Проигрыватель виниловых дисков Thorens TD 309 с тонармом Thorens TP 92 и головкой звукоснимателя Audio-Technica AT-95B.

Проигрыватели Thorens, безусловно, можно отнести к одним из самых распространенных и известных. Причин тому множество — долгая история компании, начавшаяся еще в XIX веке, немногим меньшая история производства звуковоспроизводящей техники, массовость производства. Thorens — рекордсмен по количеству выпущенных за прошедшие годы аппаратов. Также можно вспомнить большое количество моделей, которые выпускались производителем, и тот факт, что некоторые из них стали культовыми — Thorens TD 124 считается одним из самых востребованных роликовых проигрывателей, Thorens TD 520 и 521, на мой взгляд, можно отнести к наиболее серьезным и проработанным пассиковым аппаратам, «рабочая лошадка» Thorens TD 125 — проигрыватель, который побывал в системе, наверное, у каждого третьего аудиофила-виниловода. Еще были весьма интересные прямоприводные аппараты, например, Thorens TD 524 — проигрыватель, способный конкурировать по звуку с некоторыми моделями EMT. Thorens TD 2001 — проигрыватель, бывший в период упадка виниловых технологий одним из лучших в своем классе.

Таким образом, аппарат, ставший предметом нашего теста, имеет весьма серьезные исторические корни, и требования к нему, конечно, будут предъявляться с поправкой на историю фирмы и уровень звучания лучших моделей Thorens прошлых лет. История обязывает соответствовать этим высоким требованиям, а практика покажет, что к чему.

Проигрыватель и комплектующие.

Конструкция

На первый взгляд проигрыватель вызывает некоторое недоумение и воспринимается, скорее, как арт-объект, нежели как аппарат, претендующий на серьезный уровень звука. Однако если начать разбираться в деталях конструкции, то становится понятно, что все далеко не так просто, как кажется сначала. Основное, что обращает на себя внимание, — форма стола, напоминающая наконечник стрелы. При наличии симметрии ни одной прямой линии или прямого угла найти не удастся. С учетом того, что стол, выполненный из МДФ, может быть покрыт как черным, так и красным лаком, все в целом смотрится эффектно.Если же посмотреть повнимательнее на конструкцию, то становится понятно, что форма стола просто обрисовывает по контуру все прочие функциональные элементы, а не является только дизайнерским решением. Проигрыватель снабжен трехопорным шасси, с опорами весьма сложной конструкции, сочетающими в себе пружины и подвесы из тканого материала с пропиткой, чем-то похожие на подвесы диффузоров динамиков, а также дополнительные резиновые кольцевые демпферы. Опоры настроены на заводе таким образом, что для установки проигрывателя на заведомо ровную поверхность достаточно выкрутить транспортировочные винты, а на случай, когда поверхность не идеальна, есть возможность регулировки опор. Очень интересно и необычно применение балансировочного противовеса — он устанавливается на части стола, противоположной тонарму, и путем его небольшого смещения относительно оси левой опоры проигрывателя достигается точное равновесное состояние. В целом, субшасси надежно развязывает всю конструкцию от внешних воздействий. Также на субшасси вынесены переключатель скоростей, блок управления мотором, выходные RCAразъемы и разъем для подключения внешнего блока питания мотора. Стол, на котором крепятся опорный подшипник, тонарм и мотор, оказывается изолированным от поверхности установки. Система крепления мотора проигрывателя реализована необычным способом — мотор закреплен в корпусе эксцентрично, и за счет вращения корпуса можно регулировать степень натяжения пассика.

Мотор с неординарной системой демпфирования. Пассик, передающий вращение на опорный субдиск, и центрирующая втулка.

Сам же мотор крепится к корпусу при помощи гофрированных тканых подвесов с пропиткой, что в сочетании с очень низким уровнем шума самого мотора обеспечивает практически полную виброразвязку. Стоит упомянуть, что для каждой из скоростей вращения существует возможность точной подстройки и ее рекомендуется делать после регулировки натяжения пассика. Тонкий плоский пассик [06] передает вращение со шкива мотора на алюминиевый субдиск, установленный на опорном подшипнике. Подшипник у проигрывателя более массивный, чем можно было бы ожидать для такого легкого аппарата, и выполнен он качественно и с высокой степенью подгонки поверхностей (если вытащить шкив и вставить обратно, то до исходного состояния он опустится минут через 15). Основной диск весом 2,3 кг изготовлен из стекла. Соединение диска и субдиска реализовано достаточно интересно и корректно — диск касается не всего субдиска, а только очень тонкой круговой полоски, таким образом, площадь контакта минимальна, что в свою очередь обеспечивает дополнительную развязку. Также нет прямого контакта между диском и шкивом — между ними устанавливается небольшая пластиковая центрирующая втулка. Между диском и пластинкой укладывается тонкий фетровый мат. Тонарм Thorens TP 92 при беглом осмотре кажется простым, однако изготовлен он качественно и точно. Есть практически все необходимые настройки, хотя нельзя сказать, что в этом плане тонарм удобен — при смене головки и настройке придется потратить несколько больше времени и сил, чем с тонармом среднестатистическим. Но пусть сам процесс настройки не очень удобен и быстр, в результате можно получить настройку точную и с маленьким шагом всех значений.

Вид снизу

ММ головка Audio-Technica AT-95B, идущая в комплекте с проигрывателем, установлена и настроена на тонарме на заводе — для прослушивания нужно только установить противовес и прижимную силу. Единственное, что огорчает — отсутствие подробных характеристик головки. Вероятнее всего, данная модификация отличается от прочих версий АТ-95 заточкой иглы, но этот момент остался неизвестным. Конечно, сама по себе модель головки известна, но я не решился ожидать от нее каких-то выдающихся результатов — исходя из конструкции проигрывателя на нем видится головка заметно более высокого уровня.

Audio-Technica AT-95B

Головка звукоснимателя ММ типа Audio-Technica AT-95B является модификацией известной и распространенной модели AT-95, но в чем же именно заключаются отличия, кроме цвета корпуса, установить не удалось. Также не совсем понятно, где и как можно приобрести сменные иглы. При всем этом, в качестве базового и стартового варианта головка неплоха. Однако проигрыватель и тонарм могут раскрыть и головки более высокого класса.

Звучание

Перед прослушиванием я немного подкорректировал настройки и пришел к выводу, что оптимальный звук получается с прижимной силой в 2,0 грамма. Все же остальные параметры, выставленные на заводе, оказались совершенно правильными, и ничего, кроме антискейтинга, корректировать не понадобилось. Головка поработала примерно 20 часов на разных пластинках, прежде чем звук более-менее устоялся. Начал прослушивание с альбома Oscar Peterson «My Fair Lady». Несмотря на то что пластинка по состоянию примерно EX, артефактов в звуке чувствительно больше, чем слышно обычно. Сам звук легкий, чуть смягченный, но вялым его назвать никак нельзя. Также нельзя сказать, что звучание теплое или холодное. Фортепиано на записи звучит вполне естественно, с достаточно богатыми, но не приукрашенными тембрами. Единственное, чего не хватает звуку — основательности. Бас и нижняя середина правильные, но их количественно мало. Конечно, сама запись не имеет глубокого баса, но обычно его слышно больше, чем в данном случае.

Следующая пластинка — Sarah Vaughan «Sweet «N» Sassy» — состояние пластинки и отношение тракта к процессу воспроизведения примерно такое же, как и в предыдущем случае. Запись звучит очень слитно. Не смазано, а именно слитно. Одновременно звучание несколько легкое и светлое. Общий почерк в чем-то похож на звучание пассиковых моделей Thorens прошлых лет, и этот факт, конечно, приятен — поклонников звучания тех старых аппаратов немало. Но все же звуку немного не хватает напористости, основательности и динамичности. Как-то получается все слишком светло, слишком комфортно и уютно. Баса и нижней середины маловато, середина не яркая и не приукрашенная, с хорошим уровнем детальности. Воспроизведение голоса на очень пристойном уровне — все тембрально верно, вполне детально, без приукрашивания. Сцену можно, скорее, назвать камерной, ширина и глубина ее могли бы быть и больше, но в целом, все планы читаемы, а пропорции элементов сцены соразмерны друг с другом — к счастью, тракт совершенно не пытается представить нам образ исполнительницы трехметрового роста. Следующей послушал пластинку Charlie Byrd «Byrdland» — вот эта запись, будучи в практически идеальном состоянии, не доставила при проигрывании никаких проблем. Да и сам альбом, качественно и ровно записанный, прозвучал очень хорошо, легко и слитно. И, если местами хотелось большей проработки нюансов, чуть большей хлесткости звука и не такой камерной подачи, то по таким качествам, как слитность звучания и музыкальность, проигрыватель оставляет очень приятное впечатление. Звучание струн гитары ясное, звуки, пусть и не разделены совершенно, их почти нельзя «увидеть» в воздухе, но они и не сливаются, призвуки и послезвучия слышны, пусть и несколько отодвинуты на задний план. Здесь основной сильной стороной проигрывателя можно назвать именно слитность звучания и музыкальность подачи. Сам аппарат не вносит какой-то значимой окраски, некоторый дисбаланс со смещением в сторону средних и высоких частот, недочеты в нюансировке и камерность сцены я бы приписал, скорее, не столу или тонарму, а головке. Если сравнить стоимость проигрывателя со стоимостью обычной версии головки АТ-95, то становится ясно, что головка в комплекте — не завершенное решение, а только лишь возможность сразу после приобретения услышать неплохой уровень звучания без больших дополнительных вложений. Но потенциал у проигрывателя заметно выше, чем потенциал головки, и, конечно же, ее замена на более серьезную модель видится очевидно необходимым этапом в дальнейшем развитии тракта. Не имея в запасе головки, подходящей под легкий, с небольшой эффективной массой тонарм проигрывателя, мне все же захотелось провести несколько небольших экспериментов. Штатный кабель от проигрывателя до фонокорректора был заменен изначально, до прослушивания, поэтому все, что осталось из более-менее простых экспериментов, — попробовать несколько матов и подумать о применении клэмпа. В качестве матов я попробовал просто старую 220-граммовую виниловую пластинку, толстый пробковый мат и мат Thorens (не знаю, выпускаются ли именно такие маты сейчас, но несколько лет назад они были доступны). С клэмпами все достаточно предсказуемо — тяжелые прижимы проигрывателю противопоказаны, и если уж есть желание использовать клэмп, то лучшим выбором будут легкие модели с цанговым зажимом. С матами однозначного результата не получилось — виниловый мат дал звуку основу и неплохую насыщенность в области баса и нижней середины, но звук, в целом, несколько потерял в мелодичности и слитности. Простой пробковый мат сработал чуть лучше, но некая легковесность и смазанность в звуке остались, а вот мат Thorens, спрессованный из мелко нарезанной пробки, каучука и кожи, оказался оптимальным вариантом. Проигрыватель чутко отреагировал на это небольшое изменение, но не потерял собственного звукового почерка. Заметно лучше прорисовались нижняя середина и бас, из среднего диапазона ушла излишняя легкость, звук стал не таким светлым, но сохранил слитность. Небольшая нехватка детальности, конечно же, осталась, но это вопрос головки, и только головки.

Послушал относительно современную пластинку — Eva Cassidy «Songbird». Звучание чуть светлее и разряженнее, чем я привык слышать, но при этом детальное, без окраски, чувственное, но не сладкое. Сцена умеренно широкая, с аккуратными деталями. Даже с бюджетной головкой проигрыватель не имеет явно критичной потери детальности. Также нет заметного огрубления тембров, только некоторое их упрощение. Альбом Toshinori Kondo IMA «Taihen» — звучание динамичное и быстрое, хлесткое, сочное. Но нет того практически безграничного количества воздуха, которое можно обычно услышать на этой записи. Из классической музыки для прослушивания я выбрал записи произведений Бетховена, Генделя и Рахманинова, хорошо, на мой взгляд, исполненные и качественно записанные. С оркестровыми записями проигрыватель справляется хорошо — явного отставания от уровня воспроизведения других жанров нет, и прежние особенности подачи слышны примерно так же. Единственная интересная особенность — за счет камерной сцены ощущение (если сравнивать с ощущениями в зале), как будто сидишь не в партере, а на верхнем балконе. С воспроизведением непростых хоровых записей результат даже чуть лучше ожидаемого, приятно удивляет тот факт, что хор слышится именно как хор, а не как один слившийся непонятным образом голос. Хотя еще немного детальности, конечно, не повредило бы.

Резюме

Как показало прослушивание, проигрыватель имеет свой явный звуковой почерк, и почерк этот весьма изящен. Единственное нарекание, о котором стоит упомянуть еще раз, — головка. Она, конечно, хороша для начала, но в целом, аппарат способен раскрывать звучание и намного более серьезных головок. Также в плюс можно поставить хорошую виброразвязку и наличие почти всех возможных настроек.

Музыкальный материал

1 Charlie Byrd — Byrdland — Columbia CL 2592 / Stereo

2 David Oistrakh — Beethoven — Violin Concerto In D Major — Andre Cluytens, Orchestre National De La Radiodiffusion Francaise / EMI-Angel Japan EAA-143 / Stereo

3 Eva Cassidy — Songbird — DidgeidooHotrecords England G1-10045 / Stereo

4 Handel — Famous Orchestral Works — Academy Of The St. Martin-In-The-Fields, Iona Brown, Neville Marriner / Philips 6725 037 / Stereo

5 Oscar Peterson — My Fair Lady — Verve V6-8581 / Stereo

6 Sarah Vaughan — Sweet 'N' Sassy — Roulette SR 52112 / Stereo

7 Serge Rachmaninoff — Les Vepres Pour Solistes Et Choeur Mixte, Op. 37 — Choeur National De'l U.R.S.S, Alexandre Svechnikov / Le Chant Du Monde — Melodia LDX 78552/53 / Stereo

8 Toshinori Kondo IMA — Taihen — Polydor Japan — 28MX 2503 / Stereo