушайте сами и подстраивайте систему. Алгоритмы обработки сигнала (Dolby, DTS и др.) в ресиверах и предусилителях обладают своими особенностями. Многоканальные процессоры слегка меняют звучание материала, включая тембр.

Однако все эти проблемы некритичны, когда суть заключается в том, чтобы понять особый характер объемных музыкальных записей. В AV-системах есть свои плюсы. Если потратить время и один раз расставить колонки правильно, то AV-ресивер с технологией коррекции звука под помещение довольно неплохо поведет себя с музыкальным контентом.

Получить от многоканальной системы четкого, чистого и живого баса, сравнимого с низами, на которые способна ваша основная система (стерео) вряд ли получится. Особенно не стоит на это рассчитывать, если используются не очень хорошие компоненты. Но я гарантирую, что вы сможете услышать иной и весьма интересный способ подачи звука в музыке.

Если все отстроено правильно, звуковая сцена будет постоянной и детализированной. Если запись создавалась с расчетом на эффект концертного зала, то вы услышите более глубокий и живой звук. Появится ощущение этого зала. Многоканальный формат дает свободу с точки зрения динамики и детализации.

В любом случае, все эти эксперименты больше нужны для удовольствия, а не для эстетического прозрения. В конце концов, ничего плохого в развлечениях нет. Но кто знает, чем все это закончится — возможно, вы начнете относиться к вопросу многоканального звука более серьезно.

Оригинал: Using Your Second System For Surround Music

75.05 дБ +

Комментарии

#

Браво!!!

- 53.01 дБ +
#

Очень интересно ! У меня куча дисков Sacd,есть немного и DVD-A. Сейчас система 7,1 в горизонтальной плоскости. Больше всего заходит звук от Марантс.По крайней мере к моим колонкам Дали Айкон он очень неплох.. На некоторых записях-тыловые колонки основные,а фронты для поддзвучки. Сабвуфер использую всегда. Сейчас у меня устаревший ресивер от Пионер,но обязательно заменю на Марантс.

- 53.01 дБ +
#

Спасибо за интересную статью. Трудно себе представить только 5 полнодиапазонных акустических систем. Может быть у кого нибудь из форумчан есть?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Radiolyubitel #

Есть: 4 трехполосных напольника и трехполосный центр -полочник

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Radiolyubitel #

У меня система 4.0. Компьютер со встроенной аудио картой, 2 усилителя мощности и 2 пары акустики, размещенных на фронте по дуге. SACD конвертирую во flac 5.1 - так удобнее. В наличии есть около 250 альбомов.

Многие не знают, что выпущены 5.1 ремастеры битлз с оригинальных мастер лент, а именно - Белый альбом и Abbey Road. Звук - это воплощение детской мечты, в сравнении со стерео ну очень большая разница.

- 46.99 дБ +
⇡ в ответ @VadimF #

В 2017 году был выпущен и Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера. В 2007 году выходил DVD Audio сборник песен Beatles "Love". На нем есть несколько песен в оригинальных версиях, в которых они раньше не выходили и чисто вокальные версии. Естественно у меня они все есть, как у давнего битломана с 50 летним стажем. У меня возник вопрос: Как можно было вытащить столько звука из старых мастер-лент 50 летней давности, и еще свести все в шикарный многоканальный звук? На мой взгляд первые CD Beatles были плохо сведены в стерео: в левой АС гитара, в правой голос и не хватало низких частот, а тут все нормально: и сведение и тембральный баланс и хороший многоканальный звук. Все три Blu-Ray Audio и DVD Audio - это тоже воплощение давней мечты. Единственное замечание: при том, что Abbey Road сведен в Dolby Atmos, он записан с меньшим количеством высоких частот - глуховато по сравнению с остальными. Здесь на форуме формат стерео считается важнее, чем многоканал, а многие даже кино и концерты смотрят со стереозвуком и не представляют себе насколько шикарный многоканальный звук бывает в фильмах, например "Книга Илая", которому дали Оскар за многоканальный звук, или "Матрица" один Оскар за звуковые спецэффекты, другой за многоканальный звук, а всего ему дали 4 Оскара. У меня всего около 100 дисков: 2/3 из них SACD и 1/3 DVD Audio. около 600 ISO образов DVD Audio и 1500 ISO образов SACD и 250 Blu-Ray Audio. Сегодня с утра переслушивал диски Blu-Ray Audio, DVD Audio и DVD Video производства AIX Records: действительно классно - никакому стерео и тем более винилу такой звук и не снился: сведение просто шикарное. У меня есть знакомый аудиофил, для которого я 11 лет назад привез из Москвы по его заказу фирменную коробку Beatles в моно издании. Он тоже битломан и считает, что на них самый лучший звук, ведь первые диски первоначально выходили в моно, а затем сделали сведение в стерео. Может быть он прав?

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Radiolyubitel #

С интересом почитал ваш пост.Сам начинал с Битлз. Стерео конечно слушаю,но многоканал очень люблю,есть много музыки на блюрэй. Кстати ,у меня есть к примеру на DVD-A Элвис Прэсли. Я его баритональный тенор люблю послушать.Рад,что я тут не один из любителей многоканала..

- 50 дБ +
⇡ в ответ @george #

Приятно общаться с единомышленником. Мне кажется что здесь на сайте многоканальная музыка незаслуженно обойдена вниманием, а стерео наоборот слишком превозносится, особенно винил с его убогим на сегодняшний день соотношением сигнал-шум -50дб и переходным затуханием между каналами всего -25дб. Несмотря на это много участников этого форума считают что винил звучит лучше CD и даже SACD. Здесь мало хороших статей вроде этой. DVD-A Элвиса Пресли у меня тоже есть. К сожалению не на всех SACD и DVD-A хорошее сведение многоканального звука по моей личной статистике где-то примерно 50%, остальные в том числе и на этом диске Пресли не очень то ушли от стерео. В моей колекции есть несколько дисков DTS-CD. У меня есть DVD video диск c многоканальным звуком Dolby Digital 5.1 "The Beatles with Tony Sheridan" - российский лицензионный диск, такие диски иногда неофициально называют Audio DVD, потому, что на нем статическая картинка и многоканальная музыка+документальные видео. Это фактически нулевой диск Beatles записан, когда они выступали в 1962 году в Гамбурге. Я увлек своих знакомых меломанов многоканальной музыкой, покупал для себя и для них диски в Москве ( у нас в городе они никогда не продавались), поделился образами и файлами, помог им собрать и настроить аудиосистемы для ее прослушивания, прошил полтора десятка Pioneer 140/450, для того, чтобы они могли ее слушать. Есть пара знакомых аудиофилов, которые продолжили слушать стерео. Сейчас сам все слушаю и смотрю на м9702 - клоне ОРРО-203 на 65 прошивке, только без привода и аналоговых выходов. К сожалению в последнее время он подорожал с 30тр до 40тр . Пусть говорят, что форматы DVD-A и SACD и многоканальная музыка вообще умерли, для меня они существуют и у меня есть что слушать и смотреть. Кроме того все выходящие 4К фильмы содержат дорожку Dolby Atmos DTS-X, на некоторых последних 3D Blu-Ray такая дорожка тоже есть. Встречаются и 4К концерты с Dolby Atmos и Blu-Ray Audio с такой дорожкой. Да и еще у меня 2Тб FLAC 24/96 и 24/48, есть и многоканальные.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Radiolyubitel #
Как можно было вытащить столько звука из старых мастер-лент 50 летней давности, и еще свести все в шикарный многоканальный звук?

Исходная запись на ленте была 8-дорожечной - все можно сделать...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

Писали, что первые альбомы Битлов писали на 4-дорожечные.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Radiolyubitel #

Да, вы правы - этот на 4-х дорожечном Штудере

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Radiolyubitel #

Альбом Deep Purple Machine Head был сведен в 4-х канальный формат Quadrophonic, а в 2003 был выпущен SACD. Этот альбом является наглядным демонстратором преимущества многоканального звука перед стерео, цифры перед аналогом. В SACD выпущено довольно много джаза, например, Сучий суп Майлза Дэвиса. У меня постепенно собралось более 300 альбомов.

Можно предположить, что первые альбомы Битлз были выпущены в моно, потому что стереопроигрыватели в то время были большой редкостью.

Наиболее качественное издание Битлз:

"Невероятно редкий и полный Коллекционный выпуск "COMPLETE COLLECTION". Это ‑ выдающийся, помещенный в подарочную коробку набор, состоящий из 14 виниловых LP, произведенных на Mobile Fidelity Sound Labs (MFSL). Конверты показывают только незначительные следы хранения, а винил в отличном состоянии.

Стерео мастер-ленты для каждого альбома, первоначально выпущенные на Parlophone Records, были посланы в Японию. Там, ленты были исследованы и обработаны с помощью метода под названием "Половина скорости освоения" и отправлены в MFSL для изготовления «ограниченного выпуска» 25 000 каждого названия.

Этот внушительный набор из 14 пластинок с геодиском был выпущен во всем мире в сентябре 1982, которые были представлены в солидном черном ящике с золотой фольгой. Каждый набор последовательно пронумерован и включает красивый буклет на 38 страницах, содержащий художественное оформление для каждого альбома."


- 50 дБ +
⇡ в ответ @Radiolyubitel #
На мой взгляд первые CD Beatles были плохо сведены в стерео: в левой АС гитара, в правой голос и не хватало низких частот

Вы тут не совсем правы, на самом деле так было задумано. В то время стерео только-только пришло, и как правильно им распорядиться ещё не было точной концепции. Я наоборот нахожу в этом что-то, эффект интересный, и дух времени)

- 50 дБ +
#

Форматы DVD-A и SACD почти забыты: диски DVD-A фактически умерли, а компания Sony, которая изначально продвигала SACD, больше этим не занимается. "Очень жаль! - на бюджетной системе что ещё может повысить уровень качества звука? - если флаки с мп3 на онных компонентах звучат в одной плоскости (+ - 2%), то sacd звучит на ступень выше как минимум..

- 50 дБ +
#

Как можно в общем охарактеризовать записи классической музыки на Reference Recordings? Записи есть очень приличные, но вот исполнения... Очень там любят слащавый пафос, часто слушать это противно при любом качестве записи.

- 60 дБ +
#

Какая к черту музыка, все распродаю, родина в опасности.

- 38.54 дБ +
#

полностью поддерживаю, хорошая статья.

к сожалению, почему-то забыли про огромное количество концертников всех жанров на Blu-Ray,

и многоканальные FLAC-и тоже никто не отменял

а SACD - так неплохой выбор до сих пор на Озоне. Хотя в основном классика, так это и лучше

- 50 дБ +
#

Спасибо за статью, очень интересно. Сам одно время баловался многоканалом, но теперь только стерео, только хардкор! )) Для музыки. Для кино - ДК. "Взболтать но не смешивать" (с) ))

- 50 дБ +

На мой личный субьективный взгляд хардкор как раз хорошая многоканальная музыка. В 70е годы много культовых альбомов изначально выходило именно в многоканальном формате на квадровиниле, например Pink Floyd - The Dark Side Of The Moon и Deep Purple - Machine Head и многие другие. Я считаю, что слушать их в стерео - то еще извращение. Неужели нет желания послушать их в оригинале, как они были задуманы и записаны авторами? Для меня стерео это недомногоканал: всего 2 канала из 5 возможных. Среди моих знакомых только 2 аудиофила до сих пор слушают только стерео. Они никогда не слушали ни SACD ни DVD-A, тем более Blu-Ray audio. Один из них говорит: " У меня только 2 уха, зачем мне 5 колонок, да еще сабвуфер, который портит звук". По иронии судьбы система стоит у него очень неудачно: в узкой длинной комнате по длинной стороне в середине крупные полочники а расстояние от АС до точки прослушивания чуть больше метра. Слушать невозможно, но он этого не замечает:" У меня аппаратура и акустика правильного брэнда и правильной цены, также и качественные (дорогие) провода, значит играет правильно". Я считаю, что разделение стерео для музыки, а ДК для кино - искусственное. Кто мешает слушать музыку на хорошей многоканальной системе?

- 50 дБ +
#

Я хоть и люблю стерео винил за его(ну да вы и сами знаете, за что его можно любить) и blu ray audio. Но вот sacd считаю, на сегодняшний день самым интересным форматом который был создан, естественное и натуральное звучание. Очень жаль, что формат тихо отмирает

- 53.01 дБ +
#

Вот и весь мой запас многоканального HD

слушать его, впрочем, всё равно не на чем

- 50 дБ +
#

Спасибо за статью! Давно не обсуждалась данная тема. У меня стимул к пополнению музыкальной многоканальной коллекции на SACD и DVD-A возник в конце 2008г. Начинался кризис и на фоне резкого скачка доллара появилась возможность перейти на многоканальную систему (распродавались запасы по интересным ценам).

Для меня это был переход из прошлого, мира 80-90х годов и наследия в виде «зверинца» из советской и японской техники в новый мир. Всегда стремился к хорошему Hi-Fi, но не было возможностей. А тут одним махом поднялся на ступеньку выше, перешёл на систему: SACD/DVD плейер Onkyo DV-504e, ресивер Onkyo TR-805 и акустику Dyaudio Excite X32/X16, dyaudio Sub-250. Имеющиеся полочники Jamo Prestige60 переместил на тылы. Комната была 18кв.м.

Соглашусь с автором одного из комментариев, что в системе начального/среднего уровня прослушивание музыки в SACD и DVD-A даёт ощутимый прирост в качестве звучания. Легкость/естественность звучания первые слова которые приходят на ум при прослушивании SACD, DVD-A дисков. Нужно отметить, что в то время, наряду с SACD-iso и DVD-a образами это был практически единственный доступ к Hi-Res источникам звука. В то время также был большой выбор концертных видео с многоканальными дорожками в Hi-Res качестве. Можно сказать, что в период 2008-2015 годов я был фанатом многоканального аудио.

С развитием аудио-стриминга и продаж Hi-Res файлов, большинство из которых выходят в стерео формате, а также с расширением музыкального кругозора в сторону классики джаза, я вдруг понял, что перестал фанатеть по многоканальному аудио. Объемная сцена и эффект присутствия отлично раскрываются и в стерео формате, в Hi-Res качестве. Система у меня остаётся многоканальная, но сейчас многоканальное аудио воспринимаю как к демо-записи. Все-таки, если вы слушаете студийный концерт рок-группы, подразумевается, что рок-группа у вас впереди и любые спецэффекты на тыловых каналах воспринимаются как противоестественные. Исключение для меня составляют многоканальные видео концерты, где на тылах звучат аплодисменты и ощущается обьем зала, здесь наряду с видеорядом возникает восприятие эффекта присутствия. Также, исключение составляют записи типа Pink Floyd 73/ 75. Когда я слушаю эти концерты, ощущаю себя путешественником, перемещающимся из одной реальности в другую (от композиции к композиции).


- 50 дБ +
⇡ в ответ @Alexpolax #

Возможно кому то покажется противоестественным, но мне очень нравится обьемный звук в фильмах и многоканальная музыка. Мое субьективное восприятие например DVD Audio A Night at the Opera Queen таково: я сижу в центре студии, и слышу вокруг себя : Меркюри поет прямо передо мной, справа Мэй со своей Рэд спешиал, слева Тэйлор на ударных, где то впереди Дикон с бас гитарой. Когда исполняют Богемскую Рапсодию, я четко слышу, что Меркюри по прежнему поет передо мной, а остальные перешли ко мне за спину и подпевают ему. В общем музыканты играют и поют для меня. Примерно такое же впечатление от Machine Head Deep Purple: Гиллан передо мной, слева спереди Блэкмор со своей гитарой, Где то впереди стучит Пэйс, Справа сзади Лорд со своим Хаммондом и т.д. Иногда музыканты меняются местами, как и у Queen. Опять же возникает ощущение, что я в студии, а музыканты вокруг играют и поют только для меня. Многоканальный звук заинтересовал меня в далеком 1975 году, когда по схеме Хафлера из журнала Радио я подключил к своей стереосистеме 2 дополнительных АС последовательно между выходами левого и правого каналов, расположил их сзади и получил обьемный звук, тогда это называли псевдоквадро. На западе в начале 70 х годов появились 4х канальные вертушки и квадропластинки и именно этим обусловлен выход Machine Head Deep Purple и Dark Side Of The Moon и других альбомов в многоканальном формате. В 1982 я купил квадропластинку группы Яблоко и еще одну квадропластинку - тест для настройки квадросистем по советской системе 4 х канального звучания АВС, выпущенных фирмой Мелодия. Собрал схему матричного декодера на операционных усилителях по схеме из журнала Радио, 4 усилителя мощности и 4 АС подключл к ней обычную виниловую стерео вертушку и услышал советский многоканал. Следующий этап: в 2001 году очень понравился в кинотеатре фильм, а особенно шикарный многоканальный звук Dolby Digital в фильме Форсаж. Последний этап: в 2005 году покупка дисков DVD Audio и SACD и аппаратуры для их прослушивания. После этого я окончательно стал фанатом многоканального звука. Обратной дороги в прошлый век винила и теплого лампового звука у меня уже нет. Только вперед: Отличный звук Dolby Atmos на большинстве UHD Blu-Ray, например фильмы Рокетмэн, Богемская Рапсодия и т.д., концерты, например Милен Фармер 2019 года, некоторых Blu-Ray Audio например Битлз Эбби Роуд и т.д. и Blu-Ray 3D дисков подтверждает мой выбор. Такой обьемной сцены и эффекта присутствия на стерео никогда не будет. Я не упоминаю звук на Blu-Ray концертах, о нем вы и сами знаете.

- 50 дБ +
#

не умаляю многоканал, но он только для фильмов. У меня две системы стерео разных уровней (обе ламповые) сд изотерик, дк 9.2 проц и усь на 9 каналов Интегра, орро105 и uhd panasonic 9004,так что есть, что сравнивать. Дисков малёхо (штук400), в т.ч десяток SACD, с пяток двд-аудио, но они не зацепили, лежат, пылятся. Кино - многоканал, музыка - стерео.

Хотя - не спорю, поначалу прикольно было музыку вокруг себя слушать, но, по мере улучшения стерео системы, многоканал остыл...

Всем привет...

- 50 дБ +
#

Спасибо автору статьи, поднявшему тему многоканальной музыки! Полностью согласен с теми, кто считает,что качественно сделанный многоканальный релиз производит на много более сильное эмоциональное, (а я бы добавил ещё и визуальное), воздействие на слушателя, чем просто "стерео". А что уж говорить про концерт любимой группы на блю-рэй с Hi-Res(ным) звуком!? Попробуй-те в середине концерта отключить "многоканал" и заставить себя дальше смотреть и слушать концерт в двухканальном - "стерео" варианте! При том-же Hi-Res(ном) качестве звука? Поверте: через 30-40сек., вам станет всё понятно.

Всем удачи!




- 53.01 дБ +
#

Видимо, еще не пришло время. В многоканальной музыке кроется огромный потенциал, на мой взгляд. Это не псевдоиллюзия стерео, а реальное пространственное звучание.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @akarma #

Многоканальную музыку слушают на киношных аудиосистемах. Для музыки они не подходят.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @VadimF #

А чем они отличаются? В кино ведь есть музыка, и живые концерты в многоканале. На чём же их слушать?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @VadimF #

А как же многоканальные чисто аудио носители? SACD, DVD-audio , BLU RAY- audio? Вы всерьёз думаете, что диски ценой под 300-400 баксов придумывали только под ДК?

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.