Время не было благосклонно к многоканальным музыкальным системам класса High End. В наши дни единицы вкладываются в серьезные системы объемного звука. Компаний, профессионально занимающихся многоканальными музыкальными записями, тоже осталось совсем немного. Некогда многообещающие форматы DVD-A и SACD почти забыты: диски DVD-A фактически умерли, а компания Sony, которая изначально продвигала SACD, больше этим не занимается. Что касается стриминга, то здесь все сосредоточено на MQA и Hi-Res, но не на многоканальной музыке.

Если объемная музыка сегодня и существует, то это в основном SACD от аудиофильских американских компаний вроде Reference Recordings. В Европе тоже есть лейблы, которые поддерживают SACD-формат, от которого отказалась Sony. Кстати, недавно эти компании начали экспериментировать с новыми методами многоканальной записи. Если говорить о Blu-ray и PCM, то более-менее активную деятельность ведет лишь американская фирма AIX Records.

Сложившееся положение дел привело к тому, что системы окружающего звука — это в большинстве случаев системы для видеоконтента. В этом смысле уже появилось новое альтернативное течение, поддерживаемое видеофилами-хайэндщиками. Серьезный видеофил в наше время озаботился высотными каналами (в дополнение к центру, сабвуферу, фронтальным, тыловым и боковым каналам). Я имею в виду 9.1- и 11.1-канальные системы.

И не только любители кино собирают отдельные специализированные ДК-системы — некоторые аудиофилы тоже обладают такими «дополнительными» AV-сетапами. Однако редко встречаются те, кто слушают на них музыку. Еще меньше тех, кто не жалеет денег на аудиокомпоненты для своих ДК. И почти никто не тратит на многоканальное звуковое оборудование столько, сколько тратит на стерео.

Аудиофилы используют свои «дополнительные системы» для музыки только потому, что они когда-то давно вложились в SACD и DVD-A. Существуют ли люди, которые озаботились созданием окружающих систем с премиальными компонентами исключительно для стримингового/цифрового контента? Конечно, и такие бывают (к слову, на сайте nativedsd.com доступно много объемной музыки в Hi-Res).

В этой статье речь пойдет о том, что стать одним из аудиофилов-многоканальщиков было бы весьма интересно, но только при условии, что у вас уже есть хорошая AV-система с окружающим звуком. Такая система позволит получить приемлемое для экспериментов качество.

Итак, за основу «дополнительной системы» для музыки возьмем имеющийся многоканальный сетап, а в качестве источника будем использовать старые SACD из коллекции. В худшем случае эти эксперименты дадут новые знания, в лучшем — вы получите понимание базовых принципов, что может пригодиться, когда стриминг и High End вспомнят о многоканальной музыке.

Фонограммы фильмов

Хочу сразу определиться: речь не идет об окружающем звуке и музыкальных композициях в фонограммах кинофильмов. Эффекты и музыкальное сопровождение — это хорошо, но только для кино, а не для настоящих музыкальных сеансов. Всем нравятся хорошие звуковые эффекты и песни в блокбастерах.

Кому не понравится, как взрываются снаряды пришельцев, захватывающих в очередной раз Белый дом или Лос-Анджелес. Но не нужно воспринимать фоновую музыку как «настоящую музыку», которую мы слушаем. Эти саундтреки создавались специально для сопровождения диалогов, эффектов и картинки на экране.

Если выключить телевизор (или проектор) и остаться наедине с саундтреком, погрузившись в него, то можно заметить, что музыка звучит отчасти размыто. Правдоподобная передача музыкального материала отсутствует. В общем и целом, звуки из колонок не пытаются воссоздать реалистичную музыкальную сцену. Звуковые эффекты звучат куда собраннее, чем такая музыка. Иногда музыкальные композиции не разбиты по каналам — отовсюду идет одинаковый звук. Короче говоря, это не многоканальная музыка.

Бывают исключения. К примеру, саундтреком фильма «Гладиатор» можно наслаждаться как настоящей музыкой. Тем не менее, чем больше фонограмм к фильмам слушаешь, тем больше понимаешь, что записаны они по разным стандартам. Нам остается лишь гадать с настройкой систем под этот контент. Более того, микширование и производственные методы везде разные. А звуковые форматы (Dolby, DTS и т.д.) вносят свои коррективы за счет различных кодеков.

Конечно, существуют специальные тесты и диски для настройки аудиосистем. Можно выбрать один конкретный шаблон, но общего стандарта для всех саундтреков нет: непонятно сколько именно должно быть баса или как правильно настроить фронтальные и боковые каналы. Все было бы иначе, если бы каждый диск, стрим или загруженный файл сопровождался рекомендациями по расстановке и настройке колонок. И было бы хорошо, если бы создатели саундтреков больше думали о домашних системах, а не только о кинотеатрах. Впрочем, не надейтесь.

Настоящая объемная музыка

Многоканальные музыкальные записи — это совершенно другой разговор. Вот здесь есть смысл поработать над системой, чтобы услышать нечто большее, чем просто стерео, чтобы выйти за рамки. Стереофония может быть хорошей, стереофоническая звуковая сцена может быть отлично переданной, однако все же стоит услышать, что дает добавление центрального канала и боковых.

Чтобы получить полное представление о совершенном музыкальном звуке, нужно побывать на живом выступлении, а также попробовать записи не только в стерео, но и в других альтернативных форматах. Возможно, объемная музыка не покажется вам чем-то более совершенным, но зато вы научитесь выявлять слабые и сильные стороны любых аудиосистем, включая самые лучшие стереофонические сетапы.

Что касается носителей с многоканальными записями, то выбор хоть и органичен, но он есть. Аудиофилы постарше наверняка припрятали несколько записей. Некоторые концерты, особенно поздние SACD-издания с классикой, отличаются очень натуралистичной звуковой сценой, создающей иллюзию концертного зала.

Если вы из тех, у кого еще остались диски DVD-A и соответствующее оборудование, то рекомендую переслушать их, обратив внимание именно на те записи, где передается естественная звуковая сцена, а не иммерсивная. Некоторые лейблы (например, Tacet) хорошо постарались в свое время — их релизы обладают многоканальным звуком, качественно передающим то, что можно услышать на концерте.

Не рекомендую останавливаться на объемной DTS-музыке, появившейся примерно в одно время с DVD-A и SACD. Слишком большое количество таких релизов было посвящено неоднозначной музыке с плохо переданной сценой. Многие записи звучали сжато и не создавали эффекта живого выступления. Если кому-то попадались хорошие DTS — пожалуйста, поделитесь в комментариях.

Самый простой и лучший вариант (если система обладает соответствующими возможностями) — это SACD. Такие диски все еще встречаются. Бывают новые релизы, бывают большие скидки, б/у-предложения, а у многих, как уже сказано, SACD есть в коллекциях.

Лейблы Bis, Channel Classics, Et’Cetera, Harmonia Mundi, Pentatone, Reference Recordings, RCA, 2L раньше выпускали просто замечательные многоканальные SACD. Диски этих компаний обладают богатым концертным звучанием. Если говорить о SACD с роком, поп-музыкой, джазом и кантри, то хорошие вещи иногда встречаются, но гораздо реже. Объемные альбомы с классической музыкой, как правило, записаны лучше.

Среди прочего, довольно большой интерес представляют SACD-релизы серии RCA Living Stereo с трехканальными записями. На дисках этой серии можно найти потрясающие концерты вроде «Шехерезады» в исполнении Чикагского симфонического оркестра под управлением дирижера Фрица Райнера (RCA8276-66377-2).

Такие записи особенно интересны по той причине, что стереофония изначально развивалась как формат для трех акустических систем. Трехканальная музыка прошлых лет по сей день важна для постижения объемного аудио. Кроме того, это тот случай, когда для музыки необходим центральный канал вашей системы.

Однако только полноценные 5/5.1-канальные SACD могут дать представление о по-настоящему открытом звуке и другом ощущении звуковой сцены. В большинстве случаев многоканальная запись материала обладает более теплым и натуральным звучанием, чем ее стереофонический аналог.

Полноформатными объемными SACD занимается компания Reference Recordings, которая уже много лет выпускает шедевральные стереозаписи. Компания начала работать с объемной музыкой на SACD и PCM-музыкой в стерео в 2010 году. Если у вас имеются SACD от Reference Recordings, то вам повезло — вы обладаете действительно хорошими и реалистичными музыкальными записями с натуральной передачей помещения (концертного зала).

В качестве примера возьмем Симфонию № 3 Сен-Санса в исполнении Симфонического оркестра Канзас-Сити под управлением дирижера Майкла Стерна (Reference Recordings RR-136). Этот релиз является одной из тех 5.1-канальных записей, показывающих, насколько открыто может звучать сложная оркестровая музыка в объемном формате. Это пример того, насколько эффективна система окружающего звука для больших динамических перепадов.

Также стоит обратить внимание на сюиты Штрауса из опер «Кавалер розы» и «Электра» в исполнении Питтсбургского симфонического оркестра под управлением Манфреда Хонекка (Reference Recordings FR-722). Эта запись менее требовательна к системе и более проста, но она также хорошо продемонстрирует суть объемной музыки.

В любом случае, покупая диск от Reference Recordings, вы можете не сомневаться в качестве многоканального звучания и в качестве самого музыкального материала. Это касается и практически всех европейских лейблов, занимающихся SACD-дисками. По крайней мере, так обстоят дела с классической музыкой. Европейские издательства немного иначе подходят к вопросу многоканальной музыки. Все эти независимые лейблы основаны аудиофилами, вкладывающими много труда и любви в бизнес. В то время как большие компании гонятся за деньгами.

Если рассматривать PCM и другие многоканальные музыкальные форматы, то здесь многие заслуги принадлежат американской фирме AIX. Многоканальная музыка этого лейбла в большинстве случаев подается в иммерсивном формате, но почти все записи выполнены реалистично, а некоторые из них предлагаются не только в иммерсивном варианте (звук на сцене), но и в режиме имитации натурального звукового поля концертного зала.

Предлагаемая фирмой AIX музыка подойдет для проигрывания на AV-ресиверах, плеерах и предусилителях, которые не могут работать с SACD. Кстати, у AIX достаточно хороший каталог с разными жанрами. Также компания предлагает несколько хороших демо-дисков, которые имеет смысл попробовать. На таких дисках типа DVD-A вы найдете треки, сравнивающее объемное звучание MLP, Dolby и DTS, а также качество 24 бит/96 кГц и 24 бит/192 кГц.

Еще можно отметить сборник Ultra HD-Audio 2017 со звуком Dolby 5.1 в двух вариантах (сцена и зал) и стандартным стерео 24 бит/96 кГц. Если прослушать все треки, то выйдет около 3 часов музыки.

Для любителей электронной музыки у AIX есть релиз под названием «JTK» (AIX 85060) — иммерсивная запись в нескольких форматах, включая Dolby True HD 5.1. Среди моего «избранного» выделю релиз «Mozart» на Blu-ray: кларнет, валторна и струнный квартет. Эта запись также предлагается в разных вариантах, включая стерео, многоканальные сцену и зал. Кроме того, на диске есть видео с выступлением — оно превращает запись в живой концерт.

Вообще, есть много достойных музыкальных дисков типа Blu-ray, с которыми справится любая система, поддерживающая обычные Blu-ray. Поищите в Интернете. Скорее всего, получится найти что-то по вкусу. Лейбл AIX предлагает различные Blu-ray-релизы с джазом, классикой и поп-музыкой. Купить такой диск можно на сайте компании (все записано в высоком качестве). У лейбла Tacet тоже есть диски Blu-ray с музыкой. К примеру, концерт пианиста Маркуса Ширмера (Markus Schirmer), где он исполняет произведения Равеля и Мусоргского, или хоровые сочинения Мендельсона «Complete Songs for Mixed Choir» в исполнении Саксонского вокального ансамбля.

Нужно отметить, что многие Blu-ray-релизы, изданные другими лейблами (не AIX), достать весьма сложно. И к тому же некоторые записи не превосходят по качеству SACD и даже CD. Часто встречаются Blu-ray-диски по сильно завышенным ценам — по сути, они интересны только коллекционерам. В этом плане с SACD и PCM все куда проще, а по качеству они зачастую не уступают.

Что касается стриминга, то я к стыду своему ничего не могу об этом сказать. Весь потоковый контент я слушаю в стерео, но попытки перестроить систему для многоканального контента были. И мои знакомые, которые также задавались этим вопросом, сталкивались с техническими проблемами.

Настройка системы

Слушать музыку без аппаратуры не получится. И чем лучше компоненты вашей «дополнительной системы» — тем лучше звук. Я лично сталкивался с неплохими ресиверами. Особенно мне понравились Marantz, которые, будучи правильно настроенными, дают хороший окружающий звук.

Многое зависит также от DVD-плеера. У меня есть Blu-ray-проигрыватель Oppo UPD 205. Он может проигрывать любой объемный звук на дисках. При относительно невысокой цене этот аппарат станет хорошим решением для видео и многоканальной музыки. Возможно, у кого-то есть старый плеер, который плохо подходит для современных форматов аудио, но замечательно справляется с объемным звуком на SACD, DVD-A, а также подойдет для DTS-записей и PCM от AIX.

По правде говоря, даже самая совершенная AV-система не избавит от некоторых проблем, возникающих при проигрывании многоканальной музыки. Вам не понадобятся десятки SACD-дисков и других записей с окружающим звуком, чтобы понять, что единого стандарта нет: как настроить сабвуфер (и стоит ли его использовать), как настроить уровни боковых колонок, как расположить боковые колонки, где установить акустику центрального канала, как найти точку для прослушивания музыки?

Всецело полагаться в этих вопросах на специальные настроечные диски, инструкции и автоматические алгоритмы не стоит. В мире нет стандартов для многоканальной музыки. Каждая компания и каждый производитель обладает своим видением.

С другой стороны, для объемной музыки работают те же методы настройки, что и для любой AV-системы. Нужно поэкспериментировать с уровнями каналов, с расстановкой колонок и с коррекцией звучания. Это поможет. Я хочу заметить, что все многоканальные музыкальные записи (из тех, что мне встречались) всегда рассчитаны на форматы 3.0, 5.0 или 5.1.

Через 7.1-канальные сетапы записи звучат тоже неплохо, но так не было задумано. Было бы неплохо отключать дополнительные каналы. К счастью, практически все AV-системы позволяют сделать это, оставив только 5.1 и подстроив громкость колонок на свой слух.

Большинство объемных записей звучат лучше через правильно расставленные полнодиапазонные колонки, а не встроенные в стены или потолок динамики. Хотя, если речь идет об иммерсивных композициях, то это не так уж важно. Это правило, скорее, действует, когда вы слушаете записи с эффектом реалистичного концертного зала.

Что касается низких частот, то для их правильного воспроизведения тоже нужны полнодиапазонные колонки. Если за бас отвечает сабвуфер, то его нужно настроить на самые низкие частоты, насколько это позволяют другие задействованные в системе колонки.

Еще раз: не рассчитывайте найти единый стандарт. Слушайте сами и подстраивайте систему. Алгоритмы обработки сигнала (Dolby, DTS и др.) в ресиверах и предусилителях обладают своими особенностями. Многоканальные процессоры слегка меняют звучание материала, включая тембр.

Однако все эти проблемы некритичны, когда суть заключается в том, чтобы понять особый характер объемных музыкальных записей. В AV-системах есть свои плюсы. Если потратить время и один раз расставить колонки правильно, то AV-ресивер с технологией коррекции звука под помещение довольно неплохо поведет себя с музыкальным контентом.

Получить от многоканальной системы четкого, чистого и живого баса, сравнимого с низами, на которые способна ваша основная система (стерео) вряд ли получится. Особенно не стоит на это рассчитывать, если используются не очень хорошие компоненты. Но я гарантирую, что вы сможете услышать иной и весьма интересный способ подачи звука в музыке.

Если все отстроено правильно, звуковая сцена будет постоянной и детализированной. Если запись создавалась с расчетом на эффект концертного зала, то вы услышите более глубокий и живой звук. Появится ощущение этого зала. Многоканальный формат дает свободу с точки зрения динамики и детализации.

В любом случае, все эти эксперименты больше нужны для удовольствия, а не для эстетического прозрения. В конце концов, ничего плохого в развлечениях нет. Но кто знает, чем все это закончится — возможно, вы начнете относиться к вопросу многоканального звука более серьезно.

Оригинал: Using Your Second System For Surround Music