Мир высококачественного звуковоспроизведения подобен Вселенной — столь же необъятен, непредсказуем и тоже расширяется, причем в двух диаметрально противоположных направлениях. C одной стороны, растет разрядность цифровых аудиофайлов, с другой — триумфально возвращается самый консервативный носитель, виниловая пластинка. Все это ко многому обязывает, в том числе и акустические системы. Отвечает ли столь жестким требованиям новая флагманская АС от Canton?

Германский бренд Canton зародился в далеком 1972 г., когда четверо приверженцев Hi-Fi-звучания объединились с целью начать производство громкоговорителей, которые бы превзошли конкурентов по всем статьям. Энтузиасты обосновались в городке Нидерлаукен, в бывшем здании школы. Название Canton сложилось из итальянского cantare (петь) и немецкого ton (звук), т.е. означает совсем не административную единицу Швейцарии, а «поющие звуки» (создателям очень хотелось, чтобы имена их творений вызывали ассоциации со звуковоспроизведением самого высокого качества — в традициях «чистой» музыки). Официальное «свидетельство о рождении» фирма получила 1 января 1973 г. Тогда в ее рядах насчитывалось 33 сотрудника, они занималась сборкой корпусов АС, а исследования и разработки проводили в гостиной одного из отцов-основателей. Ничего удивительного в этом нет: философия разработчиков зиждется на том, что «домом» для громкоговорителей служит, главным образом, именно гостиная, поэтому их необходимо создавать с учетом ее акустических, интерьерных и прочих особенностей.

Семейное предприятие

С самого начала фирма учитывала т.н. фактор одобрения жены, считая, что колонки должны не только вдохновлять аудиофила, но и радовать взгляд его супруги, а для нее АС, в первую очередь, — предмет мебели. В результате громкоговорители Canton привлекали клиентов высококлассным звучанием и огромной подводимой мощностью, а клиенток — эстетичным и компактным дизайном.

В связи с этим неудивительно, что еще в 1979 г. Canton представил свой первый комплект «сателлиты/сабвуфер», т.е. дал толчок развитию целого сегмента аудиопродукции, и по сей день пользующейся большим спросом. Год спустя начался выпуск активного напольника, причем каждый драйвер раскачивался отдельным гибридным усилителем, а высокую точность звучания гарантировала система «умного» управления.

Вот такие колонки Canton делала еще в 1999 году, когда это не было мейнстримом

Приход 1999 года фирма отпраздновала выпуском колонок Popsmarts (их разноцветные прозрачные корпуса особенно понравились молодежи). В следующие пару лет Canton успешно завоевывала рынок комплектов акустики для домашнего кинотеатра, а в 2003-м вынесла на суд потребителя систему кинотеатральных АС в алюминиевых корпусах — для тех, кто считает, что акустика должна не только замечательно звучать, но и потрясающе выглядеть. В частности, фронтальные колонки имели ширину всего 9 см!

Еще через два года Canton вновь стал законодателем акустической моды — фирма первой в мире выпустила полностью беспроводные Hi-Fi-громкоговорители CD 3500. Для них был разработан двунаправленный интерфейс передачи данных, обладающий повышенной помехоустойчивостью.

От практики к теории

В конце 1980-х специалисты Canton пришли к выводу, что дальнейшее совершенствование громкоговорителей невозможно без серьезных теоретических исследований, и в 1989-м фирма построила собственную безэховую камеру. Фактически это лаборатория, где проводятся все необходимые измерения нового изделия в идеальных условиях.

Попутно было разработано фирменное программное обеспечение, ставшее незаменимым при создании нескольких поколений колонок, основанных на технологии Displacement Control (DC) — управление перемещением диффузора, которое предотвращает неконтролируемый ход диффузора на инфразвуковых частотах, а также SС (Subsonic Control). Суть же соответствующего метода состоит в определении взаимосвязи между объемом колонки и воспроизведением баса с последующим использованием полученных данных для создания кроссовера, расширяющего диапазон воспроизводимых частот на целую басовую октаву без потери управляемости. Кстати, все сабвуферы Canton разрабатываются согласно этой технологии.

В 1995 г. фирма выпустила т.н. цифровые громкоговорители, которые произвели настоящий переворот в области звуковоспроизведения. Они получили Европейскую аудиопремию в категории «аудиоинновация». Три года спустя Canton представил свой первый ТНХ-сертифицированный комплект акустики для домашнего кинотеатра.

Ценность измеряется в каратах

На втором году нового тысячелетия арсенал бренда пополнила новая флагманская акустика Karat Reference 2 DC. Она олицетворяла бескомпромиссный подход к созданию громкоговорителя класса High End. Разработка шла около года, использовались самые совершенные методы математического моделирования, оптимизировался каждый компонент, анализировалось их взаимовлияние. Появившаяся в итоге акустическая система стала поистине шедевром инженерной мысли, значительно опередив конкурентов.

Напольная флагманская акустика Canton Karat Jubilee 3

Семейство Karat — одно из старейших в арсенале фирмы: его представители задают тон всей Hi-Fi-индустрии более трех десятилетий. Опыт их производства оказался настолько успешным, что к 35-летней годовщине премьеры этой линейки фирма выпустила специальную модель Jubilée 3 — «тиражом» всего 100 пар.

В этом громкоговорителе идеально сочетается приятное с полезным, т.е. качество звучания и дизайн. Корпус уникальной формы, передовые титановые драйверы и отделка в черном или белом матовом лаке — вот что, по мнению разработчиков, как нельзя лучше олицетворяет традиции германских производителей акустики.

Веские доказательства

Корпус экстравагантных очертаний создан по принципам, разработанным для легендарных громкоговорителей Karat Reference. В нем нет ни одного прямого угла: задняя стенка шире передней, верхняя и нижняя крышки расположены под углом примерно 20 градусов к горизонтали. Это не дань эстетике, а результат скрупулезного компьютерного моделирования, дабы полностью избавиться от стоячих волн.

Пластинка с выгравированным вручную индивидуальным номером изделия и подписью основателя компании Гюнтера Зейтца

Серьезнейшие меры приняты и для повышения жесткости: корпус изготовлен из 22-мм древесноволокнистой плиты повышенной плотности (High Density Fiber — HDF), внутри на точно рассчитанных местах располагаются стяжки, способствующие подавлению резонансных колебаний, массивное основание обеспечивает устойчивость громкоговорителя, а ножки-шипы особой конструкции — его оптимальную «развязку» от пола.

Звуковой двигатель

Jubilée 3 — первая модель Canton, у которой как низкочастотный, так и среднечастотный драйверы имеют титановый диффузор. Волновод, трижды меняющий направление (triple folded wave surround) обеспечивает диффузорам свободу движения даже на сравнительно высоких частотах. Стабильность работы динамиков повышают и высококачественные фланцы.

За воспроизведение баса в каждой колонке отвечают два 260-мм НЧ-динамика с высоким КПД и столько же пассивных излучателей аналогичного диаметра. Примечательно, что вуферы и пассивные излучатели установлены на боковых стенках — по паре вуфер/излучатель в каждой, чтобы конструкция была наилучшим образом сбалансирована. При разработке НЧ-тракта использовалась технология DC. В итоге низкие частоты передаются с максимальной стабильностью и управляемостью.

Басовые драйверы и пассивные излучатели на боковой стенке акустики Canton Karat Jubilee 3

Для повышения реалистичности звукопередачи в критической для кроссовера зоне перехода звуковой эстафеты от низкочастотных к среднечастотным динамикам, колонка оснащена двумя СЧ-драйверами. Они расположены по схеме д’Апполито (над и под твитером) и в диапазоне 130 – 500 Гц работают совместно. На более высоких частотах (вплоть до 3100 Гц, когда звуки начинает воспроизводить «пищалка») один драйвер постепенно отключается, что позволяет улучшить дисперсионные характеристики излучения (снизить рассеяние звука) и, по заверениям разработчиков, добиться выдающегося качества локализации звуковых образов.

Акустика Canton Karat Jubilee 3, СЧ-драйвер (слева) и твитер в позиции д’Апполито (справа)

За передачу высоких частот отвечают драйверы с керамическим куполом (по мнению специалистов фирмы, керамика — непревзойденный материал для мембраны твитера: он позволяет достичь оптимального сочетания жесткости и массы). «Пищалка» работает на волновод, также улучшающий дисперсию.

Столь сложная звуковая система потребовала создания кроссовера четвертого порядка. Он не только распределяет звуковые «роли», но способствует как минимизации колебаний импеданса в зависимости от воспроизводимой частоты, так и повышению синфазности излучения.

Акустика Canton Karat Jubilee 3: кроссовер четвертого порядка (слева) и кабель внутренней разводки (справа)

Внутренняя разводка выполнена высококлассным кабелем, разработанным для колонок серии Reference и обеспечивающим передачу сигнала без малейших потерь. Акустические клеммы — винтовые позолоченные, рассчитаны на оголенный кабель сечением до 10 мм2 или разъемы типа «банан». Клемм — две пары, что позволяет подключать колонки по схеме bi-wiring/bi-amping.

Финальный штрих, придающий колонкам несомненную эксклюзивность — расположенная на тыловой стенке пластинка с выгравированным вручную индивидуальным номером изделия и подписью основателя компании Гюнтера Зейтца.

Подводя итоги

Настало время оценить труд конструкторов Canton в общем и целом. Их приверженность к бескомпромиссным решениям никаких сомнений не вызывает. Судите сами: масса одной колонки составляет ни много ни мало 42 кг. Благодаря упомянутым выше мерам по механической изоляции от пола громкоговоритель можно располагать в непосредственной близости даже от вертушки винила — микрофонный эффект будет минимальным.

Подставки для напольных колонок Canton Karat Jubilee 3

Диапазон воспроизводимых частот простирается от 20 до 40 000 Гц, что позволяет раскрыть потенциал аудиозаписей самого высокого разрешения. Номинальная подводимая мощность составляет 280 Вт при достаточно высокой чувствительности (88 дБ), что позволяет «Юбилею» работать практически с любым усилителем, в т.ч. ламповым. В общем, такой громкоговоритель — заветная мечта многих и многих аудиофилов.