Банкротство компании Gibson никоим образом не предрешило судьбу всей индустрии. Электрогитара популярна, как и раньше. Так с чего же мы взяли, что инструмент потихоньку умирает? [От переводчика. В прошлом году мы опубликовали перевод статьи «Почему моя гитара тихо плачет, или Медленная тайная смерть шестиструнной электрогитары». В тексте речь шла о падающем спросе на электрогитары, постаревших рок-идолах, именитых компаниях, буквально выживающих в эти нелегкие для гитарной индустрии времена. Однако не все так ужасно — до забвения электрогитаре еще далеко. Предлагаем вашему вниманию перевод статьи, ставящей под сомнение «печальную теорию о смерти гитары»].

В последние годы в СМИ было немало публикаций о крахе электрогитары. Причиной стало падение продаж. А осенью прошлого года даже сам Эрик Клэптон предположил, что инструмент отживает свои последние дни. «Возможно, гитаре приходит конец», — сказал Клэптон, отвечая журналистам, которые ссылались на доклады о стремительном спаде спроса и многомиллионных долгах Gibson и Fender. Представители СМИ как будто в воду глядели — в мае Gibson заявила о банкротстве. Только подумайте, производитель легендарной гитары Лес Пол, на которой играют рок-звезды от Джимми Пейджа до Слэша, объявил себя банкротом. Спустя несколько дней на сайте The Guardian вышла статья «Гитаре пришел конец», а новостное издание Marketwatch предположило, что общество окончательно «разлюбило гитары».

На самом деле ситуация обстоит иначе. Во многих странах гитары начали пользоваться повышенным спросом и в целом гитарная индустрия на подъеме. Исследовательская фирма IBISWorld провела анализ рынка: по данным этой компании за последние пять лет производство гитар в США значительно выросло. Аналитики считают, что рост будет продолжаться как минимум до 2022 года. Нужно признать, современная молодежь отдает предпочтение поп-музыке и рэпу, в то время как наши родители сходили с ума по гитарным героям, однако никаких серьезных предпосылок для «гитарного апокалипсиса» нет.

Аналитики считают, что банкротство Gibson — результат неправильного поведения компании, а не крах всей индустрии. Производитель и сам признал свои ошибки. В 2014 году Gibson основательно взялась за домашнюю AV-технику — вот что загнало компанию в долги. Теперь она пытается исправиться, закрыв несколько второстепенных подразделений и оставив только гитарное производство, как это всегда и было.

«Я всю жизнь мечтал создать большую компанию вроде Nike. Я хотел заниматься не только гитарами. Мы попробовали выйти на новый уровень, купив одно из отделений Philips, но получилось не очень», — сказал генеральный директор Gibson Генри Юшкевич. Также Юшкевич добавил, что после реструктуризации компания больше не будет отвлекаться от работы, «начнет с нуля» и «полностью сконцентрируется на музыкальных инструментах». В этом есть смысл: доход индустрии гитарных инструментов в США в прошлом году составил 5,6 млрд долларов. По словам Юшкевича, Gibson нацелена стать брендом, который «воплощает определенный образ жизни», но вся дальнейшая деятельность будет связана исключительно с гитарами.

Акустику Gibson Les Paul Reference представили на выставке AXPONA в 2015 году

Электрогитара, конечно, стала менее популярной, чем раньше, но в целом все неплохо. Gibson, кстати, увеличила продажи на 10% c января прошлого года по январь нынешнего. Скептики забывают о невероятном спросе на акустические гитары. Возможно, акустика в моде из-за Тейлор Свифт, но кантри и американа тоже никуда не делись. По данным NAMM, всего в прошлом году в США было продано 2,6 млн гитар, в 2009 году — 300 000. Компания IBISWorld считает, что производители гитар вскоре начнут зарабатывать так же хорошо, как в былые времена.

«Гитарный рынок растет очень быстро. Как нам кажется, наша индустрия находится в своей лучшей форме. Все сконцентрировались на банкротстве Gibson, но оно не имеет никакого отношения к гитарам — в данном случае проблема заключалась в чем угодно, но не в плохом спросе на гитары», — отметил генеральный директор Fender Энди Муни.

Витрина магазина Guitar Center

Масла в огонь подлили и розничные гитарные магазины, включая крупные сети. У хорошо известного всем Guitar Center дела идут плохо. Большинство новичков покупают гитары в Интернете. Однако это касается не только гитар, но и других вещей — от одежды до книг. «Традиционные розничные магазины — это прошлое», — говорит Муни. Продавцы, перебравшиеся в Интернет, развиваются очень быстро. Представители Fender утверждают, что около 50% их гитар продаются в онлайн-магазинах. Специалисты IBISWorld считают, что повышение спроса на гитары позволит небольшим частным магазинам хорошо заработать. В последнее время таким продавцам не везло — с большими гипермаркетами и онлайн-гигантами вроде Amazon конкурировать крайне сложно.

В мире стриминговых сервисов правят поп и хип-хоп, но это не значит, что гитарные группы и их живые выступления исчезли. Другое дело, что производителям гитар следовало бы поискать новых покупателей. На протяжении многих лет гитарные компании ориентировались на молодых парней, но про кого они забывали? Вот в чем вопрос.

Тейлор Свифт

Когда Фаби Рейна (Fabi Reyna) пять лет назад только начинала развивать журнал She Shreds (пер. с англ. — «Она рубит» [на гитаре]), посвященный девушкам-гитаристам, никто толком внимания не обратил. А что мы видим сегодня? Герои былых времен стареют, зато у Тейлор Свифт есть толпы поклонниц, которые страстно хотят подражать звезде. Выходит, производители гитар просто забыли об огромной аудитории. Lindsey Jordan (группа Snail Mail), Lucy Dacus, Soccer Mommy — вот новые имена. Альбомы этих исполнительниц неплохо расходятся.

«Около года назад фирмы начали понимать происходящее,— объясняет Рейна. — Даже компания Fender начала вести со мной переговоры. Понять мышление производителя можно полистав его страницу в социальной сети — в большинстве случаев понадобится минут 20, чтобы найти женщину, играющую на гитаре». Исторически сложилось, что гитара — это мужской инструмент. Юшкевич говорит, что в 1986 году, когда он стал главой Gibson, 95% покупателей гитар были мужского пола (на сегодняшний день эта цифра понизилась до 85%).

Lindsey Jordan

Три года назад Fender провела опрос покупателей из Северной Америки: выяснилось, что 50% новичков — женщины. С тех пор компания дружит с артистами женского пола и часто использует в рекламе женщин-музыкантов. Кроме того, Fender решила перестать использовать только свое наследие, но и смотреть в будущее. Теперь компания предлагает инструменты с индивидуальным дизайном по заказу и опциями на выбор. «Мы стараемся угодить молодым клиентам. Когда я пришел в компанию, было решено забыть о звездах прошлого и инвестировать в перспективных музыкантов будущего», — объяснил Муни.

Изменения на рынке уже начались. Журнал Рейны растет и заключает новые партнерские соглашения с музыкальными брендами. Еще есть интересный проект под названием «Girls Rock Camp Alliance», который вносит свою лепту в развитие гитаризма среди девушек по всему миру.

Сервис обучения игре на гитаре Fender Play

Fender ко всему прочему начала развивать собственные обучающие программы. Аналитики компании выяснили, что примерно половина продаваемых ежегодно гитар приобретается новичками. Около 90% этих покупателей бросают музыку уже на первом году обучения, но 10% остаются верны своему хобби навсегда. Эти 10% потратят не менее 10 000 долларов США на гитары, усилители и аксессуары в течение жизни. Именно таким преданным любителям гитары и следует уделять больше внимания. Гитарные компании, по мнению Fender, должны «сопровождать» своих покупателей на всем творческом пути. Именно с этими мыслями Fender запустила сервис Play с онлайн-уроками за 10 долларов в месяц. После открытия сервиса продажи Fender выросли на 14%. Муни считает, что на сегодняшний день у компании есть огромный потенциал, и она способна в одиночку вдвое увеличить индустрию.

У Юшкевича (Gibson) на этот счет есть свои мысли: не стоит забывать о тех, кто любит ностальгировать. Gibson предлагает линейку дорогих гитар, посвященных легендам вроде Хендрикса, Слэша и Пейджа. В производстве этих инструментов используются специальные технологии старения дерева. Это сказывается как на внешнем виде гитар, так и на звучании и общем ощущении от игры. Некоторые такие модели стоят в районе полумиллиона долларов. «Винтажные гитары Gibson высоко ценятся. У компании есть своя база клиентов старшего возраста: эти состоятельные люди покупают самые топовые модели, о которых мечтали в юности», — подчеркнул Юшкевич.

Итак, выходит гитара все еще жива, а гитарные герои просто изменились — теперь они выглядят немного по-другому, но продолжают дело. Помимо Тейлор Свифт, есть немало других героинь-гитаристок (St. Vincent, Japanese Breakfast, Speedy Ortiz, Haim). Начинающим девушкам-музыкантам нельзя зацикливаться на одном артисте.

Шэрон Исбин

Наконец, не стоит забывать про классическую музыку. Шэрон Исбин (Sharon Isbin), удостоенная премии «Грэмми», открыла свое отделение в Джульярдской школе в Нью-Йорке. По мнению Исбин, в современном мире поп-музыка и классика часто встречаются друг с другом. «Джаз, поп, рок и другие альтернативные стили сделали гитару узнаваемой и любимой всеми. Этот музыкальный инструмент известен во всех странах и с каждым днем почитателей гитарной музыки становится больше. В музыкальном мире возможны любые коллаборации, и это здорово», — говорит Шэрон.

Разумеется, в гитарной индустрии есть проблемы, есть сложные задачи и постоянно нужны свежие идеи. Продажи растут, но нужно хорошо работать, чтобы удерживать покупателей. «Нужно постоянно работать над инструментами, улучшая их. — объясняет Юшкевич. — Нынешняя молодежь очень разная. Они думают по-разному, их предпочтения отличаются. Нам же приходится работать сразу для всех, набирая новых клиентов и угождая тем, кто уже с нами».

Как видите, дела идут неплохо. Компании держатся. Долг Fender составляет менее 100 млн долларов, а Gibson продает по 170 000 гитар в год в 80 странах мира. Есть от чего отталкиваться и куда двигаться.

Оригинал: Guitars Are Getting More Popular. So Why Do We Think They're Dying?