Под темными небесами: девять музыкальных dark-жанров

Под темными небесами: девять музыкальных dark-жанров

Написать эту статью было непростой задачей, потому что она содержит философский парадокс: человек всегда подсознательно стремился к тому, чего больше всего боится. Ночная темнота, окружавшая кроманьонца в его жалком жилище, вокруг враждебный мир, населенный опасными существами. Темные дебри лесов, глубины морей и океанов. Еще более темный и пугающий космос, где выжить предельно сложно. Но самое ужасающее — куда он попадет в конце своего пути? Это место в массовом сознании всегда было населено страшными монстрами и ужасными картинами существования там после. Ну не может же все так и кончиться, правда? Должно же там быть хоть что-то? Ну, вот и…

Зигмунд Фрейд все стремления человека свел в итоге к дуалистическому принципу борьбы двух основных инстинктов — сексуального влечения и влечения к смерти:

Если мы примем как не допускающий исключений факт, что все живущее вследствие внутренних причин умирает, возвращается к неорганическому, то мы можем сказать: целью всякой жизни является смерть, и, наоборот, неживое было раньше, чем живое.

И если кто-то хочет возразить, что он лично к смерти никоим образом не стремится, то поздно — старина Фрейд уже все решил. Позже ведущие психоаналитики опровергли Фрейда, но, что называется, осадок остался. За века вокруг этой темы складывался свой собственный мир искусства: художники, писатели, кинематографисты, мифотворцы, «исследователи паранормального»… И правда, это кажется очень странным, зачем еще и разукрашивать то, что нам всем нужно меньше всего остального? Ведь в реальной жизни так много красивого и радостного, а тут одно расстройство! Но инстинкт, выявленный Фрейдом, такими разумными доводами не перешибить, а тем более пасторальными картинами зеленой лужайки с цветочками под ясным солнышком. Нам надо что-нибудь пострашнее, чтобы как следует испугаться!

В начале 1300 годов нашей эры Данте Алигьери написал «Божественную комедию», где собой самим в качестве героя на пару с compagno Вергилием исследует потустороннее существование. Нет, чтобы ограничиться просмотром райских кущ, так он предпринял пеший тур по мрачным чертогам ада и окрестностей. Вот что он туда потащился, спрашивается? Правильно, хотел нам унылое сытое существование разбавить чем-то таким, специфическим, а то все надоело. Перца подсыпать в постылый борщ. Поэтому каждый, думаю, может себе ответить, зачем все это всегда было. Вот ну совсем не надо, но… ужасно интересно, а что же там? Хоть краешком глаза взглянуть! И естественно, музыканты не могли остаться в стороне. Подхватили свои гусли, лиры и рванулись нам в этом антураж создавать. И закономерно, что в XX веке в музыкальной среде сформировалась целая субкультура, которую назвали «темная сцена».

Поэтому демонам назначено два места наказания: одно в связи с их грехом, и это ад, другое же — для искушения человеков, и это место их наказания называют темной атмосферой.
Фома Аквинский, «Сумма Теологий»

В «Божественной комедии» Данте лично спускается через 9 кругов ада к центру Земли, где Зло и окопалось. А там внезапно, на самом-самом днище ада, находится заледеневшее озеро, в котором сидит намертво вмерзший в лед Сатана собственной персоной.


Добрый день, как вам сегодня погода?

Видимо, все тысячелетия созерцания человеческих грехов оказались такими скучными, что он в конечном итоге ничего умнее не придумал. А вы наивно полагали, что в аду жарко и все сгорает в пламени? Несовременно было так рассуждать уже в эпоху Данте! Попробуем проследить, как этим путем идут современные музыканты, выразившие желание озвучить маршрут. Его в свое время нам талантливо проиллюстрировал Гюстав Доре.

Круг первый. Лимб

Синти-поп (synthpop), наверное, один из самых известных и популярных жанров темной сцены. Полностью он называется «синтетическая популярная музыка», потому что записывается в основном при помощи синтезаторов и компьютера, и насыщен звуковыми спецэффектами. Голос вокалиста, чаще всего мужской, как правило, холодный, немного отчужденный, даже несколько высокомерный. Тексты песен традиционно имеют социальную тематику.

На первый взгляд все не так и плохо

Название жанра синти-поп появилось в конце 70-х годов XX века. Началась новая эпоха в поп-музыке, потому что многие проекты, ранее игравшие пост-панк, стали активно использовать новую аппаратуру — синтезатор. Поначалу синти-поп скорее походил на смесь других популярных на тот момент жанров: новая волна, электропоп, неоромантика и постпанк.

Пионерами жанра синти-поп считаются японская команда под названием Yеllоw Маgic Оrсhеstrа и британские группы Ultrаvох и Нumаn Lеаguе. Они активно использовали монофонические синтезаторы и добились простого и понятного для многих звучания. Подобный звук в те годы был доступен большинству музыкантов, что объяснялось широким распространением недорогих монофонических синтезаторов и новым стандартом в музыкальных инструментах — MIDI. Тогда же начали активно использоваться драм-машины, сделавшие такой «фирменный» звук еще более доступным. С подачи жанра синти-поп музыкальный синтезатор стал главным инструментом в танцевальной музыке. На волне популярности нового жанра прославились группы Еrаsurе и Реt Shор Воys, ставшие в свою очередь мегапопулярными, но позже, ближе к 90-м годам, они отошли от канонического звучания синти-попа.

С появлением в начале 80-х британской группы Depeche Mode, которая до сих пор считается самой популярной на сцене синти-попа, звучание синти-попа в его современном виде оформилось окончательно. Развитие технологий привело к тому, что жанр стал более насыщенным и электронным, все более отдаляющимся от канонов. Поэтому приходится употреблять термин «олдскульный синти-поп» (oldschool synthpop), чтобы выделить проекты, все еще играющие в классическом звучании.

К 2010-м годам музыка синти-попа начала выходить за рамки темной сцены, заимствуя звук у других электронных направлений поп-музыки (электропоп и нео-диско), однако большая часть проектов все еще придерживаются современного или традиционного олдскульного звучания, не покидая своих границ. Синти-поп послужил основой для зарождения многих направлений поп-музыки, поэтому наименование синти-поп нередко можно увидеть в описании не принадлежащих к этому жанру коллективов.

Наиболее известные исполнители жанра синти-поп: Depeche Mode, Camouflage, De/Vision, And One, Melotron, Cause & Effect, Mesh, Wolfsheim, New Order, Iris, T.O.Y.

У таких групп, как A-Ha, Ultravox, Duran Duran, Alphaville, были периоды творчества, связанные с жанром синти-поп.

Круг второй. Похоть

В конце 90-х годов тремя проектами — британским VNV Nation, норвежским Apoptygma Berzerk и шведским Covenant — был основан новый жанр футуристический синти-поп (futurepop). Само название футур-поп было придумано Ронаном Харрисом (Ronan Harris) из VNV Nation и Степаном Гротом (Stephan Groth) из Apoptygma Berzerk, когда они пытались описать звучание своих групп. Изначально все эти команды играли другой жанр, EBM (Electronic Body Music), но им этого стало недостаточно.

А кто сказал, что будет легко?)

Футуристический синти-поп является своеобразным объединением романтического синти-попа с чистым, мелодичным вокалом и танцевальных ритмов жанра EBM, поэтому такую музыку можно не только слушать в спокойной обстановке, но и танцевать под нее. Также, как в синти-попе используются в основном электронные инструменты, синтезаторы и компьютер, драм-машины. Тексты песен аналогично затрагивают социальные темы, но их общее настроение мрачнее и депрессивнее, чем в классическом синти-попе.

Расцвет жанра пришелся на 2000-е. Появлялось много молодых групп, играющих в этом направлении, они часто выступали «на разогреве» у своих более известных коллег, разъезжали по турам в Европе и Америке. Типично, когда коллективы этого жанра изначально играли в жанре EBM, но потом переключались на футур-поп. Поэтому в их звучании сочетаются футур-поп с элементами EBM и электро. Сейчас границы между синти-попом и футур-попом становятся все более размытыми, некоторые группы уже вышли за границы темной сцены.


Футуристический синти-поп по своей сути является танцевальным направлением, однако есть проекты, которые исполняют так называемый интеллигентный футур-поп со своим уникальным звучанием, не очень подходящим для танцев. Жанр футур-поп продолжает развиваться, но пока еще окончательно не ушел из темной сцены, как это некоторые предсказывали. И хотя его сложно просто так услышать на улице или по радио, у этого жанра достаточно большое число поклонников, свои фестивали и мода.

Наиболее известные исполнители жанра футуристический синти-поп: VNV Nation, Apoptygma Berzerk, Icon Of Coil, Neuroticfish, Endanger, Colony 5, Angels & Agony, Pride And Fall, Namnambulu, Frozen Plasma, Assemblage 23, Code 64, State Of The Union.


Круг третий. Чревоугодие

Жанр синти-гот (synth-goth) начался с голландской группы Clan Of Xymox, которая на заре творчества называлась просто Xymox. Синти-гот соединил в себе мрачную атмосферу готического рока и романтическую мелодику синти-попа. Этот жанр многие часто путают с дарквейвом (darkwave). Первым представителем синтетической готической музыки стал немецкий проект Deine Lakaien, который играет синти-гот с элементами классической музыки. Но наибольшая популярность к жанру пришла с немецким проектом Blutengel, соединившим жанры синти-гот и готик электро (gothic electro) и заработавшим множество фанатов. Сразу появились многочисленные подражатели их звучанию.

Как я тут оказался? Ничего не помню!

Жанр синти-гот, хотя и сравнительно узконаправленный и замкнутый, тем не менее имеет в своих рядах достаточное количество последователей, чтобы оставаться независимым. Но все же исполнителей чистого жанра синти-гот становится все меньше. Получившие известность проекты стараются искать новое звучание, обогащая звук гитарами или, напротив, уходя в танцевальную и электронную области. Жанр синти-гот часто сочетают с близкими ему по готической сцене электро-готик и дарквейв.

Наиболее известные исполнители жанра синт-готик: The Frozen Autumn, BlutEngel, The Cruxshadows, L'Ame Immortelle, Kirlian Camera, Pulcher Femina, Project Pitchfork, Diary Of Dreams.

Из отечественных исполнителей часть творчества этому жанру посвятила популярная в недавнем прошлом группа Агата Кристи и множество менее известных проектов.

Круг четвертый. Жадность

В конце 80-х годов сформировалось некое недоразумение, называемое «индастриал метал» (industrial metal). Этот якобы жанр якобы испытал расцвет в 1990-х, а потом якобы спад в начале 2000-х. И якобы все это выросло из индустриальной и постиндустриальной культуры, поэтому имеет прямое отношение к темной сцене. Сложилось такое состояние после того, как появилась взаимная тенденция использовать тяжелые гитары в звуке типично «индустриальных» проектов и «индустриальные» звуки синтезаторов в тяжелой металлической музыке. В итоге выросло нечто среднее: с металлическими риффами и одновременно «промышленными» синтетическими звуками.

Да... на это стоило посмотреть!)

Проблема классификации состоит главным образом в том, что проекты, относимые к жанру индастриал-метал, создают совершенно разную музыку — от экспериментального рока до тяжелого металла с небольшими электронными добавками. Некоторые группы используют элементы из жанров электронной музыки (хип-хопа, драм-н-бэйса, дабстепа), типично относимых к мейнстриму. Вокал может быть как сильно искаженным, так и чистым. Поэтому желающего услышать в этом «жанре» хорошо узнаваемое звучание ожидает жестокое разочарование. Вы можете даже порой подумать, что это какой-то обычный тяжелый металл, никакого отношения к индустриальной музыке не имеющий. К тому же жанр индастриал означает использование не столько электроники, но и звуков, полученных не совсем обычным для музыкантов путем (например, записанных шумов).

Так что индастриал-метал — это скорее красивый маркетинговый ход музыкальной индустрии, а не отдельный жанр. Проще говоря, это некое общее место — по сути, помойка, куда сваливают всю металл-продукцию, которую не удалось причислить к другим типичным жанрам металл-сцены. Несмотря на провозглашенный музыковедами «критический спад», число проектов, причисляемых к направлению индастриал-метал, только растет.

Наиболее известные исполнители жанра индастриал-метал: Nine Inch Nails, Ministry, Fear Factory, The Kovenant, Neurotech, Sybreed, Rammstein.

При этом мега-популярный Rammstein, который часто причисляют к индастриал-металу, скорее ближе к другому родственному жанру — Neue Deutsche Härte.

Круг пятый. Гнев

В 1984-м году бельгийская группа Front 242 для обозначения жанра музыки их EP «No Comment» впервые использовала название EBM (Electronic Body Music), то есть «электронная музыка для тела». Это жанр получился дополнением звучания направления индастриал элементами танцевальной музыки.

Проходим, товарищи, не задерживаем!

Для классического EBM характерны: жесткий танцевальный ритм, чистый вокал, иногда дополненный криками или звуковыми эффектами, агрессивный синтезаторный звук и депрессивная лирика. По звучанию классический EBM может напоминать синти-поп, но намного агрессивнее его и тяжелее. Во второй половине 80-х жанр окончательно оформился: стали использоваться тяжелые ритмичные ударные, речевые сэмплы, грубый вокал, иногда немного искаженный, эстетика милитари, пропагандистские тексты песен.

За более чем 30 лет существования жанр неоднократно менялся, объединялся с такими направлениями, как техно, электро и, собственно, индастриал. Так что сегодня бывает непросто разобраться, какое конкретно звучание относится к жанру EBM. Но в 2000-х появилась мода на возврат к классическому звуку: это назвали «олдскул-EBM» (old school EBM). Тогда же возникла традиция в честь группы Front 242 каждые 24 февраля (24.2) отмечать Международный день EBM. Позже от олдскульного EBM выделилось ответвление, называемое «Anhalt EBM», с минималистичным и несколько примитивным, но энергичным и агрессивным звуком, совсем без искажающих эффектов.

В первой половине 90-х годов популярность EBM начала падать. С тех пор этот жанр перенял от своего «собрата» дарк-электро (dark electro) сильно искаженный вокал и зловещие синтезаторные мелодии. Многие исполнители, сформировавшие жанр EBM, но позже отошедшие от его классического вида, все равно чаще всего классифицируются как EBM. По причине сильного влияния на развитие жанра EBM других близких жанров (дарк-электро, дарквейв, индастриал) зачастую их сложно отличить друг от друга, поэтому типично в аннотации к альбому можно прочитать, например: EBM/Electro/Industrial.

Наиболее известные исполнители жанра EBM: Front 242, Funker Vogt, Accessory.

Круг шестой. Ересь

В конце 80-х от жанра EBM ответвилось направление, получившее название «дарк-электро» (dark electro). Если EBM был почти танцевальным жанром, то dark electro поначалу был музыкой для комнатного прослушивания и представлял собой тягучие мрачные мелодии без танцевального ритма с постапокалиптической лирикой. Для этого жанра характерен сильно искаженный вокал, периодически переходящий в скрежет. Пионером этого жанра стала канадская группа Skinny Puppy. Серьезное влияние на его развитие оказала группа Front Line Assembly, хотя их творчество по большей части относится совсем к другому направлению.

Ну е-мое...

Но со временем появились проекты, которые изменили звучание жанра дарк-электро, сделав его более танцевальным. Мексиканская группа Hocico стала основателем латиноамериканского ответвления, которое породило большое количество последователей. На обоих американских материках направление дарк-электро получило название «электро-индастриал» (electro-industrial). Это название иногда используется и в Европе. Европейский дарк-электро развивался в танцевальную сторону немецкой группой Suicide Commando.

Можно сказать, что жанр дарк-электро сейчас находится в творческом кризисе, тем не менее продолжая порождать множество новых проектов, в основном копирующих типичное звучание и не привносящих никакого обновления. В 2010-х многие известные исполнители дарк-электро стали использовать в своем творчестве элементы из дабстепа и драм-н-бэйса, более традиционных жанров электронной музыки, что было неоднозначно встречено слушателями.

Как и в EBM, в дарк-электро в 80-90-х появилось направление олдскул-дарк-электро (oldschool dark electro). Это звучание стали называть «классический дарк-электро». Оно отличалось жестким, иногда даже танцевальным ритмом, агрессивным вокалом, общей механистичностью звучания, а также зловещей атмосферой с широким использованием пугающих сэмплов из художественных кинофильмов ужасов. Несмотря на это, направление олдскул-дарк-электро так и не смогло добиться такого же успеха у слушателей, как олдскул-EBM. Этому способствовал больший успех современного звука дарк-электро, который резко отделил прогрессивное звучание жанра от классического.

Современный дарк-электро отличается сильно искаженным вокалом и зловещими резкими синтезаторными мелодиями, более сложными в музыкальном плане, чем в жанре EBM, передающими слушателям крайнее напряжение и отчаяние. Может включать в себя элементы дарквейва. Основные темы песен сосредоточены на смерти, насилии, психических отклонениях и прочих пугающих аспектах действительности.

Наиболее известные исполнители жанра дарк электро: :Wumpscut:, Amduscia, [:SITD:], C-Lekktor, God Module, Negative Format, Die Sektor.

Круг седьмой. Насилие

Название жанра «силовая электроника» (power electronics) придумал участник британского проекта Whitehouse Уильям Беннетт (William Bennett). Звучание этого направления состоит, как правило, из пульсирующей шумовой основы, созданной с помощью синтезатора, иногда с переходами на визжащий резкий звук, на которую наложена декламация сильно искаженным голосом.

Какие интересные штучки!

Как таковое пение при этом отсутствует. Тексты чаще всего носят политический характер. Главное в этом жанре — агрессия. В некоторых случаях, чтобы не скучно было, особенно в США, тема политики сменилась на сексуальные извращения, психические расстройства, убийства, поэтому такое ответвление жанра стали называть «преступная электроника» (crime electronics).

Хотя жанр нельзя назвать супер популярным, у него есть своя аудитория любителей, свои концерты и лейблы, на которых издаются музыканты, работающие в этом направлении.

Наиболее известные исполнители жанра силовая электроника: Genocide Organ, The Grey Wolves, Grunt, Propergol, Control.

Круг восьмой. Обман

В начале 80-х годов британский музыкант Брайан Ино (Brian Eno) основал жанр эмбиент (ambient). Это были плавные медитативные мелодии, без какого-либо ритма, созданные с целью расслабить слушателя и вызвать у него фантастические переживания. И уже в середине 80-х британский проект Lustmord выпустил первый альбом нового ответвления, которое назвали «дарк эмбиент» (dark ambient). Типичное звучание жанра — тягучие монотонные мелодии с мрачной атмосферой, с обилием низких частот, тоже без ритма.

Чего только не бывает!

На сегодня жанр дарк эмбиент является, пожалуй, наиболее многочисленным на темной сцене по количеству проектов. Обычно в таком проекте участвует один музыкант, а вся музыка создается на компьютере. Реже используются натуральные и электрические музыкальные инструменты, например, электрогитара и электроорган, ритуальные инструменты. Среди проектов в этом жанре популярна коллаборация «по почте», когда участвующие в совместном проекте музыканты обмениваются созданными звуковыми фрагментами через Интернет, не встречаясь очно и даже проживая постоянно на разных континентах.

Современные исполнители, работающие в этом жанре, часто используют в своей работе готовые записанные фрагменты, нередко созданные экспериментальным путем, полевые записи, фрагменты классической аранжировки, готические элементы. Все это слоями на компьютере складывается в единое музыкальное полотно.

Есть ответвление жанра, опирающееся на национальные мотивы малых народов мира, с использованием их традиционных инструментов и вокала, например — горлового пения. Очень часто в мотивах и сопутствующем оформлении изданий жанра дарк эмбиент присутствует тематика севера, тундры, заснеженной пустыни, льда. Остальные исполнители интенсивно эксплуатируют космическую тематику или даже оккультизм.

Наиболее известные исполнители жанра дарк эмбиент: Desiderii Marginis, Atrium Carceri, Raison d’etre, Lustmord, Treha Sektori, Nordvargr.

Круг девятый. Предательство

Использовать при исполнении нестандартные звуки музыканты начали очень давно. В частности, было замечено, что некоторые шумы можно применить как отдельный способ музыкальной игры. Но только в середине 70-х годов музыканты из британской группы Throbbing Gristle придумали этому жанру название «индастриал» (industrial). Они же создали лейбл Industrial Records, откуда этот необычный жанр начал получать свою известность.

Что покупать будете, или поглазеть пришли?

Такие проекты, как Einstürzende Neubauten и Z'EV применяли в своих выступлениях металлический звон, лязг, грохот, сопровождающийся криками и несложными песенными вставками, экспериментальными звуками разной природы. На выступлениях музыканты нередко импровизировали, использовали собранные своими руками механизмы для извлечения таких звуков. Поэтому индастриал того периода был скорее концертным, чем студийным жанром. Это направление позже назвали «классический индастриал». Такой индастриал не является электронной музыкой, и хотя при его создании электронные инструменты могут активно использоваться, но они не составляют его основу.

Устав, видимо, от всего в 1981-м году участники группы Throbbing Gristle дали свой последний концерт, после которого несколько самоуверенно объявили всем, что жанр индастриал больше не существует, и с этого момента наступила эпоха пост-индастриала. Поэтому часто можно услышать от поклонников жанра, что все, изданное после 1981-го года, относится к пост-индустриальной музыке. Несмотря на это громкое заявление, классический индастриал продолжает существовать и по сей день. Появляются новые коллективы, использующие в своем творчестве традиции этого жанра, но они обычно не зацикливаются на этом звучании, а стараются привнести что-то новое.

Среди индустриальной сцены сравнительно недавно выделилось отдельное направление, названное «дэт-индастриал» (death industrial). Для него характерно мрачное звучание, тяжелое и медленное, безжизненное, с глубоким басовым звуком и нечастыми низкочастотными событиями, создающее давящую удушающую атмосферу. Ритм если есть, то он приглушенный и нечеткий. Часто при создании этой музыки используются гудящие звуки, сэмплы, полевые записи. Иногда этот жанр называют «дэт-эмбиент» (death ambient), проводя аналогии с родственным дарк эмбиентом. Одним из первых в новом направлении засветился шведский проект Brighter Death Now, его главный участник Роджер Карманик (Roger Karmanik) создал лейбл Cold Meat Industry, долгое время бывший основным пристанищем для музыкантов этого толка, пока не завершился в 2014-м году.

Дэт-индастриал часто путают с силовой электроникой из-за звуковой схожести, но эти жанры отличаются степенью давления на психику слушателя. Силовая электроника — это в первую очередь агрессивный жесткий напор, тогда как дэт-индастриал более спокойный и атмосферный. Творчество в жанре дэт-индастриал нередко окружает ритуально-мистическая и оккультная тематика, тогда как силовая электроника сосредоточена на политических событиях или наиболее уродливых явлениях социума. Также надо сказать, что дэт-индастриал не имеет никакого отношения к дэт-металу.

Наиболее известные исполнители жанра дэт-индастриал: Brighter Death Now, Mz.412, Megaptera, Ex.Order.

Итого

В этой короткой статье, конечно же, не удалось отобразить все сформировавшиеся оттенки темного, тем более, что имеющееся число кругов ада ограничено, а чтобы вместить всех претендентов, Сатане еще надо постараться.

И напоследок: какое бы мнение у вас не сложилось обо всех этих жанрах, надо помнить, что это всего лишь нотки вкуса, не более, что дает в целом богатую палитру красок на музыкальной сцене. Торт сладкий, а кофе горький, и обычно никто на это не ворчит.

Выход всегда есть!

Использованный в статье музыкальный материал:

1. Solar Fake «Sick Of You», «You Win. Who Cares?», Out Of Line, 2018

2. VNV Nation «When is the Future?», «Noire», Metropolis, 2018

3. Blutengel «Surrender To The Darkness», Single, Out Of Line, 2018

4. Rave The Reqviem «Saint Jvdas», «FVNERAL [sic]», Out Of Line, 2018

5. Any Second «Zorn», «Sünde: Mensch», Out Of Line, 2018

6. Suicide Commando «The Devil», «Forest Of The Impaled», 2017

7. Genocide Organ «I Don't Wanna Die», «Obituary Of The Americas», Tesco Organisation, 2016

8. Svartsinn «September Dirge», «Elegies For The End», Cyclic Law, 2009‎

9. BRIGHTER DEATH NOW «There is Nothing Left in This World», «Very Little Fun», Cold Meat Industry, 2011

77.92 дБ +

Комментарии

#

Ой, все... Но написано очень выразительно)))

- 57.78 дБ +
#

Вау... вот это статья! Претендует на публикацию года. Редакторы!!!


- 61.46 дБ +
#

peter heppner

- 50 дБ +
#

Спасибо автору,много всего узнал интересного!

- 53.01 дБ +
#

Да, некоторые исполнители знакомы, из самых свежих - это Rave The Reqviem. А в основном прошелся по "верхним" кругам этих жанров. Например, был записанный в университетской студии зв/записи в 1990 году сборник на кассете ЕВМ (1988). Студия вывешивала на входе в универ "простыни" с алфавитными списками групп. Из-за недостатка информации и за экзотическое в то время название и была выбрана к записи EBM. Вот оттуда "синоптик":

И ещё нравилась записанная там же команда The Hanger c альбомом "Leave me alonе":

- 50 дБ +
#

О! Наконец-то про то, что я слушаю и люблю уже много лет. Отличный обзор, Ярослав, все четко, информативно и строго по теме!

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Ishkur #

Да, по моему мнению, джаз это конечно неплохо, но должно же быть какое-то разнообразие, правда?

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #
но должно же быть какое-то разнообразие, правда?

Безусловно!

- 50 дБ +
#

А почему не включили в список Дум, трэш, дэт и блэк металл? По моему больше подходят для адской музыки, чем танцевальный синт поп.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Therion #
А почему не включили в список Дум, трэш, дэт и блэк металл?

Эти жанры не входят в "schwarze szene".

По моему больше подходят для адской музыки, чем танцевальный синт поп.

Да, есть такое, но это тема для отдельной и очень большой статьи.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Therion #

Ishkur прав, именно так, описывались жанры так называемой "темной сцены". У металла своя обширная сцена и, как правило, свой другой круг поклонников. С другой стороны, на мой взгляд, послушав разные направления индустриальной музыки, то есть самое маргинальное "дно" темной сцены, после такого все эти дум и блэк металл кажутся детским садиком:))

- 53.01 дБ +
#

Синтипоп из 80-90-х еще можно послушать, но все остальное - путеводитель по клиническим извращениям. Я убежден, что добрый хороший Человек никогда не станет "слушать в себя" перечисленные автором последовательности звуков, выплеснутых подсознанием психически больных индивидов. Даже страшно представить, что произойдет со здоровым мозгом от прослушивания подобного "материала".

Мало кому на улице приходит в голову облизать грязную помойку, так зачем пробовать слушать откровенную дрянь? Проблема в том, что ничего нельзя "развидеть" и "разслышать" (забыть). Зачем человеку нужен подобный "багаж"?

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @EKG #

Вы прямо мысль прочли - в точку особенно про помойку! Терабайты терабайтов доступны для каждого - светлой чистой энергичной музыки на любой вкус , с которой хочется жить двигаться любить и радоваться.О вкусах не спорят - но это даже не вкус а высер какой - то ,черти и звуки могил.Автору - за изложение твердую 5. Напиши подобную статью о музыке для музыкантов и аудиофилов - цены бы тебе не было.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @KirillSavrulin #

Есть своя публика и у этих жанров. Автор, думаю, знаком с этими напрвлениями не по википедии. В России много поклонников блатняка, который они называют "шансоном" И плюс эстрада, тоже любима многими, а вот мне каждые празники вроде нг нужно это просто вытерпеть, для меня это тоже вроде " помойки" в большенстве случаев, но ведь есть свобода выбора. Не нравится - не слушай, как говорится.

- 62.04 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

Соглашусь - что тут скажешь- о вкусах не спорят..Парадокс в том - что есть много направлений музыки - более достойной к изложению статей такого качества и если есть возможность автору - напишите и просветите многих о Modern Electric ( Chicago ) Blues , Reggae , Bluegrass , Bop , Downtempo , Lounge..Да вспомнил меломана который еще в 96 году мне рекомендовал диски GAS - это по ходу и был dark oldscool.По поводу нг - абсолютно солидарен с Вами , мне ещё и караоке с (убавь-прибавь)досталось.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @KirillSavrulin #

Ну вот так не угадаешь ведь, могло оказаться, что эти "направления для музыкантов и аудиофилов", это Boney M и Arabesque, у каждого свое этого понимание. У Вас, как я понимаю, такие вкусы, которые Вы перечислили. Можно еще дополнить Psychill, Psybient, Illbient и т.п. Блюз и регги, это известные вещи, а вот GAS - это я знаю, это к Вашему удивлению тоже почти что из индустриальной культуры. Если продолжить эти жанры типа техно и даунтемпо во все более жесткое направление, как бы другой край этой электронной сцены, то там дальше IDM, это уже почти около "темной сцены", а вот дальше интересно: это такие занятные вещи, как Breakcore, Rhytmic Noise. Это тоже индастриал.

Конечно, для неподготовленного слушателя - это тот еще ужас, но по большому счету, по сути тот же самый техно-эмбиент в GAS, только жесткий вариант. К Вашему удивлению, это часть одной и той же сцены, хотя кажется, что совсем разные вещи. Все зависит от способности мозга это воспринимать. Я тоже сначала, воспитанный на Modern Talking, это все не очень понимал, но потом освоился и начало нравиться.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @KirillSavrulin #

Вообще говоря, если рассмотреть определение, что такое музыка, то это в общем виде структурированный гармонический шум. Все маргинальные жанры в этом смысле - всего лишь менее структурированный, но еще благоприятный для слуха шум:)) Но если Вы боитесь за здоровье своего мозга, то конечно, Вам лучше воздерживаться и лечиться музыкой для настоящих музыкантов и аудиофилов, подозреваю, что это бессмертные полотна великих классиков.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Ярослав, я уверен, что Ваш писательский талант достоин намного лучших музыкальных жанров и направлений!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @EKG #

Как говорили в последних сериях известного сериала "Секретные материалы": надо уметь мыслить широко. При этом собеседник согласно так кивал головой, типа угу-угу:)) Понимаете, как я уже писал в статье, все хорошо для своего места и времени. Зимой хорошо коньяк и горячий кофе, а на пляже - больше подойдет мохито со льдом. Также разные жанры музыки призваны создавать разные настроения и подойдут каждый для своего случая.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @EKG #
Зачем человеку нужен подобный "багаж"?

В статье я и высказываю предположение, зачем. На мой взгляд, это будит подсознание и воображение в тех местах, где подсознательно "должно быть страшно". Ну так же как и фильмы ужасов и триллеры, зачем мы их смотрим, ведь полно же жизнерадостных комедий? Они будоражат и создают определенное настроение, так же как и специи в пище, а то от преснятины повседневности легко можно заскучать. Кремовый торт - вкусная штука, но все время торт, торт... Пресыщает любая сладость, начинает хотеться соленого или острого.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Согласен с Вами, что у эрудированного слушателя должен быть определенный кругозор и возможность выбора. Другой вопрос, что эксперт может знать о неких вещах, о которых простому неподготовленному обывателю знать совершенно не нужно, и даже вредно или опасно. Мерзость и пороки пропагандировать ни к чему, кому приспичит - сами найдут. Например, какой-нибудь школьник с неуравновешенной психикой наслушается мракобесия и сделает что-нибудь необратимо плохое, о чем ему самому потом будет стыдно. Вдвойне будет обидно, если stereo.ru окажется у истоков чьего-то грехопадения.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @EKG #

Ну что за чушь...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

Катерина, это напоминает ситуацию, как впечатлительные дамы прямо после консерватории попали на концерт Rammstein, где все грохочет, всполохи огня (адского), и еще молодежь беснуется, и теперь дают друг другу понюхать нашатырный спирт:)) Но с другой стороны, статься оказалась более скандальной, чем я предполагал:))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

А я ещё читая её первую версию ждала больший срач в комментах :)

А вообще - очень зачётный материал! МолодецЪ :)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Rammstein, по крайней мере, достоен внимания. Периодически слушаю их с удовольствием. Для "чернухи" предлагаю сделать закрытый раздел "не для всех".

- 46.99 дБ +
⇡ в ответ @EKG #
Для "чернухи" предлагаю сделать закрытый раздел "не для всех".

Вас так оскорбило то что ниже в кругах грехов человеческих, с пятого по девятый? Ну так зло это не райские кущи. Помню, когда я начинал работать после института, у меня за соседним столом сидела миловидная дама среднего возраста. А тогда, в середине 90х, денег не платили вообще, и от нечем заняться я сидел и играл в компьютерную игру, там всякие амебовидные инопланетяне нарисованы были. Она терпела, терпела, и заявила, что по ее мнению, игра ужасная, потому что страшные ужасы нарисованы. Я ее спросил, а про что должна быть игра? Она помолчала и ответила: "про черепашку". С тех пор "про черепашку" - это у меня мем расхожий для каждого подобного случая:))

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

Попробую уточнить свою позицию. Статья написана хорошо. Читать интересно. Я говорю о том, что про Черный квадрат Малевича никто бы никогда и не вспомнил, если бы не маргинальные "искусствоведы". На мой взгляд, проблема в том, что статья косвенным образом пропагандирует откровенную дрянь (синтипоп здесь не рассматриваем), способную спровоцировать обострение нервных расстройств у больных с нестабильным психическим состоянием.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @EKG #
На мой взгляд, проблема в том, что статья косвенным образом
пропагандирует откровенную дрянь (синтипоп здесь не рассматриваем),
способную спровоцировать обострение нервных расстройств у больных с
нестабильным психическим состоянием.
А на мой взгляд - откровенная дрянь - это Богдан Титомир, Тиматци и Бузова, котоые гораздо сильнее влияют на неокрепшие мозги молодёжи.
- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

Катерина, вы бы хотели, чтобы ваши дети слушали/смотрели подобные "произведения"? Как объяснить ребенку, зачем некто, переодевшись в черного латексного поросенка и сидя в ванной "чистит изнутри" надувную хрюшу предметом, похожим на "большую волшебную палочку" (это сюжет реального видеоряда). Какое это отношение имеет к музыке вообще???

Я хоть сейчас готов углубиться в обсуждение текстов Alice Cooper только потому, что в них заложен смысл, хотя лично мне не нравится внешний вид артистов и манера их поведения. Но я признаю, что их песни достойны обсуждения.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @EKG #
Как объяснить ребенку, зачем некто, переодевшись в черного латексного поросенка и сидя в ванной "чистит изнутри" надувную хрюшу предметом, похожим на "большую волшебную палочку" (это сюжет реального видеоряда). Какое это отношение имеет к музыке вообще???

Извините, что я вклиниваюсь. Это называется эпатаж. То есть попытка взять зрителя на пушку скандального вида видеорядом, и тем привлечь аудиторию. Queen ведь тоже снимали скандальные клипы, так ведь? Но ничего, вошли в мировые анналы музыкального искусства.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @EKG #

А для меня такие же эмоции вызывает Реп, Блатняк и Регги. Пытайте меня как хотите, но именно под эту музыку я Вам всё здам.

Конечно, есть в перечисленных вариантах и экстрим, но пусть мои дети сами решают, что слушать. Для меня лично, поросёнок в ванной - жесть ещё та, и музыки там не вижу, но ведь есть разные мнения. Как писала выше - для меня поросёнок в ванне и Реп, Блатняк и Регги- на одной ступени стоят.

- 59.03 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #
Для меня лично, поросёнок в ванной - жесть ещё та, и музыки там не вижу, но ведь есть разные мнения.

Катерина, а в каком клипе поросенок, про что хоть речь то идет? Я что-то немного нить потерял.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

С точки зрения видеоряда в СМИ имеются жесткие ограничения, на которые наложены табу. Нужно объяснять почему? И дело вовсе не в "консерватории и нашатырном спирте".

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

В какой-то теме Вы выкладывали несколько недель назад. Думаю это имел ввиду оппонент.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @EKG #
С точки зрения видеоряда в СМИ имеются жесткие ограничения, на которые наложены табу.

Все клипы в статье взяты с официальных каналов YouTube музыкальных компаний-издателей этой продукции, кроме клипа VNV Nation, который с канала этой группы. Так что это почти что по телевизору показали.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

Аааа... Я не уверен, что это был официальный клип. Кто то по моему снял что-то любительское для этой музыки. Но я такое бы в статью и не включил, это уже тошнотворное совсем:)) Как копальхем.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

Вы смело так аргументируете , может хоть каким то фактом подкрепите Ваши убеждения? Или Вы забыли сказать - предполагаю (имхо)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

А для меня такие же эмоции вызывает Реп, Блатняк и Регги .Вы смело так аргументируете , может хоть каким то фактом подкрепите Ваши убеждения? Или Вы забыли сказать - предполагаю (имхо)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @KirillSavrulin #

А что тут аргументировать? Для меня эти стили находятся на уровне плинтуса - просто ненавижу и терпеть не могу. Но есть конечно и их любители, не запретить же их. Или что Вы имеете ввиду?

И замечу, я не говорю, что они плохие, это просто вкусовщина. Если Вам угодно - добавлю ИМХО.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

Понятно, а то было подумал что везде блатЬняк , реп -негров, блюз - негров рабов, регги - негров травакуров , джаз - негров рабов инструментал ну итд.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @KirillSavrulin #

Не обязательно публично показывать, что Вы расист.

И вообще, Вы перекрутили мои слова, и написали о жанрах, которые я даже не вспоминала.

- 50 дБ +
#

Блин, хороший "реферат" получился! Интесно было почитать, но не уверен, что было бы интересно слушать, хотя...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

Ну это все таки не мейнстрим, а относительно узкая маргинальная сцена, но все же она есть и по своему любопытная.

- 50 дБ +
#

"Не оживёт, аще не умрёт", - говорит апостол. / Нужно прежде умереть, для того чтобы воскреснуть. Ну где?.. а что будет там?.. Куда он попадёт в конце пути?.. Это к началу статьи. Ярослав добрый вечер. Спасибо что поднимаете эти извечные вопросы. Но этот предмет велик; о нём нужно поговорить, а тут скорее всего станут браниться, скажут развели "догматическое богословие" , непорядок, скажут... этак, совсем распоясались. Начальство то тут строгое, транклюкируют в момент не успеешь и глазом моргнуть. И ведь сами знаете, что ответов на это нет. Вот помрём и всё увидим :) Про музычку ничего не скажу. Однажды попытался послушать предложенные вами альбомы, ну у меня и без того нервишки расшатанные. Да, и работа тогда была нервная, а тут такое, что со второй минуты у меня поджилки то и затряслись.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Djaz3 #
Однажды попытался послушать предложенные вами альбомы, ну у меня и без того нервишки расшатанные. Да, и работа тогда была нервная, а тут такое, что со второй минуты у меня поджилки то и затряслись.

Естественно, подобная музыка как раз обычно используется для вызова таких пограничных состояний психики, как неуверенность, тревожность, опасения, поэтому ее часто можно услышать в кинофильмах.

- 50 дБ +
#

Спасибо Ярослав! Зворово! Я и раньше говорил "тебе бы книжки писать начальник") А по музыке, я слушал рекомендуемые ранее вами альбомы, некоторые казалось вообще "что это есть"? А вот от некоторых испарина на спине выступала и волосы шевелились. И это для меня совсем не в отрицательном ключе.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mfrt #
А вот от некоторых испарина на спине выступала и волосы шевелились.

Музыка должна вызывать эмоции и ассоциации. Иначе она мимо. Например, по моему, стандартными музыкальными средствами невозможно передать ощущение заснеженной пустыни или мрачного сырого подземелья. А вот в темной сцене это удается. Разумеется, нам совершенно не нужно постоянное ощущение темного и сырого подвала, но иногда это бывает в тему или необходимо, как в каком нибудь фильме. Я под такую музыку люблю книжки фантастики или хоррора читать, хорошо заходит.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Да да согласен, к тому же она и не является "настольным" жанром.


- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

А я бы никогда не подумал бы, что Skinny Puppie принадлежат к dark, да ещё и electro !:)) Совсем недавно стал их слушать, и все сайд проекты, связанные с ними. Для меня это скорее некий джаз, или acid-jazz... Во оказывается как бывает. Верно вы сказали про "оттенки вкуса" :))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Мне честно никогда особенно не нравились... Ну и вообще я в целом к жанру dark electro скорее равнодушен. Отдельные вещи нравятся, например сайд-проект солиста Hocico под названием Rabia Sorda, но это уже скорее индастриал металл, чем электро.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #
Совсем недавно стал их слушать, и все сайд проекты, связанные с ними. Для меня это скорее некий джаз, или acid-jazz.

Рекомендую альбом Skinny Puppy 1995 года "The Process", имхо, один из самых сильных и тяжелых в дискографии (джаза там, правда и рядом не стояло:-).

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Ishkur #

У меня он есть. Эйсида там полно, джаза немного, согласен, но и не такой уж он и тяжёлый :)) Хотя...может я чего-то и не понимаю:))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Ishkur #

С момента выхода, случайно, в коллекции CD. Раз в год переслушиваю.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #
- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Не. Не моё :))

А куда бы вы отнесли Mando Diad ?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #
Не. Не моё :))

Как мне стало понятно за мою жизнь, поклонников темной сцены достаточно немного. Хотя мне произведения этого жанра кажутся четкими и строгими. Но большинству людей, оказывается, четкость не очень интересно, им надо что-то размазанное, вауууваууу, некоторым индивидам нужно чтобы сопли были, а уж чего в темной сцене не бывает, так это соплей. Может поэтому ее не очень любят.

А куда бы вы отнесли Mando Diad ?

Может, Mando Diao? Тогда гаражный рок. Гаражный рок к темной сцене никакого отношения не имеет. Темная сцена - это как правило прямая или скрытая агрессия, напор, четкий ритм. Под такие темы хорошо бывает кросс бежать, дрова рубить или еще что-то размеренное и энергичное делать:))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Ага, Diao, рука дрогнула, а не проверил. Я кстати люблю дарк. Не во всех проявлениях, но люблю. Даже звук мне нравится "тёмный". Но насчёт горячих шведских парней не соглашусь. Уж чем чем, а гаражом там и не пахнет. Их конечно швыряет от аутентичных саг акапелла до рокешника...но только не гараж:))


- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Гараж написали на Википедии. Discogs его классифицировал как Alternative Rock (Modern Rock). Но так всегда пишут, когда толком не знают, к какому конкретно жанру рока отнести. Но вот я не соглашусь насчет "темного" звука. По моему, эта тема очень смахивает на рок-поп-композиции моего детства и юности, какие-нибудь Smokie или Chris Rea. Темного там по моему только если клип ночью снимали:))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

А мне при первом прослушивании напомнило Камуфляж и Хьюман Лиг.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Для меня это комфортная музыка для вечернего отдыха одному или вечеринки с друзьями. Не напрягает и ничем не пугает, подойдет для 90% случаев. Уже синтпоп может показаться слишком напряженным для расслабленной компании. В принципе, такого не тяжелого поп-рока достаточно много, я иногда тоже слушаю, если попадается, но специально это направление не копал, потому что и так из возникших завалов в фонотеке выбраться не могу:(

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Из не тяжелого поп-рока мне в свое время понравился альбом Apoptygma Berzerk "Apollo":

Достаточно жизнерадостный и ни разу не темный:))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

А вообще у меня все же немного другой вкус, чем у Вас, мне больше всегда нравились подобные вещи:

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Неплохо ! HIM напомнило :)) Полегче немного...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

А это напомнило Paradise Lost :)) Когда они здорово полегчали.

Не скажу, что я фанат именно такой музыки, но иногда слушаю её с удовольствием.

ПС Может вам такое зайдёт?

не в стиль, понимаю, но очень позитивно, хотя и тяжело :))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Такое мне заходит на ура! И это далеко как не тяжело:)) Например, я не большой любитель металла, но недавно неожиданно зашел Neurotech, он достаточно легкий, кстати. Я даже купил три недостающих альбома, благо они по 1 евро штука:))

Просто меня на все это не хватает. Силы человека все таки ограничены:( Большинство как я понял, сидят в своем вкусе в комнате, где максимум с десяток исполнителей. А я такое ощущение, что в один из моментов вышел на улицу, где тусовка размером с первомайскую демонстрацию...

- А вот этого знаешь?

- О! А это еще кто?

... а там еще толпа сзади напирает...

- 53.01 дБ +
#

Что-то вспомнилось из прошлого. Всем бобра ))



- 50 дБ +
#

А как же синтвейв и такой его Колосс как Perturbator? Ещё GosT хороши.

- 50 дБ +
#

Мне например, нравится Boys Noize:

Да и ремиксы у них неплохи, например на Röyksopp:



- 50 дБ +
⇡ в ответ @AlexPlay #

Этот жанр увы не впихнулся в девятку:(( Он называется Rhytmic Noise. Тоже напрямую имеет отношение к индустриальной музыке. Наиболее известные лейблы, выпускающие продукцию в этом жанре - немецкие Ant-Zen и Hands Productions.

В принципе, если эта долбежка кажется слишком утомительной, есть более мягкий IDM:


- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

IDM всякий бывает и "мягкий" и не очень


- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wired #

Мне уже давно Autechre не особо нравится. Еще во времена "Amber" их приятно было послушать, но сейчас это что-то слишком закрученное, очень сложное для понимания. Их последние диски очень длинные и нудные, практически лишенные какой либо мелодии, слушать их скучно. Последние творения "NTS Sessions" 2018 года мне лень даже один раз прослушать. Я люблю, когда вместе с ритмом присутствует мелодика, поэтому уважаю продукцию лейбла Hymen:

- 50 дБ +
#

Я бы в список наиболее известных Future Pop артистов обязательно добавил Cesium_137.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.