О семействе Formation и особенностях работы его локальной сети мы уже подробно писали в общем обзоре линейки и тесте беспроводных стереоколонок Formation Duo. Саундбар Formation Bar относится к отдельной серии для домашнего кинотеатра, но также способен работать в единой мультирумной системе, объединяющей разные устройства семейства, насчитывающего в данный момент пять разновидностей акустических систем и один беспроводной концентратор-хаб Formation Audio со встроенным АЦП/ЦАПом.

В веретенообразном корпусе с эффектными гранеными насечками расположено девять динамиков: три разнесенных между собой блока по два 65-мм СЧ/НЧ-диффузора с излучателями из плетеного стекловолокна и одному 25-мм твитеру с двойным куполом — они отвечают за фронтальные и центральный каналы. Несмотря на скромные размеры динамиков, производитель заявляет впечатляющий частотный диапазон: 40–28 000 Гц, а шесть встроенных 40-Вт усилителей класса D выдают суммарную мощность в 240 Вт.
Цифровой процессор работает с форматом Dolby Digital и обеспечивает саундбару в варианте «соло» честное звучание 3.0 без эффекта виртуальных динамиков. Производитель рассудил, что нечего издеваться над хорошим звуком, и если вам так нужен объем, то лучше докупить качественные компоненты из той же линейки Formation.

Другими словами, вы можете дополнительно строить системы 3.1, 5.0 или 5.1, подключая 250-Вт сабвуфер Formation Bass с двумя 165-мм НЧ-динамиками и пару колонок Formation Flex для работы в качестве тыловой акустики. Последнее решение любопытно тем, что компоненты Flex сами по себе представляют не специализированные (а значит, урезанные по функционалу) «тылы», а полноценные беспроводные двухполосные колонки мощностью 2 х 50 Вт, которые могут играть в одиночку или объединяться в стереопару. Так что «бэк-вокал» у такой системы будет неординарным.
Сам саундбар можно назвать беспроводным лишь отчасти. Он привязан к телевизору через интерфейс Toslink оптическим кабелем (шнуры питания у всего семейства Formation по умолчанию не в счет). Но также устройство может работать со стриминговыми сервисами через интерфейсы Apple AirPlay2 и Spotify Connect. Управление системой осуществляются через смартфон, планшет или компьютер через фирменное приложение Bowers Home.
В первом квартале текущего года ожидается обновление прошивки, после чего компоненты Formation смогут напрямую проигрывать музыку с Tidal и Qobuz. Впрочем, это доступно и сейчас с помощью плеера Roon и того же AirPlay2, но требует больше манипуляций.

Возможности коммуникации по воздуху впечатляют: в корпусе саундбара (как и в любой акустике Formation) расположены семь приемопередающих радиомодулей, из которых две пары работают на частотах около 5 ГГц и предназначены для коммуникации акустики внутри одной комнаты и мультирумном решении, еще пара связывается с роутером и внешним интернетом на 2,4 ГГц, а также есть Bluetooth-модуль с поддержкой AAC и aptX HD.
Работа с другими беспроводными компонентами в составе домашнего кинотеатра практически не отличается от коммуникации по проводам из-за сверхбыстрой передачи сигнала, где задержка в пределах комнаты составляет порядка 1 микросекунды (1/1 000 000 с), а в мультирумном решении — 1 миллисекунды (1/1000 с). Для связи с интернетом потребуется только одно устройство в «команде», которое и поделится стремительным сигналом с остальными. Впрочем, для сторонников проводов есть и Ethernet-вход.

На текущий момент аудиосигнал передается в потоке 24 бит/96 кГц, но «железо» способно на большее, и в скором времени нам обещают апгрейд до 24 бит/192 кГц.
Киномеломан
Организаторы теста настояли, чтобы сначала я прослушал игру Formation Bar «в оркестре», то есть в составе описанной выше системы домашнего кинотеатра 5.1 — тем более, она заранее была заботливо собрана и расставлена. Сигнал подавался с Blu-ray-проигрывателя Integra DBS-30.3 на телевизор, а оттуда по оптическому кабелю шел на саундбар, который, в свою очередь, делился звуком с остальными аудиокомпонентами. Тестовые треки мы брали с Dolby Atmos Blu-Ray Demo Disc (Sep 2015), но, как уже было сказано, эта система воспроизводит лишь более распространенный Dolby Digital.


Каждый фрагмент фильмов и музыкальных произведений я оценивал, последовательно выключая тыловые колонки и сабвуфер — то есть в вариантах 5.1, 3.1 и 3.0. По традиции прослушивание началось с режиссерского опыта Анджелины Джоли — фильма «Несломленный» (Unbroken) 2014 года.
Уже известная многим зрителям атака эскадрильи бомбардировщиков B-24 Liberator, в первую очередь, привлекла внимание не массивным напором, густым обилием звуков и драйвом, как у прослушанной недавно другой «дизайнерской» беспроводной системы, а подчеркнуто живым и натуральным звучанием голосов в диалогах и столь же ясной естественной подачей сопутствующих звуков: лязга механизмов, дробного грохота пулеметов и объемных разрывов бомб.
Такое же впечатление оставил фрагмент фильма «Mad Max: Fury Road»: естественность звучания превалирует над звуковой атакой — ваше тело не дрожит вместе со звуком моторов в ритме погони, и вы чувствуете себя не участником событий, а скрупулезным наблюдателем со стороны. И нельзя безоговорочно определить, какая подача лучше — здесь словно сталкиваются две концепции: «вовлеченный» зритель против, в нашем случае, «утонченного».

С постепенным выключением из звучащей системы «тылов» и сабвуфера ожидаемо уходят объем и массивность, но важно, что никуда не исчезает естественность звучания: голоса и звуки в «соло-исполнении» саундбара воспринимаются не столь масштабно, но по-прежнему натурально. А при просмотре обычных телепередач и фильмов в эфирном стереозвучании возможностей Formation Bar хватает с избытком.
При воспроизведении музыкального контента в Dolby-формате весь комплект домашнего кинотеатра оставляет самое благоприятное впечатление. Музыкальный ролик «Philharmonia Baroque — Haydn Symphonies» с одноименного диска прозвучал естественно и непринужденно. В сравнении со многими другими саундбарами цифровая интерпретация звука от встроенного DSP кажется приближенной к натуральному звучанию — более «аналоговой», если угодно. Конечно, это иллюзия, но все же…
Хотя в повседневной жизни я стараюсь избегать попсы в стиле «латинос», но видеоклип «Bailando» от Энрике Иглесиаса с удовольствием досмотрел до конца. В конфигурации 5.1 система очень живо, правдоподобно и объемно расставила голоса, звуки, шаги солиста, подтанцовки и «подпевки».


Однако в обоих роликах саундбару помогали качественная акустика Formation Flex и мощный сабвуфер, а в одиночку он, конечно же, не смог передать и половины того объема от звучания целой системы, равно как и опоры на низах. Но в варианте 3.0 осталось главное — все та же естественность и правдоподобность звучания.
А еще можете быть уверенными — из эфирных музыкальных стереопрограмм, которые предлагает наше телевидение, вроде «Голоса», «Трех аккордов», а также всевозможных MusicBox, MTV и Bridge TV, саундбар Formation Bar и в одиночку сможет извлечь максимум качественного звука.
Вывод
Саундбар Formation Bar как «соло», так и в составе системы отлично подходит для семейного кино, комедий, драм, где много диалогов, окружающих фоновых повседневных звуков, легкой закадровой музыки — словом, где наиболее ценится живость и натуральность воспроизведения. Музыкальные телепрограммы тоже не оставят вас равнодушными (хотя для рок-концертов все же подойдет система «в сборе»).
Но если вы предпочитаете эпичные боевики и фильмы-катастрофы, где ценится густой массивный звук и дрожание мебели в комнате, то система Formation, возможно, покажется вам чересчур утонченной. Также киноманам может не хватить современных форматов окружающего звучания.
Достоинства: Естественное натуральное звучание. Привлекательный современный дизайн. Передовая сверхбыстрая беспроводная сеть. Удобный интерфейс управления.
Недостатки: В полном комплекте домашнего кинотеатра пока что не предусмотрено подключение фронтальных колонок, и саундбару приходится брать их роль на себя.
Официальный сайт: Bowers & Wilkins Formation Bar
Цена: 109 990 рублей
Паспортные данные
Тип: саундбар
Акустическое оформление: закрытое
Динамики: ВЧ — 3 x 25 мм двойной купол, СЧ/НЧ — 6 x 65 мм с диффузорами из плетеного стекловолокна
Частотный диапазон: 40–28 000 Гц
Усилители: 6 х 40 Вт, класс D
Аудиовход: оптический Toslink
Сеть: Wi-Fi, Ethernet
Bluetooth: v4.1, Class 2, aptX HD, AAC, SBC
AirPlay2: iPhone, iPad, iPod touch с iOS 11.4 или новее, Apple TV 4K или Apple TV (4-е поколение) с tv OS 11.4 или новее, Mac или PC с iTunes 12.8 или новее
Размеры (ШхВхГ): 124х10,9х10,7 см
Масса: 5,5 кг
Комментарии
Show
За обзор спасибо. Информативно. Как саундбар в отрыве от своей экосистемы - один из многих (+/-). Поскольку не слушал - мнения о звуке нет. Сделан стильно. Функционал на уровне выше среднего. Как компонент - здорово! Купил бы себе? - зарекаться не буду.
Ref
Show, зачем вам это, там же присутствует DSP, обработка звука, все на цыфре, никакого pure direct, апологетом которого вы являетесь. не портите себе карму, не злите богов стерео)
Show
😎 Вы правы. У меня всё цифра.
Radiolyubitel
За эти деньги можно купить неплохой по меркам коробочных кинотеатров многоканальный набор Onkyo c звуком лучше ,чем этот саундбар.
Orbital
И что? А еще за эти деньги можно купить тонну картошки. Кому нужен саундбар - тот купит саундабр, а не "многоканальный набор".
achugunkin
Саундбар удобнее.
Radiolyubitel
Конечно, удобнее - он же небольшой. Только звук хуже.
Leonid_P
Знаем, тестировали, публиковали ))) И все-таки, этот саундбар хорош как часть системы с необычайно быстрым и устойчивым беспроводным сигналом между компонентами. И маркетологи рассчитывают, что, купив этот саундбар, клиенты захотят расширить систему. А покупают его как раз те, кто деньги не особо считает, то есть целевая аудитория.
А выбор, конечно, есть и среди доступных систем, и это замечательно.
Freezer
Как происходит соединение с источником? В частности с apple TV (ethernet, hdmi, toslink)? Чем? Можно всю схему соединения описать?
Только dolby digital?