Да, в кинотеатрах «Соник» (Sonic The Movie) вышел еще в феврале, но сейчас уже появляется на стриминговых сервисах, поэтому почему бы про него не рассказать? Такая простая и добрая история отлично подойдет для того, чтобы поднять настроение и, может, немножко снять беспокойство.

У фильмов по видеоиграм судьба обычно печальная. Сюжет перекраивают во что-то невообразимо иное, персонажей делают еще более клишированными и дубовыми, зрителей пытаются завлечь в кино названием известной франшизы и яркой графикой, но в итоге и от франшизы обычно ничего не остается, и графика блистает только в паре крупнейших батальных сцен, уже показанных в трейлере. Наиболее ярким исключением до недавнего времени был «Детектив Пикачу» — он стал самым кассовым фильмом по видеоигре, причем он достаточно точно следовал сюжету той игры, на которой основан, и, что самое главное, отлично вписал несуществующих в реальности животных в похожий на наш, но абсолютно искусственный мир, отчего картинка выглядела цельной.

А «Соник в кино» по сборам обошел «Детектива Пикачу» — и не только из-за того, что больше смотреть было нечего: огромную для фильма по видеоигре кассу он собрал уже в первую неделю. И это на самом деле поразительно, потому что, например, в отличие от того же «Пикачу» здесь нет мастерски выстроенного ненастоящего города с супер-крутой графикой, нет Райана Рейнольдса на озвучке, и даже мех не настолько шикарно сэмулирован. «Соник» далек от своей оригинальной видеоигровой истории, потому что построен не по конкретной игре, а по всей франшизе. Он был в производственном аду, менял студии, режиссеров, сценаристов, сам главный герой менял дизайн после разверзшейся в интернете бури, а утекшие куски сюжета доверия не вызывали. В общем, фильм должен был провалиться. Но нет.

У меня с синим ежиком особые отношения: именно с него началось мое знакомство с видеоиграми аж в 1998 году, и я не совру, сказав, что в некоторой степени Соник был со мной рядом большую часть моей жизни. Да что там, одним из первых осознанно просмотренных аниме для меня стало «Sonic OVA» на кассете с гнусавым одноголосым переводом. Поэтому фильм я ждала — и с огромным опасением. Но получилось, как ни странно, хорошо.

За время своего существования Соник успел побывать героем не только игр и аниме, но также комиксов и мультсериалов — и в каждом случае менялась история его появления, а в играх так и вовсе добавили перемещения во времени и параллельные реальности, окончательно всех запутав. В кино мелочиться не стали и тоже выдумали свою историю: это очень быстрый ежик из другого измерения-планеты, за которым охотятся какие-то злыдни, и, в стремлении спастись от них, он перебирается на нашу родную Землю, где живет около 10-15 лет один-одинешенек, прячась в лесу. В какой-то момент одиночество его настолько доканывает, что он хочет от него в прямом смысле сбежать, но не получается. Зато получается жуткий выброс энергии, который отключает электричество в округе и вызывает интерес правительства.

А дальше уже идет традиционная история о том, как человек и странное пушистое существо помогают друг другу решить проблемы. Как и в «Детективе Пикачу», здесь герои не спасают мир в целом, их задача намного более локальная, и из-за того, что нет этого грандиозного масштаба, сюжет кажется чуть более реалистичным и приземленным. Ну, насколько может быть реалистичным сюжет про путешествующего между мирами синего ежа, бегающего со сверхзвуковой скоростью.

Фильм милый. Это самое правильное прилагательное, которым его можно описать. В нем все пропитано какой-то странно-безусловной добротой, несерьезными подколками, совершенно естественным желанием найти свое место в мире. Линия с одиночеством хоть и кажется лишней для такого живчика, как Соник, но на деле позволяет показать персонажа-энерджайзера с совершенно необычной стороны, добавляя ему глубины и некоторой правдивости

Несмотря на то, что бюджет у картины небольшой, цифровые художники умудрились органично вписать Соника в настоящий мир и реалистично выстроить его взаимодействие и с людьми, и с самыми разными объектами. Да, он выделяется своей инаковостью, но в первую очередь из-за того, что он синий еж, а не из-за того, что моделька кривая. Редизайн, ушедший от жуткой псевдореалистичности в милоту, пошел ему на пользу: чем дальше от натуралистичности, тем больше свободы есть у аниматоров в отображении эмоций и движений. С одной стороны, персонаж взаимодействует с окружением в соответствии с законами физики (хотя мы все еще говорим про сверхзвукового ежика), с другой же мультяшность дизайна как раз и позволяет зрителю нормально воспринимать все его сверхспособности. Баланс соблюсти удалось.

Слева — старый дизайн, справа — новый

Джеймс Марсден в роли друга-копа чувствуется органично. Странно, конечно, сорокалетнему мужику дружить с ежом-подростком, но в жизни всякое бывает, чего уж. На его роль можно было взять практически любого современного актера, если честно, и ничего бы не изменилось, потому что его место в сюжете — донельзя банальное. Но Марсден свою работу выполнил хорошо, не выглядел идиотом, взаимодействовал с Соником достаточно живо, создавал забавные моменты — и уже за это спасибо. Но в целом история с тем, что дружба спасет мир, уже утомляет.

В фильме, что удивительно, очень много внимания уделили не только цифровым эффектам, но и практическим. Например, почти вся жуткая машинерия доктора Роботника, по крайней мере статичная — это бутафория, а не нарисованные на зеленом экране картинки. Думаю, этот момент тоже несколько связывает то, что происходит на экране, с настоящим миром.

Как же хорош Джим Керри в роли Роботника, и как же он в ней страшен. Роботников в истории франшизы было много, и их злобность варьировалась от «плохо социализированного гениального ученого» до «устроившего массовый геноцид диктатора». Роботник в исполнении Керри стремится к более жестокому краю спектра: из него вышел отличный социопат, считающий, что все живые существа, кроме него, бесполезны, нет ничего прекраснее машин, а синий ежик станет отличным источником энергии для его новых разработок, с помощью которых удастся захватить мир. И мимика, и движения, и голос — все в нем сочится презрением к человечеству, обидой, нездоровой эгоистичностью и самолюбованием. Наблюдать за ним, слушать его — одно удовольствие.

Один момент насчет слушать: дубляж отвратительный. Я редко это говорю, но здесь он действительно плох. Антон Комолов с озвучкой Соника не справился, потеряв всю его нервность, детскость, неусидчивость, сделав персонажа абсолютно плоским, а Владимир Зайцев, озвучивающий Роботника, попросту недостаточно безумен. Поэтому хорошо, что фильм доступен сейчас в цифровом варианте, где можно поставить оригинальную звуковую дорожку и русские субтитры.

Дела у SEGA со всей франшизой Соника последние лет 15 идут не очень хорошо. Фанаты разделились на несколько лагерей, требуя зачастую от компании полярно разных вещей, но на одних старичках без притока новых лиц популярность не удержать, и поэтому компания регулярно шла на эксперименты, которые далеко не всегда были удачными. Я прекрасно понимаю, что с выпуском этого фильма SEGA и Paramount пытались усидеть на двух стульях: и новых фанатов франшизы заиметь, и разные категории старых не сильно разочаровать. Поэтому история самого ежа не коррелирует с тем, что происходило в играх, но при этом для фанатов по всему фильму рассыпаны мелкие факты и пасхалки, греющие душу. Единственное, чего я не могу простить — это того, что изменили звук звона колечек. Это святое, с этим нельзя шутить.

Но в итоге у них получился очень добрый и милый фильм. Детский? Не совсем, дети часть особенно злобных шуток Роботника попросту не поймут, хотя именно для них, кажется, добавили разок туалетного юмора, да и вся линия со спасающей все и вся дружбой тоже на них рассчитана. Но фильм отлично подходит для ненапряжного домашнего просмотра в такой непростой период, когда каждая новость все более печальная и гнетущая, чем предыдущая. Дополнительно, кстати, поднимает настроение и цветовая гамма — темных сцен практически нет, светит солнышко, шуршат зеленой листвой деревья, голубеет небо. Лепота.

И да пребудут с нами милота и доброта.