Еще один диффузор Шрёдера или Кузница новых идей (часть 2)

Еще один диффузор Шрёдера или Кузница новых идей (часть 2)

Драматическое представление о борьбе творческого начала с вездесущей ленью, история о воплощении в жизнь идеи в качестве декораций.

Часть 1: Как я сделал диффузор Шрёдера или Маленькое сначала

1. О чем эта статья и как ее читать

1.1. Содержание

1. О чем эта статья и как ее читать

1.1 Содержание

1.2 Предисловие

1.3 Мотивы

2. Рождение идеи

3. Концепция диффузора

4. Проектирование диффузора

5. Производство

5.1. Угловая стыковка

5.2. Пазы

5.3. Кубические опоры

5.4. Универсальное крепление

5.5. Пайка

5.6. Покраска

5.7. Тестовые и окончательная сборки

6. Работа над ошибками

7. Фотографии хорошего качества

8. Куда двигаться дальше

1.2. Предисловие

Изначально задумывалось, что серия статей о DIY будет иметь больше мотивационный, нежели прикладной характер. В первой части выдержать такой акцент должным образом не удалось из-за слишком скрупулезного освещения деталей, а потому во второй части я решил пожертвовать изобилием технических подробностей. В статье также периодически буду приводить отсылки к первой части, (Как я сделал диффузор Шрёдера или Маленькое сначала).

Вторая же часть, как вы поняли по названию, коснется реализации новых идей. Новых как для вас в частности, так и для общества в целом. Если она вам понравится, то в третьей части поговорим о производственной кухне и поищем отличия между хобби и бизнесом. Темы всех трех частей имеют общий характер и применимы к любой области в жизни — надеюсь, что это позволит заинтересовать в прочтении тех, кому не интересна конкретная тематика акустики помещений.

1.3. Мотивы

Итак, идея — некоторое представление о чем бы то ни было. Новая идея — такое представление, о котором доколе известно не было. Заполучить такую идею хорошо, но куда важнее реализовать. Здесь есть три общих случая развития ситуации: забыта, не получилась, реализована.

При этом первый вариант является настоящей «черной дырой» — там пропадает практически все: своевременно не записанные и ускользнувшие от памяти идеи, утонувшие в торжестве нашей лени, павшие жертвой неверия в собственные силы и т.п.

В прошлом мы всей семьей часто ездили на отдых на природу. Одним из развлечений в этих поездках стал запуск воздушного змея, купленного где-то на скорую руку. Совладать с ним получалось не всегда, но сама затея по управлению куском ткани на палке нравилась. Смотря в очередной раз на газовый баллон, я задумался, почему сегодня никто не использует дирижабли? В отсутствии компьютерных технологий воздухоплавательные аппараты подобного типа были основным дозорным средством (в частности — воздушные шары). Сегодня ограничения беспилотных летательных аппаратов упираются в высоту и время полета из-за низкой емкости аккумуляторной батареи. Почему бы не снабдить квадрокоптер газовым баллоном, используя горячий воздух или газ для удержания высоты, а концепцию четырех пропеллеров оставив только для маневрирования? Задачи фотосъемки и логистики, начиная от картографирования и заканчивая доставкой, получили бы новый виток развития. Можно помечтать даже в сторону воздушного транспорта для внутригородского сообщения. По факту мной были сделаны расчеты объема шара, достаточного для достижения положительного эффекта от его использования, и куплена ткань, использующаяся для соответствующих целей. Лежат уже три года в коробке в кладовой. Забыта.

Второй, куда более редкий вариант реализации идеи по сравнению с первым — не получилась. По статистике от разных информационных источников, процент переживших начальный этап (самый сложный) стартапов составляет от оптимистичных 10% до пессимистичных 1% от общего количества. При этом речь идет только о тех проектах, которые так или иначе ищут финансирования. Если принять к учету те проекты, которые сами себе на уме, то картина получится еще более удручающей. Здесь оппонентами выступают стандартные рыночные условия, существовать в которых еще не находящемуся на плаву предприятию сложнее: нецелесообразность финансирования, плохая организация бизнес процессов, высокие пороги вхождения на рынок, нестабильная политическая ситуация в стране, отсутствие узнаваемого образа компании и т.д. Например, зарубежные площадки, в частности Amazon, запрещают регистрацию в качестве юридического лица, если мы указываем своей страной Россию. Не совсем правильно приравнивать успех бизнеса к успеху реализации идеи, ведь идея может и не выстрелить, а бизнес может пойти и другим путем. Но обычно деньги просят именно на реализацию идеи, а выбывают в первую очередь те, кто сделать этого не смог.

Реализована. Подавляющее большинство идей в этом статусе составляют те из них, которые принадлежат работодателям, оплачивающим рабочее время сотрудников. Популярна также продажа автором идеи за одноразовый платеж или периодическое вознаграждение, в последнем случае при условии ее соответствующей ценности и своевременной регистрации. Самое редкое событие — самостоятельная реализация. Путь этот тернист для среднестатистического обывателя морально-психологически (заставить себя действовать и не сломаться из-за неудач или рутинной составляющей), физически (работать столько времени за идею просто тяжело) и материально (стоимость проекта часто коррелирует с его амбициозностью и редко с возможностями).

Призываю всех войти в самую малочисленную категорию граждан в разрезе реализации новых идей! Кстати, есть хорошие новости :) Hi-Fi не та область, где существует такая монополия, как на рынке мобильной связи, например. Это скорее рынок продуктов питания, который имеет значительную зависимость от локальных и специфических особенностей. Киоск на первом этаже дома всегда найдет своего покупателя, который не пойдет стоять в очередь за хлебом в супермаркет напротив. Кроме того, кого-то интересуют фермерские продукты и свежая выпечка, а не «резиновый» батон в полиэтиленовой упаковке. Каждый может найти свое место под солнцем, и у меня есть одна история о таком поиске — начнем!

2. Рождение идеи

Время идет стирая аккуратно жизни грани,
За них уйдем мы все когда-то сами,
В летящий осенью с деревьев листопад.

Лет 15 назад я исписал тетрадь стихами, которую озаглавил «Рождение». Тогда я пытался идентифицировать этим названием свое начинание писать стихи (как у многих бывает) из обычного процесса (письма). Сейчас схожий момент — я уже умею делать деревянные коробки, но создавать на базе этого навыка буду принципиально новое изделие. Кстати, пессимистичные настроения мои с годами никуда не делись, хотя стиль претерпел изменения (очень люблю нечетное количество строф).

Итак, зароем обратно мой поэтический талант в землю и вернемся к теме статьи. Приемником моих мыслей обычно является ежедневник. Я веду его ежедневно в течение многих лет и туда попадает все — от расписания рабочих совещаний до мемуаров о важных жизненных событиях. В конце прошлого года даже начал переносить записи в электронный вид, т.к. они стали занимать уже неприлично много места. К слову о ежедневниках — я остановился на продукции Bruno Visconti, у них есть недатированные (для меня это важно, поскольку в день я могу исписать и 20 страниц) ежедневники на 272 страницы, с разделом под памятные даты, который я использую под содержание ежедневника. Собственно говоря, идея родилась с записи в ежедневнике, а точнее — очень скромной зарисовки:

Первый набросок идеи диффузора-лампы

По плану доведения акустики моей комнаты один из диффузоров должен был висеть прямо над моим рабочим столом. Я пытался найти что-то, за что можно было зацепиться, чтобы применять диффузор для бытовых целей. Понятно было одно: в его ячейки что-то можно складывать и это что-то должно быть небольшим. Но что и зачем было не совсем понятно. Единственным достойным вариантом после заката эпохи дискет мне казались компакт-диски. С одной стороны, они лежали у меня в тумбе в непосредственной близости к проигрывателю, с другой, их сортировка была удобна там только в пределах одного ряда, хотелось ее как-то оптимизировать, но при размещении их на открытой поверхности пугала необходимость постоянно протирать пыль. В общем, не было уверенности в необходимости такого применения. При этом как будто специально диффузор, рассчитанный на ширину 90 см, аккурат вмещал между ребрами диск.

И тут случился первый «приход» — диффузор должен был висеть над рабочим столом. А необходимым элементом рабочего стола, особенно при невозможности выделить для работы отдельный кабинет, является рабочее освещение. Я достаточно долго ходил по магазинам, пытаясь выбрать настольную лампу достаточной высоты, но так и не выбрал подходящего варианта. А тут диффузор, висящий над столом. Нет, я могу прикрепить рабочую лампу к диффузору, но почему бы мне не встроить рабочую лампу в диффузор? Одна из крайних лицевых панелей диффузора имеет нулевую глубину, а значит, разместить диски там точно не получится. Так почему бы мне тогда не занять это место рабочей лампой?

Концепция полок для дисков и рабочей лампы внутри ячеек диффузора

Такая идея бытового использования мне нравилась больше. Я мог купить любую подходящую по ширине рабочую лампу, избавить ее от настольного крепления и, оставив поворотные рычаги, закрепить на диффузоре. Разумеется, диски с лампой негативно повлияют на прямое предназначение диффузора — создавать диффузное звуковое поле. И меня это устраивало, но сама идея при этом не казалась окончательно сформированной. Я даже продумал способ реализации складирования дисков, рассмотрев варианты демонтажа направляющих с готовых лотков, изготовления собственных направляющих и фрезерования пазов в ребрах. Смущала эстетика крепления лампы к диффузору — вроде бы все получалось удобно, но в то же время некрасиво. Вот я вхожу в комнату, и на стене над рабочим столом висит деревянный диффузор — хорошо. Вот я перевожу взгляд на свои избранные диски, которые решил хранить для услады на виду, отлично! А потом смотрю правее на черный пластик, полукруглую отражающую поверхность и торчащую перед ней газоразрядную палку, представляющую собой рабочую лампу... не вид, а мечта. Ну и что делать с идеей, если сама она нравится, а ее реализация не очень? Я решил взять тайм-аут и дать ей настояться... а потом нещадно модернизировать ее.

История не сохранила этого наброска

Мне нужно освещение — вот ключевой момент, вокруг которого нужно думать. Значит, выкидываем диски, выкидываем рабочую лампу, уменьшаем диффузор до прежних 60 см и смотрим на все это еще раз. Если интегрировать большой светильник не получается, нужно интегрировать маленький. Среди готовой продукции такой ассортимент представляют собой или споты, или подсветки для гардеробов. Если в диффузоре одна лицевая панель заподлицо, то остальные шесть утоплены, а значит, на внутренней стороне боковой стенки перед лицевыми панелями найдется место для размещения. Оттуда они будут светить сверху вниз на рабочий стол.

Теперь нужно было решить, что именно из светильников все-таки выбрать и как установить. Проблем возникло сразу много, например, как подключить светильник, установленный на боковой стенке к электричеству? Наращивать толщину с одной стороны ради этого не хотелось, а сделать скрытую прокладку кабеля в МДФ толщиной 10 мм виделось слабо реализуемой затеей. Я бы скорее всего успешно разобрался бы с этим, но в итоге эта реализация была тоже отвергнута, причем совершенно по другой причине, и снова эстетической. Если лицевых панелей в диффузоре семь, как вообще можно обрести внутренний покой, смотря на подсветку у шести из них? Все забыли, тайм-аут.

Вот оно, решение — освещение должно быть внутри, а не снаружи

Почему я пытаюсь разместить освещение вне, а не внутри диффузора. Вот точка, ставшая финальной. Разместив подсветку за лицевыми панелями, я задействую их все, а проблемы, связанные со скрытой прокладкой кабелей, сразу уйдут, ведь они окажутся уже внутри диффузора. И сразу контрольный выстрел — разумеется, что МДФ не прозрачный материал, но ведь никто не мешает мне использовать вместо него стекло, которое ко всему прочему еще и куда эффективнее отражает звук, чем пиломатериалы! Это же 1+1=3. Вместо того, чтобы быть предметом интерьера исключительно узкой направленности, диффузор становится вместе с тем функциональным элементом (осветительным прибором), улучшая при этом свои изначальные характеристики. Что касается последнего, думаю, необходимо дать комментарий.

Мы все привыкли к мнению, что стекло для звука плохо. Это действительно так, но только с той оговоркой, когда речь идет о его непреднамеренном бытовом присутствии (полки в шкафах, зеркала в площадках первых отражений, посуда на полках, и т.д.). В работе специально созданной акустической конструкции материал определяет соотношение поглощенного/отраженного звука, и при рассеивании звука нужно стремится к показателям 0/100% (при поглощении, наоборот, к 100/0%). Даже обычное стекло имеет плотность 2500 кг/м³, в то время как плотность МДФ редко превышает 800 кг/м³, а плотность фанеры еще несколько ниже (у березовой около 750 кг/м³, из хвойных пород до 500 кг/м³). Стоит ли говорить о том, насколько более эффективным материалом является стекло, и о том, что никакие проблемы в виде дополнительной массы и хрупкости материала не смогут встать на пути его применения. Переходим к реализации.

3. Концепция

В момент, когда идея окончательно сформирована, нужно выразить ее концептуально. Известно: изделие будет диффузором-лампой, осветительные элементы будут располагаться внутри, лицевые панели будут изготовлены из стекла. Неизвестно: все остальное. Отличные условия для творческого выхода моего конструкторского гения, никаких рамок или ограничений.

Расположить элементы освещения можно на кубических опорах

При создании новой модели хотелось также избавиться от ключевых недостатков предыдущей. Одним из них было отсутствие фиксации боковых стенок, для этого их крепление в этот раз было решено сделать через «прямой открытый шип» на торцах. Другим недостатком была проблема соблюдения общей геометрии изделия, которую ничто не фиксировало. Здесь также было решено прибегнуть к помощи пазов.

Тестовая сборка с креплением деталей в пазах

Итак, четыре боковых стенки соединяются между собой «прямым открытым шипом». Ребра диффузора входят в сделанные в боковых стенках пазы. Между ребрами и между ребрами и боковыми стенками сверху и снизу размещаются кубические опоры. Между кубическими опорами размещаются стекла, а сразу за стеклами на кубических опорах размещаются элементы освещения. Можно проектировать.

4. Проектирование

При размещении элементов освещения на каждой кубической опоре будет порядочное количество проводов. Хотелось бы, чтобы они выглядели аккуратно, а для этого необходимо осуществить скрытую прокладку кабелей.

Первый эскиз внутреннего устройства диффузора лампы

Прокладка будет осуществляться посредством отверстий внутри кубических опор. Кабели будут стягиваться к центру и там заводиться на шину. В каждой из кубических опор необходимо будет реализовать нижеприведенную схему:

Каналы для скрытой прокладки кабеля внутри кубических опор

В качестве элементов освещения будет использоваться светодиодная лента, поэтому по электрической части понадобятся: конвертор напряжения, шины для подключения светодиодной ленты, дистанционный выключатель. Меня, кстати, удивляет практически полное отсутствие на рынке решений по беспроводному управлению элементами освещения. После просмотра фильма я, например, всегда испытываю неудобства. Титры идут на черном фоне (проектор не дает практически никакого освещения помещения в такой ситуации), а для включения света нужно преодолеть большую часть комнаты (по пути обычно всегда находится хотя бы одна табуретка с подносом той или иной степени коварности). Поэтому решение использовать дистанционный выключатель созрело сразу, так я от реализации своей идеи смогу получить дополнительную практическую пользу.

Схема подключения электрических элементов внутри изделия

Разместить всю электрику нужно будет в пределах одной ячейки, а значит, основной ограничитель — это ее ширина. В таком случае необходимо воспользоваться DIN рейкой на всю высоту устройства и расположить всю электрику вдоль нее.

Схема размещения электрических элементов на DIN рейке

Розетка оказалась здесь из тех соображений, что внутри диффузора-лампы останется достаточное количество места, чтобы разметить в нем какую-нибудь другую технику, которой не надо быть на виду. Например, точку доступа Wi-Fi.

Один из вариантов покраски в несколько цветов

5. Производство

В этот раз не буду останавливаться на всем производстве, концентрируясь только на новых элементах и общей сборке изделия. Надеюсь, что мой опыт будет полезен, и в свою очередь буду рад любым комментариям по процессу изготовления.

5.1. Угловая стыковка

Итак, крепление боковых стенок «прямым открытым шипом». Прежде чем портить заготовку под боковую стенку, необходимо было потренироваться, чтобы набить пару шишек. Для изготовления соединения использовал лобзик и фрезер. Размечаем карандашом тестовую деталь и делаем пропилы лобзиком на глубину соединения.

Тестовые детали для тренировки выполнения углового соединения

Следующим шагом выбираем фрезером участки, размеченные «крестиком», оставляя размеченные «галочкой». Соединяем под прямым углом и смотрим на получившийся результат.

В целом соединение удалось, но хотелось бы улучшить результат

Очевидный недостаток — неполная глубина захода шипов в пазы из-за радиуса фрезы. Размечаем новую тестовую деталь, делаем пропилы лобзиком, но выборку фрезером делаем перпендикулярно детали (в первой попытке делалась в плоскости детали). Заодно ускоряем процесс тем, что теперь работаем фрезером одновременно по обеим тестовым деталям (при желании можно увеличить количество деталей).

Выборка пазов перпендикулярно детали выглядит более перспективной

Снова проводим стыковку и оценку. Результат стал лучше, но появилась новая напасть. Фреза при выходе с обратной стороны вырывает волокна дерева, и линия реза получается покусанной. Значит, нужно или делать операцию без выхода, или найти другое решение проблемы.

Будем считать, что для первого опыта это сносный результат

Такое решение нашлось, но еще пару тестовых деталей ради него я решил не делать и взялся сразу за заготовки под боковые стенки. Без спешки, насколько возможно точно, от руки делаем разметку карандашом.

Принимаемся за разметку боковых стенок

Берем стамеску и с небольшим нажимом делаем канавки параллельно торцу детали напротив крестиков на всех заготовках под боковые стенки. Удобно использовать стамеску в размер длины шипа/паза. Стамеска шириной 18 мм подошла под разметку 20 мм практически идеально.

Стамеска поможет избавить нас от большинства сколов при фрезеровке

Аккуратно выпиливаем углубления. Пилка имеет ненулевой размер и лучше заранее выбрать, с какой стороны относительно разметки ее ориентировать. У меня ширина пилки находится внутри ячейки с «крестиком», т.е. разметка оказывается справа или слева от пилки, а не посередине.

Подготавливаем боковые стенки к фрезеровке

Выбираем все ячейки размеченные «крестиком» фрезером. Как и ожидалось, сорванные волокна при выходе фрезы больше не появляются.

Результат выборки пазов удовлетворительный

Вооружаемся канцелярским ножом и просматриваем пазы, устраняя мелкие дефекты геометрии или оставшийся после фрезера мусор в виде заусенцев.

Устранение мелких дефектов канцелярским ножом

Соединяем боковые стенки и проверяем стыки под прямым углом. Детали пока сильно не стягиваем, нам их еще не раз разбирать-собирать придется. Возможно, получившийся результат далек от идеала, но точно подходит под определение удовлетворительный (небольшие выступы уйдут при финальной стяжке боковых стенок).

Боковые стенки теперь будут прочно зафиксированы

С угловыми соединениями на этом все, но столярные работы по боковым стенкам еще не закончены. Чтобы закончить их, нам необходимо сделать еще немного пазов.

5.2. Пазы

Поскольку изделие было решено изготавливать по концепции «шип-паз», то во всех деталях корпуса, за исключением задней крышки, присутствуют эти самые пазы. Изготавливаются они очень просто: измеряем расстояние от края платформы фрезера до края фрезы и устанавливаем направляющую линейку на этом расстоянии от края будущего паза (если измеряем от центра, то устанавливаем от центра — здесь важно не ошибиться). Выставляем глубину фрезерования, включаем фрезер, проводим им слева направо — готово.

Подготовка к работе долгая, сама работа — быстрая

Я так и не понял после изготовления всех деталей, почему в некоторых случаях остается огромное количество висящих волокон, а в некоторых рез чистый — наверное, это связано с ориентацией волокон и/или качеством фанеры (если дело было бы в тупой фрезе, то эффект проявлялся бы всегда). В любом случае выбора нет, берем губку для шлифовки и без лишних усилий несколько раз протираем паз, после чего он становится чистым.

Очистка паза от заусенец губкой для шлифовки

Сделав пазы в двух из четырех боковых стенок и взглянув на них, я подумал о цене ошибки. Найти материал, купить его, доставить до дома, разметить заготовки, выпилить заготовки, обработать рез, разметить угловые стыки, сделать стыки (выпил и фрезеровка), обработать рез, разметить пазы, выбрать пазы, обработать рез. Одна ошибка — и результат долгого труда придется отправить в помойку. Не торопиться и делать обстоятельно — вот к чему я пришел в итоге своих размышлений.

Условно верхняя и нижняя боковые стенки — готовы

Делаем продольные пазы в двух оставшихся боковых стенках и шести перегородках (с обеих сторон) для крепления стекол. Процедура полностью аналогична ранее описанной.

Условно правая и левая — тоже

Дополнительно с помощью канцелярского ножа вырезаем небольшую фаску на торцах шести перегородок (тех торцах, которые будут входить в паз). Как правило, фанера редко имеет высокую точность по толщине, а также имеет свойство набирать влагу. Если мы не хотим ломать детали, впихивая их друг в друга, без этой процедуры не обойтись. Предварительно я, конечно, убедился в этом на практике, сделав несколько соединений перегородок без фаски с боковыми стенками и приведя их тем самым в непотребный вид.

Обеспечиваем беспроблемное вхождение ребер в пазы боковых стенок

На этом столярное производство плоских деталей завершено, и они готовы к покраске. Красить удобнее все за раз, чтобы не связываться лишний раз со смежными процедурами, поэтому доделываем сначала остальные детали.

5.3. Кубические опоры

Кубические опоры — основной конструктивный элемент изделия: в них фиксируется стекло, через них проходит проводка, на них располагаются элементы освещения, они распределяют нагрузку, на них изделие крепится к стене. Предварительно выпиливаем по размерам заготовки под кубические опоры. Когда это сделано, надежно фиксируем их в одной плоскости.

Очень удобно использовать верстак в качестве длинных тисков

Размечаем пазы для прохождения проводки и размещения кабельных стяжек. Можно выполнять эту операцию по одной детали, но делать скопом получается быстрее (продольный паз находится на одном расстоянии и делается за один проход).

Кубические опоры размечены и готовы к фрезеровке

Выбираем фрезером размеченные участки. Правильнее было бы углубление под кабельную стяжку сделать фрезой большего диаметра или сверлом Форстнера, но я в этот раз решил пойти по пути наименьшего сопротивления. В конце концов, кроме того, что все это будет располагаться за задней крышкой, точность в конкретном случае влияет только на эстетическую составляющую.

Выборка круговых отверстий не очень точная, но очень быстрая

Повторяем вышеприведенные операции со всеми заготовками под кубические опоры. При этом, помимо работы с торца, требуется также выбрать пазы в верхней части детали, где будет крепиться элемент освещения. Там же делаем рядом с пазами углубления для прокладки кабеля.

Кубические опоры почти готовы, но все сложное, конечно, впереди

Есть в изготовлении кубических опор некоторое противоречие. Все продемонстрированные работы по сути своей делаются для скрытой трассировки кабеля. С другой стороны, рассматривая вопрос в этой плоскости, непонятно, почему я экономлю время на изготовлении красивого круглого углубления под кабельную стяжку, выбирая подобие круга фрезой. Просто аккуратность не во всем нужна и даже вредна для проверки идеи, а скрытая трассировка кабеля — часть концепта. Итак, следующая операция это звезда в изготовлении кубических опор — для решения задачи сверления отверстия на глубину 20 см был использован самодельный станок, состоящий из: точильного станка с патроном для дрели и длинным сверлом, направляющих и платформы с установленными на нее тисками, шуруповерта, управляющего механизмом подачи. Так уж вышло, что ничего проще придумать не удалось.

Чем богаты, тем и рады

Домашнее видео для любителей подглядеть, как это было на самом деле:

Аналогичным образом производилось сверление перпендикулярных отверстий для размещения стягивающей изделие шпильки. Подробнее про этот конструктивный элемент можно узнать из предыдущей статьи.

Несмотря на длину сверла, точность сверления порадовала

Последняя операция — это фрезеровка пазов под стекла, после ее выполнения кубические опоры готовы для покраски. Точнее, готовы все, кроме четырех крайних кубических опор, которые связаны с монтажом изделия на стену.

Большинство кубических опор отмучались, но не все

5.4. Универсальное крепление

Универсальное крепление претерпело изменения, обретя новый функционал, но став сложнее в изготовлении. Если в прошлый раз удалось воспользоваться мебельной петлей, то для новых вызовов готового решения не нашлось. Берем стальной лист и режем его по заданным размерам, после чего сверлим целую плеяду отверстий разного диаметра.

Никто из рекламодателей этой газеты не заплатил за публикацию рекламы в журнале

Проводим зенковку крепежных отверстий для возможности использования саморезов по дереву с косой шляпкой. В среднее отверстие загоняем резьбовую клепку и фиксируем ее в нем, большое отверстие оставляем как есть. Получившиеся детали в количестве четырех штук примеряем к крайним кубическим опорам изделия и размечаем для финальной доработки.

Отверстие под резьбовую заклепку на фотографии уже сделано

Выбираем пазы под большими отверстиями для крепления на стену (в это углубление будет попадать шляпка крепежного элемента), а также рассверливаем каналы под саморезы, чтобы они не инициировали трещину в брусе (сверлим вдоль волокон, и эта ситуация достаточно вероятна).

Пара шляпок при закручивании в кубические опоры сорвалась

Вот теперь точно все кубические опоры готовы для покраски. Резьбовые заклепки, как вы правильно догадались, нужны для крепления задней крышки — теперь она будет съемной.

5.5. Пайка

Ввязываться глубоко в электрику не хотелось, поэтому все возможные к приобретению элементы я выбрал из ассортимента готовой продукции, однако совсем без пайки обойтись не удалось.

Подготовленные к установке отрезки светодиодной ленты

Выбираем светодиодную ленту с отрезками по пять сантиметров, нарезаем их, припаиваем к контактам провод и фиксируем термоусадкой (с целью защиты от механических повреждений при установке на кубические опоры). Стоит отметить, что светодиодные ленты бывают разные и на кратности отрезков стоит заострить особое внимание. Я столкнулся с тем, что картинки и описания могут не соответствовать друг другу в действительности даже на сайтах производителей. Приходилось уже сдавать, поэтому лучший способ убедиться в том, что это светодиодная лента обладает необходимой характеристикой (в нашем случае эта одна из ключевых) — сделать это лично в магазине. Помимо этого, я старался выбрать наименее мощную ленту с максимально разнесенными светодиодами, чтобы освещение не получилось ярким и точечным.

5.6. Покраска

В попытке улучшить качество отделки в этот раз я принял решение провести тестовую покраску. Берем боковые стенки, оставшиеся после проверки угловых соединений «прямым открытым шипом», и наносим на них краску. На фотографии ниже представлена покраска кистью в три слоя слева и два слоя справа для верхней детали и валиком в два слоя слева и один слой справа для нижней детали. Сравнив результат с цветом ламината в комнате, где предполагалось установить изделие, недолго посомневавшись, я выбрал покраску в три слоя. В итоге получилось слишком темно.

Тестовая покраска

Поверхности элементов, которые не будут видны снаружи, красим в один слой.

Покрашенные в коричневый цвет кубические опоры

Все, что будет доступно взгляду, красим в три слоя.

Покрашенная боковая стенка оказалась темнее, чем ожидалось

На одной из фотографий в предыдущей части было ретушированное изображение с лакокрасочными материалами, содержащее одно неизвестное. Это неизвестное — флуоресцентная светоотражающая эмаль.

Красить из баллончика в домашних условиях непросто из-за необходимости его вертикальной ориентации

Заклеиваем малярным скотчем окрашенные в коричневый цвет участки и распыляем из баллончика эмаль. Объема одного баллончика мне хватило аккурат на все детали изделия, требующие покраски.

С помощью малярного скотча защищаем уже покрашенные коричневым участки

Суть применения эмали в том, чтобы окружающие светодиодную ленту поверхности поглощали как можно меньше света, а также не искажали цвет. Основную часть освещения составит именно свет, отраженный от поверхности.

Полностью окрашенное и готовое к установке ребро

Теперь, когда все детали изготовлены и покрашены, можно приступать к сборке.

5.7. Тестовые и окончательная сборки

В процессе изготовления много раз проводились тестовые сборки с целью контроля качества изделия, стекло не дерево — в случае появления проблем решить их молотком с гвоздями уже не выйдет. Вот все тестовые сборки, которые я сделал при производстве этого диффузора:

Первая — проверял качество угловых креплений
Вторая — проверял пазы для вставки ребер
Третья — проверял отверстия и пазы для прокладки кабеля
Четвертая — проверял вхождение кубических опор между ребрами
Пятая — проверял вставку стекол в пазы ребер и кубических опор

Проверив самые важные моменты, приступаем к настоящей сборке. Устанавливаем светодиодную ленту на кубические опоры и протягиваем кабель на другую сторону. Скотч, используемый на светодиодных лентах, обычно негодный (теряет свойства в ожидании покупателя, а может быть, и в принципе не клеит), поэтому мне удалось сделать это со второй попытки, применив обычный клей.

Установка светодиодов на кубические опоры прошла успешно

Пазы для стекол заполняем соответствующим герметиком. Это гарантирует, что вставленное в них стекло будет плотно зажато между кубическими опорами.

Герметик поможет стеклам быть плотно зажатыми между кубическими опорами

Фиксацию на клей начинаем с боковой стенки. Крепим к ней верхнюю и нижние стенки, после чего размещаем по сторонам кубические опоры. Размещаем в них стекло и накрываем перегородкой. Следим, чтобы паз в накрывающей перегородке пришелся точно на стекло.

Точная сборка изделия уступает по сложности только горизонтальному сверлению

Продолжаем так до полной сборки изделия. Кабели оставляем свисающими сзади.

Все ограждающие источники освещения поверхности выкрашены в белый цвет

После фиксации всех деталей на клей осуществляем прокладку кабелей в центральную кубическую опору. В ней на этапе изготовления были сделаны широкие углубления для свободного вывода трех и четырех кабелей с каждой стороны соответственно. Аккуратно укладываем кабели в пазы в задних частях кубических опор и фиксируем их кабельными стяжками.

Подборка кабелей производится в центральной кубической опоре

Устанавливаем DIN рейку с источником питания, модулем ДУ и шинами. Разделываем кабели и фиксируем в шинах с помощью гильз.

Очень красивого монтажа не вышло, но некоторый порядок имеется

Антенну для модуля ДУ прокладываем вдоль DIN рейки и фиксируем на кабельную стяжку. Если этого не сделать, она имеет шансы упасть на стекло и будет видна за ним (я проверил это на практике, по крайней мере).

Общий вид внутренностей за задней стенкой

Утапливаем вглубь DIN рейку, прикручиваем уголки, закрываем заднюю крышку, закручиваем шестигранником четыре мебельных болта. Сделал не заподлицо потому, что крепеж с плоской шляпкой нашел не сразу, а красить заново не захотел.

Мебельный болт будет мешать придвинуть диффузор-лампу вплотную к стене

Наклеиваем на память этикетку. По сравнению с неэлектрифицированной версией получилось увесисто: сыграли роль как дополнительные компоненты, связанные со светом, так и вчетверо более высокая плотность стекла по сравнению с фанерой.

ДШ-М02 получился глубже и тяжелее ДШ-М01

Разворачиваем к стене задом, к нам передом, смотрим, что в итоге получилось. Я результатом остался доволен: когда что-то сделаешь (не обязательно руками), это всегда приятно, а если это воплощение новой идеи, то приятно вдвойне.

Общий вид диффузора-лампы спереди

6. Работа над ошибками

Не обошлось без ошибок и в этот раз, правда, стало их существенно меньше, а создаваемые ими проблемы решались проще. Во время тестовой сборки на вхождение кубических опор между ребрами одному из ребер внезапно не хватило места.

Не всем хватило места, это досадная ситуация

Сбой произошел в момент разметки, виновники были найдены и наказаны. Размечаем карандашом линию отреза, фиксируем деталь в тисках верстака, берем в руки лобзик и аккуратно отрезаем лишнее.

Некоторым из кубических опор потребовалось сделать отрезание

Повторно проверяем сборку на вхождение кубических опор между ребрами после доработки детали. На этот раз место между боковыми стенками нашлось для всех элементов.

Теперь помещаются и все кубические опоры, и все ребра

Через некоторое время после установки светодиодной ленты на комплектный скотч она отклеилась. При этом изначально ничего не предвещало беды. Пришлось приклеить с помощью клея, зафиксировав на время схватывания струбциной. Хорошо, что установка происходила заблаговременно, т.к. внутри собранной конструкции провернуть такую доработку было бы сложнее.

Клейкий слой под скотчем ЗМ оказался плох

После сборки обнаружилось, что на стекло падает часть кабелей, идущих к источнику питания. Несмотря на то, что стекло матовое, при близком к нему размещении степень «размытия» небольшая. Снимаем заднюю крышку, устанавливаем кабельные хомуты, отодвигаем DIN рейку чуть дальше от стекла — вот и все решение проблемы.

Некоторые из жителей за стеклом решили обозначить свое присутствие

Еще один сбой в разметке произошел во время установки направляющей для фрезеровки паза под стекло в боковой стенке. Если бы ошибся в другую сторону, то теоретически мог бы доработать без изготовления новой детали. Но поскольку недочет был найден уже после сборки, то на практике ничего не получилось бы изменить.

Без комментариев

Через несколько дней после начала использования диффузора-лампы я заметил, что одна из светодиодных лент не светит. Я сильно расстроился и предпринял неправильные меры (из-за расстройства, по всей видимости) по диагностике неисправности. Я был убежден, что проблема заключается в оторвавшемся контакте на светодиодной ленте в месте пайки под термоусадкой. Оказалось, что проблема была в несоблюдении полярности. Дело в том, что по ходу светодиодной ленты плюсовой и минусовой контакты меняются расположением (оказываются то справа, то слева), и так получилось, что в процессе пайки один из отрезков был запаян неправильно. Устранить проблему можно было, переставив контакты кабеля между плюсовой и минусовой шинами. Убедиться же в том, что нет обрыва, позволяла простая проверка тестером. Проблему в итоге устранил, но проложить обратно кабель по первоначальному маршруту в собранном изделии не получилось, пришлось доработать центральную кубическую опору, чтобы кабель не мешал закрытию задней крышки.

Вместо того, чтобы подумать головой, в ход пошли варварские методы

При первом же закрытии задней крышки она не захотела вставать на место. Кабель питания напомнил, что имеет ненулевую толщину. Выбор встал между криво установленной задней крышкой, сдавливающей кабель и затрудняющей размещение на стене, или варварским пазом. Берем фрезер и исправляем ошибку.

Вывод кабеля наружу не был предусмотрен, но теперь он есть

7. Фотографии хорошего качества

Ниже представлено несколько фотографий получившегося диффузора в интерьере при разном освещении. Мне больше всего понравился вариант с вечерним освещением. При использовании нескольких диффузоров они сами становятся источниками вечернего освещения.

Индивидуальный портрет при дневном освещении

Индивидуальный портрет при ночном освещении
Семейный портрет при дневном освещении
Семейный портрет при вечернем освещении — мой любимый вариант

8. Куда двигаться дальше?

Развитие никогда не должно останавливаться, иначе ум может зачерстветь. Первой мыслью о дальнейшем развитии темы освещения стала настольная лампа. Можно же просто уменьшить диффузор в размерах в девять раз и поставить на рабочий стол. Можно также повесить эту настольную лампу в качестве потолочного светильника, задействовав большее количество светодиодов (для обеспечения необходимой яркости).

Композиция для построения потолочного освещения может быть любой

Или укомплектовать диффузорами всю поверхность потолка, получив кессонный потолок с равномерным освещением и улучшенными акустическими характеристиками (сам по себе любой кесонный потолок — это уже отличное решение).

Кессоны с освещением можно чередовать в шахматном порядке или в любом другом

Сделав по этой концепции двумерный диффузор и получив массив из 49 ячеек, можно было бы превратить группу диффузоров в табло (подсветка определенных ячеек для формирования цифр и букв) или даже организовать бегущую строку.

Задействовав микроконтроллеры, можно будет динамически управлять светодиодами

Все шаги выше являются горизонтальными, но есть возможность шагнуть вверх и именно мимо нее я пройти не смог. Диффузор более не может оставаться «черно-белым», он должен стать цветным — это откроет огромное количество дверей.

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан?

Первая из них — это синестезия. Зависимость в восприятии одного органа чувств в зависимости от состояния другого — научно доказанный факт. А большую часть информации, как известно, человек получает через зрение. Таким образом, светомузыка позволит глубже переживать прослушиваемый материал.

Вторая дверь — это хромотерапия. Традиционная медицина считает подобные направления псевдонаучными, а в нашей стране они и вовсе воспринимаются с большой долей скепсиса. Тем не менее, ее используют в некоторых отраслях медицины. Почему бы не совместить лечебное воздействие света и звука в одном устройстве?

Третья дверь — это интерьер. Имея возможность выбирать цвет ячеек, мы можем менять уровень освещенности и оформление помещения, в котором находимся, под наше настроение. Кроме того, оно не обязано быть монотонным, из ячеек можно формировать тематические рисунки, как будто это мимикрующие обои или видеоряд концерта. В общем, скучно не будет — ведь впереди еще так много нереализованных новых идей!

76.81 дБ +

Комментарии

#

Вот это труд...

Класс!

- 60 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Спасибо!

P.S. Неужели за 10 минут прочитали? )))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Не, оценил труд на изготовление и написание статьи быстро, пролистывая до комментариев, написал, потом прочёл.

Кстати, в первой строчке стихотворного деепричастный оборот вроде бы... но не стал "контролэнтерить", потому что авторская пунктуация. ;-)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #
в первой строчке стихотворного деепричастный оборот

Возможно, но я тоже перепечатывал из тетради "как есть" )

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Вызывает огромное уважение такой труд, подход, а главное - результат!

- 63.01 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

Вот-вот.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

Спасибо!

- 60 дБ +
#

Просто класс! Прочитал не всё, больше любовался фотографиями. Завидую белой завистью упорству...ну и инструментарию конечно ;-)) Молодец, Никита!

Сейчас примусь перечитывать текст.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Игорь, спасибо! По случайному стечению обстоятельств дата публикации статьи совпала с датой изготовления предмета статьи, с разницей в один год. Инструментарий на снимках не весь мой, организовать свою "мастерскую" удалось только осенью прошлого года, в этой работе многий инструмент заимствован.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Ну так это ж отлично. Нумерология - она такая! Ничего случайного! Удачи Вам в Ваших начинаниях!

- 50 дБ +
#

Вы большой молодец, один из примеров, когда руки растут откуда им и положено расти :) !!!

P. S. Я всегда считаю, что такие вещи, сделанные своими руками и качественно, как в вашем случае, в тысячу раз дороже купленных в салоне.

Удачи в Ваших дальнейших изысканиях.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Serge #

Спасибо! К слову о Вашем аватаре, в прошлом месяце у меня возникла идея стилизации группы изделий под тему "Звездных войн". Красная или зеленая подсветка ламп, тематические пескоструйные рисунки на стеклах и цветовое оформление. На страницах журнала были упоминания о домашних кинотеатрах, выполненных в подобном стиле - думаю там такое изделие пришлось бы кстати (как по функционалу, так и по дизайну).

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Детишкам "Звёздные войны", папашкам - "анимешки" ! ;-))))))

- 60 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

В таком контексте я пока останусь с детворой (-:

P.S. Японскую мультипликацию у нас не жалуют )-;

- 50 дБ +
#

Арт-объект аднака вышел.

- 50 дБ +
#

крутой крутяк

- 50 дБ +
#

Работа-класс.Работа над статьёй -не менее титанический труд.Сам пишу иногда потому и знаю о чём говорю...Но каков слог,а!!!Читается как приключенческий роман, на одном дыхании! Не зря говорится что талантливые люди-талантливы во всём.Удачи в будущих проектах!

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Alexander66 #

Спасибо! Написание статьи действительно отнимает много времени (на эту было потрачено около 43 часов). Но хотелось, чтобы материал был цельным, поэтому о потраченном времени не жалею. Кроме того, в данном случае написание статьи было не только "закреплением пройденного материала" (что уже полезно), но и развитием в сторону нового (что полезно вдвойне).

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #
на эту было потрачено около 43 часов

Да у меня на правки ушло бы примерно столько-же )))

Браво! Отличная работа!

- 63.01 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

Спасибо!

- 50 дБ +
#

Да отлично! вызывает уважения. Тоже хочу сделать но уже в доме, пока отложил все поделка сначала надо в дом переехать.

- 50 дБ +
#
Сегодня ограничения беспилотных летательных аппаратов упираются в высоту и время полета из-за низкой емкости аккумуляторной батареи. Почему бы не снабдить квадрокоптер газовым баллоном, используя горячий воздух или газ для удержания высоты, а концепцию четырех пропеллеров оставив только для маневрирования?

По той же причине, почему широко не применяются воздушные шары и дирижабли в большой авиации. Газовый баллон с гелием, например, прибавит немалый вес и габариты. Гелий дорогой газ, его не на каждом шагу купишь. То, чем надувают воздушные шарики на улице - гелиево-воздушная смесь, ее добыть проще, но такой газ в воздушном шаре применять нерационально, подъемная сила будет недостаточная. Хранить гелий сложно, он умеет просачиваться через стенки баллона и утекать. После использования будет жалко просто так выпустить гелий из воздушного шара, чтобы упаковать ткань обратно в пакет. Строить ангар для дрона, как для дирижабля - это уже перебор, однако. Светильный газ или водород - да, в Вашей домашней лаборатории пока еще ничего не взрывалось, это скучно. Все это уже проходили, изобретать велосипед - не лучшая трата времени жизни, имхо. Вот то, что Вы видели на примере запуска воздушного змея, это немного другая идея: использование восходящих потоков воздуха или ветра для набора высоты. Но для квадрокоптера это не подходит, нужен аппарат типа планера, алгоритмом полета напоминающий птицу. Стартовать и садиться он сможет только с разгона и на площадке, или из катапульты. Подобные аппараты тоже делают, но для специфических целей, ими пытаются заменить воздушные шары-зонды. При этом разработать компьютерную программу для управления таким дроном весьма сложно и дорого. Это я к тому, что энтузиазм у Вас похвальный, но не хватает, по моему, немного здорового скепсиса.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #
По той же причине, почему широко не применяются воздушные шары и дирижабли в большой авиации.

А вот и нет - дело не в опасности гелия или водорода (когда-то это было принципиально), а в том, что воздушные шары и дирижабли обладают исключительно низкой скоростью (до 100 км/ч на полном ходу). Какой смысл в воздухоплавании (в качестве транспорта), если оно не дает никаких преимуществ (по сравнению с автотранспортом и железной дорогой)? От Москвы до Гаваны на дирижабле лететь пришлось бы 96 часов, в то время как самолет справляется за 13. В случае же БПЛА для технических целей это не имеет никакого значения, снимать свадьбу или составлять карту местности с большой скоростью не требуется, достаточно 20-30 км/ч. Гелий и водород не нужен, т.к. сверхзадач по грузоперевозке не стоит, достаточно нагретого воздуха - туристическая горелка и баллончик с газом вполне подойдут. Я в домашних условиях заставлял летать мусорный пакет с обрамлением от свечки (даже такого маленького пламени достаточно в пределах объема пакета и температуры плавления его материала).

но не хватает, по моему, немного здорового скепсиса.

В таком случае я буду очень рад здоровому скепсису непосредственно по теме статьи, т.к. к идее квадрокоптера-дирижабля вряд ли когда-нибудь вернусь всерьез.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #
Я в домашних условиях заставлял летать мусорный пакет с обрамлением от свечки

Как же скучно я живу! :)

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

Китайские небесные фонарики продаются. Можно начинать приобщаться.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #
а в том, что воздушные шары и дирижабли обладают исключительно низкой скоростью (до 100 км/ч на полном ходу).

Вовсе нет. Скорость не всегда важна. Например, в круизе. Круизный теплоход не наберет и 100 км/ч скорости, но зато дает возможность полюбоваться видами. Проекты круизных дирижаблей были много раз, но до реализации дело так и не дошло. Главная проблема - в парусности. Любой сильный ветер может создать проблему, от малой до катастрофической. Управляемость может упасть до нуля. Большинство аварий дирижаблей были из-за ветра, особенно при причаливании. Ваш воздушный пузырь над квардокоптером сильный ветер может подхватить и унести к Уральским горам легко, и ничего с земли Вы с этим сделать не успеете.

Я в домашних условиях заставлял летать мусорный пакет с обрамлением от свечки

Пакет это хорошо, но еще одна частая проблема монгольфьеров - загорание оболочки от горелки. При падении такой горящий шар может стать источником пожара, поэтому в городских условиях дрон с таким шаром и горелкой применять просто не разрешат. Да и над сельскими домами или посевами тоже.

В таком случае я буду очень рад здоровому скепсису непосредственно по теме статьи

Мммм... Думаю, большинство здесь оставивших комментарии подумали: "какая занятная штуковина!", похвалили и... забыли. Проблема в том, что она создавалась Вами под Ваши личные цели и запросы. Диффузор в доме сейчас и так очень экзотическое животное, а еще с подсветкой... Ну, как бра, наверное, интересное решение, да еще с ДУ. Но дело в том, что поменять выгоревшие светодиодные планки будет непростой задачей, в отличие от обычного бра, куда вкрутил лампочку и вся работа. Особенно, в случае размещения панелей на потолке. Не думаю, что кому то реально может понадобиться бегущая строка на стене или потолке дома. Относительно светомузыки, это из времен моего школьного детства, 1970е годы - пик популярности. Но как показала тогда практика, многие делали дома и потом просто это стояло, не использовалось никак. Для танцпола подойдет, а так просто не пошло. И сейчас не пойдет. Максимум, неделя будет увлекательных огоньков. Поэтому, Никита - это хорошая работа в плане экзотической самоделки, ну типа резьбы по дереву. За это респект, а вот с движением дальше, особенно в плане коммерческого движения, мне кажется, особых успехов не будет.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #
воздушный пузырь над квардокоптером сильный ветер может подхватить и унести к Уральским горам легко, и ничего с земли Вы с этим сделать не успеете.

Квадрокоптер унесет и без пузыря, выше 5 м/с наш пилот на работе отказывается подниматься в воздух. Квадрокоптер в принципе не предназначен для полетов в ветер, его колбасит ненормально. Уж не знаю насколько возушный пузырь утяжелит его учесть. Не обязательно же лепить шар над аппаратом, можно размещать объем скрытно, как поплавки над гусеницами у танков. Парусности в любом случае прибавится, но ведь увеличится и вес аппарата, что вполне возможно даст в сумме положительный эффект.

загорание оболочки от горелки.

Не натыкался на подобные случаи, хотя на изучение тканей для покроя воздушных шаров потратил некоторое количество времени. Взрывы газа в объеме шара или баллоне, да - но чтобы горелка подожгла ткань, такого не встречал.

Проблема в том, что она создавалась Вами под Ваши личные цели и запросы.

Этот вопрос очень многогранный. Я же и сам изначально не знал, что и как это будет. Оно сформировалось само по ходу движения. Поэтому сложно притянуть это к моим индивидуальным потребностям. В каждом доме на планете есть необходимость освещения в темное время суток. Эту потребность данное устройство закрывает, а значит соответствует не только моим запросам. Другой вопрос, сколько это стоит по сравнению с товарами-заменителями. Обычный светильник обойдется в разы дешевле. Поэтому скорее всего вызовет интерес только в аспекте акустической обработки помещения. Но ведь идея подобного взаимодополняющего сочетания скорее хорошо, чем плохо. Разумеется диффузор (чем бы он еще ни был, светильником или кофеваркой) это прежде всего диффузор.

поменять выгоревшие светодиодные планки будет непростой задачей, в отличие от обычного бра, куда вкрутил лампочку и вся работа.

Убить светодиод та еще задача, на светодиодные люстры гарантию дают по 5-10 лет (там вообще нет никаких задних крышек и лента не меняется никак). Менять светодиод сложнее, чем обычную лампочку, но в данной модели хотя бы возможно. Это преимущество, а не недостаток - хотя при желании можно сделать и на стандартном цоколе (будет даже дешевле, не нужно источника питания), хотя будет и не так красиво на мой вкус. В этом плане есть далекая задумка сделать открытый диффузор на лампах Эдисона. Если обратили внимание, все светодиоды подключены параллельно, если вдруг перегорит один из 14, не очень то уж и страшно.

успехов не будет

На мой взгляд обшитые кожей полки c заклепанным металлом Bassocontinuo или стеклянная акустика Waterfall постоянно мелькающая со скидкой 50% еще менее успешная идея, т.к. основной упор идет исключительно на дизайн (статья выше, время за полдень - нет ни одного комментария). А еще помню был обзор сабвуфера для сада, который нужно закопать в землю... Я это не к тому, что вещи не стоящие, а к тому, что их позиционирование не сильно отличается (не массовый продукт, со своими особенностями). Здесь же есть основной функционал (диффузия звука), дополнительный функционал (освещение) и возможность изготовления по индивидуальному (не серийному!!!) дизайну. Узкое место на мой взгляд исключительно в численности возможной аудитории и маркетинговом сопровождении.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #
Не обязательно же лепить шар над аппаратом, можно размещать объем скрытно, как поплавки над гусеницами у танков.

Без разницы, где расположено. Основной принцип - аппарат становится легче воздуха, и ветер легко его может подхватить. Аппараты тяжелее воздуха менее подвержены таким порывам, происходит срыв держащего потока воздуха от ветра, и вес возрастает, поэтому сдвинуть аппарат сложнее. Трепыхаться начинает, но не летит, как лист осенью, куда ветер дунет.

Не натыкался на подобные случаи

Выглядит впечатляюще:

В последний раз я видел монгольфьер над Петербургом в середине 1990х годов. Тогда все было можно:)) Я шел через мост рядом с телебашней, а его несло прямо на эту башню. В корзине явно суетились, пламя было в полшара высотой, явно там очень напугались. С тех пор ни разу больше над городом воздушных шаров не видел.

Убить светодиод та еще задача, на светодиодные люстры гарантию дают по 5-10 лет

У меня китайские лампочки светят год-полтора максимум при условии каждодневного использования.

В этом плане есть далекая задумка сделать открытый диффузор на лампах Эдисона.

Для этого случая есть отличный возглас: "Ух ты!!!!" Он подходит на 100%. Получится настоящий "теплый ламповый звук"! Дело в том, что в данном случае вообще теряется за интерьерным антуражем само основное предназначение, что это диффузор. Ну вот Вы представьте, что получился красивый светильник, и стоит дорого, его размещать как будут? Одну штуку где-то сбоку или как положено, чтобы акустика помещения соблюдалась? Тогда их надо несколько, именно ламповых, потому что акустические свойства диффузора на лампах Эдисона будут отличаться от обычного, только из дерева.

Узкое место на мой взгляд исключительно в численности возможной аудитории

Вот у меня именно такие сомнения, только Ваши х 10. Слишком экзотично для нашего рынка. Человек, знающий, что такое диффузор, обычно не готов платить еще и за светильник, и наоборот.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #
Без разницы, где расположено.
вес возрастает, поэтому сдвинуть аппарат сложнее.

Как раз более, чем важно. Как известно, все тела падают с одинаковым ускорением вне зависимости от своей массы и единственным ограничивающим фактором набора скорости выступает сопротивление воздуха. Которое как раз зависит от аэродинамических характеристик объекта. Воздушный шар и автомобиль будет сдувать с разной силой, поэтому использование внутреннего объема ключевым образом влияет на парусность в состоянии воздухоплавания. То, что аппарат становится легче воздуха - это его положение в вертикальной плоскости, а ветер находится в горизонтальной (для воздействия нужно приложить разную силу будет). Мысленный эксперимент - может ли человек сдвинуть рукой взлетающий со скоростью один см/сек от земли дирижабль массой 1000 тонн? Спасет ли этот эксперимент тот факт, что объект легче воздуха и имеет ли хоть какое-то значение эта характеристика при проведении эксперимента?

Правильные ответы: не сможет, не спасет, не имеет.

Важна конкретная F, которую создает ветер. А она будет пропорциональна S объекта. Легче или тяжелее воздуха не важно - деревья вон какие тяжелые, зато в любой штормовой ветер легко вырывает.

Слишком экзотично для нашего рынка.

Для нашего рынка похоже даже Hi-Fi становится экзотикой. Но есть не только наш рынок и не для всех на нашем это экзотика. Никто же не говорит о том, что это вещь массового спроса. Я думаю для любого человека, который может выделить отдельное помещение под прослушивание музыки или просмотр фильма в цене вопрос не встанет. Только в том, чтобы убедится, что это работает (то самое маркетинговое сопровождение).

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #
Как известно, все тела падают с одинаковым ускорением вне зависимости от своей массы и единственным ограничивающим фактором набора скорости выступает сопротивление воздуха.

Ерунда. Масса дирижабля и самолета может быть одинаковая, и на Луну они упадут с одинаковой высоты одновременно, а вот на Земле в воздухе у дирижабля появится подъемная сила и его вес будет меньше, причем намного.

Воздушный шар и автомобиль будет сдувать с разной силой, поэтому использование внутреннего объема ключевым образом влияет на парусность в состоянии воздухоплавания.

Вы всерьез думаете, что накачав вовнутрь автомобиля горячий воздух под давлением, Вы увеличите его подъемную силу и он взлетит?:)) Мне лень тут приводить формулы, но почитайте Интернет, или хотя бы в голове вспомните, как выглядит дирижабль и воздушный шар, какое у них соотношение размера полезной нагрузки (гондолы) и наполненного газом или горячим воздухом объема! Думаете, это они от недомыслия так делают?:)) И у Вас новаторская идея - уменьшить объем, заполненный газом? Ну проверьте сами, если не верите, заполните горячим воздухом насосом не мусорный пакет, а хотя бы футбольный мяч, взлетит или нет?

Правильный ответ: объем газа или горячего воздуха, необходимого для подъема полезной нагрузки, намного больше объема этой нагрузки. Сжатие приведет к уменьшению подъемной силы, потому что газ сам станет тяжелее. Соответственно, и парусность любого судна легче воздуха при равной массе много больше, чем у судна тяжелее воздуха, за счет больших габаритов корпуса, требующихся для этого газа.

Мысленный эксперимент - может ли человек сдвинуть рукой взлетающий со скоростью один см/сек от земли дирижабль массой 1000 тонн?

Один человек нет, а тысяча детей дошкольного возраста, толкающих одновременно разные участи корпуса - сдвинут. Это воздействие ветра, оно объемное, а не точечное, как у одного человека. Ветер может казаться не очень сильным, тем кто на земле стоит, но так как он воздействует на всю обшивку дирижабля сразу, этот дирижабль легко поведет в сторону.

Но есть не только наш рынок

Действительно так. Анекдот:

- Папа, а что от Бердичева дальше, Луна или Житомир!

- Сёма, не морочь мине голову! Подойди к окну. Луну видишь?

- Вижу.

- А Житомир?

Я думаю для любого человека, который может выделить отдельное помещение под прослушивание музыки или просмотр фильма в цене вопрос не встанет.

Очень спорное утверждение.

Только в том, чтобы убедится, что это работает

Диффузор или светомузыка?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #
думаете, что накачав вовнутрь автомобиля горячий воздух под давлением, Вы увеличите его подъемную силу и он взлетит?
тысяча детей дошкольного возраста, толкающих одновременно разные участи корпуса - сдвинут.

Думаю, что квадрокоптер летает и без горячего воздуха имея полые плоскости, которыми можно распорядится с умом, не увеличивая площадь поверхности, на которую действует ветер. Количество детей не имеет значение, только их суммарная сила, в данном случае (при отсутствии рычага) не имеет значение точка приложения.

Очень спорное утверждение.

Цена комнаты площадью 20 м2 в нашей стране колеблется от 600 тыс. до 3 млн. в зависимости от глубины провинции и центральности столицы (элитное жилье в расчет не беру). Я не вижу ни одной причины, почему бы не прибавить к этой сумме еще 10-30%, чтобы кардинально (в некоторых случаях в разы) улучшить акустику помещения. С учетом стоимости ремонта комнаты и звуковоспроизводящей техники эта сумма вообще будет составлять 3-5%. Здесь нет места для спора ни прагматику, ни эстету - но проблема действительно есть:

Диффузор или светомузыка?

Диффузор, конечно - на мой взгляд беда как раз в скептическом отношении к акустике помещения в целом (даже при наличии возможности ее благоустроить).

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #
Думаю, что квадрокоптер летает и без горячего воздуха имея полые плоскости, которыми можно распорядится с умом

Я, честно, не знаю, как это сделать, чтобы реальный прок хоть какой-то был.

Цена комнаты площадью 20 м2 в нашей стране колеблется от 600 тыс. до 3 млн. в зависимости от глубины провинции и центральности столицы (элитное жилье в расчет не беру). Я не вижу ни одной причины, почему бы не прибавить к этой сумме еще 10-30%, чтобы кардинально (в некоторых случаях в разы) улучшить акустику помещения.

А я вижу. Многие покупают себе квартиру и сидят потом на ипотеке десятилетиями. А еще семья, машина, курорты, поездки в торгово-развлекательные комплексы по выходным, бесплатно-платная медицина... Еще если какую-то аудио технику такой пипл поднять сможет, если уж очень нуждается, то на всякие улучшатели акустики помещения тратить от 60000 до 1 млн... Да и у многих времени не хватает реально на работу и чтобы все это тянуть. Оно не резиновое. Пришел, откинулся на диван, включил что-то успокаивающее и заснул через 5 минут. Есть еще категория, кто получил комнату по наследству или живет в чужой квартире, имея свою комнату. Их жаба задушит гарантированно. Остается категория высоко обеспеченных граждан, у которых денег на все хватает, но в 99% случаев им хай-фай не интересен. Это произошло из-за известного в народе наиболее частого пути приобретения богатства в России, особенно в 90е годы. У нас свой путь. Ну не те это люди. В этом на мой взгляд проблема маркетинга этих диффузоров и интересных идей, связанных с ними, они ориентированы на граждан, которых в реальности тут нет.


- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #
покупают себе квартиру и сидят потом на ипотеке десятилетиями.

Ярослав, не передергивайте - вот моя цитата, которая была сочтена спорной:

который может выделить отдельное помещение под прослушивание

Какое отношение к этому человеку может иметь ипотека? Да вообще никакого.

у которых денег на все хватает, но в 99% случаев им хай-фай не интересен

И тем не менее аппаратура среднего и высокого класса успешно продается.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #
Какое отношение к этому человеку может иметь ипотека? Да вообще никакого.

Ну это если человек разорился и купил трехкомнатную квартиру, с расчетом на то, что одну комнату он отведет для себя и своей аудио системы. В съемной квартире, одной квартире со своей семьей и с родителями, просто двухкомнатной квартире, если аудиофил семейный, такое отдельное помещение чаще всего выделить не из чего. Трехкомнатная квартира стоит недешево даже по меркам людей в принципе обеспеченных. Ну а про пентхаусы - это отдельная тема. Есть конечно одинокие аудиофилы, как и одинокие полицейские (в гл. роли Сильвестр Сталлоне), но их не так уж и много.

И тем не менее аппаратура среднего и высокого класса успешно продается.

Конечно, но в каком количестве? И нередко ее покупают люди не очень и обеспеченные, считая это для себя более ценным, чем дорогой автомобиль в кредит, например.


- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #
Конечно, но в каком количестве?

Если случится - на мой век хватит )))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Извиняюсь, что влажу в разговор

Думаю, что квадрокоптер летает и без горячего воздуха имея полые плоскости, которыми можно распорядится с умом, не увеличивая площадь поверхности, на которую действует ветер.

Масса воздуха 1,29 грамма на литр обьема. А сколько пустого обьема в вашем квадрокоптере? Нууу, если он очень большой, пусть литр, пусть два... получается максимум удастся скинуть примерно 2,5 грамма веса.


Это не поможет

- 50 дБ +
⇡ в ответ @dead_rat #
Это не поможет

Еще нагрев корпуса горячим воздухом. Может вредить работе бортовой аппаратуры и сокращать срок службы аппарата.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @dead_rat #
если он очень большой, пусть литр, пусть два...

Из стандартного размера модели можно выжать литров 10, из очень большого десятки (возможно сотни, размеры грузовых не представляю). Конкретно это не поможет, но разговор был о смысле использования внутреннего объема в целом. Квадрокоптер итак умеет летать, ему не нужно помогать поднять весь свой вес, любой эффект перекрывающий баллон с топливом и горелку будет положительным. Предлагаю закрыть этот вопрос, я не отстаиваю реальность этой затеи, меня убеждать ни в чем не надо )))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #
Предлагаю закрыть этот вопрос

Этому разговору уже не одна сотня лет.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Колесу уже тысячелетия, но от перекатывания камней для строительства пирамид по бревнам прогресс дошел до полетов в космос, поэтому я бы не ставил крест на аэростатах. История говорит о том, что любая смелая идея всегда воспринимается скептически, вплоть до сожжения на костре. Но кто-то и как-то двигает прогресс - неизвестно, каким окажется следующий поворот )))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #
прогресс дошел до полетов в космос

Не хочу особо развозить тему дальше, но вот в космосе по моему у колеса роли в прогрессе значительно поубавится.

неизвестно, каким окажется следующий поворот

Сейчас, по моему, наша цивилизация стоит на знаковом перепутье, куда развиваться дальше, экстенсивно, осваивая другие миры, или отстраивая свой маленький замкнутый мир, заменяя экспансию вовне на вымышленную реальность. Пока эти тенденции развиваются параллельно, и трудно сказать, какая в итоге одержит верх. Лет 30 подряд мне казалось, что однозначно выбран будет второй путь, но сейчас вроде на первом пути творится опять некое оживление.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #
Лет 30 подряд мне казалось, что однозначно выбран будет второй путь, но сейчас вроде на первом пути творится опять некое оживление.

У меня ровно противоположное мнение. Современный мир настолько политизирован, что просто не сможет отказаться от такого мощного инструмента управления обществом (вымышленная реальность). А космос осваивать - это работать придется, кому это теперь нужно (риторика)?

- 50 дБ +
#

Вы мастер! Очень круто! Самому эта тема интересна, т.к. скоро заканчиваю ремонт. Правда, диван будут стоять впритык к стене, не до задних прибамбасов, но с чем-то из акустического оформления экспериментировать однозначно буду.

P.S. Глядучи на этот диффузор, почему то возникло желание напихать туда офисные папки)
- 60 дБ +
⇡ в ответ @allkef #
диван будут стоять впритык к стене

А вот это плохо...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Ничего не поделать, комната узкая и длинная. Но вот сейчас комната квадратная, тоже ничего хорошего нет.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @allkef #
Но вот сейчас комната квадратная, тоже ничего хорошего нет.

Если только наискосок ставить.

У меня спальня квадратная — кошмар. ((

комната узкая и длинная

Можете точнее указать размеры?

P.S.

Оставляйте между стеной и диваном зазор в ладонь — пару сантиметров, то есть "толщину" ладони.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

3,4 х 6,8 м. Система, естественно будет вдоль длинной стены. Насколько хватило денег, акустическую подготовку провел: Насыпной пол, сверху кнауф суперлист и ламинат. Потолок гипса, профиль подвешан через виброразвязки, стен не касается, внутри шумка. Не знаю, зачем я это все сделал, но пусть будет. Отдельную электолинию до щитка провел. Диван на ладонь отодвинуть может и не проблема, но диван с объемной спинкой, т.е. Слушатель не в притык к стене сидеть будет.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

Ну, и у меня примерно также. И сознательно стоит по длинной стене так, что от АС до стен одинаковое расстояние, то есть в центре. И от задней стены до АС почти по метру выделил.

Получается около 2-х метров между центрами АС и 2 метра с небольшим от каждой АС до меня.

Выяснил в выходные же, что выставлять АС по стене позади слушателя с помощью "лазерной линейки" нельзя. ))) Кривая, блин.

Выставил от слушателя с помощью той же "лазерной линейки" — теперь всё как надо.

Акустическая подготовка любая — отличный плюс.

Выделенка, а лучше не одна, как показал мой эксперимент на прошлых выходных — плюс.

Отодвинуть надо, можно даже между ножками и плинтусом положить по бруску, препятствующему движению дивана к стене при использовании.

Слушателю к стене впритык как раз не надо, но думаю, именно этот и имели ввиду.

И на стену позади надо что-то вешать.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Да понятно, что это лучше, чем ничего не делать вообще.

Странно, слышал противоположное мнение, что мол, при диване впритык к стене, худшее что можно сделать, это повесить диффузор сзади...

Но, в любом случае, близится переезд и уже эксперементальным путем буду решать, что и где повесить. Заморочек будут много, во первых, винил скоро приедет, с ним буду возиться (а я особо не разбираюсь), во вторых тыловую акустику эмпирическим методом переделывать буду (диполи в обычные) и, самое главное, нужно будет искать новое усиление для колонок.MF M6Si , походу не катит.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @allkef #
уже эксперементальным путем буду решать

Однозначно, я из своего опыта сказал.

нужно будет искать новое усиление для колонок

Угу, раздельное...

винил скоро приедет

Угу, пальцы слегка онемели уже ))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #
Угу, раздельное...

Придется(( А я так мечтал о нормальном интегральнике. Придётся ехать в Москву, в ММС синема и слушать мощник.

пальцы слегка онемели уже ))

Осталось чуть-чуть, коробка уже в нашей транспортной, просто еще жду тыловые колонки, чтоб сразу все забирать.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @allkef #
Придется(( А я так мечтал о нормальном интегральнике.

Я тоже! Но хватило буквально одного прослушивания, чтобы все встало на свои места ))) И как же я рад, что мне не понравилась акустика Focal, которая была моим фаворитом после использования в автомобиле ))) Что бы я делал с одной парой клемм?

Наверное, есть очень хорошие интегральные усилители, но или они выходили за мой бюджет, или просто не попадались на моем пути. А с раздельным трактом все оказалось прозрачно - включил и услышал. Еще бы поканальное усиление добить только.

Так что писать нужно вот так:

Придется ^_^

)))

zome_bear,

И на стену позади надо что-то вешать.

Если до стены ладонь - только ковер вешать (или другой поглотитель).

- 50 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

Спасибо!

P.S. Офисные папки не поместятся по глубине )

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Бутылки неплохо встанут, или узкие вазы с цветочком. Искусственным.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

У меня есть только фарфоровая ваза с павлиньим пером, она не лезет ))) С бутылками проще, но тогда нужно добавлять функцию охлаждения )))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Вот зачетный диффузор:

Более компактная модель:

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

У меня такой (похожий) есть, но взрослые не дают мне его перетащить из кухни в гостиную )))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Первая модель неплоха, но тоже грешит отсутствием контроля температуры. Очень неудобно, перед употреблением нужно заранее делать выбор и охлаждать. Я предпочитаю модели, в которых можно после выбора сразу начать.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #
У меня такой (похожий) есть

Вот это правильная акустическая обработка помещения! Вы песни петь любите?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Петь не умею, могу песни орать )))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

Я вот искренне завидую по-белому. )


- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

)))

Ну это легче орать, чем то, что я орала в субботу.

До сих пор говорить нормально не могу, и двигаться тоже :(

- 50 дБ +

Зато заряд бодрости и хорошего настроения обеспечен!

- 50 дБ +
#

Здорово!

Фреза рвет волокна из-за тупости, как правило. У вас фреза спиральная или прямая? Направление реза выбирается встречное или попутное. Еще рекомендую ласточкин хвост делать соединение, вроде это не сложно. Но мне кажется шип-паз - это избыточно для данной конструкции.

Хочется пожелать успехов и творческих удач!

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Прямая - с фрезой тоже первым делом думал о том, что затупилась. Но пробовал точить и покупал новую (bosch 4 мм прямой паз), из коробки точно так же рвет волокна. У меня объем работы не на убой, самой фрезеровки немного, поэтому и сделать тупой фрезу по большому счету не было возможности. Фрезеровать только встречно или только попутно не получилось из-за раскроя. Использовать фанеру стандартного размера 1525х1525 мм не было возможности (не лезет ни в машину, ни в балкон не разворачивается), поэтому брал 600х1200 мм (на память). Ну а с таким размером все элементы нарезались с одной ориентацией для экономии, в то время как фрезеровка требовалась как продольная, так и поперечная.

От ласточкиного хвоста отказался по следующим причинамя:

1. Углы содержат много крепежных элементов, а ласточкин хвост одиночное соединение. Т.е. ориентировать перпендикулярно, чтобы фиксировалось по двум осям (как укладывают дома из бруса) не получится. А для фиксации только по одной оси счел, что работа по созданию точного шаблона при длине соединения 20 см слишком трудоемка, а цена ошибки слишком велика. Делать же ласточкин хвост вдоль соединения при толщине фанеры 8 мм выглядело еще более авантюрной затеей, скорее всего соединения просто сломалось бы при креплении (фанера к тому же слоистый материал).

2. Пазы для вставки ребер не могут быть с замком, т.к. в них находится паз для стекла. Т.е. нет возможности вставить в паз боковой стенки ребро вдоль паза, нужно как бы продавить его по стенке вдоль паза сверху (как на фотографиях со сборкой). Соответственно ласточкин хвост просто не застегнется, нужно соединение, в которое ребро может просто зайти при сборке. Сборка изделия вообще оказалась нетривиальной задачей, пробовал по разному, получилось только так.

По поводу избыточности, у меня была идея крепления изделия на изделие, чтобы сделав две дырки в стене можно было повесить на них сразу три диффузора, например. Но слабым местом оказалось именно соединение шип-паз на углах - одно изделие висит на стене нормально, а вот следующие 15 кг в течение двух недель медленно вырывают нижнюю боковую стенку, к которой крепится второе изделие.

Спасибо за пожелания!

- 50 дБ +
#

Добрый день!

Никита, хотел выразить Вам благодарность за очень интересный материал!

Вами проделана огромная работа, плоды который Вы можете вкушать при каждом прослушивании музыки и просмотре кино, но важнее совсем другое, Вы делитесь своим опытом по строительству диффузоров с форумчанами и я уверен, что многие захотят повторить изготовление для своих помещений прослушивания, тем более у Вас все очень подробно расписано!

Пожелаю Вам дальнейших творческих успехов на поприще акустической обработки помещения!

- 63.01 дБ +
⇡ в ответ @Alex #

Аминь!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Alex #

Алексей, благодарю за добрые пожелания. Вы очень точно определили посыл материала. Вкушать плоды проделанной работы я могу и без его публикации. Но очень хотелось бы увидеть у нас открытое к диалогу сплоченное общество самодельщиков/производителей, так или иначе связанных с качественным воспроизведением звука/фильмов.

- 53.01 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.